Глух тот,кто не желает слышать, и слеп тот, кто не желает видеть
Древний Китай. Конфуцианство. "Чжун Юн".
Здравствуйте! Традиционно конфуцианство не занимается вопросами, связанными с отвлечённой философией. В сферу его интересов, в основном, попадают вполне конкретные понятия: человек, семья, государство, традиция. Однако и здесь есть исключения. В канон конфуцианского "четверокнижия" "СЫ ШУ" включен трактат "Чжун Юн", который при внимательном рассмотрении очень напоминает классические труды последователей Дао. Возможно, это сделано специально последователями Конфуция, чтобы расширить своё влияние и на "электорат",
который внутренне склонен воспринимать мир через абстрактную философию.
Авторство трактата "Чжун Юн" точно не установлено, хотя многие китайские историки считают, что этот труд принадлежит перу внука Конфуция Кун Цзи.
Предлагаю вам несколько фрагментов из этого трактата.
Учитель сказал: "Следование середине - вот совершеннейшее! Однако мало кто из людей способен на это в течение долгого времени".
Дао благородного мужа подобно далёкому пути, который всегда начинается с первого шага;
подобно высокому восхождению, которое всегда начинается от подножия горы.
Просветление от искренности - это природа.
Искренность от просветления - это учение.
Если искренен, то просветлён.
Если просветлён - то искренен.
Искренность - это созидание себя, а Дао - это слияние себя с Дао.
Искренность - начало и конец вещей, без искренности нет вещей. Вот почему благородный муж так ценит искренность.
Искренность - это не только самостоятельное созидание себя, и всё, это то, посредством чего созидаются вещи.
Созидание себя - это человеколюбие. Созидание вещей - это знание.
Природа - это Дэ. Сочетание внешнего и внутреннего - это Дао, а потому постоянное применение этого - то, что нужно делать.
Благородный муж поступает в соответствии со своим положением, не вызывая зависти у тех, кто его окружает извне.
Находясь среди богатых и знатных, он поступает так, как поступают среди богатых и знатных.
Находясь среди бедных и худородных, он поступает так, как поступают среди бедных и худородных.
Находясь среди варваров, он поступает так, как поступают среди варваров.
Находясь среди страждущих и бедствующих, он поступает так, как поступают среди страждущих и бедствующих.
Куда бы благородный муж ни попал, разве он не найдёт своё место?
Занимая высокое положение, он не помыкает нижестоящими. Занимая низкое положение, он не взывает о помощи к верхам. Строго относится к себе и не взыскивает с других, поэтому не встречает враждебности. Вверху не сетует на небо, внизу он не винит людей.
Вот почему благородный муж ведёт себя скромно и ждёт веления Неба.
Учитель сказал: "В стрельбе из лука есть нечто такое, что характеризует благородного мужа: не попав в центр мишени, спрашивает с самого себя".
Учитель говорил: "Всяк скажет о себе "Я умный", но когда мчится и запутывается в сетях или попадает в ловушку, ни один не знает, как выпутаться.
Всяк скажет о себе "Я умный", но когда выбирает следование середине, то не может продержаться даже одного месяца".