← Январь 2008 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 2 выпусков (1-2 раза в 2 месяца)
Сайт рассылки:
http://www.kabbalah.info/rus/
Открыта:
02-02-2001
Адрес
автора: rest.mystery.kabbalah-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Воспитание - вторая природа - 1-ая часть Из урока 21 ноября 2007 г.
Михаэль Лайтман
|
Каббала
для начинающих на канале
www.kab.tv/rus |
Привычка - вторая натура
-
Вопрос: Мы учили, что человек рождается с уже заложенными в нем наклонностями (решимо). Что значит приобрести решимо? Разве человек может сам изменить свои решимо?
Речь не идет о тех природных наклонностях (решимо), с которыми мы родились и которые называются нашей естественной природой, действующей в нас на уровне инстинктов. Есть также решимот (информационные записи), которые раскрываются по мере нашего развития, выходя из скрытия и всплывая в нашем сознании, так, что я вдруг начинаю чего-то хотеть, чувствовать или воспринимать что-то новое.
Но здесь говорится о дополнении к моей исходной, инстинктивной природе, которое называется <второй природой>. И она обретается за счет привычки.
У человека есть общее желание насладиться - избежать страданий и получить удовольствие. Это общее желание, эту машину мы можем направить в каком-то направлении. Если я все время направляю ее в одном определенном направлении, то накапливаю от него впечатления - от кли и наполнения, и снова, кли и наполнения. И так я дрессирую свое животное, и в нем остается запись об этом состоянии (решимо), как будто оно было дано мне от природы.
Потому это называется <второй природой>. Природные, исходные решимот продолжают во мне работать. Но поверх них я строю свою вторую природу. И эта вторая природа обычно гораздо более сильная и ярко проявляющаяся, ведь в этом у меня есть поддержка общества. И этим я пользуюсь.
Поэтому, все зависит от окружения. Что мы делаем с помощью воспитания? Все воспитание - это создание второй природы. Мы прививаем человеку всевозможные привычки такого поведения, при котором он бы лучше себя чувствовал.
На самом деле, человеку это совсем неудобно. Может мне удобнее вытирать нос рукавом, знаете, как делают дети. Но нет, меня научили поступать вот так, определенным образом, и я уже не могу иначе, даже если никто не видит. И это относится к множеству вещей: как мы пользуемся ванной, туалетом, как мы спим. Нас так научили, и мы привыкли, и уже не можем по-другому.
Не дай Бог, с человеком что-то случилось, он сломал ногу или прошел операцию и вынужден сменить привычную позу. Это необычайно тяжело. Обратите внимание на такие небольшие, но показательные примеры. И все это лишь его вторая, приобретенная природа: как мать когда-то посадила его, к такой позе он и привык. Я уже не говорю о привычной пище или манере поведения.
Мы говорим: это относится к ментальности. Но что такое ментальность? Возьмите любого ребенка - в какую среду вы его поместите, таким он и выйдет. И это станет его второй природой, которую необычайно сложно изменить. Она в нем уже останется, и он должен будет поверх нее приобретать разные другие наслоения.
Кроме наших базисных решимо, которые вообще почти никак не оформлены - все остальное в нас исходит от второй природы, то есть воспитания. И сейчас, когда мы хотим воспитать в себе духовную природу, нам необходим новый метод воспитания, коренным образом отличающийся от того, что нами уже пройдено.
Новое поколение - другой подход к жизни
Теперь мы должны воспитать себя в ощущении, что отдача - это хорошо. До того, тебе просто говорили, как спать, как есть, как сидеть: так делать красиво - так не красиво, так принято - так не принято. Ты впитываешь эту информацию из книг и отовсюду, смотришь какой-то фильм и перенимаешь их нормы поведения - ты учишься у них. Обычный человек нашего мира всю свою жизнь ведет себя так, как он научился, глядя на сцены какого-то фильма или увидев где-то в другом месте. У него нет абсолютно ничего от себя самого.
Он увидел, как это должно быть, ему это понравилось по всевозможным причинам, и он принял это за образец, причем совершенно неосознанно. В соответствии с этим он теперь и действует.
Бааль Сулам говорит, что я не потому так сижу, что мне так хочется, и так лежу и так ем - а это общество обязывает меня к такому поведению. И когда сейчас мы начинаем воспитывать себя в духовном, нам нужно хорошенько изучить, как это происходит.
И то же относится к воспитанию нового поколения. Если в человеке есть точка в сердце, он сразу переходит к изучению науки Каббала. Но все новое поколение, то есть даже тех детей, у которых нет точки в сердце, все равно отличает совершенно другой подход к жизни, по сравнению с тем, что было одно-два поколения тому назад.
Поэтому все программы обучения, разработанные министерством просвещения и все, методы, которые мы пытаемся для них найти, чтобы на них подействовать, - на них не действуют. Ведь это абсолютно иной жизненный подход, они видят все по-другому, они иначе относятся к жизни. Они рассматривают ее совершенно в ином срезе, словно инопланетяне. Это нечто, еще не знакомое нашему миру.
Мы пока не очень это чувствуем. И мне пока сложно это сформулировать, но видно, что это очень отличается. И поэтому, либо с помощью каббалистов, либо когда сами преподаватели вырастут за счет страданий, они смогут найти подходящую методику воспитания.
Конечно, им необходима помощь каббалистов, ведь сами они не поймут, какова природа нового поколения. Но это будет очень тяжело, потому что разрыв между этими поколениями сделался просто катастрофическим. Еще лет через пять, когда эти дети будут приближаться к двадцати годам и начнут вступать в жизнь - эта жизнь очень изменится.
И у них тоже, <привычка стала второй натурой>, но общее кли уже изменилось и поэтому потребует и уже сейчас требует совсем других форм поведения.
Как научить альтруизму?
-
Вопрос: Мне еще понятно, как можно научить отдавать в действии. Но отдача - это внутреннее отношение. Так как можно воспитать это в человеке? С группой товарищей это еще как-то понятно, но если перед тобой класс детей, то как научить их относиться друг другу альтруистически?
Я не могу сейчас дать общих решений, как взять класс детей и начать работать с ними таким образом. Но я думаю, что все видят примеры плохого воспитания, когда один ребенок или несколько таких плохих детей в классе могут сделаться заводилами и совершенно испортить класс, утянув его в своем направлении.
То же самое можно сделать в обратной форме. Возьмите несколько детей, договоритесь с ними потихоньку. Спросите их: <Чего вы хотите - велосипед по окончанию учебного года, поездку за границу, деньги? Все получите! Но давайте проведем такую особую работу в вашем классе: вы двое или трое будете вожаками, только договоримся по секрету, что вы тянете ваш класс к тому, что мы скажем>. И вы увидите, что они смогут это сделать.
Пусть это будет за вознаграждение, как пишет Бааль Сулам. Ты нанимаешь людей, которые будут на тебя работать. Допустим, такой пример. И что в этом плохого?
Здесь можно придумать тысячи разных хитростей - я не знаю, я не педагог. Но возможно использовать природу человека и воспользоваться всеми течениями, которые есть в группе, которой является класс: ее лидерами и угнетаемыми, отношениями между девочками и мальчиками, красотой и силой - то есть играть с эгоизмом.
Понятно, что не нужно изобретать какие-то абстрактные методы. Надо действовать за счет того, чем их действительно можно купить, чтобы постепенно они раскрыли в этом то, что подходит им по характеру, и затем поняли, что это дает большой выигрыш. Начните раздавать медали, какие-то особые призы - но на деле, и чтобы все восприняли это всерьез, иначе ничего не получат.
Нашим желанием насладиться можно очень легко играть, и сделать из человека все, что угодно - все, что нам нужно. Надо только знать, как подступиться к его эго. И не насилием и наказаниями, не угрозой арестов, а привлечь их вознаграждением - то, что называется путем <ло лишма>. Это возможно.
Человек, в конце концов, ищет наслаждения - как удовлетворить свою гордость, жажду удовольствий, власти и славы. Эти желания внушает ему общество, кроме телесных желаний, присущих ему от природы, остальное - это желание денег, власти и знания. Так используйте это!
Обучить науке жизни
-
Вопрос: Я пытаюсь понять, в чем разница между альтруистической организацией, которая тоже учит отдавать, и понятием отдачи в каббале? Чем отличается выражение той и другой отдачи?
Для нас важно, чтобы дети в основном учили не те предметы, которые они изучают сейчас в школе, а половину или большую часть времени посвятили изучению мира, в котором они живут: его систем, как все системы работают в теле человека, в материальной природе, в природе духовного, какие отношения существуют между людьми, какие отношения есть между душами.
То есть все должно быть связано и направлено только на одну цель - показать человеку: <Смотри в каком мире ты находишься! Посмотри, что вокруг тебя, по какому принципу действует вся природа, за что она наказывает, а за что награждает. Давай посмотрим, как можно с ней поладить, иначе тебя ждут вот такие последствия...> То есть мы учим его науке жизни.
Для этого нужно отвести большую часть времени, включая игры, вспомогательные пособия, фильмы, поездки. Все это нужно для того, чтобы установить человека в правильное состояние по отношению к природе. Надо предложить ему: <Давай мы отведем тебя в тюрьму, в больницу и запрем тебя в какой-то комнате, чтобы ты просидел там целый день. О чем ты будешь думать? Как ты начнешь относиться к этому?>
Надо учить его жизни - с любовью, через понимание и объяснение, ни в коем случае не принуждением. Но надо дать ему впечатления, ведь в итоге, привычка становится второй натурой. И мы должны показать ему и внедрить в него всевозможные примеры стандартного отношения. Словно в фильме, я вижу как ведет себя герой, и тоже хочу быть таким же.
Поэтому нужно преподать ребенку всевозможные формы поведения, но так, чтобы он сам проверил их на себе: насколько одно - хорошо, а другое - плохо. Это называется образное обучение, и так человек учится и получает впечатления. Все это должно сопровождаться объяснениями, разбором ситуаций, анализом. Это называется образованием.
А сегодня мы просто наполняем мозг ребенка всякими знаниями и данными, которые он считает совершенно не важными и не нужными. И чем больше растет его эгоизм, тем сильнее он отвергает такое обучение, ведь не видит никакой связи между тем, что получает в школе и тем, что, по его ощущению, ему нужно.
Зачем ему история и география - что это ему дает? Он даже не хочет получать профессию, ведь не видит, чтобы это давало кому-то свободу или приносило удовольствие. Совсем как в анекдоте про мексиканского ковбоя, отдыхающего под деревом. Я и сейчас без всякого образования могу так лежать под деревом. Так зачем мне работать 30 лет для того, чтобы потом лежать под деревом? Я буду это делать прямо сейчас.
Проблема современного образования
Огромная проблема нашего образования в том, что оно не предназначено для того, чтобы построить человека. Оно было задумано с целью сделать из человека какой-то винтик в общей системе, когда мы развивались как технократическое общество и нам нужен был рабочий в одном месте и специалист в другом: врачи, инженеры и т.д. - и только. Именно это мы и были способны сделать из человека - ничего кроме этого.
В том, что касается самого человека, мы никогда ни в чем не преуспели. Или это были дикари, которые жили в Европе еще триста лет назад, а пятьсот лет назад люди жили просто как будто еще не спустились с деревьев. Это было что-то ужасное, кроме каких-то отдельных личностей, которые тоже по своим внутренним качествам были варварами.
И все это образование, пришедшее к нам из Европы, принятое также и народом Израиля, не преследует целью построить человека - а лишь выучить специалиста в какой-то нужной нам профессии.
То есть нам не нужен человек! Нам нужен знаток: в медицине, в машиностроении, в чем-то еще... Мы не связываем с этим никаких человеческих качеств: нам не интересно, какой у него подход к жизни, отношение к обществу - ничего. Какое это все имеет значение? Я плачу тебе деньги, и ты делаешь работу - вот и все.
И соответственные требования мы предъявляли к школе - неважно, начальная это школа или высшая. Мы заботились только об этом. А сейчас мы должны закончить с таким образованием, потому что хотим мы того или нет, но оно закончится само собой, ведь молодое поколение уже не принимает такого подхода.
Такое образование для них уже будто не существует, они его не желают. Максимум, он согласен получить какую-то простую профессию, чтобы все оставили его в покое, и он мог как-то существовать самостоятельно. А во всем остальном он требует предоставить его самому себе.
Здесь произошел качественный переход между поколениями.
Цель нового образования - человек, а не сумма знаний
-
Вопрос: Получается, что это образование должно быть очень личным, с персональным подходом к каждому?
Нет, это образование не должно быть персональным. Это совсем не та методика, по которой занимаются с умственно-отсталыми детьми или при особых отклонениях в поведении. Оно может быть для всех вместе. Нужно лишь четко выяснить его направление - что оно нацелено на человека, а не на сумму его знаний в разных предметах.
А если ты нацеливаешься на человека, то ты уже каждому иначе ставишь оценки. Не в зависимости от того, сколько он усвоил или не усвоил из премудростей, о которых ты ему рассказывал - а насколько он сам понял, насколько в нем записался весь этот процесс внутреннего выяснения, насколько на него влияет его маленькая группа, и он влияет на нее.
И все это объясняется на тысячах примеров, показывающих детям, как они сами могут достичь всевозможных целей без всякого труда, если знают, каким образом направить общество, словно общий корабль, который привезет их к любой цели, какую они пожелают. Ты учишь каждого из них, как надо использовать группу.
Это словно находиться в плавании, тут нужно искусство. В итоге корабль достигает цели, но только при условии нашего участия.
Я далек от всех этих вопросов, но если бы мы связались с какими-то кругами, которые это обсуждают и занимаются этим по необходимости, в силу своей работы, то мы бы прониклись их вопросами, потребностями, проблемами и смогли бы больше объяснить. Ведь я обычно пытаюсь объяснить вопросы <ло лишма> - <лишма>, а так бы мы стали ближе к публике, к обществу.
Если бы мы смогли в понятной форме объяснить решение проблемы образования, я думаю, люди бы это услышали, потому что это проблема, касающаяся каждого. Каждый - или отец, или мать, и беспокоится за это. И если бы мы дали четкое объяснение и предложили красивое решение, то это было бы принято.
Техники зомбирования
-
Вопрос: Когда-то в кино перед фильмом крутили такую рекламу, которая имеет особый психологический эффект. Каждую секунду на экране сменяются три кадра, и у человека будто отпечатывается в голове, какой товар он должен купить. И он сам того не желая, потом идет и покупает его. Можно и тут сделать подобный ролик и везде крутить его, чтобы убедить человека, что отдача это хорошо и надо отказаться от эгоизма?
Нет, этим ты сделаешь из человека животное. Он действительно привыкнет и обретет вторую природу, получив такие впечатления и информационные записи (решимот). Допустим, ты бы даже мог воткнуть ему в мозг какие-то кабели, подключиться к его памяти и выжечь там клетки со всевозможными желаниями. Но этим ты не строишь человека. Это против природы и потому не имеет права на существование.
И потому человечество с этим не согласно и не принимает таких вещей, хотя эти техники зомбирования и используются на выборах, для всевозможного манипулирования публикой. Но их способности очень ограничены, они работают только по законам толпы и не направлены на человеческое осознание. И потому они долго не удерживаются. Тут чинит препятствия сама природа, сам Творец, и не дает этому возможности существовать.
Поэтому нам запрещено пользоваться такими методами. Мы таким образом хотели бы внедрить вместо науки Каббала и методики исправления - методику исправления как порождение этого жестокого мира, при котором мы властвуем над человеком. А вся наука Каббала предназначена для того, чтобы привести человека к осознанию, чтобы он сам, своими силами, своим решением и свободным выбором достиг подобия Творцу. А ты хочешь сделать из него робота, машину, которая будет только выполнять то, что тебе угодно.
Это совершенно противоположно развитию. Вы можете прочитать об этом во множестве книг, нью-эйдж или фантастических, но эти идеи никогда не воплотятся в реальности, потому что идут вразрез с общим законом развития. Это не получится, никому не удастся достичь в этом успеха.
Как объяснить, что нужно изучать каббалу?
-
Вопрос: Родители желают своим детям только добра, поэтому они хотят чтобы те получили какую-то профессию, потом хороший заработок. И как им объяснить, что Каббала тоже помогает в жизни и что это не просто философия?
В этом состоит вся наша работа - суметь объяснить каждому, что такое наука Каббала и насколько предлагаемое ею решение - глобальное, успешное, единственно возможное, одновременно естественное и не естественное, которое приходит к нам, как результат осознания общей природы. Мы, таким образом, раскрываем перед человеком законы мира - абсолютные, вечные и совершенные.
Желаем мы того или нет, но эти законы на нас влияют, и мы находимся под их властью, поэтому нам стоит их изучить и использовать. Чем лучше мы сможем объяснить это всем, тем больше преуспеем - и мы, и все человечество.
Сейчас надо обсудить, каким образом материализовать наше послание и быстро с ним выйти, используя все доступные нам средства, включая средства массовой информации. Выйти к народу и начать эту кампанию, пока мы не добьемся успеха - то есть до самого Конца исправления.
Нет больше никаких возможностей, кроме образования. Вся каббала - это образование и призвана научить человека, как исправить себя.
Наказание как реакция на нарушение законов природы
-
Вопрос: Будет ли существовать наказание в будущем обществе, и в частности применительно к детям? Ведь вы сказали, что здесь недопустимо насилие?
Наказание существует, но оно должно быть таким, чтобы человек понял, что это наказание, и что оно приходит к нему от природы в ответ на его поведение, нарушающее равновесие с ней. А не то, что я его бью, потому что мне так захотелось, и мне кажется, что он это заслужил. И тогда он бежит от меня, ненавидя меня и это общество, которое на него давит.
Нужно показать ему, что удары приходят не от общества (и это главное) - а от природы, хотя, может быть, и посредством общества, и это потому, что он не находится с ней в равновесии. Это идеальное состояние. Будто я стою перед пламенем или на обрыве, и знаю, что нельзя прыгать. Почему? Потому, - таков закон, и не о чем больше спрашивать. Можно сколько угодно мудрствовать, но закон перед тобой: пожалуйста, прыгай с обрыва или в пламя и закончишь свою жизнь.
Человек должен увидеть это в такой форме и понять, какой вред он себе наносит, нарушая законы природы. Надо показать ему, что если он делает это по незнанию, есть такие законы природы, которые действуют на него, считаясь с уровнем его развития. И мы видим это на примере маленьких детей, которых природа будто бережет, чтобы они не повредили себе. А есть такие законы природы, которые не принимают во внимание, понимает ли человек и отдает ли себе отчет в том, что он делает.
Нужно подробно это разобрать и объяснить человеку. Мы, в сущности, знакомим его с тем миром, в котором он находится. И через это осознание он постепенно раскроет не наш мир - а мир Бесконечности, Творца. Это то, что мы должны ему показать.
Пока ему кажется, что он исполняет законы слепой природы, неживой природы. Затем он продвигается дальше к законам растительного, животного, человеческого уровней и выходит на такую ступень, где раскрывает, что вся эта природа представляет собой одну мысль, одно желание, любовь и одно отношение к нему. Это происходит поэтапно.
-
Вопрос: Но в обществе будущего будут шлепать детей и будут тюрьмы?
Можно посадить человека в тюрьму, и об этом пишет Бааль Сулам в своей статье <Последнее поколение>, но при условии, что наказание исходит от исправленного общества, когда человек видит, что так оно устроено, и нет другого общества.
Он может скрыться и искать другое общество, но он знает, что то общество, в котором он находится, устраивает его в одном отношении, в другом и в третьем. А в чем-то оно не устраивает его эгоизм, и он должен знать, что таковы его законы. Но законы эти - абсолютные и касаются не только его, а всех членов общества. И он знает, что общество почитает того, кто исполняет эти законы. Таким образом общество воспитывает его.
Но человек должен понимать, что общество так воспитывает его потому, что хочет выполнить общий закон природы, а не потому, что во главе его стоит какой-то негодяй, который делает, что ему захочется, думая лишь о своем кармане и славе. Необходимо широкое объяснение и убеждение.
Бааль Сулам пишет, что нужно все время убеждать людей и приводить им доказательства, что по-другому невозможно, и у нас нет выбора - иначе нас ждет война и другие страдания. Он упоминает об этом всего в нескольких словах, но это определяет, на какой основе должно идти практическое объяснение.
Задача образования - ответить на вопрос <В чем смысл жизни?>
-
Вопрос: Не понятно, образование должно быть направлено против природы, или оно развивается на ее основе?
Образование призвано показать человеку, что собой представляет природа. Очень просто. В этом состоит задача образования. Ребенок не знает, что такое природа, и я ему объясняю. И я не только объясняю, а передаю ему келим, чтобы он потом сам мог найти объяснение - это и называется наукой.
Он изучает, как одно связано с другим, учится на опыте, как исследовать вещи, находить связи между ними, проводить анализ и синтез, перенимать знание от других. Надо не просто вложить в него какие-то данные, а научить, как самому их получить и обработать.
Но, в конце концов, я учу его, что он находится внутри природы, то есть Творца. В этом все образование.
-
Вопрос: Но в естественных науках уже существует такая система образования - изучение мира и того, как он построен на физическом уровне. Даже в младших классах есть такой предмет, как природоведение, физика.
Нет, мы вовсе не изучаем эти предметы в правильной форме. Во всех этих предметах не объясняется причинность и целенаправленность природы. Не говорится о главном: <Для чего она существует? Как она влияет на меня, стремясь продвинуть к какой-то цели? Почему мир создан именно таким, где в интегральной форме соединяются все виды природы: неживая, растительная, животная и человек?> Мы ничего этого не преподаем детям!
Мы не преподаем это с точки зрения самого человека, не нацелены на него, чтобы показать, что он таким образом приобретает. Каждый предмет должен отвечать на вопрос: <В чем смысл моей жизни? Для чего мне это нужно? Почему это для меня построено?>
Почему дети не хотят учиться?
Весь мир - эргометрический, он построен только ради человека. Если я знаю, что он построен для меня, ради того, чтобы я чему-то научился и мог это как-то использовать для своего блага, а без этого не достигну желанной цели, то я буду совершенно иначе его воспринимать. Нужно показать моему эгоизму, что для меня создан этот мир.
Чем мне поможет в жизни, если я буду знать строение разных жуков или все геологические и исторические периоды? Иди даже в математике, такие сложные вещи, которые мне не понадобятся, чтобы сделать покупки в супермаркете? Для чего мне больше? Мне нужны какие-то необходимые знания для жизни - и все.
Так нужно показать человеку, какое знание ему необходимо для жизни. И тогда мы увидим, что 99% из того, что человек учит в школе - ему совершенно не нужно. И потому дети не хотят учиться.
В человеке есть желание учиться, ведь в нем есть эгоизм. Но он приходит в школу, оценивает ее своим критическим взглядом человека нового поколения и видит, что его заставляют учить совершенно искусственные вещи, и здесь нет никакой связи между тем, что он, по своему внутреннему убеждению, желал бы получить, и зачем пришел.
Он думал, что ему расскажут что-то для него интересное - привлекательное для его эгоизма, его желания насладиться. А ему рассказывают такое, что его совершенно не волнует.
И пока в нем не разовьется эгоизм, может быть до первого-второго-третьего класса, он еще как-то может себя тащить. Но позже он уже просто не в состоянии это делать.
А кроме того, его не вдохновляет скорость обучения и поглощения знания. Его внутренний двигатель крутится гораздо быстрее, что сейчас называется гиперактивностью. А тут приходит какая-то учительница, которая сама ничего не знает о жизни, и начинает читать ему мораль и что-то объяснять.
Что она может объяснить ребенку? Что она сама знает, кроме того, что ей рассказали на каких-то курсах? О чем она может с ним говорить? Она вообще на него не настроена, будто вещает на другой волне.
Мы не понимаем, что это поколение - совершенно особенное. Оно не воспринимает на той же стандартной частоте FM, как предыдущее поколение. В нем абсолютно другое приемное устройство.
<Воспитывай отрока согласно пути его>
-
Вопрос: Но я хочу спросить, ребенок сегодня нуждается в каком-то голом знании? Вне связи с целью существования, а просто, для чистого знания?
Нет. Сказано мудрецами: <Воспитывай отрока согласно пути его>. Но разве мы действуем согласно его пути? Разве нам известна его душа, чаяния этого поколения? Ничего не известно - так это не образование! Образование должно идти <согласно пути> ребенка.
Как мы сегодня выбираем предметы: <Вот это они должны знать! А вот это, как же нет - тоже нужно! Как же они не будут знать истории, так как мы учили - конечно, нужно! География - тоже да!> А зачем? Всю географию можно рассказать, показав несколько красивых фильмов. И ребенок будет учиться с удовольствием. А о чем мы ему рассказываем?
Я помню, как десять лет учился в школе (сейчас уже учатся двенадцать), и с четвертого класса у нас уже была география. То есть шесть лет, раз в неделю был урок географии, посчитайте, сколько это часов! Я не говорю, что у меня в голове ничего от этого не осталось. Осталось, но что это дает? Наше образование не согласуется с природой человека - и в этом вся проблема.
Преподаватели приходят из прошлого поколения и хотят воспитывать молодое поколение - а им это не подходит. Вы можете возразить: <Но таков закон природы! Именно родители должны учить молодое поколение>. Но облачаясь в него... Поэтому написано: <Воспитывай отрока согласно пути его>. Не согласно твоему собственному пути, а согласно его пути. Иначе ты не можешь быть учителем. Это очень тяжелое требование.
Учителя, ученики и родители - равные партнеры
-
Вопрос: Одна из больших проблем образования, что ребенок не чувствует себя в школе уверенным и защищенным.
Это проблема и учителей, потому что сегодня учитель в школе не знает, как справиться с классом. Он хочет властвовать и не может. Хочет установить контакт с детьми и не умеет. Он тоже чувствует себя неуверенным и не защищенным.
Чувство неуверенности у учителя и у ребенка вызвано отсутствием правильного подхода. Если бы оба они были в таких отношениях, как мы здесь сейчас... Мы с вами, изучая здесь каббалу, тоже ведь учимся в классе, не так ли? Сейчас тут сидят такие же <дети> (не важно, что им по сорок лет) и учатся.
И мы учимся вместе, вместе решаем проблемы и отвечаем на вопросы. Мы стараемся изучить то, что каббалисты рассказывают нам о законах этого мира, и пытаемся извлечь из этого какую-то методику образования, правильного поведения, более четко выяснить для себя цель.
Понятно, что в таком виде этот подход еще не готов для детей, но в итоге, именно это мы и должны сделать. Обучение, прежде всего, должно быть интерактивным. Оно должно включать собрания товарищей, сопровождаться распространением. Ученики должны понимать, что они делают.
Это чем-то похоже на то, чем мы занимаемся. Они должны знать, что собираются изменить себя и изменить мир. Все молодое поколение должно об этом знать и гордиться тем, что есть новый мир, в котором оно будет хозяином. Надо поставить перед ним цель.
И не такую цель, что ты сейчас приобретешь специальность, а потом будешь хорошо зарабатывать, и все на этом. Мол, будет у тебя отпуск заграницей, холодильник с едой, машина, дом. Здесь же, учитель и ученик должны стремиться к одной цели, оба вместе.
Почему мы думаем, что учителя не касается это развитие, проходимое ребенком? Учитель находится в том же самом процессе развития. Он также желает достичь той же цели. Он показывает ребенку лишь чуть больше того, что ему известно из собственного опыта прохождения того же самого пути.
И тем же путем идет весь мир. И тогда получается, что все человечество ощущает себя идущим вместе к одной великой цели. И также дети: как когда-то учили, живя в диких джунглях, что нельзя трогать, а что разрешено, как стоит поступать, а как - не стоит, что опасно, а что - нет. Так, собственно, и мы должны учить их, как правильно вести себя с природой, чтобы достичь цели.
И в этом родители и дети - едины. Мы все вместе - это одна душа, и не важно, прошлое это поколение или следующее, которые пока еще вместе находятся в этом мире. Из этого и учитель, и ученик черпают силу, уверенность, как вы ее называете, - от того, что идут вместе и находятся на равных со всеми остальными.
Это очень важный принцип. Мы пользуемся им, когда играем с детьми, желая им попутно что-то объяснить. Мы хотим показать им, что сейчас мы с ними на равных и вместе играем.
И здесь, то же самое. Ты вместе с ним играешь в эту жизнь - и так, все человечество. Поэтому отношение детей к родителям, к учителям, к воспитателям, ко всем остальным - сразу же изменится. Они станут товарищами, объединившись ради одной цели, находясь в одной общей системе. Они будут чувствовать взаимную ответственность. Таким образом, ты превращаешь ребенка в активного участника происходящего, в своего партнера, равного тебе.
А вы спрашиваете про уверенность... Представляете, какую это будет вселять уверенность! Как он будет этим гордиться!
99% человеческой деятельности - не нужные действия
-
Вопрос: Вы сказали, что каждый урок должен отвечать ребенку на вопрос: для чего он живет. Можете ли вы нарисовать такую картину, как ребенок приходит на урок математики в будущем исправленном обществе, и урок отвечает ему на вопрос о смысле жизни?
Я не люблю предаваться таким фантазиям, но я отвечу.
Девяносто девять процентов всей человеческой деятельности - это совершенно не нужные действия. Если бы люди находились в хороших отношениях друг с другом, в каком бы виде работали все системы в обществе? Все эти системы будут совершенно иными. Я уже не говорю о том, что исчезнут армия и полиция, замки и воры. Вся система обеспечения станет другой, отношение к своей специальности будет определяться только возможностью больше отдать обществу.
Я не говорю о том, что девяносто девять процентов товаров, которые мы потребляем, не приносят нам никакой пользы, а только вредят. Я как раз вчера ходил в супермаркет, посмотрел на полки - это что-то страшное. А если человек начнет изменяться, так все станет другим.
А вы говорите - математика. Математика - это не наука, это особый язык. Поэтому о ней трудно что-то сказать - мы пользуемся ею в мере того, насколько нам нужно это для жизни.
Математику придумали люди, которые начали исследовать мир, и не в том виде, как это сегодня делает современная наука. Современная наука тоже приходит к своему концу в результате всеобщего кризиса. Мы можем все дальше и дальше развивать эти научные системы, но они не принесут нам никакой пользы и счастья. И поэтому мы постепенно прекратим все эти разработки, они нам больше не нужны.
Зачем нам заниматься исследованиями, дающими множество абсолютно бесполезных знаний, которые невозможно использовать? В то время как мы можем, и даже заинтересованы из-за эгоистической выгоды, заниматься такими вещами, от которых будет польза.
Так выходит, что в материальной области вся наука, все теории в итоге сведутся к очень ограниченным действиям, предназначенным для того, чтобы действительно предоставить каждому необходимые ему жизненные условия, больше которых он и не захочет. Он будет этим полностью удовлетворен.
Человеческая пирамида
Бааль Сулам говорит, что земной шар готов снабжать все человечество необходимыми продуктами в полном изобилии. Что значит в изобилии? У всех все будет в полном достатке. Так, что каждый почувствует, что больше ему просто ничего не нужно: зачем ты мне еще что-то принес?
И тогда вся человеческая деятельность сконцентрируется на внутренней работе. А какая тебе для этого нужна математика? Вся внутренняя работа происходит внутри, это раскрытие Творца творениям этого мира. Это единственное занятие, нужное человеку сверх заботы о жизненно необходимом. И все будут этим заниматься.
Но что значит <все>? Вы увидите, в какой идеальной форме построена вся человеческая пирамида во всем мире. Так, что люди, не способные заниматься внутренней работой, поисками и раскрытием Божественного, ради того, чтобы передать его другим (то есть нижняя часть пирамиды, не ощущающая к этому склонности), - они будут по своему желанию заниматься обеспечением этого мира всем жизненно необходимым в материальной форме.
А те, кто будет чувствовать большее стремление к духовному, станут больше заниматься духовной работой. И все так естественным образом устроится, что каждый окажется точно на своем месте и будет делать именно то, что нужно миру. Так устроена наша пирамида.
Так устроены наши души, свойства каждой души и связи между нами, что если мы стремимся к цели, то для этого идеально подходят данные нам силы, свойства и способности. А также даются все необходимые нам внешние условия, обеспечивающие, как наше обязательное материальное существование, так и духовное - раскрытие Творца творениям этого мира.
Все это устроится между всеми нами так, что ни один не займет чужое место и будет в совершенстве подходить для своей работы. Будет ли он заниматься частично духовной работой, частично материальной, или только духовной, или только материальной - он захочет только этого и почувствует, что это место точно приспособлено под него.
Чтобы кого-то воспитывать, нужно быть <зрячим>
-
Вопрос: Вы сказали, что ребенок должен стать активным участником учебного процесса. Вы имели в виду, что дети должны получить самоуправление в школе?
Нет, конечно, я не имел в виду такие вещи. Это может быть сейчас в моде такие современные, извращенные подходы. Вообще демократия только портит нам жизнь. Что такое демократия? Я беру какого-то человека с улицы, провожу выборы, и он становится для меня как эталон.
Для того, чтобы продать ему что-то, может это и сгодится. Но чтобы кого-то воспитывать, нужно быть <зрячим>, как говорится <у мудреца глаза в голове>. А не поручать это ребенку или человеку с улицы.
Но я говорю о взаимной связи, которая будет существовать между учителем и учеником, когда оба они находятся в одном процессе, по одной причине, двигаясь к одной цели. Оба вместе: только один - большой, а другой - маленький.
Большой берет маленького за руку и, обладая знанием, что нужно делать, приводит его к той же самой цели. И относительно этой цели они оба находятся в том же самом процессе развития.
Это не так, как у нас в школе, когда я получаю диплом учителя, прихожу к детям и начинаю им вдалбливать все, что есть в программе. Нужно это или не нужно - я не знаю, министерство просвещения так решило, и я должен все это дать - положенное количество часов.
Здесь же речь идет о продвижении учеников: что они могут усвоить, какой материал, как его правильно обработать, сопровождая это играми в группе, рассказывая о том, что такое человек, что такое общество, как можно раскрыть Творца - в маленькой группе, в большой, с помощью каких игр.
Обучение - это игра
Ведь все обучение - это игра. Все, о чем мы не знаем, но желаем постичь - все это называется игрой. Это предполагает полное взаимодействие и участие как учителей, так и учеников.
Словно учат жизни в джунглях, когда там рождается ребенок. Мы видим такое поведение и у обезьян, и у живущих там людей, как берут ребенка и начинают показывать ему что и как, что можно, а что нельзя. Шлепают его. И обезьяны тоже шлепают детенышей, чтобы немного его наказать. В сущности, это не наказание, а лишь чтобы привлечь его внимание. И он в естественной форме понимает, почему это так или иначе.
Если мы будем учить ребенка тому, что ему нужно для этого жизненного круговорота, то естественно, это будет для него важно. Откуда это известно? Из потребностей души. Ведь сегодня души уже начинают задавать вопросы по сути. А мы им что даем - математику и географию? Зачем им это нужно?
-
Вопрос: Как вы на деле узнаете, чего хотят дети? Надо спросить их самих, чем они хотят заниматься, или не надо?
Конечно нет! Я не должен их спрашивать, ведь они это не понимают. Разве я спрашиваю тебя, что тебе нужно, когда ты приходишь сюда учиться? Нет. У нас есть программа, оригинальные статьи: статьи о группе, об устройстве мироздания, о внутреннем развитии человека, о строении миров, и так мы в более-менее разнообразной форме учимся, в соответствии с методикой, полученной мной от своего учителя.
Разумеется, мне пришлось внести изменения в ту методику, что была раньше, и не маленькие, поскольку мы сегодня уже приступаем к ее непосредственной реализации.
Но ученик не может знать, что ему нужно получить. Он получает знания, примеры и упражнения, которые призваны поднять его на следующую ступень. Он не знает, что такое следующая ступень, на которую должен подняться. Только тот, кто уже находится на высшей ступени, может спустить ему вниз все средства, помогающие подняться.
Я помню двадцать пять лет назад, когда я жил в Реховоте, там в Институте Вайцмана было специальное отделение, которое разрабатывало игры для детей. И там сидели очень умные люди, которые знали, какие нужно использовать всевозможные формы и цвета. Кроме того, что они обладали для этого фантазией, они также понимали специфику детского восприятия и за счет чего его можно развить - что подходит для трехлетнего возраста, что для четырех лет и т.д.
Я не говорю, что они все делают абсолютно правильно на все сто процентов, но мы понимаем, что игра - это очень серьезная вещь. За счет нее человек растет! Игра формирует человека.
И здесь мы говорим только о механических играх, позволяющих ребенку стать умнее и узнать что-то новое. В каббале же речь идет о внутреннем развитии, когда нужно дать человеку келим, чтобы за счет них он вырос как человек (адам), став подобным (эдоме) Творцу.
Нужно как можно быстрее привести к раскрытию точки в сердце и начать с ней работать. И за счет каких инструментов ее развивать? Ведь у нас нет подобных примеров в этом мире. Нужно как-то все это передать ребенку. Это совершенно иное обучение. Надо помочь ему найти эту точку и научить, как ее развить. Это не относится к внешнему обучению - это внутреннее образование человека. И нужно дать ему для этого келим.
Здесь не помогут цифры и количество информации, которой ты его напичкаешь. Это требует развития человека, а не наполнения его мозговых клеток - ты даешь ему возможность стать созидателем.
|
Международная Академия Каббалы "Бней Барух" |
Виртуальное обучение по сети Интернет |
Трансляция телеканала Каббала ТВ |
Глобальные проблемы человечества
О преодолении мирового кризиса |
Газеты: 'Каббала Сегодня' 'Каббала Миру' |
Рассылка "НАУКА КАББАЛА" |
Cайт автора по тематике каббалы |
КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ: в Израиле в Москве и Санкт - Петербурге в Украине в США, Канаде, Австралии, Зап. Европе Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана. Можно заказать книги через интернет. |
В избранное | ||