Глух тот,кто не желает слышать, и слеп тот, кто не желает видеть
Древний Китай. Мэн Кэ.
Здравствуйте! В представлении западного человека философия и мировоззрение Китая прежде всего связаны с конфуцианством, а конфуцианство, в свою очередь, ассоциируется с Конфуцием, великим китайским мыслителем. Но нужно отметить, что оба эти утверждения верны лишь частично. Так, кроме конфуцианства, в Китае в очень большом почёте находятся также даосизм, буддизм и дзен-буддизм. Кстати монахи знаменитого монастыря Шао-Линь практикуют Чань-буддизм, а не менее известные "Книга перемен" и искусство "Фэн Шуй"
тоже имеют очень слабую связь с конфуцианством. Второе утверждение, о том, что конфуцианство основано на философии Конфуция, верно тоже лишь отчасти. Классический конфуцианский канон состоит из четырёх книг, "четверокнижие" "СЫ ШУ". И только одна из этих четырёх книг, а именно "Лунь Юй", принадлежит перу Конфуция. Три остальные трактата написаны в разное время его последователями, которые не только развивали идеи Конфуция, но и добавили что-то своё к этим идеям. Неизменным оставался только круг проблем, вокруг
которых формировалась конфуцианская мировоззренческая система: "человек", "общество", "государство".
В предыдущих рассылках уже приводились фрагменты из "Лунь Юй" Конфуция. Сегодня я хочу познакомить вас с другой книгой конфуцианского канона. Это трактат "Мэн-цзы", принадлежащий перу Мэн Кэ, которого иногда называют "вторым совершенномудрым".
IVA.1. Мэн-цзы сказал: "Когда вы любите человека и он не сближается с вами, то обращайтесь к самому себе и испытывайте ваш ум. Когда вы вежливо обращаетесь к другим и, однако, они не отвечают вам тем же, то обращайтесь к самому себе и испытывайте свойство вашего почтения.
2. Во всех тех случаях, когда на свои действия мы не получаем желаемого ответа, следует обращаться и исследовать самих себя. Если человек сам праведен, то вселенная обратится к нему.
3. В "Книге Стихотворений" сказано: "Тот, кто старается согласоваться с велениями (законами) Неба, сам получит много счастья".
VIIБ. Мэн-цзы сказал: "Если по следам горной тропинки вдруг начинают ходить, то она обращается в дорогу. Но если на некоторое время её забросят, то она зарастёт пыреем. Ныне пыреем поросла наша душа".
IVБ. Мэн-цзы сказал: "После того как человек определил то, чего ему не следует делать, он будет в состоянии делать то, что делать следует".
IVБ. Мэн-цзы сказал: "Какие печальные последствия должны нести те, которые говорят о чужих недостатках!"
IVБ. Мэн-цзы сказал: "С первого взгляда кажется, что можно взять, а потом оказывается, что можно и не брать, и, несмотря на это, взять - нанесёшь ущерб щедрости. По-видимому, можно дать, а потом покажется, что можно и не давать, и всё-таки не дать - нанесёшь ущерб милосердию. По-видимому, можно умереть, а потом покажется, что можно и не умирать, и всё-таки умереть - нанесёшь ущерб мужеству".