Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие в себе суперкачеств

  Все выпуски  

Развитие в себе суперкачеств


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Subscribe.Ru : Развитие в себе суперкачеств №16

Приветствую вас, дорогие подписчики!

Мы с вами подходим всё ближе и ближе к темам, которые связаны с  нашим  воображением.

Вообще,  воображение - это то орудие, овладев которым, мы овладеем  своей судьбой (конечно, же в той мере, в которой нам дозволено!) и  своим бессмертием (как в переносном, так и в прямом смыслах!).

Но в начале - подытожим прошлые уроки о памяти!

 Повторение и тренировка памяти 

 Повторение 

Абсолютно всем еще со школьных лет известно выражение: "Повторение мать учения". Давайте попробуем выяснить, что же такое повторение, почему так важна его функция, существуют ли какие-нибудь закономерности, позволяющая сделать повторение максимально рациональным процессом. И хотя целью этой книги является рассказ как раз-таки о других эффективных способах запоминания информации, нельзя отрицать тот факт, что 

повторение это мощнейший фактор запоминания, особенно если научиться повторять рационально.

Повторение как процесс имеет два аспекта: содержательный и временной. Что касается содержательного аспекта повторения, то здесь можно выделить как бы два подвида повторения. Первый это повторение механическое, или так называемая зубрежка, с помощью которой люди обычно пытаются запомнить совершенно не интересующие их вещи или то, в чем они совершенно не разбираются, то есть не понимают содержание того, что воспринимают и заучивают. Такое повторение не очень-то способствует переводу информации в долговременную память. Наверняка каждый из вас в своей жизни сталкивался с необходимостью выучить что-то такое, что абсолютно не интересно или непонятно, и единственный выход из этой ситуации, который вы видели, чисто механически зазубрить этот материал. При этом вы не раз убеждались в том, какой же это неблагодарный процесс. Сколько времени и сил он отнимает, с одной стороны, и как быстро может быть забыт материал, заученный таким способом, с другой стороны. Пустое, механическое, бессистемное повторение всегда вызывало и будет вызывать протест у человека и у его памяти, которая часто просто отказывается работать, бастует, когда ее пытаются эксплуатировать таким образом!

Второй подвид это повторение в собственном смысле, повторение содержательное или осмысленное. Содержательным можно назвать повторение тогда, когда человек, обращаясь вновь к уже однажды воспринятому и запоминавшемуся материалу, открывает в нем новые стороны, связывает заучиваемое с уже имеющимися знаниями, в том числе с какими-то новыми знаниями, приобретенными в промежутке времени между предыдущим запоминанием и теперешним повторением. Запоминая осмысленно, человек выделяет главное, отбрасывая несущественное. Повторяя содержательно, человек может применять известные ему приемы и техники запоминания, преобразовывать каким-то образом материал в субъективно более удобную форму и т.д. Материал, запоминающийся с помощью такого подвида повторения, несомненно хранится в памяти значительно дольше, поскольку он связан с другой хранящейся в памяти информацией. Благодаря различным связям существенно облегчается и убыстряется переход его из латентной памяти в актуальную. Благодаря осмысленному повторению складывается так называемая система индивидуального знания, величина или объем которой зависит не только от того, с каким количеством информации вы сталкивались, но в основном с тем, насколько осмысленным являлся процесс ее заучивания.

Повторение должно стать не только активным, но и своего рода творческим процессом. Процесс заучивания, таким образом, не определяется лишь количеством повторений. Вы и сами прекрасно знаете, что можно повторять одно и то же хоть двадцать раз и в итоге получить нулевой результат. Размышлять над содержанием заучиваемого материала, пытаться представить себе то, о чем идет речь, необходимое условие для получения хорошего результата. Одним из критериев того, что заучивание происходило осмысленно, является возможность пересказать материал своими словами и не просто близко к тексту, а так, как будто вы объясняете материал воображаемому ученику. Другой критерий того, что материал усвоен, а не зазубрен, это умение воспроизводить его с любого места, а не только "от печки", что нередко встречается при зубрежке. Если человек может повторить заученный материал только "от печки", то он оседает в его памяти как бы "мертвым грузом", поскольку невозможно использовать его составные части для связей с другой информацией (как предыдущей, так и последующей), то есть для обогащения того самого индивидуального знания, о котором мы говорили выше, и на основании которого судят об интеллекте человека. Нет пластичности, нет возможности переноса полученных знаний и опыта на другой материал, в иную ситуацию. Пластичность же, которая обеспечивается осмысленным и творческим повторением, позволяет очень быстро и в любых условиях извлекать хранящийся в памяти материал. Даже тот материал, который требуется заучить дословно (цифры, термины, определения, даты и др.) лучше не "задалбливать", а добиться точного воспроизведения, применяя специальные приемы и техники запоминания, о которых вы узнаете в следующем разделе этой книги.

 Сейчас же давайте остановимся на временном аспекте повторения, а именно на его распределении во времени. Ученые разных стран много экспериментировали, пытаясь вывести наиболее эффективную формулу повторения: как часто, в каком объеме надо повторять материал, чтобы, с одной стороны, добиться его заучивания меньшим количеством повторений, а с другой стороны, чтобы качество запоминания было максимально высоким. В результате этих исследований был выведен ряд закономерностей. Придерживаясь нижеследующих простых рекомендаций, вы сможете сделать повторение более эффективным.

Психолог Йост изучал скорость запоминания текста в зависимости от количества его прочтений. Его эксперименты показали, что если перечитывать текст несколько раз подряд, запомнится гораздо меньше, чем если его прочитать меньшее количество раз, но с некоторыми интервалами. Французский психолог Пьерон, а также многие другие исследователи памяти пытались определить оптимальный промежуток между повторениями. Большинство из них сходятся во мнении, что этот промежуток должен быть не менее 10 минут и не более 16 часов в зависимости от того, что конкретно надо запоминать. Так как наибольшее количество информации теряется сразу после запоминания (этот закон распределения забывания во времени установил еще Эббингауз), то необходимо повторять информацию сразу после ее восприятия в первые 20—30 секунд, которые являются наиболее опасными с этой точки зрения. Важно создать условия для перевода информации в долговременную память.

На самом деле то сколько раз надо повторять и как часто зависит от многих условий и индивидуально для каждого человека. Поэкспериментируйте самостоятельно и определите наиболее адекватное для себя количество повторений и промежутки времени между ними. Однако повторюсь, если отдать должное внимание самому процессу запоминания и произвести его правильно, то роль повторений можно значительно уменьшить. Я надеюсь, что освоение эффективных техник запоминания информации, о которых вы узнаете из этой книги позволит свести количество необходимых повторений к минимуму.

 

Ну а теперь, переходим  к тому  главному методу работы с памятью, с помощью которого мы и будем постепенно развивать наши необычайные способности. Этот метод - работа с воображением!

  Тренировка памяти 

 Метод ассоциаций 

Метод ассоциаций это первый и основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр.

Что же такое ассоциация? Ассоциирование это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с лыжами человека вы вспоминаете о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда вас спросят, с чем у вас связано лето, вы, скорее всего, скажете, что с солнцем. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга. Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово "красный" (иначе говоря, спросить, с каким словом ассоциируется у него слово "красный"), можно получить такие ответы: "мак", "флаг", "помидор", "черный" и др. Такие различия зависят прежде всего от индивидуального опыта каждого человека. Выше описанные ассоциации называются свободными, они уже сформированы в вашем сознании. А для овладения самим методом ассоциаций вам необходимо будет научиться создавать новые ассоциации (или связи) между любыми элементами (словами, цифрами, символами и т.п.).

На самом деле, создание ассоциаций для запоминания это целое искусство. Известный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842—1910) заметил: "Искусство хорошей памяти это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить..." И все остальные исследователи резервов человеческой памяти безоговорочно согласны с ним.

Для того, чтобы ассоциации помогали вам эффективнее, нужно прежде всего усвоить несколько правил их создания или построения.

 Правило №1
Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.

Чем банальнее и скучнее будут ваши ассоциации, тем меньше вероятность их эффективной помощи. Напротив, чем нестандартнее и даже, может быть, абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Еще лучше, если ваши ассоциации будут смешными и нелепыми. Недаром в череде сменяющихся дней мы не можем вспомнить позапрошлый вторник, но отчетливо помним праздники, дни рождения десятилетней давности, то есть все, что хоть как-то выходит из разряда обыденности. И даже среди праздников вновь и вновь обращаемся в воспоминаниях к тем, которые отличились каким-то необычным происшествием. Таково свойство нашей памяти: лучше всего запечатлять все самое яркое, необычное и волнующее. Итак, при объединении двух элементов старайтесь придумать самую невероятную и странную комбинацию, и вы убедитесь, что это повлияет на процесс запоминания самым положительным образом.

Создание ассоциаций всегда индивидуально, а потому читатель должен относиться к приводимым ниже примерам лишь как к иллюстрации, а вовсе не как к единственно возможному и правильному построению ассоциаций.

Для того, чтобы овладеть методом ассоциаций, нужно прежде всего научиться связывать между собой любые два слова, причем научиться создавать связи необычные, неожиданные, нестандартные, смешные. Попробуем, например, связать несколькими способами слово "апельсин" и слово "мыло". Очень хочется надеяться, что вы усвоили Правило № 1 и сразу откажетесь от связей, подобных этой: "Я купил апельсин и мыло". Это связь-перечисление, она легко забывается. Намного лучше, если связь будет такая: "Стал очищать апельсин, а там (вместо сочной мякоти) оказался кусок мыла". Вас не должна смущать странность или нереальность созданной вами связи ведь, как вы знаете, именно такие вещи запоминаются лучше всего. Вот другой вариант создания связи между этими словами: "Я рисую апельсин куском мыла". Связь может быть и такой: "Представляю, что откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло". Теперь придумайте еще 2—3 оригинальные связи (ассоциации) между словами "апельсин" и "мыло" сами.

 Попробуем связать между собой слова "дерево" и "телевизор". Естественно, связь "дерево показывают по телевизору" нам не подходит. Она забудется так же быстро, как и возникла. "Телевизор висит на дереве" уже лучше, но еще лучше, еще необычнее будет представить себе, что много маленьких телевизоров висят на дереве (словно листья или плоды). "Телевизор вмонтирован в ствол дерева" тоже неплохо. А вот связь: "При включении телевизора, из него начинает расти дерево", на мой взгляд, самая удачная из перечисленных. Вам станет понятнее мое мнение, когда вы ознакомитесь с остальными правилами построения ассоциаций для запоминания. Сначала построение таких связей кажется делом очень и очень странным, иногда почти бредом, но вы не должны забывать, что научиться строить такие связи просто необходимо для овладения большинством методов эффективного запоминания. Попробуйте придумать еще несколько существенно различающихся связей между словами "телевизор" и "дерево". Чем больше оригинальных связей между этими словами вы сможете создать, тем лучше. Между прочим, подобным образом тестируют творческие способности человека. Чем человек больше оригинальных и отличающихся по существу (а не "дерево вылезло сверху...", "дерево вылезло сбоку... или снизу") связей может создать, тем выше его творческий потенциал. Поэтому построение новых связей между словами полезно вдвойне.

 

Упражнение 1

Потренируйтесь самостоятельно: придумайте ассоциативные связи для слов:

СТАКАН и туфли

КАРАНДАШ и шляпа

ТЕЛЕФОН и арбуз

Для каждой пары придумайте по 3—4 связи, не забывая про Правило №1.

В Приложении вы найдете еще несколько пар слов для самостоятельной тренировки.

Еще сложнее придумывать связывать такие слова, между которыми стандартные ассоциации просто так и напрашиваются. В этих случаях надо уметь придумывать другие ассоциации, строить новые связи. Для развития памяти научиться избегать стереотипные, прочно укоренившиеся в личном опыте связи особенно важно. Важно потому, что наибольшее количество ошибок встречается именно при воспроизведении слов, между которыми сама по себе возникает стандартная логическая связь. Например, между словами "трава-цветок", "кошка-мышка" сами по себе напрашиваются такие связи: "в траве растет цветок" и, соответственно, "кошка поймала мышку". Такие связи забываются, как все обыденное. Происходит это потому, что люди доверяют такой закрепленной в опыте связи и не подходят к созданию ассоциации творчески. Особенно часто это происходит при запоминании не двух, а целой цепочки элементов.

Попробуем придумать что-нибудь новенькое для слов "подушка" и "одеяло". Это сложнее, чем для слов "апельсин" и "мыло", не правда ли? И все же для хорошего овладения методами развития памяти надо научиться уходить от привычных связей, ломать привычные стереотипы. Вот несколько примеров оригинальных связей между этими словами, "Подушка пришита (прилипла) к центру одеяла".

"Из подушки выпало перо и превратилось в одеяло".

"Подушка лопнула и превратилась в одеяло".

"Подушку одели на голову, а в одеяло завернулись".

 

Упражнение 2, 

Потренируйтесь в создании неожиданных связей между словами:

Вода и ЦВЕТОК

КОТ и молоко

Конверт и РУЧКА

Придумайте по 3—4 оригинальных связи между словами каждой пары. "

 Конечно, логичнее всего было бы связать "кот" и "молоко" так: "Кот пьет молоко", но если вы действительно хотите, чтобы метод ассоциаций приносил вам в дальнейшем максимальную пользу, то проявите побольше фантазии и придумайте что-нибудь поинтереснее. Например, хотя бы такую: "Кот плавает и молоке".

Правило №2
Представляйте ваши ассоциации визуально.

Когда ассоциация уже готова, ее нужно представить, нарисовать зрительную картинку, "оживить" сюжет, который придумали. Иначе это правило называется МЕТОДОМ ОЖИВЛЕНИЯ, Этот простой метод поможет вам закрепить в памяти рожденную связь. Постарайтесь представить свой сюжет как кадр из фильма или мультфильма. Сначала для этого вам, возможно, потребуется закрывать на некоторое время глаза, но после небольшой тренировки вы научитесь видеть картинки с открытыми глазами.

Правило №3
Преувеличивайте ваши ассоциации.

Информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле. Так, когда вам надо запомнить слово "масло", представьте себе огромную пачку масла, величиной с жилой дом; если же вы запоминаете слово "свет", то представьте ослепительно-яркий свет. А вот огромного слона в своем воображении можно приплюснуть, он станет необычным и смешным, и, следовательно, запомнится лучше.

Правило №4
Ваши ассоциации должны двигаться.

Запоминание будет еще эффективнее, если, объединяя предметы, вы заставите их двигаться, то есть совершать какие-нибудь действия. Движение поможет вам ярче и живее представить сюжет. Создавая связи между предметами заставляйте их падать, гореть, разбиваться, летать, проваливаться, взрываться, подскакивать и т.п. Постарайтесь избегать в своих сюжетах глагола "был", используйте более яркие глаголы. И чем нагляднее действие, посредством которого осуществляется переход от одного слова к другому, тем лучше результат запоминания. При усвоении длинного списка старайтесь, чтобы каждый его элемент становился как бы действующим лицом, то есть совершал действие сам, а не был только объектом воздействия предыдущего элемента списка.

 

Упражнение 3

Теперь, когда вы знакомы уже со всеми правилами составления ассоциаций, самое время потренироваться еще. Хорошо, если при составлении ассоциаций вы будете помнить про все 4 правила. Свяжите при помощи метода ассоциаций слова:

ПИДЖАК и ухо

ЛАМПОЧКА и вентилятор

МЯЧ и котлета

САЛЮТ и гриб

КРАСКА и стюардесса

БИНОКЛЬ и мочалка

РАДИО и антенна

ВЕЛОСИПЕД и мел

Если у вас возникли трудности при создании связей между словами, обратитесь за помощью к вашим знакомым, а еще лучше к детям, ведь они мастера фантазировать. Послушайте, какие связи придумают они, и постепенно вы научитесь быстро создавать необычные ассоциации, главное побольше фантазии и воображения.

Кстати, напомню, что умение связывать между собой самые разнообразные слова полезно не только для развития памяти, но и для развития творческих способностей. Поэтому не пожалейте времени и уделите этому занятию побольше внимания.

Знаменитый итальянский детский писатель Джанни Родари не только создал на базе этого весьма невинного занятия целую методику развития творческих способностей у детей, но и придумал ей замечательное название — "бином фантазии". В его книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй" вы найдете не только множество примеров того, как из двух, казалось бы, несовместимых слов рождается удивительная история, но и конкретные методы соединения этих различных слов, то есть методы нахождения той самой связи между словами, на поиски которой вы, быть может, уже потратили уйму времени.

Однако мало знать, как можно выстроить связь между понятиями или предметами, обозначенными словами, необходимо приобрести в этом полезном деле практический опыт. Вы можете заняться этим когда угодно, в любую свободную от умственной деятельности минуту: дома, в транспорте, в очереди и т.п. В течение дня у нас всегда есть минуты, которые мы тратим впустую, так лучше использовать их для пользы дела. Например, почему бы вам не попробовать придумать связи между двумя произвольными предметами, которые вам попались по дороге от кровати до ванной? На следующий день попробовать снова связать их же, но на сей раз другим способом. А потом, быть может, удастся придумать и третий, и четвертый вариант связи. Или можете выбрать два других предмета. Все равно у вас эти секунды ничем не заняты. Почему бы не сделать зарядку для ума, вы же не станете оспаривать тот факт, что она менее необходима, чем зарядка для тела. Вы можете выполнять такую зарядку для ума и в момент, когда ждете, что вот-вот закипит кофе, и когда ваш партнер немного опаздывает на встречу.

Ну а теперь самое время проверить, насколько хорошие связи между словами вы создали в Упражнении №3. Не подглядывая в задание (лучше закройте его листком бумаги), постарайтесь воспроизвести второе слово в паре:

лампочка — 

гриб — 

пиджак — 

бинокль — 

котлета — 

краска — 

велосипед — 

антенна — 

 

Нарад, 
автор  данной рассылки и сайта "Основы тайных знаний" - http://narad.km.ru/  , http://narad.crimea.com или http://narad2.narod.ru/

(Не забывайте обязательно заходить на сам сайт, в котором постоянно происходят разные изменения!) 

Примечание: здесь и в последующем, помимо всего прочего, используются  и перерабатываются материалы авторов: Татьяны Кавиновой,  Татьяны Никитиной, Сергея Лебедева, Владимира Логинова


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное