Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин Времени

  Все выпуски  

Властелин Времени 'ПЛАТОН НАМ ДРУГ?' ИЛИ ЕСТЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ


ВЛАСТЕЛИН ВРЕМЕНИ-4. - 21 (312).

Хроники разумной жизни

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://www.ritm.zovu.ru

Центр в Екатеринбурге: zovuritm@narod.ru, тел. +79222967135 (с 12.00 до 18.00 по московскому времени), тел. (343) 350-74-97 (Алексей Иванович), zovu_pochta@list.ru,

Представительство в Москве (эл.адрес: alex0504@hotbox.ru. Конт.тел. (985) 761-4902, Алексей Басов),
Представительство в Санкт-Петербурге (эл.адрес: zovu_kadr@mail.ru. Конт.тел. +79219132324, Кадрия),
Представительство в Новосибирске (эл.адрес: minax@inbox.ru . Конт.тел. 2656793, Александр Васильевич),
Представительство во Владивостоке (эл.адрес: avm2003@mail.ru. Конт.тел. 8(4232)333535 , Мазур Анатолий Викторович).

Если читаете эту рассылку, значит, верстается ноябрьский номер эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

Подписка на 2010 год и анонсы свежих номеров см.: http://www.ritm.zovu.ru/zovuritm.htm!

 

 

КАК СЛУЧИЛИСЬ КРАСОТА И ЛЮБОВЬ?!

 

Двадцать с лишним лет назад, еще до «лихих 90-х» появилось в нашей стране интересное произведение «переходного периода», своего рода критический взгляд на происходящее, на уходящую советскую эпоху и лавину нахлынувших западных ценностей. Вот лишь одна цитата из этого романа:

«Человечество… не согласится ни на какие сегодняшние жертвы ради даже завтрашнего утра… Инерция потребления и размножения будет столь массивна и велика, что и поняв, что происходит, можно будет лишь… наблюдать момент падения… И пружина уже не сожмется обратно, а растянется в проволоку и порвется – природа расползется… Это «прогрессивный паралич» земли… Ноль из человека – вот путь прогресса» (Андрей Битов. Пушкинский дом. М., 1989г.)

Изнутри переживающего кризис общества многое видится безысходно. Но как раз «природа не расползется», а разрушится разве что общество, переживающее кризис, если оно не найдет выхода.

Как раз Природа и поможет найти выход! Тем, кто в состоянии понимать Природу.

Примерно в это же время пришла к нам и книга западного автора, в которой тоже дается нелестная оценка современной ситуации с человечеством:

«В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге, он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)…» (В.Франкл. Человек в поисках смысла. М., 1990г.)

Во время глобального кризиса и тотальной дезориентации людей остается надежда на Природу и на природное здравомыслие тех, кто будет ориентироваться и опираться на естественные человеческие ценности.

Нам остается познавать и удивляться! И, разумеется, жить!

Поэтому хочется, к случаю, вспомнить и такие примечательные слова Джона Холла (XVII век):

«Если то, что мы называем Вселенной, зародилось случайно из атомов, которые неутомимы в своем вихревом движении, то как случилось, что ты прекрасна, а я влюблен»?

Правда, хорошо сказано о Вселенной и о Женщине?!

Но у женщины в России особенное место, исторически особенная роль. Это хорошо отражено в стихотворении Наума Коржавина, чьё 85-летие отметили недавно, в прошлом месяце, в стихотворении, созданном им в перекличке с Н.А.Некрасовым:

«…Столетье промчалось.
И снова,
Как в тот незапамятный год, -
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд…
Но кони – все скачут и скачут.
А избы горят и горят
»

Сказано и точно, и мудро, и торжественно…

И хочется творить и жить, жить и творить!

Б.Пастернак (ХХ век) о своем творчестве как-то говорил:

«Я описываю характеры, положения, детали, особенности с единственной высшей целью: представить действительность… как видение, движимое выбором и свободой, как определенный вариант среди других вариантов…»

Вот к этому же стремимся и мы, создавая для вас наш журнал, дорогие наши читатели! Такой у нас сегодня настрой и такое настроение!

Команда ЗоВУ (РИТМ. ЦСкА. - ноябрь 2010г.).

* * *

 

Сегодня наши рассылки представляют анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" (ноябрь 2010):

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 370) - ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ И ЛИНИЯ ЖИЗНИ

- «...Сейчас очень много информации, в которой нужно уметь ориентироваться, выбирать нужное...»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 312) - «ПЛАТОН НАМ ДРУГ?» или ЕСТЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ

- «...Платон смотрел на БЫТИЕ людей, можно сказать, глобально и многопланово, как вообще свойственно было в Древности не только посвященным...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 251) - 1) НА КАКУЮ БЫ КУЛИКОВСКУЮ БИТВУ ПРИЗВАЛ СЕРГИЙ? 2) РЕЧЬ О РОЛИ ЖЕНЩИНЫ

- «...Именно Женщина – спасительница сегодня. Именно каждая женщина должна ощутить в себе Богородицу, жертвующую собой ради того, чтобы свершилось Главное...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 238) - ГДЕ ИСКАТЬ «ПРАЯЗЫК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»? (КУЛЬТУРА ЖИВОЙ РЕЧИ: практикум и методика обучения)

- «...Не следует при исследованиях, направленных на выявление «праязыка человечества», перепутывать, как сказали бы археологи, «разные слои», более поздние с более ранними...»

 

5. Спецрассылка: "РИТМ (для второй-третьей ступени). (Выпуск 133)." - 1) УПРАВЛЯТЬ ВРЕМЕНЕМ. 2) ЭЛИТА: ИЗБРАННЫЕ ИЛИ КУКЛЫ. 3) РОДНЫЕ БОГИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. 4) ТУЧКА... и др. материалы. Полный анонс смотрите http://www.ritm.zovu.ru/zr112010.htm

Общий тираж четырех наших рассылок на 01.11.2010г. составляет 25147 экз.

 

!?! По страницам электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

Мы уделяем теме «ВРЕМЕНИ» как в окружающем мире, так и в жизни людей, их отношениях с другими, большое внимание. Наша беседа об этом с читателями продолжается уже 7 лет. Вот и сейчас сразу после публикации в прошлом номере получили отзыв Сергея О.:

«…Благодарю вас за блистательный содержанием номер журнальный! И, признаюсь, мне было чуть больно читать материал в статье «В СЕТЯХ ОЦИФРОВАННОГО "ВРЕМЕНИ"» - тема для меня дАвняя и знакОмая… реально больно в сердце от обмана ЯВного. Благодарю вас ещё раз за то, что затронули и озвучили этот вопрос!..» (27.10.2010)

Мы решили затронуть тему еще глубже. И вот каким образом.

Знаете, а Платон сегодня снова актуален! Только переведенный текст Платона, который сложно воспринимается, без толкового комментария будет не совсем понят. Нас поэтому интересовал непредвзятый взгляд на труды Платона, понимающий взгляд, т.к. обычно встречаются лишь предвзятые публикации, авторы которых судят о Платоне с «высоты» своего «прогресса». Из их суждений нельзя понять ни Платона, ни того, чего собственно хотят сами авторы. И вот нам, кажется, повезло! В этом обзоре мы воспользуемся рефератом «Платон об идеальном государстве», который написал Швец А.В. По той причине, что мы будем брать из его реферата только отдельные цитаты, отсылаем заинтересованного читателя на его сайт с полным текстом и другими его работами (http://shvetsandrey.narod.ru).

От редакции

 

"ПЛАТОН НАМ ДРУГ?" ИЛИ ЕСТЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ

 

 

Сегодня трудно сказать что-либо содержательное о ВРЕМЕНИ по той причине, что привыкшие к предельной формализации этого понятия нас могут не понять. И это не только наше мнение. Вот пример:

«…К сожалению, человечество, придумало механические часы, которые не измеряют истинное время. Они передают характер придуманного нами времени. Посмотрите: стрелка пробегает от одной точки до другой, и мы считаем это определенным временем. Это измерение пространства, а не времени. Это что-то условное. Но так как мы это приняли за истину для себя, то мы и проживаем эту истину. Но это - истина в кавычках. Настоящее время - это естественное время. И если человек знает об этом, и попробует сонастроиться с ним, осознанно, используя свое сознание, тогда он окажется гармоничным. Представьте себе Вселенную, как огромный оркестр. И в ней есть планетка Земля - это ее маленькая струна. И вот главная струна здесь фальшивит - это человечество. Оно не уяснило для себя, что оно есть и как можно звучать, чтобы не мешать оркестру, вливаться в него и тогда получать и силы целого оркестра. Тот, кто выбивается, он не только мешает другим. Целому оркестру одной маленькой струне трудно помешать. Но вот сама струна разрушается. И разрушает среду, которая ее родила. Вот так мы разрушаем Землю. Гармоничность - это сонастроенность с космическим оркестром. А мы выпадаем из состояния гармонии, чем разрушаем самих себя…» (Е.А.Белинская, исследователь майянской культуры (в статье: Е.Коваленко. Загадки календаря Майя. - http://www.fund-intent.ru) )

 

В качестве примера того, что другую эпоху нужно рассматривать на языке и логике того ВРЕМЕНИ, а не сегодняшнего, мы обратимся к непонятому проекту Платона. А в помощь, как понятный пример, возьмем материал заинтересованного автора. Нам показался подходящим для этого найденный нами реферат «Платон об идеальном государстве». Прежде всего, он интересен тем, что предлагает отличную от многих других точку зрения:

«Характерно, что почти все исследователи сходились на том, что по платоновским воззрениям скорее человек должен служить государству, чем государство человеку. И в этой работе мы попробуем доказать ошибочность этого мнения» (прим.ред.: здесь и далее цитируется реферат «Платон об идеальном государстве»).

У автора реферата свои задачи:

«…Д ля того чтобы оценить то грандиозное сооружение, каким является идеальное государство Платона, необходимо выяснить, какие задачи ставит перед собой такое общество. И потом уже, исходя из этого, изучить мнение Платона, как об идеальном государстве, так и о других типах государств...»

А нас интересует все же другое. Нас интересует живое понимание того, что мы обозначаем словом «ВРЕМЯ». Понимание сути этого слова, как показывает соответствующая литература по теме, у каждой эпохи свое собственное. И никогда еще слово «время» не было так упрощено и формализовано до «минуты» и «секунды», как сегодня, когда время понимается лишь как один из способов «измерения».

На самом деле, ВРЕМЯ – это не количество условных секунд и часов, а каждый раз определенная живая среда в своей изменчивости и динамике, причинно обусловленная совокупностью всех явлений и событий предыдущего состояния и являющаяся основанием своего собственного последующего, измененного состояния. У каждого человека свое время, у каждого общества свое время, отличающееся от других, как жизнь и судьба одного отличается от жизни и судьбы других. Поэтому люди одного времени (эпохи) могут и не понимать людей другого времени. Поэтому же, например, как в понимании Платона, так и в понимании особенностей мировосприятия его современников нужно исходить не с точки зрения того, как мы сами сегодня это представляем, чем собственно довольно часто грешат сегодняшние авторы работ о Платоне, а с точки зрения особенностей мировосприятия людей античности. ВРЕМЯ тогда чувствовалось и переживалось ИНАЧЕ, чем нами сегодня. Отсюда и непонимание того, о чем же на самом деле говорил Платон.

«Многие считают, что целью идеального общества является максимальное удовлетворение желаний каждого человека, при условии, что они не противоречат желаниям других людей. Для Платона же все эти желания и стремления не имеют никакой ценности, так как направлены на достижение тех или иных целей в материальном, то есть призрачном, мире».

Видно, что когда совокупность людей рассматривается абстрактно, вне целостной природы и вселенной, остаются в поле зрения лишь формализованные «социальные отношения» и даже представления о личности часто замыкаются лишь на «совокупности общественных отношений». Представляете, в насколько искусственном времени (иллюзорном) мы находимся, если мы со всеми нашими жизненными процессами реально пребываем в природном целом, а в нашем сознании этого и нет?! Согласно механистическим представлениям последних трех столетий, в нашем сознании сначала «социум» отчуждается от природы (рассматривается вне естественного целого всеобъемлющего мироздания), а потом в этот «социум» так же абстрактно помещается так же отчужденная от природы «личность». И получается, в результате, как жизнь с закрытыми глазами: не видя, а только воображая. Такое представление о мире сложилось не сегодня, а начало складываться уже давно. Ведь именно это пытался объяснить своим современникам тот же Платон:

«…Он уподобляет этот мир искаженным теням на одной из стенок пещеры, лицом к которой прикованы узники. По одним лишь этим теням нельзя получить представление о том, что на самом деле происходит, как в самой пещере, так и за ее пределами. Для того чтобы постичь истину, необходимо освободиться от оков и выйти наружу, навстречу божественному свету. Оковами же, по Платону, являются чувства и ощущения. Когда душа пользуется телом, - говорит он, - исследуя что-либо с помощью зрения, слуха или какого-нибудь иного чувства (ведь исследовать с помощью тела и с помощью чувства одно и то же!), тело влечет ее к вещам, непрерывно изменяющимся, и от соприкосновения с ними душа сбивается с пути, блуждает, испытывает замешательство и теряет равновесие точно пьяная…»

Еще в античности, во времена Платона, ВОСПРИЯТИЕ людей формировалось уже искаженно, не так как полагается человеку по его природной заданности. Именно это и пытался скорректировать Платон, а не «философствовал», как считается сегодня. В этом смысле Платон в полной мере практик, дающий логичные и естественные рекомендации в своем проекте «организации общества» (в работе «Государство»), а не просто философ. Надо понимать, что в античности не было столь разветвленной дифференциации наук, чтобы одни занимались только философией, а другие бы стали педагогами или психологами. В этом смысле время Платона и наше сегодняшнее время очень сильно отличаются.

Через наши сегодняшние представления, по нынешним меркам, смотреть на эпоху античности – это значит настолько криво соотносить ДВА разных времени, что одно из них нужно «опустить», чтобы как-то адекватно соотносить нестыкуемые вещи. Сегодня же, во имя оправдания современной социальной действительности, принято «опускать» (как «отсталое» и «примитивное») античное прошлое, включая и самого Платона, а превозносить (как «прогрессивное») наше современное состояние общества.

А наоборот смотреть не принято и кажется нелепым даже допущение этого: ну, мол, «как же можно признать наш мир примитивней платоновского, деградировавшим, если во времена Платона не летали самолеты и ракеты, не было компьютеров на столах и трамваев на улицах»?! Так и хочется спросить у таких что-то вроде: «а вы не пробовали сравнивать при этом людей с людьми, а не с трамваями»?

Да, не было в античности трамваев. ВРЕМЯ тогда было наполнено другим содержанием. Потому что люди были иными и были они значительно ближе к естеству, чем многие, проживающие в XXI веке. Время тогда было в восприятии людей «объемней» и «грандиозней» по масштабам, и к тому же многоплановым (допускались легко и другие «измерения», «другие миры»).

Можете ли себе представить сегодня Платона, пришедшего в какое-нибудь учреждение с его социальным проектом «Государство»? Сразу бы возник к нему ряд вопросов, типа: кто ты по специальности, какого научного звания, какой институт представляешь и т.п. А в рукописи об устройстве общества у Платона, представьте себе, рассуждения о том, что:

«…Душа, обремененная тягой к материальному, все равно будет возвращаться на землю в различных телесных оболочках. Отсюда следует вывод о том, что приблизиться к божественному можно только через правильное воспитание души... Поскольку душе предстоит освободиться от привязанности ко всему телесному, …то основной задачей идеального государства становится обеспечение умеренной и уравновешенной жизни всех граждан...»

За кого же его примут с этим? У Платона бы спросили, наверное: это у тебя что, фантастика, мистицизм или сектантство? Этот бред не то что реализовать, а даже публиковать ни одно серьезное издание не возьмется!

Настолько содержание платоновского социального проекта отличается от сегодняшней действительности и обыденной логики. Хорошо еще, если в сумасшедшие не запишут. Поэтому сегодня, видимо, Платона изучают преимущественно лишь историки философии, как забавный факт далекого прошлого.

Такова РАЗНИЦА во ВРЕМЕНАХ, разница в ВОСПРИЯТИИ мира.

Здесь нет смысла повторять характеристики современной технократической цивилизации (мы о ней раньше много уже рассказывали). Нас интересует ВРЕМЯ Платона, в которое попадает и нынешняя цивилизация, потому что, как выясняется, Платон смотрел на БЫТИЕ людей, можно сказать, глобально и многопланово, как вообще свойственно было в Древности не только посвященным.

Это только с современной формалистической точки зрения видится, будто Платон описал «набор» типов государств, какие он знал в свое время. Но на самом деле Платон дал строгую иерархию последовательности переходов одного типа государства (или общества) в другое: иерархию РАЗВИТИЯ ИЛИ ДЕГРАДАЦИИ общества, в зависимости от вектора его движения! ... ... ...

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2010г.)

 

(окончание в следующем выпуске)

 

* * *

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта Российского культурного портала "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах и использование нашего текста в коммерческих целях без письменного разрешения редакции является нарушением закона об авторском праве. !!!

Справочная информация по уровням вещания и практика:

1) Практика: мастер-класс настройки естественной саморегуляции организма и творческих способностей. см. http://zovu.ru и http://www.zovu.ru/centrskazki.htm)
2) Наши жизненные наблюдения и ориентиры - подписка на все четыре рассылки РИТМ, а не на 1/4 (http://www.zovu.ru/podpiska.htm).
3) Собрание сочинений Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ) на 6-и CD (заказ компакт-дисков "Возрождение Человека-1" и "Возрождение Человека-2", а также "Живой Русский Язык", "Живая Русская Речь", "ЗОВУ РИТМ" (полный комплект всех выпусков журнала) и "Дети и воспитание: древние традиции в современных условиях, или психология здравой педагогики": см. на
http://www.zovu.ru/cd.htm).
4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (
http://www.zovu.ru/biblio/biblio5a.htm), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://www.ritm.zovu.ru/zovuritm.htm), газета "Золотые Врата Урала", 47 брошюр (http://www.zovu.ru/biblio/biblio5b.htm) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://www.temp.zovu.ru/t6.htm). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://www.zovu.ru/biblio/biblio5.htm.
5) Третья ступень РИТМ (здесь имеется специальная закрытая рассылка): кто уже имеет любой наш второй диск из 6-и, напомните о себе: zovuritm@narod.ru с темой "третья ступень РИТМ" - и поднимем вас на третью!
6) "Международный Клуб Свободного Общения" (МКСО РИТМ): "Второкурсники РИТМа" могут давать свои заявки на вступление в этот Клуб (см. полную информацию в спецвыпусках для "второго курса" или на CD-2).

До следующих встреч! Пишите на: zovuritm@narod.ru с обязательной темой "РИТМ, Властелин времени, выпуск № ... " (в зависимости от того, к какому выпуску относится ваше письмо), чтобы письмо не потерялось среди остальной поступающей к нам почты. Ваши отзывы можете поместить также на Форуме ЗоВУ: http://forum.zovu.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2010.

* * *


В избранное