"Я сверхъестественнен - поскольку Человек.
Я - Бог другой. Я - мальчик из народа.
Другой господь. Я - новая природа,
Я - новый царь планеты голубой." Автор неизвестен
На сайте сейчас находится 1679 историй жизни + 38 биографий
"По моему мнению человек бывает сильным,
когда становится одинок. В толпе же индивидуум
обречен жить мнением толпы...
А лучшие мысли все-таки рождаются в
одиночестве." Валентин Пикуль
Новости
2001.10.9 Квентин Тарантино: новый проект со звездами Азии... Подробнее
2001.10.10 Лидер чеченских боевиков Хаттаб, в очередной раз, "тяжело ранен"... Подробнее
2001.10.10 Талибы казнили французского журналиста... Подробнее
События
1366 Король Сицилии Фредерик III запрещает украшения в синагогах.
1492 Колумб достигает острова Сан Сальвадор на Багамах и открывает Америку, хотя считает, что достиг берегов Индии.
1915 Теодор Рузвельт критикует граждан США с двойным гражданством.
1956 Marga Klomp становится первой в Нидерландах женщиной-министром.
1957 Убийство Льва Ребета, главного теоретика украинского национализма Богданом Сташинским.
1986 Королева Великобритании Елизавета II начинает первый в истории правящей британской монархии недельный визит в Китай.
1991 Свадьба Стивена Спилберга (Steven Spielberg) и Kate Capshaw. Более...
Интересные факты
Когда Сократ взял чашу с цикутой, один из учеников его воскликнул;
Ты умираешь невинным!
Разве ты хочешь, чтобы я умер виноватым? - возразил Сократ.
Более...
Родились
Скончались
Дмитрий Донской, Эдуард VI, Ролан Быков, Лучано Паваротти, Ричард Парфитт
Более...
Имя петербургского пианиста Григория Соколова настолько высоко ценится любителями музыки, что каждый из его редких концертов в родном городе становится грандиозным событием - уже на подступах к Филармонии собираются такие толпы, что страшно, как зал сможет всех вместить? Действительно, чуть ли не на люстрах висят. Обычно Соколов играет в Большом зале только раз или два в сезон, чаще всего - сольные концерты. На этот раз выступал с Академическим оркестром и израильским дирижером Моше Ацмоном.
Звучал Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского. Откровенно сказать, выбор произведения меня разочаровал, уж очень "заиграна" музыка, никак не избавиться от стереотипов советских времен: под эти жизнеутверждающие звуки в кадрах кинохроники колосились необозримые поля колхозной пшеницы или дымили домны. Но на концерте услышала музыку такой красоты и трагизма, что слезы выступили. Такого Первого концерта я не знала...
Рояль
- Григорий Липманович, говорят, вам как исполнителю приходится прилагать героические усилия, потому что рояль Большого зала - в неудовлетворительном состоянии?
- Качество роялей Филармонии неважное. Этот инструмент производит впечатление массивного и стабильного, но он чуткий и чувствительный, как ребенок. Ему нужна температура - 20-21 градус тепла, и 45-55 процентов влажности. Температура может быть и больше - 25 градусов, но стабильная, потому что рояль привыкает, катаклизмы ему противопоказаны. Кроме того, чтобы быть в форме, он, как любой механизм, должен работать, а не бездействовать. Ну у наших-то этой проблемы нет, нагрузка колоссальная. Но в зале холодно, а когда-то в Филармонии была своя котельная.
А вообще мало в мире залов, где, как у нас, сцена такая большая, что в боковых пространствах свободно размещаются три рояля. А раньше их было даже четыре. На Западе делают так: рояль на лифте опускается вниз под сцену, в помещение со всеми необходимыми условиями. Или же залы арендуют инструмент, а уж у хозяев он хранится в идеальных условиях.
- Скрипачи гордятся старинными скрипками, а какое значение имеет возраст рояля?
- В Филармонии я играл на рояле 1990 года, ему 11 лет. Это почтенный возраст, но он еще может долго прослужить. У инструмента тоже есть судьба, ему можно помочь продлить жизнь, но можно его и убить. Мне кажется, только лет пяти "от роду" рояль начинает по-настоящему звучать, с фабрики ведь привозят "кусочек мебели", трудно понять, что из него будет. Есть "вундеркинды", которые уже через 2-3 года начинают хорошо звучать.
У меня был экстремальный случай, когда играл на 100-летнем рояле, нехорошем, а несколько концертов дал на инструменте, которому было около 50 лет. Это невероятно много, но я с удивлением обнаружил, что он держал строй. Конечно, от меня потребовались героические усилия.
Настройщик
- Значит, идеальный инструмент - редкость? Как же вы добиваетесь такого фантастического звучания?
- Пианист очень много может сделать руками. И, как мне кажется, хороший музыкант должен сыграть так, чтобы в зале не заметили несовершенство инструмента.
Важно перед концертом понять, что это за рояль. Я должен сыграть практически всю программу, потому что вдруг подведет звук, который и встретится-то только один раз. Или, допустим, за весь концерт мне раз потребуется третья средняя педаль. В каком она виде? Нужно чтобы на репетиции рядом был настройщик, то, что заметит исполнитель, настройщик не заметит, и то, что может сделать с роялем настройщик, исполнитель-не сможет.
Дирижер
- Вы сами выбираете дирижера?
- Бывают случаи, когда сам могу предложить, как Моше Ацмона. Или могу отказаться, за все время было, по-моему, пять дирижеров, с которыми категорически не хотел играть. Дирижер - это довольно странная, немножко управленческая профессия. Не все дирижеры любят музыку! А аккомпанировать солисту - особый талант, научить этому невозможно. Года два-три назад я принял решение играть только с теми, кого знаю. Не хочу больше сюрпризов. Такие концерты, когда играю, стиснув зубы, не на здоровье. Хотя вообще концерт, я убежден, это усталость, которая идет во благо, это приток энергии, источник которой трудно понять, но он есть. Бывает все против тебя - летел двое суток, задерживался рейс, устал - по логике вещей должен играть хуже, а играешь лучше.
Концерт
- Я всегда замираю вместе с исполнителем в тот момент, когда пальцы его вот-вот коснутся инструмента. Каково ваше внутреннее ощущение - как в воду ныряешь?
- Не думаю, что у кого-то из исполнителей день концерта - обычный и музыкант начинает сосредотачиваться, лишь выйдя на сцену. Для меня и сам день концерта особый, и начинается все очень задолго. Попробую так объяснить: вот меня иногда спрашивают, каково ощущение после концерта? А у меня это не "после", а уже "перед" следующим. Таков гастрольный образ жизни. На сцену выхожу сконцентрированным и пережидаю лишь шум в зале.
Во время игры исполнитель слышит себя со стороны, это очень важно, иначе он профнепригоден.
Отдых
- То, чем я занимаюсь, это не профессия, а часть жизни. Значит, отдыха от части жизни быть не может. День или даже два могу не играть, но не больше. Когда возникает пауза между концертами, хоть в это время и учу новый материал, все равно существование кажется каким-то непонятным.
- На сколько лет вперед расписаны гастроли?
- Вот сейчас в Филармонии мы определяли планы на 2002 и 2003 годы. А некоторые оркестры планируют еще дальше - до 2006-го! Я должен вписываться, но на самом деле такие прогнозы безумно пугают. Вот текущий сезон хорошо себе представляю.
Слава
- Что такое для вас слава?
- Смотря что вы понимаете под этим словом...
- Ну вот свежий пример - как у народного любимца Баскова.
- Выключьте, пожалуйста, диктофон. Извините, а кто это? (Выслушав объяснения.) Известность я понимаю совсем по-другому. Если исполнителя не знают зарубежные импресарио, Филармонии - его не приглашают. Во всех других смыслах "известность" для меня ничего не значит. Искусство связано с внутренним миром, очень мало с внешним. Бывает, вроде бы есть все условия для расцвета культуры, а ничего не появляется. Или наоборот, кошмар совершеннейший, вдруг какая-то вспышка невероятная, появляется целая плеяда замечательных художников. На человека, занимающегося искусством, внешнее, в том числе и слава, или никак не влияет, или минимальным образом.