Изобретательские и исследовательские задачи для тренировки творческого мышления можно найти в любых текстах, в любой деятельности, в любых объектах.
Рассмотрим примеры из библейских сказаний и мифов древней Греции.
Легенда о Вавилонской башне. Богу не понравилась идея людей построить башню «до неба», он смешал им языки, и люди перестали понимать друг друга.
Каким ещё способом Бог мог помешать людям осуществить этот проект? Какие ресурсы мог бы для этого использовать? Выписываем ресурсы данной ситуации – Бог, люди, материал и устройство башни, земля, воздух. К каждому ресурсу задаём вопрос: как этот ресурс может помешать людям достроить башню?
Ответы пятиклассников:
бог мог бы сделать так, что башня будет погружаться, опускаться в землю, (ресурс – земля, основание башни) и люди никогда не смогли бы достроить башню «до неба»,
Бог мог устроить землетрясение (ресурс тот же)
вверху не будет воздуха, люди не смогут вверху дышать и строить (ресурс - воздух, атмосфера)
убрать из памяти идею построения башни (ресурс – память человека и возможности бога)
послать людям страх высоты (ресурс человека и возможности бога)
послать бесика, чтобы делал трещинки, дождь размоет, башня разрушится (природные ресурсы и возможности бога)
внести семечки в стены башни, добавить землю, семечки прорастут и разрушат башню (природные ресурсы)
Вот так, если бы Бог поступил по одному из этих вариантов, не мучились бы люди до сих пор с изучением иностранных языков! Говорили бы все на одном… Может лучше понимали бы друг друга…
Афины охвачены горем : прибыл корабль с острова Крит. Посол критского царя в третий раз требует дань – семь девушек и семь юношей на съеденье Минотавру. Сын царя Афин Тесей вызвался одолеть Минотавра и вместе с теми, кому выпал жребий, поднялся на корабль. … И вот корабль вошел в главную гавань Крита. Чужеземцев привели во дворец царя Миноса. Красота Тесея тронула сердце царской дочери Ариадны и решила она его спасти. По совету Дедала она тайно принесла Тесею меч и клубок ниток. Тесей
победил Минотавра (чудовище с головой быка и телом человека) и по нити вывел своих спутников из лабиринта.
А теперь представьте, что Тесей мог и не понравиться Ариадне, или у царя Миноса могло и не быть дочери, или Тесея с его спутниками сразу провели бы к лабиринту и с Ариадной они бы не встретились, тогда что ж, греки так и поставляли бы Минотавру своих детей?
Итак, первая задача: как победить Минотавра без меча?
Вторая задача: как выйти из лабиринта без нити Ариадны?
Если решать эти задачи по-ТРИЗовски, советуем рассмотреть все РЕСУРСЫ , которые есть в этой ситуации:
сам лабиринт, его стены, полы, потолки.
воздух.
обстановка вокруг лабиринта.
наличие спутников Тесея (семь юношей и семь девушек)
ресурсы Минотавра
Ответы пятиклассников на первую задачу:
из одежды сделать верёвку, петлю и поймать Минотавра в неё, потом связать (ресурсы спутников);
выманить его из лабиринта и быстро бежать к берегу, на берегу резко свернуть, а Минотавр упадёт в море (ресурсы обстановки вокруг лабиринта);
сделать ловушку в полу лабиринта – ямку или преграду из камней, чтоб он оступился и упал, а с упавшим-то 15 человек справятся…
Ответы на вторую задачу:
делать метки на стенах или на полу лабиринта камнем или мелом, или копотью от факелов;
сделать самим клубок нитей из одежды;
если лабиринт был сделан как здание, то выход можно найти по движению воздуха: в коридоре, не имеющем выхода (тупиковая ветка лабиринта), воздух неподвижен.
Бояркина Валентина Ивановна
Преподаватель ТРИЗ
Уважаемые папы и мамы, воспитатели и учителя!
Вы хотите вырастить своих детей смышлёными, смекалистыми, сообразительными людьми?!
Есть методы , с помощью которых можно ОБУЧАТЬ креативности, РАЗВИВАТЬ творческое мышление,
ТРЕНИРОВАТЬ детей по решению проблем, по решению изобретательских и исследовательских задач.
И делать это можно с раннего детства!
Подробнее о Бесплатном Тренинге для Вас и Ваших детей: