Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин Времени

  Все выпуски  

А вот повесть <<ОРАНЖЕВЫЙ ПОРТРЕТ С КРАПИНКАМИ>> (1985) действительно можно считать не только восьмым произведением цикла В.Крапивина <<В глубине Великого Кристалла>>, а даже НАЧАЛОМ этого цикла повестей. Поэтому мы и решили обратить внимание читателя на данное произведение.


Если

ВЛАСТЕЛИН ВРЕМЕНИ - 20 (550).

Хроники разумной жизни

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=3

Контакты: zovuzovu@narod.ru, или zovu_pochta@list.ru

Выпуск посвящен выходу в свет октябрьского номера эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

В нашей рассылке вся информация о свежих материалах, анонсы новых номеров журнала "ЗОВУ РИТМ" (подробности по журналу см. здесь: http://zovu.zovu.ru) , а также новости пяти проектов (сайтов) Пресс-центра ЗоВУ!

 

ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ КРАПИВИНА

 

- Главное – найти… От Круга начинается Дорога. С большой буквы…
- Ты имеешь в виду теорию Великого Кристалла?..
- …У Дороги масса загадочных свойств… Она спасает от всяких бед…
(В.Крапивин. Ампула Грина. Роман о песчинках Времени. 2006)

 

В этом месяце, 14 октября 2020 года, Владиславу Крапивину исполнилось бы 82 года. Он немного не дожил до очередного дня рождения. Ушел 1 сентября. Но он такого масштаба личность и деятель, что о нем нельзя не говорить.

Поэтому октябрьский выпуск мы посвящаем В.Крапивину.

Несмотря на то, что Владислава Крапивина считали «детским писателем» - мол, как же иначе, раз пишет о детях и для детей, - в эти заданные рамки он не вписывался никогда – ни когда писал «реалистические» произведения, ни когда писал «фантастику». Ни даже когда он про себя говорил, что ему «всегда двенадцать» лет, ни когда говорил, что пишет для «детей младшего, среднего, старшего и... пенсионного возраста». Видимо, детская живость и непосредственность позволила ему уберечь душу от соблазнов и опасностей технократического мира и смотреть на все детскими незамутненными глазами.

Основываясь на плодах его почти 60-летнего литературного творчества и свыше 200 разных изданий его книг за это время, вернее будет сказать, что В.Крапивин мыслил не просто глобально, в планетарных масштабах, а мыслил во вселенских масштабах ЖИЗНИ … ... ...

( читать полный текст можно в журнале "ЗОВУ РИТМ" за октябрь 2020 http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=358 или на сайте по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1682 )

Видеоанонс всех номеров доступен на стр. http://zovu.zovu.ru (или http://zovu.ru/index.php?dn=photos&to=image&id=569, или http://zovuobraz.ru )

 

Анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" (октябрь 2020):

( скачайте сразу весь журнал на сайте http://zovu.zovu.ru)

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 608) - ВЛАДИСЛАВ КРАПИВИН

- «...Мир Великого Кристалла - это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином...»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 550) - ВОСЬМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЦИКЛА «В ГЛУБИНЕ ВЕЛИКОГО КРИСТАЛЛА»

- «...Дети могут воевать с взрослыми. Взрослые тоже воюют с детьми, они одичали. Но дети не воюют с детьми ни на одной планете - они еще не посходили с ума! Владислав Крапивин...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 489) - МАГИЯ В МИРАХ КРАПИВИНА

- «...Заключительный урок вёл лично Командор Дороги Владислав Петрович Крапивин. Он внимательно посмотрел на восторженно блестящие глаза учеников, и в его ответном взгляде недвусмысленно читалось...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 479) - РУССКАЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МАТРИЦА (Из курса русского языка как родного)

- «...На самом деле в жизни все достаточно просто. Надо лишь заниматься самосовершенствованием, от языкознания и вплоть до йоги, оздоровляться во всех смыслах, и смотреть на мир целостно, включая и энергетику человеческого организма, и энергетику Живой Речи. И тогда никаких излишних затрат...»

 

Внимание! ПОЛНЫЙ АНОНС ОКТЯБРЬского номера журнала "ЗОВУ РИТМ" можно посмотреть по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=358 (там же можно скачать и журнал), а еще можно скачать СЕНТЯБРЬский номер по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=356 .

 

Постоянный адрес полного текста публикации в окружении тематически близких материалов см. по ссылке:

 

!?! По страницам свободно распространяемого электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

Есть две причины, почему мы предлагаем следующий текст.

Первая, потому что мы с марта по сентябрь семь месяцев подряд давали обозрение повестей Владислава Крапивина из цикла «В глубине Великого Кристалла». А в предлагаемом тексте речь пойдет о повести, которая, на наш взгляд, является восьмой частью этого цикла, а по хронологии создания – даже началом этого цикла повестей.

Вторая причина простая. У повести в этом году юбилей! Повесть В.Крапивина «Оранжевый портрет с крапинками» создана ровно 35 лет назад, в 1985 году.

От редакции

 

 

ВОСЬМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЦИКЛА "В ГЛУБИНЕ ВЕЛИКОГО КРИСТАЛЛА"

 

В этом тексте нами движет желание заинтересовать читателя, чтобы вы извлекли пользу из рекомендуемых произведений. Поэтому этот текст носит лишь ознакомительный характер и почти полностью состоит из цитат, кроме наших небольших комментариев.

Итак, сначала из литературной критики общая оценка цикла произведений В.Крапивина «В глубине Великого Кристалла»:

***

«…Единая модель типа Кристалла - весьма удобное изобретение писателя. Теперь его, очевидно, не сковывают формальные рамки "правдоподобности" происходящего… Однако в этой космогонической определённости, в этой завершённости и кроется потенциальная ловушка, "волчья яма", в которую может попасть писатель; создав такую исчерпывающую модель, он становится её пленником… Цикл о Кристалле принципиально не может быть закончен. Писатель обречён умножать число "освоенных" им граней Кристалла, но поскольку делает он это в своей манере и своём стиле, то он фактически умножает варианты одной и той же реальности… Самое страшное - это то, что оказавшись "вовлечённым" в описываемый мир, писатель утрачивает свою роль как активного, творческого начала этого мира, поскольку в масштабе своей собственной модели он лишь песчинка, микроб, молекула. В этом, конечно, мало приятного. Налицо существенный кризис. И этот кризис блестяще описан В.Крапивиным в повести "Лоцман"… "Лоцман" имеет странноватый подзаголовок: "Хроника неоконченного путешествия". И это не случайно. Это путешествие и не может быть закончено, так как бесконечно число граней Кристалла. Так что писатель Решилов, хочет он того или нет, будет вечным пленником собственного творения, поскольку главное его достоинство - глобальность и всеохватность модели - есть одновременно и главный недостаток - ограничение свободы творчества некоторыми рамками.

Однако всё это относится к Решилову. А что же В.Крапивин? Создав космогоническую модель (Великий Кристалл), он оказался в ловушке. И чтобы выбраться из неё (полностью, а не частично), он придумал и осуществил хитроумнейший план. Собственно, повесть "Лоцман" и есть блестящее исполнение его плана. Она играет в цикле особую, важнейшую роль - это и есть завершение. Парадокс! Цикл, как я показал, не мог быть завершён, но всё-таки он завершён. Решение проблемы просто и изящно. Крапивин в "Лоцмане" не просто описывает кризисную ситуацию, в которую он сам попал; в том-то всё и дело, что он описывает не свой кризис, но кризис писателя Решилова. Это не Крапивин попал в ловушку, а Решилов. Парадоксальным образом писатель резко меняет точку зрения. И вместе с ним её должен изменить и читатель: все предыдущие повести цикла оказываются как бы "вложенными" в "Лоцман", это "творения" Решилова, а не В.Крапивина. Это он, Решилов, построив модель Вселенной, парадоксальным образом оказался в неё втянут. Крапивин всё это только описал, оставаясь опять таки вне любых схем и построений и сохраняя бесконечные возможности для творчества. Несколько упрощая, можно сказать, что Крапивин подставил в ловушку вместо себя Решилова. Последний, таким образом, такая же жертва, как и Гелька Травушкин. Пожертвовать жизнью последнего потребовалось, как мы помним, чтобы закончить роман, а "пожертвовать" Решиловым - чтобы закончить принципиально нескончаемый цикл…

(Евгений САВИН. В плену Великого Кристалла. 1995 – см. весь текст: http://www.rusf.ru/vk)

***

Да, основной цикл произведений «В глубине Великого Кристалла» состоит из семи повестей: «Выстрел с монитора» (1988), «Гуси, гуси, га-га-га...» (1988), «Застава на Якорном поле» (1988), «Крик петуха» (1988), «Белый шарик матроса Вильсона» (1989), «Сказки о рыбаках и рыбках» (1991) и «Лоцман» (1990).

Правда, так или иначе, Великого Кристалла касаются еще несколько последующих произведений, вроде: «Кораблики (Помоги мне в пути...)» (1993), «Взрыв Генерального штаба» (1996), «Синий треугольник» (2001) и «Топот шахматных лошадок» (2005), но в основной цикл сюжетно они, созданные ПОСЛЕ, уже не входят.

Как и отмечает критик Е.Савин в своей статье, цикл логически завершается повестью «Лоцман». И мы с ним согласны.
Есть, по мнению некоторых исследователей, у цикла о Великом Кристалле своеобразная ПРЕДЫСТОРИЯ, т.е. произведения, созданные В.Крапивиным раньше основного цикла. К ним относят такие произведения, как: «В ночь большого прилива» (1969–1977), «Голубятня на жёлтой поляне» (1982–1983) и «Оранжевый портрет с крапинками» (1985). Однако, на наш взгляд, первые два достаточно далеки от основного содержания цикла, и целесообразно их считать самостоятельными произведениями.

А вот повесть «ОРАНЖЕВЫЙ ПОРТРЕТ С КРАПИНКАМИ» (1985) действительно можно считать не только восьмым произведением цикла В.Крапивина «В глубине Великого Кристалла», а даже НАЧАЛОМ этого цикла повестей. Поэтому мы и решили обратить внимание читателя на данное произведение. В сети интернет эту повесть обычно сопровождают такой краткой аннотацией:

«История студентки-практикантки, подружившейся с марсианином».

А есть краткие пересказы содержания, вроде такого, какой чаще встречается на разных сайтах:

«Студентка Юля приезжает в небольшой городок на практику. Совершенно случайно она встречается с мальчиком Фаддейкой. Очень быстро они становятся хорошими друзьями, хотя, кажется, что может быть общего у девятнадцатилетней девушки и одиннадцатилетнего мальчишки. Помимо того, что Фаддейка - озорник, который все время ищет приключений себе на голову, он еще и большой фантазер. Однажды он рассказывает Юле странную историю о том, что на Марсе живут люди. Между двумя самыми многочисленными марсианскими племенами иттов и тауринов идет бесконечная война. Все любят сказки, но сказка ли это? У Фаддейки «дурацкий» характер. Он не может остаться в стороне, когда с кем-то происходит беда, он чувствует чужую боль как свою, чувствует свою связь со всеми людьми. Поэтому пятиклассник Фаддей Сеткин идет ставить прививку вместо своего одноклассника (который ужасно боится уколов), поэтому сет иттов Фа Дейк помогает бежать пленному мальчику-таурину…»

Но это неполноценный пересказ, а мы не будем пересказывать повесть. Считаем, лучше всего прочитать лично. Тем более, такое чтение подойдет для любого возраста. Ведь и сам Владислав Крапивин признавался, что он пишет для «детей младшего, среднего, старшего и... пенсионного возраста»!

Мы будем только цитировать заинтересовавшие места.

А еще о главном герое повести в отзывах сказано вот что:

«Фаддейка Сеткин рассказывает о том, что на Марсе есть такая примета: если человек кого-нибудь предал, от него уходит любимый конь. Ещё он рассказывает, что был юнгой у Беллинсгаузена на шлюпе "Восток" и что недавно провёл ночь на колокольне над городом, а на рассвете кричал петухом. Правда ли его рассказы, так похожие на сказку, или самые настоящие сказки, пусть каждый решает сам. Только не забывайте, что мальчики могут многое…»

Как видите, зёрна будущего цикла повестей о Великом Кристалле брошены были еще в 1985 году увесистые, загадочные и заманчивые!

Итак... ... ..

(См. продолжение в октябрьском номере "ЗОВУ РИТМ" 2020)

 

 

Литература

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО:

1. Центр Сказки. - РИТМ. Екатеринбург. 2015г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=277 бесплатно)

2. XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 1. - РИТМ. Екатеринбург. 2005г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=255 бесплатно)

3. XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 4. " Карта и компас" для переходного периода. - РИТМ. Екатеринбург. 2016г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=293 бесплатно)

 

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах без разрешения является нарушением авторских прав!!!

 

Справочная информация по уровням вещания и практика:


см. начало в предыдущем выпуске: ...

4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=17), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://zovu.zovu.ru), газета "Золотые Врата Урала" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=16) , 47 брошюр (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=19) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=18). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz .
5) Выставка-магазин "У Золотых ворот" (здесь можно выбрать и заказать литературу Команды ЗоВУ и РИТМ): http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=2!

Наши сайты ждут вас: 1) Золотые Врата Урала - http://zovu.ru, 2) Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) - http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8. 3) Зову Образ Лада - http://zovuobraz.ru. 4) ШУТ-КИ.НЕТ - http://shut-ki.net , 5) Журнал "ЗОВУ РИТМ" (скачать) - http://zovu.zovu.ru,

До следующих встреч! Наша почта: zovuzovu@narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2020.

* * *


В избранное