Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Каббала в современном мире

  Все выпуски  

Воспитание - вторая природа - 2-ая часть


Выпуск 126
23   января  2008 г.
 



"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."       - Бааль Сулам. "Матан Тора" -

Сейчас мы впервые ощущаем, что в молодом поколении раскрывается потребность к развитию в себе человека.

Михаэль Лайтман
Воспитание - вторая природа -
2-ая  часть
Из урока 21 ноября 2007 г.

Каббала для начинающих на канале   www.kab.tv/rus 
 в прямом эфире, каждое воскресенье, в 17:00 по московскому времени!

Новый курс виртуальных уроков " Основы природы человека".
 Видео- и аудиотрансляция из центра Международной академии каббалы,  демонстрация чертежей и возможность задавать вопросы в режиме реального времени.  

Внимание! 24 января в 17:00 (моск.вр.) телемост в прямом эфире на www.kab.tv/rus Михаэль Лайтман беседует с президентом Адвокатской палаты Москвы, адвокатом Генри Резником на тему: "Закон и общество".
B воскресенье 27 января в 21:30 (моск. вр.) на этом же канале Научно-популярная передача "Каббала - шаг навстречу" о свободе выбора (часть 1).
Личный    БЛОГ  >>    М. Лайтмана.   Можете задавать  ЛЮБЫЕ вопросы

  • Вопрос: Я не очень понимаю, как подготовить подходящих для такой работы учителей...

  • Вы - и есть учителя. Наши занятия - и есть ваша подготовка. А ты что думал? Какие еще учителя? Те, которых посылает министерство просвещения? Пусть уходят на раннюю пенсию. (Смех) А куда их еще девать? Разве это не они привели к краху нашего образования?

    • Вопрос: Но у нас будет семь миллиардов учеников, ведь, как я понял - каждый должен учиться...

    Для этого есть интернет. У меня нет другого ответа. Я не знаю, в какой форме это будет и когда. Но я думаю, что возможно все это сделать в течение одного поколения. И дети, и родители - все должны будут сидеть и учиться. И как это обычно бывает, именно молодое поколение потребует и заставит предыдущее поколение изменить его. Дети своим давлением должны будут заставить родителей измениться.

    Я не знаю, в какой форме будет проходить новое образование, и не весь мир немедленно нуждается в таких изменениях. Но мне кажется, что в ближайшие годы мы сможем уже распространить это знание, этот подход, эту методику и понемногу начать ее развивать - с той скоростью, какая будет возможна.

    Я также не уверен, что сохранится такой же подход к обучению, как в сегодняшних школах. Мне кажется, что это будет иначе.

    Та система, к которой мы привыкли - очень искусственная. И хотя она принята во всем мире, и такие образовательные рамки нашло для себя человечество, тем не менее, возможно это изменится.

    Я думаю, что с самого начала дети будут объединяться в группы - а не в классы. Учеба будет проводиться в маленьком обществе, которое называется <группа>, и это будет групповое обучение. То есть нужно сразу же дать маленькому человеку практическое понимание, на основе игр, что означает соединение тел, ведущее к соединению душ. Поэтому мне кажется, что это будут не школьные классы, а группы.

    • Вопрос: Советует ли каббала отвлечься от текущих проблем, существующих сегодня в образовании - от насилия в школе и проблемы гиперактивных детей, и немедленно перейти к развитию духовных келим?

    Ты прав, все эти проблемы существуют - и насилие в школах, и проблема гиперактивности. Но как только мы перестанем заниматься латанием дыр в существующей системе образования, пытаясь ее как-то исправить, а начнем глобальную реформу всего образования, эти проблемы исчезнут сами по себе.

    Ведь ты начинаешь заниматься самим человеком. Это уже не так, когда его человеческая личность мешала тебе напичкивать его знаниями по математике. Ты начинаешь относиться к нему, как к человеку, и соответственно этому даешь ему келим. Я думаю, что здесь все зависит от их групповой организации.

    Это горение, которое в них происходит, пылающий огонь, называемый гиперактивностью, вызвано огромным эгоистическим желанием, которое современное обучение абсолютно не может ничем наполнить. Оно пичкает ребенка такими вещами, которых он не может выносить.

    Может ты спокойный человек, а я - очень вспыльчивый по своему характеру, и мне не хватает терпения. Если ты начнешь объяснять мне что-то такое, о чем я не хочу слушать, то я тут же тебя оборву, накричу и выгоню из своего кабинета. Это и есть форма гиперактивного поведения. Я не хочу этого терпеть, я просто не в состоянии - это для меня слишком медленное объяснение, и вообще меня это не интересует. Ведь я приготовил другие келим (хотя ребенок и не понимает, что в нем приготовлено). И в этом все дело!

    Если ты начнешь давать ребенку то, что хотят получать души сегодняшнего поколения, то я почти уверен, что вся эта проблема гиперактивности исчезнет. Перестаньте напичкивать его всевозможными предметами, которые ему никогда не пригодятся в жизни, перешедшими к нам по традиции от предыдущих поколений, потому что так было, и мы думаем: как же может быть иначе!

    Что нужно учить современному ребенку? Ему нужно изучать художественную литературу? Что человеку нужно для жизни? Слава Богу, если он забудет все, чему его учили.

    Мы преподаем ему методику и даем наполнения, которые были хороши для времени изгнания из духовного. Они предназначались для эгоистического развития человека, и были вполне подходящими - пока человечество не дошло до сегодняшнего дня.

    А сегодня во всем мире говорят о гиперактивности детей (мы только что вернулись из Мексики и Соединенных Штатов и везде слышали об одних и тех же проблемах). Это проблема всего мира. Пришло поколение, которое требует совсем другого наполнения.

    И это мы просто так говорим гипер-активность. Это никакая не <гипер> - а нормальная активность, подходящая для его внутренних запросов сегодня. Ты не можешь их удовлетворить - так уходи. Освободи место для того, кто сможет.

    Старое наполнение не подходит для новых келим. И понятно, что дети взрываются. А потом они начинают употреблять наркотики, потом начинается террор и насилие в школах. А всему есть одна причина - ты не даешь ему ни средства привести в порядок свой внутренний мир, ни возможности себя чем-то наполнить. Ничего!

    И вот он выскакивает из класса словно безумный и не знает, что ему делать. Отсюда лишь два пути - либо в наркотики, либо к насилию. И только те, кому не хватает ума, остаются примерными детьми. Они еще недостаточно развились, и пока продолжают вести себя хорошо. А мы радуемся: посмотрите, какой хороший мальчик!

    • Вопрос: Если мы соберем всех гиперактивных детей в одном классе и начнем обучать их науке каббала, они будут послушно сидеть и слушать?

    Необходимо понять, что в нашем поколении мы имеем дело с развитым эгоистическим желанием, стремящимся к определенным наполнениям. Если ты дашь ему это наполнение, в согласии с его природой, оно будет удовлетворенным, спокойным, красивым, правильно развивающимся, и у тебя не будет с ним никаких проблем. Это все.

    <Воспитывай отрока согласно пути его> - говорится не о том, что было две тысячи лет назад. Речь идет о воспитании того, кто желает стать человеком, кто приходит к духовному развитию по своему внутреннему требованию. Поэтому ты должен обеспечить ему правильное развитие - развивать в нем человека.

    Нынешний кризис в воспитании наступил потому, что впервые в истории молодое поколение требует развивать из них людей. А прежде каждый был всего лишь <винтиком>. Нам нужны сапожники, портные, инженеры, электрики? - И мы делаем из них тех, кого нужно, чтобы каждый занял свое рабочее место. И что же мы сделали? - Работников производства. И неважно, что один - адвокат, а другой - сапожник. Каждый называется производственным рабочим. Он должен работать в обществе, что-то производить - и все. Таким было воспитание.

    Сейчас мы впервые ощущаем, что в молодом поколении раскрывается потребность к развитию в себе человека. И хотя мы еще не понимаем этого, но в печати уже появляются интересные результаты подобных исследований. Об этом уже говорят.

    • Вопрос: Я выхожу из этой комнаты, оставляя здесь свое воодушевление от объяснений, прихожу в класс, где обучаю детей раз в неделю, и мне кажется, что эти дети - самые поверхностные из всех. Такой ребенок настолько далек от вопроса <В чем смысл моей жизни?>, что кажется нелогичным, что он воспримет наше объяснение. Разве он спрашивает: <В чем смысл моей жизни?>?! Ты смотришь на него и говоришь, что футбол - это предел его интересов, и даже это под вопросом:

    Он глух к тому, что предлагает ему мир. На самом деле, он более эгоистичен, чем предыдущее поколение. Но он отвергает все наполнения этого мира, потому что они уже не наполняют его, и остается только с твоим футболом. И тогда ты судишь о нем по этому футболу.

    Если ты посмотришь на меня, то скажешь: <Человек замкнулся в какой-то крошечной области. Он выбрал какой-то образ жизни, и кроме этого ничего не знает. Он не выходит из своей комнаты, словно одержим какой-то манией. Где же настоящая жизнь - с путешествиями, с развитием?>

    Так говорит мне моя мама, когда я приезжаю к ней: <Ты не делаешь то, не делаешь это. Что у тебя есть? Одни ученики: Посмотри на своего брата:>

    Так ты видишь этих детей. Из всего, что ты предлагаешь им, они не принимают ничего, кроме футбола, - и не из-за того, что не хотят большего, а потому, что ты не предлагаешь им подходящее для них. К ним есть еще тысяча подходов, кроме футбола, но ты их не находишь. Ты не находишь!

    Что ты им предлагаешь? <Они не хотят учиться, не хотят то, не хотят это>. Верно, не хотят. Но ты уверен, что кроме футбола, у них больше ничего нет? Есть, и даже много. Их эгоизм гораздо больше. У тебя просто нет к ним подхода. Тебе кажется, что все двери закрыты. Это неверно. Ты не способен их открыть. Так не сваливай все на детей.

    • Вопрос: Человек, который приходит к вопросу <В чем смысл моей жизни?>, относительно быстро понимает, что его волнует этот вопрос:

    Мы говорим не о тех, в ком есть эта точка, а о детях, у которых пока еще не возникает такого вопроса. Но общее желание насладиться уже готово к этому, и потому этот вопрос очень легко извлечь наружу. Общее желание называется сердцем, а точка в сердце находится чуть ниже его поверхности, чуть утоплена внутри желания. Но ее очень легко вытащить наружу - в частности потому, что это дети.

    • Реплика: Я учитель, и хочу сказать от себя. Нынешнее поколение - это поколение, обделенное вниманием, и они ищут только отношение к себе. Я говорю, исходя из своего опыта работы в гиперактивном классе. Сегодня в классе все - <индейцы>. Если ты хочешь, чтобы они не разбили стулья и не выбросили тебя вперед ногами из класса: Я пробовал раздавать газеты, беседовать с ними. Это работает. И это единственное, что может их успокоить.

    Ты раздавал наши газеты? Тебе разрешили это делать?

    • Продолжение реплики: Я никого не спрашивал. Я просто оказался в такой ситуации, что если не сделаю это - конец моей карьере. Это единственное, что может их успокоить. С ними можно говорить, и к ним есть множество подходов, кроме футбола. Нужно просто их найти.

    • Вопрос: Допустим, я люблю математику. Люди строят дороги, здания, самолеты и корабли. Разве им не понадобится это делать? Но чтобы построить, нужно учиться:

    Разумеется, будут такие, которые пожелают этим заниматься. Все это понадобится, и они захотят это делать ради отдачи. С этим не будет никакой проблемы. Пусть делают. Мы не говорим, что человек должен ограничивать себя.

    Все устроено по пирамиде. 99% этой пирамиды составляют люди, которые не видят себя философами, не стремятся к духовному развитию, их не интересует, что происходит в Высших мирах, какова цель творения. У них этого нет. Они хотят действия: <Дайте мне что-то делать!>.

    Мы тоже хотим действовать. Давайте оторвем вас от распространения и всего прочего. Начните заниматься только тем, что делают люди на самом острие пирамиды. Вы знаете, насколько это тяжело? На это способны лишь единицы. Поэтому люди будут строить дороги и все прочее, преуспеют и достигнут Конца Исправления.

    • Вопрос: <Воспитывай отрока согласно пути его> - по сути, означает изучение каббалы на разных уровнях. Одни будут изучать ее на уровне <пятого класса>, а другие - на уровне <университета>. Останутся и математика, и физика, но к ним добавится и каббала на определенном уровне:

    Разумеется. Все устроено по пирамиде.

    <Воспитывай отрока согласно пути его> говорит о том, что мы должны найти место для каждого согласно пирамиде. Нет насилия в духовном. Дайте человеку внутренне развиваться, и вы увидите, как к этому внутреннему развитию он присоединит свою земную профессию, необходимую для общества. Но вся цель должна состоять в том, чтобы <вылепить> человека. И в конечном счете это делает сам ребенок.

    Но после того, как ты даешь ему возможность внутренне развиваться, он чувствует, где именно может добавить к своему внутреннему развитию что-то внешнее. Это приходит к нему естественным побуждением. И тогда он пойдет в тот же университет или колледж изучать какую-то специальность. Но это будет для него внешним выражением своего внутреннего развития. Из развития души выйдет и его земная профессия.

    Допустим, будучи ребенком, я достиг какого-то развития. Тогда уже, в идеальном случае, я выбираю, в чем могу быть нужным и полезным обществу. Вы понимаете, как тогда выбирают профессию? - Кем я должен быть, чтобы принести наибольшую пользу обществу? И тогда я выбираю. Может быть так, что я стану дворником.

    Необходимо понять, что отношение к профессии будет не таким, как сегодня. Тебя не будет волновать, сколько ты зарабатываешь, ходишь ли ты на работу в рубашке с <белым воротником>, <синим> или <черным>.

    Нечто подобное много лет существовало у нас в религиозном обществе. Больших каббалистов даже называли по их профессии: Рабби Йоханан-сапожник. Люди, достигшие очень высоких духовных ступеней, работали сапожниками, портными и так далее. Вы знаете, что значило быть сапожником две-три тысячи лет назад? Какая это было профессия? Какая обувь была тогда?

    Ребе когда-то приводил подобные примеры. Это что-то страшное. Работа сапожника была совсем не в почете. И сегодня тоже слово <сапожник> часто используют для того, чтобы сказать о ком-то пренебрежительно.

    Но в религиозном обществе уважали человека, который работал по простой специальности и занимался своим духовным развитием. Он мог быть великим каббалистом и при этом работать сапожником, чинить обувь.

    Так будет. И на самом деле так было на протяжении многих лет примерно два века назад. Все это время в народе Израиля уважали человека, а не его профессию. Так было и в арабских, и в европейских странах. Люди вообще не обращали внимания на то, сколько денег у человека в кармане, и кто он по профессии - профессор или простой рабочий.

    Поэтому, разумеется, подход к этим вопросам будет иным. Общество по-другому будет оценивать людей. Бааль Сулам пишет об этом в <Последнем поколении>.

    • Вопрос из Лос-Анджелеса: Очень тяжело сейчас передать наш посыл через министерство образования. Может, стоит организовать какое-то молодежное движение, которое в процессе своей деятельности передавало бы науку каббала?

    Может быть. Кстати, в Лос-Анджелесе для этого есть много возможностей. Сейчас там организуются занятия для группы израильтян. Может быть, со временем стоит открыть класс для их детей, чтобы они встречались раз в несколько дней или недель. Тогда впоследствии можно будет показать пример другим - насколько эти дети изменяются, становятся более богатыми духовно.

    Нам тоже нужно подумать о зимнем семестре для детей, чтобы сделать занятия с ними более целенаправленными.

    • Вопрос: Я тоже обучаю в школе гиперактивных детей. Я рассказывал им о каббале, и это их очень впечатлило. Все, что находится в плоскости этого мира, им можно объяснить. Желание насладиться и тому подобное - это ясно. Но несколько раз я пытался говорить с ними о другом измерении - о духовном, и мне это не удалось. Они не воспринимают большего.

    Не нужно ничего большего. Для чего эти премудрости? Зачем говорить о других измерениях и всем прочем? Для чего?!

    Духовное облачается в материальное в самой простой форме. Если я начинаю связываться с другими и слышу, что таков всемирный закон, если я хочу, чтобы этот закон действовал между нами, то естественным образом раскрываю в отношениях между нами какие-то силы, явления, новые отношения - даже если мне никто не рассказывал, что это духовное. Я не знаю, что это духовное. Но я раскрываю его в своем восприятии, своим новым <приемным устройством> - в моем новом отношении к другим.

    Ты называешь это духовным, Творцом, Высшей силой. А человек, который не знает, назовет все это миром. Какая разница? Никакой разницы нет. Я раскрыл между нами новые отношения, новые возможности, я чувствую себя более связанным с природой. Человек не будет знать твоих слов. А как Авраам раскрыл духовное? Из того, что ему рассказали о восприятии реальности? С чего вдруг? Как раз наоборот, самым естественным образом.

    Не говори им ни слова о каббале. Ты должен объяснять практически, в самой простой форме. А мы подходим с другой стороны, как ученые, - и это нехорошо. Зачем все это нужно? Напротив, ты должен обучать их тому, как развивать правильные отношения между людьми. И постепенно ребенок начнет раскрывать, что эти отношения дают ему ощущение, с кем он имеет дело. <Этого я чувствую лучше, а того - ближе. Я начинаю чувствовать, что происходит в сердце человека, как <дышит> природа>.

    Он начинает это ощущать. И это для него - не ступень <есод>, а затем - <нецах> и так далее. Нет. Для него это мир. Даже если он не будет знать этих названий, он узнает их потом изнутри. Эти имена всплывут в нем из осознания - без того, что он от кого-то их услышит или где-то прочитает. Так он естественным образом раскроет духовный мир.

    Что значит <духовный мир>? В отношениях любви друг к другу мы раскрываем связь между нами, а в этой связи мы раскрываем вечность, совершенство природы, ее самую высшую силу, называемую Творцом. Это раскрывается в связи между нами. И тогда человек больше отождествляет себя с ней, потому что это более сильное ощущение, чем жизнь его тела. И так он возвышает себя - но без изучения книг.

    Бааль Сулам также пишет о том, что человеку не потребуется помощь книг, душа человека будет учить его - из простых игр общества. Поэтому нам запрещено путать людей этими словами о стадиях, определениях, парцуфим, решимот. Для чего?..

    И только если на мои публичные лекции приходят 40-ка и 50-ти летние, что я могу им рассказать? Я начинаю рассказывать им всевозможные премудрости, говорить о свободе воли - где она есть, а где ее нет. Я говорю обо всем будто бы с обратной стороны - так, как это спускается сверху вниз.

    А тут ты начинаешь подниматься вместе с ребенком снизу. Ты сопровождаешь его в развитии мира, как будто бы вы вдвоем открываете мир.

    • Вопрос: Все учителя в школе говорят детям о том, как важно отдавать, как это красиво и хорошо. Все говорят об этом! Так что же я могу им добавить? Как объяснить, что такое каббала?

    Ты не объясняешь ребенку, что отдавать - это хорошо, ведь это противоречит его желанию. Тебе запрещено это говорить. Это уже не называется <воспитывай отрока согласно пути его>. Как можно сказать ребенку что-то противное его духу?

    Ты должен предложить ему такую игру, чтобы из нее самой он увидел, что ему стоит хорошо относиться к другому, потому что от этого он больше выиграет. Почему? - Общество начинает благодарить его, другие люди уважают его, он получает какой-то приз. И это не делается искусственно - будто бы сейчас все это существует, а завтра уже может не быть. Напротив, он должен изучать, что так происходит в жизни, так устроена природа. Исходя из этого, он начинает изменяться.

    Но никогда нельзя говорить ребенку что-то противоречащее его желанию. Как говорит Рамбам: <Женщинам, рабам и маленьким детям раскрывают эту тайну очень постепенно>. Им говорят то, что приятно слышать, что они принимают, - пока они не станут умнее. Они поумнеют - из твоих объяснений, но в форме игры. И вдруг он поймет: <Ой, оказывается не стоит этого делать!>

    А как мы держим себя в каких-то рамках? В одном случае мне будет стыдно, в другом люди что-то обо мне скажут, в третьем я получу удар, в четвертом меня посадят в тюрьму, в пятом я получу штраф - и потому мне не стоит этого делать. И так мы все время удерживаем себя от неправильных поступков. Но это насилие над нами.

    Если же человек будет изучать, за что общество благодарит его, на чем он получает выгоду, а не штрафы, от которых убегает, - в таком случае ты придаешь ему новую форму. Но он сам должен прийти к выводу, что ему стоит это делать.

    А ты приходишь и говоришь: <Сейчас по плану своей работы я должен сказать им, что отдавать - это хорошо>. Тогда уже ребенок не знает, что ему делать, не может усидеть на месте и ждет не дождется, когда этот урок закончится. Отсюда его гиперактивность, которую ты видишь.

    • Вопрос: Есть противоречие между твоим желанием передать какие-то знания или опыт следующему поколению и желанием дать им все:

    Я не собираюсь обсуждать сейчас программы обучения. Мы должны еще многому научиться. У нас есть всего лишь правила, переданные нам каббалистами. Многое в этих вопросах от нас еще скрыто.

    Я уверен, что если возникнут конкретные вопросы, которые мы должны будем разрешить, то мы найдем решение. Ведь если есть вопрос, то на него уже готов ответ, и мы раскроем его. Это не значит, что мы такие умные, мы просто его раскроем, поскольку вопросы и ответы приходят по мере развития поколения. Поэтому мы найдем ответ. А говорить просто так бессмысленно.

    • Вопрос: Как работает этот механизм? Что вызывает в ребенке изменение? Если я начинаю объяснять ему о влиянии общества на человека, о желании насладиться, не входя в более глубокие объяснения, то что заставит его измениться?

    Есть душа Адама Ришон, в которой все мы соединены вместе. Там действует вся сила и весь закон, проявляющийся в реальности в соединении всех душ в одну общую душу, которую наполняет единый свет. Это состояние называется Бесконечностью. Там Творец и творение соединяются вместе в вечном слиянии.

    Если я делаю что-то в подобии этому состоянию, оттуда на меня воздействует особая высшая духовная сила, называемая Окружающим светом или светом, возвращающим к Источнику. И неважно, знаю я об этом, осознаю это или нет. Желая того или не желая, я уподобляю себя этому состоянию в самой простой игре. Я не осознаю ее, но это неважно - из нее я изменяюсь.

    Эту методику я использую в самых разных случаях. Как говорит Бааль Сулам? Поместите человека в общество - даже того, кто не желает духовно развиваться, и только говорит, что готов лишь в чем-то присоединиться. Примите его в общество. Постепенно, под влиянием остальных людей, среди которых он находится, он захочет понравиться им, ему потребуется выполнять те и иные действия, - и вдруг он начнет чувствовать, что ему стоит это делать. Он ощутит это со стороны общества.

    Раз это того стоит, он продолжит так поступать, чтобы удостоиться медалей и всевозможных общественных благ. И вдруг он начнет ощущать так называемое очарование святости. Он почувствует, что в самой по себе отдаче есть нечто хорошее. Пусть даже я не получаю от общества медали, и даже более того - мне стыдно, что когда-то я их получал, ведь я вижу, что отдача - это нечто более великое. Я хочу отдавать, даже если ни один человек об этом не узнает.

    Это приходит к человеку внезапно. Он настолько осознает величие отдачи, что даже не желает, чтобы кто-то знал о том, что он отдает. Сама по себе отдача настолько дорога для него, что он способен так поступать. И это называется очарованием святости.

    Откуда оно приходит к этому животному? - Поскольку он совершал действия в подобии Бесконечности, Адаму Ришон. Человек даже не знает об этом, но механизм работает, ведь он находится внутри этой системы.

    • Вопрос: Сейчас мы находимся в начале пути. Мы предлагаем определенную систему воспитания. Мы учим ребенка законам, по которым устроена природа, но само окружение не ценит и не поддерживает их. Он не видит этого в своей жизни. Как мы можем соединить все это вместе в данный момент, если окружение не поддерживает эти идеи и не демонстрирует их ребенку?

    Это трудно. Я не знаю. Есть вопросы, на которые нет мгновенного ответа. Это похоже на то, как ты оказался посреди пустыни, и у твоей машины сломалось колесо. Что ты будешь делать? Ничего не поделаешь. Придет спасение - значит придет, а если нет - нет. Что ты можешь сделать на своем месте? Ты ставишь меня в такие же условия.

    Если ты дашь нам министерство образования со всеми его возможностями, тогда мы сможем разработать системы игр, действий, отношений, обучения учителей и воспитателей. Это огромная система. Я не понимаю тебя. Есть перед тобой шесть с половиной миллиардов людей? Через двадцать лет они сменятся? Ты должен их воспитывать, что-то с ними делать? Ты говоришь, что в рамках нашей системы мы сможем это сделать? Разумеется, нет.

    Даже если взять отдельно взятую страну, тебе нужна система. Поэтому мы должны действовать. А ты приходишь ко мне из своей системы воспитания, потерпевшей провал и разрушенной, и хочешь спросить меня, как сейчас, мгновенно спасти ее? Ты не можешь спасти ее. Ты должен сломать ее до конца. И она сломается до конца. Ей ничего не поможет. Мы вдруг обнаружим, что дети не ходят в школу - и становится лучше.

    Однажды в Израиле была забастовка врачей. И вдруг статистики обнаружили, что люди меньше умирали. ( Все смеются) Вы не помните? Это было лет двадцать назад. На время забастовки вместо министерства здравоохранения и больничных касс взяли какую-то постороннюю фирму, чтобы она управляла всей этой системой. Прежде всего, она управляла ею гораздо лучше, чем министерство здравоохранения. Это действительно так. Тогда даже предлагали сделать то же самое с правительством, чтобы нашей страной тоже управляли лучше. Это не смешно. Но в результате забастовки врачей обнаружили, что проводилось гораздо меньше операций, расходы снизились на 90%, и было меньше смертельных случаев.

    Что я хочу сказать? Если мы действуем согласно эгоизму, то вся наша деятельность не может привести к добру. У нас просто нет выбора, но мы даже не представляем себе всех масштабов разрушения, потому что не видим другой картины. Прекрати свое воспитание - и ты увидишь, что может быть по-другому. Люди начнут организовывать частные системы воспитания, и ты увидишь.

    Нынешняя система воспитания в любом случае собирается разрушиться. Мы используем ее только от безвыходности. Ничего не поделаешь - я обязан идти на работу, и потому отправляю ребенку в школу. Весь этот процесс построен на чьей-то выгоде, ведь кто-то на нем зарабатывает. И вот все начинается с того, что ты учишь ребенка в детском саду, затем - в школе, потом - в университете, чтобы он шел выпускать кока-колу, которая отравляет всех и дает работу врачам, а те доводят тебя до смерти. Это - все. (Все смеются). Так круг замыкается.

    Это единая система, и ты не можешь из нее выйти. А ты спрашиваешь меня: <Сегодня я прихожу в класс. Что я могу сделать?>. Это несерьезно. Но мы найдем решение.

    • Вопрос: Должны ли мы ждать, пока общество согласится с этим? Или же мы можем показать ему пример?

    Общество не согласится с этим, оно не понимает, что существует решение. Ты видишь: мы находимся в кризисе, и все говорят о нем. Кое-где раскрывают какие-то процессы правильным образом. Я вижу это по результатам исследований, которые ко мне поступают. Я не слишком интересуюсь ими, ведь это не приносит никакой пользы.

    Тут и там даже говорят, что эгоизм человека стоит в основе кризиса. Это нормально. Но у них нет методики. Ну так что с того, что эгоизм приводит к кризису? Что делать с гиперактивностью, если не давать таблетки? Как бороться с наркотиками, если не арестовывать торговцев? Нет решения. Все это не поможет.

    Как говорит Бааль Сулам, все, что нам раскрывается в процессе нашего развития за счет природы, развивается до такого состояния, в котором мы не способны выстоять, мы не можем оставаться в нем, и потому обязаны перейти в следующее состояние.

    Так было на протяжении всего нашего эгоистического развития. Мы достигали чего-то хорошего: <О! Слава Богу! Куда там предыдущему поколению до нас:> Мы преуспели. Через какое-то время мы видим, что нам становится все хуже, зло раскрывается все больше, мы уже не способны вытерпеть его - и убегаем от него вперед, к следующему состоянию. Приходим туда - поначалу нам тоже хорошо, но потом и там становится плохо - и так далее.

    Это эгоистическое развитие, при котором мы все-таки можем развиваться и всегда видеть перед собой лучшее состояние. Почему? Потому что мой эгоизм растет, и я распознаю впереди наполнения для него.

    Сейчас мы пришли к такому состоянию, когда мой эгоизм вырос, но я не вижу для него наполнений, поскольку наполнения, стоящие сейчас передо мной, предназначены не для эгоизма, а наоборот, для желания отдавать - выше него. Я должен приобрести сейчас веру выше знания, кли отдачи, и тогда раскрою впереди следующую ступень. Это уже наполнение, не подходящее моему эгоизму.

    И потому это кризис. А прежде каждый этап был развитием, а не кризисом - страдания, войны, проблемы, перевороты. Но все это двигало вперед. И все были уверены, что из этого что-нибудь получится. Было куда сбежать.

    Сегодня у тебя нет никакого направления. И потому ты говоришь: <Оставьте в покое воспитание, и они раскроют сами. Все как-нибудь устроится>. Ничего не устроится. В нашем состоянии мы обязаны выйти на распространение на всех уровнях и показать, что мы должны изменить наше кли - и перед нами бесконечное наполнение.

    Мы стоим напротив света, и он наполняет нас только согласно подобию свойств. Всю эту картину необходимо объяснить. Кое-где уже есть люди, которые так думают, уже есть подобные исследования. Но это нужно объяснять. Ведь иначе человечество просто стоит, не зная, что делать. И тогда они говорят: <Давайте дадим риталин, сделаем еще что-то, раздадим всем наркотики. Что в этом плохого?> Мир захлестывает террор: <А что с ним поделать?>.

    Люди все больше и больше соглашаются с происходящим. Что делать? Они стараются жить с этим: <Такова жизнь. У тебя есть решение? Нет>. А если решения нет, то для чего каждый раз сожалеть об этом? Люди соглашаются и уже не страдают. Желание насладиться своей защитной системой воспринимает все, от чего не может избавиться, как безвыходное состояние. А если нет выхода, ты не страдаешь. Как сказано: <Страдание многих - наполовину утешение>. И тогда ты спокоен: <Что поделать:>

    Мы обязаны раскрыть это всему обществу. Поэтому нам нужно заниматься самым широким распространением знаний о причине кризиса и его решении. Воспитание - это как раз самое чувствительное место. Ведь каждый родитель желает видеть своего ребенка преуспевающим или по крайней мере не запутавшимся в жизни. И об этом мы должны говорить, как бы играя - разумеется, им во благо.

    Кроме того, мы представляем собой систему воспитания мира. Что такое каббала? Методика воспитания человека в подобии Творцу, чтобы он стал человеком. Поэтому воспитание нам ближе всего. Разумеется, с воспитанием тесно связано и исправление всей системы общественных отношений, и сюда уже примыкает все, что связано и с профессией, и с жизнью человека, и со страной, и с государственными системами. Ведь отношения между людьми включают в себя все. Но начинать нужно с воспитания, а затем уже переходить на общественные отношения.

    • Вопрос: Нам поступает очень много писем и советов, как организовать молодежное движение:

    Возможно, что это хотя и не всеобъемлющее решение, но один из тех шагов, которые нам следовало бы сделать и тем самым показать пример, что эти дети растут не такими, как в окружающем обществе, в том числе и в религиозном секторе. Ведь там тоже наблюдается очень большой кризис в воспитании молодого поколения. Очень большой кризис! И там он ощущается еще больше.

    Ведь если сравнить нынешнее воспитание в светском обществе с тем, которое было пятьдесят лет назад, то на сегодняшний день оно организовано гораздо лучше - есть упорядоченная система, все действует как часы. Только дети не слишком хотят учиться. Но родители и учителя прекрасно организованы. Вроде бы есть продвижение.

    Тогда как в религиозном воспитании, особенно в ультра-религиозном, все наоборот - упадок на всех уровнях. Уже нет того величия учителя, той системы ценностей, существовавших прежде. Очень большое падение. Это заметно. Поэтому кризис у них еще больше.

    Об этом мы поговорим в другой раз, потому что это отдельная тема. В конце <Предисловия к Книге Зоар> Бааль Сулам говорит о том, как переходят от внешнего к внутреннему в религиозном секторе. Это совершенно иная область, для которой должно быть другое министерство образования.

    • Реплика: В доказательство того, что Вы сказали: сейчас мы начали проводить курс основ каббалы в <Гиват Бренер>. Заказал этот курс местный рав. Во время лекции он сидел за компьютером, смотрел наши клипы и был очень впечатлен всем услышанным. И от лекции к лекции к нам приходит все больше людей:

    Сегодня нас слышат лишь несколько из них, и вместе с тем они осознают кризис и проблемы. Завтра услышат больше - от безвыходности. Есть предел всему. Не мы определяем этот процесс, и он не зависит от людей. Чем больше мы сможем раскрыть людям методику, тем больше ускорим время и сделаем исправление более легким.

    • Вопрос: В <Последнем поколении> Бааль Сулам пишет, что воспитание должна заменить религия. Что он хотел этим сказать?

    Религией называется каббала. В любом месте, где Бааль Сулам говорит <религия> - допустим, в статье <Суть религии и ее цель>, он подразумевает науку каббала - методику отождествления с Творцом, уподобления с Ним. Именно это он называет религией, а вовсе не то, что называют религией на улице. На улице религией называют обычаи - заповеди людей, приученных к ним с детства.

    Во всех статьях Бааль Сулама под религией имеется в виду каббала. Все это следует пояснять так, как подразумевает автор. Иногда он говорит об этом и в другой коннотации, чтобы запутать читателей, чтобы они не совсем поняли, насколько он против религии. Это ясно. Следует понять и его жизнь - где он был, и как хотел внедрить науку каббала в народ. Он не мог говорить обо всем в такой решительной форме, в которой говорил. Некоторые вещи он должен был как-то скрывать. Но религия - это каббала.

    • Вопрос: Бааль Сулам послал своего старшего сына учиться у больших равов всему, что связано с Гмарой и прочими книгами:

    Он сделал это с тем же намерением. Мой Ребе, Рабаш учился у рава Кука и рава Зоненфельда и получил у них подтверждающее удостоверение, поскольку Бааль Сулам хотел показать, что можно быть и равом, и каббалистом, что это не вредит человеку, а, напротив, возвышает его.

    Так он поступил со своим сыном. А что еще он мог сделать? Когда я спросил Рабаша, что мне делать со своим сыном, он сказал мне то же самое. И то же, относительно всех остальных детей.

    • Вопрос: Об этом я и хотел спросить, ведь мы тоже так делаем. Мой сын тоже учится в религиозной школе, и там их перегружают всевозможными знаниями - учат Гмару, религиозные законы.

    Что же в этом плохого?

    • Реплика: Он очень мучается, ему это необычайно тяжело. Учитель жалуется, что на уроке он порой сидит и думает о чем-то другом. После всего, что я сегодня услышал - как я должен к нему относиться и что должен ему объяснять?

    Конечно, это не просто для человека с его современным развитием, и особенно детям, которые становятся все более и более развитыми. И если с самого раннего возраста, с первого дня не приучить ребенка сидеть и сосредоточенно учить Гмару, то все больше людей будут этому противиться.

    Они не смогут этого делать. Прежде всего, они не чувствуют с этим никакой связи, не чувствуют, что это способствует их развитию. Они не чувствуют, что миру это нужно, что это само по себе может быть профессией. Они не ощущают, что общество почитает это занятие, как ценило когда-то раньше: <Посмотрите, вот этот выучил наизусть двести листов Гмары, а тот - две тысячи!>

    Сегодня такого уже нет, общество уже не оценивает человека по тому, сколько листов Гмары он знает наизусть. Сегодня, если у тебя в кармане больше денег, чем у остальных, больше никому ничего не интересно. А что им твои листы Гмары!

    Проблема в том, что произошло всеобщее падение. Бааль Сулам пишет в конце <Предисловия к книге Зоар>, что эти ценности были хороши для времени изгнания, поскольку тогда нужно было дать народу занятие, чтобы полторы, две тысячи лет народ просто тихо просуществовал.

    Но время идет, и души понемногу развиваются - а тебе пока не знакомо это и не известно. Как во всякой болезни, есть такой скрытый период, пока она не проявится. И сейчас болезнь прорывается, и мы раскрываем, чем же были больны все это время. Но раньше мы просто не знали, что болеем.

    До того, как мне заболеть, я уже за несколько дней до этого как-то неважно себя чувствую. Пока у меня не проявится грипп или какая-то простуда.

    Поэтому, чтобы дать им возможность продержаться все это время, каббалисты сами определили эти требования: листы Гмары наизусть, Шульхан Арух, религиозное образование, Мусар, и сказали, кого в зависимости от этого больше уважать, а кого меньше. И все для того, чтобы сохранить народ.

    Но когда сегодня эгоистическое желание достигает кризиса и своего последнего всплеска, вся эта система рушится. И религиозная община тоже переживает большой кризис. А дети, которые вроде бы хотят учиться - сегодня уже не способны на это. И религиозные лидеры - уже не воспринимаются ими как большие авторитеты.

    И давая ребенку зубрить листы Гмары, ты можешь на него кричать, но это уже не помогает. Он вышел из этих галутных рамок, его эгоистическое желание выросло, и он уже не способен в них оставаться - ты не сможешь втиснуть его обратно. Он не сможет! Сколько бы ты его ни наказывал.

    И тогда им создают специальные ограничения, чтобы они не смогли выйти в открытый мир - из-за своей специфической одежды, неимения специальности и т.п. Их хотят этим удержать, но мы видим, что это не помогает. Ну еще немного и вся эта система разрушится, потому что против эго ничто не может помочь.

    Ты спрашиваешь, что делать с сыном? Нечего делать. Нужно поместить его в общество, которое разовьет из него человека.

    Как? Создайте сами из своих детей такое общество и организуйте учебный класс. Возьмите туда всяких учителей, которые будут преподавать разные общие предметы, из наших учеников, чтобы мы могли вместе развить все эти системы и программы обучения. А в дополнение к светским предметам, введите также религиозные, но так, чтобы в каждом предмете ребенок чувствовал, в чем тут смысл, и для чего ему это нужно, для какой цели.

    Нужно, чтобы он знал, что это почитаемо в обществе, что его отец находится в той же системе и ценит это. Проблема в том, что дети чувствуют, что отцы уже не ценят это занятие Гмарой. Ведь отцы тоже гонятся за деньгами, а не теми идеалами, которыми жили когда-то в галуте. Потому все так и происходит.

    Поэтому я не вижу для нас другой возможности, кроме как построить собственную образовательную систему для наших детей. И мы видим, что существуют подобные примеры и в Израиле, и во всем мире.

    Я поддерживаю эту идею. Во-первых, мы сможем развить системы обучения, учебные программы, подготовим игры, клипы и т.д. Мы сможем этим показать людям пример. И это разовьет нас, а также наш подход и наши способности подступиться к миру.

    Помните, что сделал Элиэзер Бен-Йегуда со своим сыном - начал с самого раннего возраста учить его ивриту и так возродил мертвый язык. Никто вокруг не разговаривал на иврите, а он говорил со своим сыном только на этом языке.

    (отрывок из книги <Поколение будущего>)

    <:А может быть, ты скажешь, что благодаря воспитанию и общественному мнению можно преобразить природу масс и сделать их альтруистами? Это тоже большая ошибка, потому что воспитание неспособно создать нечто большее, чем общественное мнение. Иными словами, общественное мнение будет уважать альтруистов и презирать эгоистов. И всё то время, пока общественное мнение при помощи уважения и презрения будет стоять на страже альтруизма - воспитание продолжит нести пользу. Однако если придет время, и какой-нибудь опытный и удачливый оратор станет ежедневно вести речи, противоположные общественному мнению - он, несомненно, сможет изменить общественное мнение по своему желанию.

    В истории уже имеется горький опыт того, как всё тот же злодей, да сгинет имя его, превратил столь высокообразованный народ, каким являются немцы, в хищных зверей посредством своих ежедневных проповедей. Тогда лопнула и исчезла, как мыльный пузырь, вся их культура, насчитывающая несколько сот лет. А случилось это потому, что изменилось мнение общества, и культуре не на что стало опираться. Ведь культура не может существовать без поддержки общественного мнения...>.

    Поэтому я говорю, что если родители и учителя уважают ту цель, на которую они ориентируют своих детей, то и сами становятся участниками этого процесса, они двигаются и развиваются вместе: я - с вами, учитель - со своими учениками - они делают это вместе. Он объясняет им общее устройство всей системы, и то, как все в этом участвуют.

    И тогда дети видят, что в этом они являются активными участниками, что они как взрослые - буквально равны им и даже более того: они вынуждают взрослых поступать именно таким образом. То есть такое воспитание становится возможным, поскольку вокруг него формируется общественное мнение - мнение определенной группы людей.

    Вот почему дети, которые ходят в школу, становятся очень испорченными. Будем надеяться, что мы это исправим на себе.

    • Вопрос: В настоящее время происходит крупная забастовка учителей средних школ. Можем ли мы предложить им какую-то альтернативу?

    Нет. Ведь мы знаем, что эта забастовка была организована серьезной организацией, преследующей особые цели. Причем это не те цели, которые нам кажутся, а их собственные эгоистические цели. Они точно знают, что делают. И думают они вовсе не об улучшении уровня образования и воспитания, а о собственном кармане и других личных интересах. Это ясно.

    Поэтому, если ты хочешь предоставить им другую методику, то к кому ты обратишься? К ним самим или к той публике, которая им противостоит, допустим, - к родителям? А тогда ты должен обратиться к ним с определенным подходом, то есть, используя те инструменты, через которые они получают всю свою информацию. Причем тебе нужно преподнести ее в такой <обертке>, которую эти люди способны воспринять. Потому что ответ на этот вопрос находится именно там, в той самой системе образования, которая потерпела крах и устроила эту забастовку.

    Ведь все это не произошло как-то спонтанно, то есть я не вышел вдруг на улицу и не начал что-то требовать. Да предоставь мне даже возможность выступить по радио или телевидению - я не открою рта! Ведь этим я только испорчу свою репутацию и потом не смогу ничего сделать.

    Я должен себя подготовить очень-очень взвешенно, скрупулезно, точно и соответственно тому, что общество готово принять и вытерпеть от меня, когда я буду рассказывать ему об этой методике исправления, чтобы она была воспринята им как спасение! И чтобы оно действительно ощутило ее спасением, а не приняло меня еще за одного обманщика, который хочет увести всех за собой, преследуя свои цели.

    Вы спрашиваете, что сегодня можно сделать? Если мы знаем, что существует проблема, тогда давайте, начиная с сегодняшнего дня, готовить и продвигать себя к этому. Ведь это не делается в один день. Когда это касается только тебя, то ты можешь все решить относительно быстро. Но тут перед тобой настоящее <чудовище> - все человечество! И ты видишь, сколько времени требуется для того, чтобы с ним произошли какие-либо изменения.

    А сейчас оно все еще находится в начале кризиса. Но я не говорю, что нужно ждать. Нам уже сейчас становится ясно, что от нас что-то требуется. Но необходима очень большая подготовка.

    Мы были бы очень рады получить советы от всех наших товарищей. У нас есть ответственный за сбор информации, касающейся кризиса в системе образования. Я предлагаю вам связаться с ним и пересылать ему все материалы, относящиеся к тому, что происходит в школах, и вообще касающиеся проблемы воспитания человечества. Мы сможем вместе обработать этот материал и подумать, как правильно его подать и реализовать применительно к нашим детям.

    Возможно, наш проект окажется настолько хорошим, что вместе с психологами и учителями мы сможем представить его муниципалитету и получить от него в этом поддержку.

    • Вопрос: Если речь идет об обучении детей различных возрастных групп, может быть, стоит организовать курс с более старшими детьми с тем, чтобы они смогли учить младших?

    Да, разумеется! Это очень хорошо! Ведь младшие дети гораздо большему могут научиться от старших детей. Ведь тот, кто младше, стремится быть похожим на старшего, но не на взрослого. Это ясно. Поэтому, конечно, нам стоит это использовать.

    • Вопрос: Если мы сейчас напишем статью, касающуюся вопросов воспитания и образования, - что мы можем предложить в качестве решения этой проблемы?

    Я, как ученый, не могу предложить какого-либо решения, не рассмотрев причину проблемы и ее последствий. Только так я это вижу и чувствую. Но опять-таки, это точка зрения человека, который хочет охватить всю картину и управлять ею.

    Мне известно, откуда пришел этот кризис, к каким результатам он приведет, какие процессы мы должны пройти, и почему этот кризис возник именно сейчас. И когда у меня есть все эти данные, то все в моих руках: я ощущаю, что владею всей информацией, которая позволяет мне правильно оценить окружающую действительность.

    Как объяснить это всем? Может быть, и можно это сделать как-то по-простому. Но когда ты раскрываешь человеку весь этот процесс, он либо может <переварить> полученную информацию, либо на это не способен. Возможно, для него это окажется слишком трудным и сложным, или у него возникнут сомнения: ему покажется, что ты чересчур много знаешь. Но если ты дашь ему какое-то простое решение, то он сможет с ним согласиться. Ведь если ты знаешь слишком много, то тем самым унижаешь его.

    То есть здесь нужно вести очень тонкую игру, всегда принимая это в расчет. Это все равно, что когда ты пишешь статью в университете, ты должен там указать, что тебе известны не все факты, ты должен постараться не принизить остальных: Поэтому нам нужно хорошо подумать, как это сделать.

    • Вопрос: Что именно нужно делать?

    Я советую взять гиперактивных детей, либо тех, кто пристрастился к наркотикам, или таких, кто совершенно не хочет учиться, и попытаться подойти к ним, используя наши объяснения, методику и отношение. Как рассказал нам один из наших товарищей, учитель по профессии, что однажды дети чуть было не вышвырнули его из класса, но тут он открыл нашу газету и стал им оттуда читать. И они вдруг успокоились: им стало интересно.

    И это именно то, что нужно делать. А заинтересует ли их наш материал или нет, это уже зависит от подхода, то есть от того, как его подать. Может быть, стоит попросить помощи у нашего отдела, занимающегося производством фильмов.

    • Вопрос: Допустим, нам сейчас представится возможность выступить на радио или телевидении по этой теме. Что именно мы должны сказать и объяснить?

    Не нужно слишком много говорить о кризисе. Следует лишь упомянуть его и сразу же продолжить дальше. Потому что о кризисе сейчас говорят абсолютно все. Раньше это делали только мы, а остальные обходили это молчанием. А сегодня наоборот: все говорят, а мы нет. Зачем нам это нужно? Мы должны сделать следующий шаг, то есть предложить решение.

    У них решения нет. Они могут сказать: <Поменьше сжигай природных ресурсов, и возможно это как-то решит проблему>. Но их решения - это вовсе не решения. Ведь они как бы хотят приостановить развитие. А это невозможно. Поэтому мы должны говорить о решении.

    Если это касается решения проблемы кризиса системы образования, ты должен объяснить им, какую работу нужно провести в классе. Необходимо им рассказать о прорывающемся эго человека, которое нужно как-то наполнить. Мы сегодня об этом говорили. Начни объяснять это подробнее.

    • Вопрос-реплика: Но сегодня мы говорили об этом как-то издалека, как бы <сверху>:

    Тогда давайте возьмем небольшую часть того, что мы сегодня обсуждали и рассмотрим это более детально. Напиши об этом статью и посмотри, насколько ее примет общество. И не бойся! То, что не будет принято сегодня, примут завтра. Пусть эти материалы будут пока в Интернете. <Послезавтра> ими воспользуются.

    • Вопрос: Обычно в своих статьях мы воздерживаемся от каких-либо практических советов, ограничиваясь общими объяснениями. Это должно тоже как-то измениться?

    Возможно. Но только при условии, что эти советы помогут. Ведь если ты даешь какой-то конкретный совет, ты должен быть уверен в том, что если его примут, то это принесет пользу. Будем надеяться, что мы добьемся успеха.

    ****************************

    CСЫЛКИ     ПО     ТЕМЕ :
                   Международная Академия Каббалы "Бней Барух"
                   Виртуальное обучение по сети Интернет
                   Трансляция телеканала Каббала ТВ
                   Глобальные проблемы человечества
                      О преодолении мирового кризиса
                  Газеты:   'Каббала Сегодня'   'Каббала Миру'
                   Рассылка   "НАУКА КАББАЛА"
                   Cайт автора по тематике каббалы

    КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ:
    в Израиле                  в Москве и Санкт - Петербурге
    в Украине       в США, Канаде, Австралии, Зап. Европе
    Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана.
    Можно заказать книги через интернет.

    В избранное