Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 305

от 30.01.2005 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Русские юродивые. Вып. 5 (последний).



Рождение и перетекание сюжетов в житиях юродивых можно проследить на одном примере. Во время опричного похода на Новгород и Псков Никола Святой встретил царя на въезде в Псков. Он всячески поносил и обличал царя, если тот осмелится проводить репрессии в городе. Среди прочих обличений он называл царя кровопийцей и пожирателем христианского мяса.

Через 19 лет Флетчер записал сюжет, по которому царь пожаловал Николу каким-то подарком, а юродивый послал в ответ царю кусок сырого мяса. Царь удивился, так как был пост, а Никола разгадал ему загадку:

"Да разве Ивашка думает... что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха съесть столько людей, сколько он уже съел?"



Чуть позже этот эпизод вошел и в житие Василия Блаженного. Там он тоже приурочен к походу на Новгород. Василий будто бы позвал царя в убогий вертеп под волховским мостом и предложил своему гостю
"скляницу крови и часть сырого мяса".



Иногда юродивый перед сильным миром сего мог разыграть целый спектакль. Исаак Масса в своих записках приводит следующий эпизод. Когда по Москве разнеслась весть о первом самозванце, Борис Годунов посетил юродивую Елену, которая жила с еще несколькими богаделками в землянке возле какой-то часовни. Елена молча положила перед ним короткое четырехугольное бревно и велела окадить его ладаном.

Это загадка без слов, однако, многоплановая.
Во-первых, короткое четырехугольное бревно символизировало колоду, гроб, т.к. до Петра на Руси были только долбленые гробы. Так что юродивая предрекала Борису кончину.
Во-вторых, она указывала на скорую смерть царя. Дело в том, что колода встречается в загадках о времени, где она означает год, например, такая:

"Лежит колода, на ней дорога, пятьдесят сучков, да триста листьев".



Еще дальше отклоняясь от темы разговора, хочу заметить, что иностранцы почти всегда были не очень высокого мнения о жизни в России. Архидиакон Павел Алеппский в середине XVII века посетил Москву. Вот его впечатления:
"Сведущие люди говорили нам, что если кто желает сократить свою жизнь на пятнадцать лет, пусть едет в страну московитов и живет среди них как подвижник... Он должен упразднить шутки, смех и развязность... ибо московиты... подсматривают за всеми, сюда приезжающими, нощно и денно, сквозь дверные щели, наблюдая, упражняются ли они непрестанно в смирении, молчании, посте или молитве, или же пьянствуют, забавляются игрой, шутят, насмехаются или бранятся... Как только заметят со стороны кого-либо большой или малый проступок, того немедленно ссылают в страну мрака, отправляя туда вместе с преступниками... ссылают в страны Сибири... удаленные на расстояние целых трех с половиною лет, где море-океан, и где нет уже населенных мест".



Но вернемся все же к нашим юродивым.



Почему же люди столетиями относилась к юродивым если не с презрением, то, как минимум, с насмешками? Ведь через всю их жизнь проходят мотивы
"биения, и укорения, и пхания от невеглас".
Дело в том, что хотя юродивые и стояли в одном ряду со столпниками, пустынниками и затворниками, но жизнь последних в глазах людей выглядела благочестивой. Это, конечно, не порука святости, которая может быть установлена только после смерти, если Бог почтит подвижника посмертными чудесами и исцелениями.

А о юродивом до самой смерти ничего определенного сказать нельзя, может, он лжеюродивый, а тогда с ним и обращаются так, как устюжские нищие с Прокопием:

"Иди ты да умри, лживый юроде, зде бо от тебе несть нам спасения!"



Церковные власти в XVII веке стали издавать постановления против бесчинств и злоупотреблений в церквах, в том числе и против лжеюродивых. Это давало возможность властям объявлять неугодного обличителя лжеюродивым, а тогда он уже лишался неприкосновенности, и с ним можно было делать, что угодно. Простые же люди понимали противопоставление юродивых и лжеюродивых, но они были не в состоянии отличить одного от другого.



Но наибольшее внимание, как современников, так и историков, привлекала обличительная функция юродства. Это настоятельно подчеркивали агиографы в своих сочинениях, это отмечали и иностранцы, посещавшие Россию. Так Дж. Флетчер писал:
"Их считают пророками и весьма святыми мужами, почему и дозволяют им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограничения, хотя бы даже о самом Боге. Если такой человек явно упрекает кого-нибудь в чем бы то ни было, то ему ничего не возражают, а только говорят, что заслужили это по грехам...
В настоящее время, кроме других, есть один в Москве, который ходит голый по улицам и восстанавливает всех против правительства, особенно же против Годуновых, которых почитают притеснителями всего государства...
Блаженных народ очень любит, ибо они, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет".



Но эта безнаказанность юродивых часто бывала мнимой. Часто положение юродивых после обличения сильных мира сего становилось весьма опасным. Тот же Флетчер отмечал, что в царствование Ивана Грозного власти тайно разделались с несколькими юродивыми.



И в первые годы раскола было казнено несколько юродивых, защищавших старую веру. Но поскольку практически все юродивые сплотились с лидерами староверов, то начались массовые гонения на юродивых и всяческие притеснения. Очень много свидетельств тому можно найти, например, у протопопа Аввакума. Кроме того, с появлением раскольников, которые сконцентрировали в своих руках функции обличения и протеста, значительно обесценилась исключительность юродивых. Так что юродивые оказывались как бы не при деле.



Но при Никоне и Алексее Михайловиче православная церковь при преследовании юродивых больше использовала обвинения в лжеюродстве, опасаясь нанести прямой удар по этому древнему институту. Такой удар осмелился нанести только Петр I после перехода к синодальному управлению церковью. При этом он не посягал на память канонизированных юродивых, но все современные юродивые были объявлены "притворно беснующимися". Теперь они подлежали простому светскому суду, а не церковному. Например, в одном из постановлений 1716 года есть такой пункт:
"Паки обещаваюся притворных беснующих, в колтунах, босых и в рубашках ходящих, не точию наказывать, но и градскому суду отсылать".
Видно, что стали наказывать не только за речи, но уже и за внешность, за юродский облик. В 1737 году Синод подтвердил подобные распоряжения.



Подобные репрессии были слишком медлительными и не всегда достигали цели, а юродство оказалось очень живучим. Тогда в конце правления Анны Иоанновны было издано постановление о внесудебном преследовании "ханжей", как теперь стали называть юродивых. Приношу извинения за слишком пространный фрагмент из этого постановления, но его текст лучше любых комментариев обрисует существовавшую в то время ситуацию:
"Ея Императорскому Величеству известно учинилось, что обретаются в Новегороде некакие два человека ханжей, которые как летом, так и зимою живут не в домах, но в шалашах при городовой стене и прочих тому подобных местех, являя себя простому народу святыми...
Ея Императорское Величество указала: оных ханжей тайным образом взять и без всякаго истязания и наказания послать в разные монастыри... и чтоб в монастыре в рубашках и босые не ходили, но одеты бы были обыкновенно. А впредь ежели где в епархиях такие соблазнители ханжи являться будут и буде они в престарелых летах, то их по тому ж отсылать в монастыри, мужеск пол в мужеские, а женск в девичий. Ежели будут молодые люди, то их ловить и отдавать в солдаты... а молодых и девок, скитающихся по миру... отсылать и отдавать помещикам, а если будут разночинцы, из купечества и прочих чинов, тех отдавать родственникам и свойственникам с подпискою, что им впредь по улицам не скитаться. А буде родственников нет, то отдавать гражданам и поселянам с подпискою, чтоб их кормили обществом. А по возрасте определять их в работу".
Комментарии, по-моему, излишни.



Но изживался институт юродства долго и медленно. Юродивые были вынуждены уйти с улиц и площадей, но еще долго они находили себе приют у знатных дам, даже на самом верху, особенно если те симпатизировали староверам.



Мы ясно видим, что Анна Иоанновна всячески преследовала юродивых, а в то же время ее мать, Прасковья Федоровна, всячески им симпатизировала. Об этом ясно свидетельствует историк В.Н. Татищев, который состоял в кровном родстве с Анной Иоанновной: [по матери Прасковья Фёдоровна была внучкой боярина М.Ю. Татищева]:
"Двор царицы Прасковьи Федоровны от набожности был госпиталь на уродов, юродов, ханжей и шалунов. Междо многими такими был знатен Тимофей Архипович, сумазбродной подъячей, котораго за святого и пророка суеверцы почитали... Как я отъезжал 1722-го другой раз в Сибирь к горным заводам и приехал к царице просчение принять, она, жалуя меня, спросила онаго шалуна, скоро ли я возрасчусь. Он, как меня не любил за то, что я не был суеверен и руки его не целовал, сказал:
"Он руды много накопает, да и самого закопают".
Далее Татищев высмеивает этого юродивого за несбывшиеся пророчества, в том числе о том, что царевна Анна (Иоанновна) будет монахиней Анфисой, и проч.

Из этого описания видно, что сценарий юродства после ухода с улиц почти не изменился: также принято целовать юродивому руку, юродивый по-прежнему пророчествует в рифму и также "шалует".



Уйдя в подполье, юродство изживалось очень медленно, несмотря на различные указы и репрессии. Существуют свидетельства о существовании таких юродивых при домах знатных людей (обычно их жен) вплоть до конца XIX века. Точку в истории юродства сумело поставить только ВЧК.



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.story.abhoc
Отписаться

В избранное