[svoboda] <<ВЫБЕРИ РАДИО>> ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ПРАВА НА ТОРГОВЫЕ ЗНАКИ CLUBHOUSE

Здравствуйте, свобода.
На фоне роста популярности закрытой социальной сети Clubhouse российские компании подали сразу несколько заявок на одноименный товарный знак. Среди заявителей
-- холдинг <<Выбери радио>> Ивана Таврина и петербургская студия веб-разработки. Если Роспатент одобрит хотя бы одну заявку, компании получат возможность
влиять на работу соцсети в России.
Эксперты и юристы полагают, что с учетом известности Clubhouse шансов получить товарный знак у заявителей немного. В то же время владельцы самой соцсети
пока не пытались его зарегистрировать в России.
Российские компании подали несколько заявок на регистрацию товарных знаков со словом Clubhouse, обнаружил ``Ъ'' в базе Роспатента. Петербургская компания
по разработке веб-сайтов <<Креобитс>> подала заявку на товарный знак по классам программного обеспечения 16 февраля. Еще три заявки на товарные знаки Clubhouse,
Clubhouse Radio и Clubhouse Audio подало 20 февраля ООО <<Выбери радио>> (управляет сетью региональных радиостанций), которое входит в группу <<Медиа-1>> Ивана
Таврина. Заявки <<Выбери радио>> распространяются в том числе на услуги <<социальных сетей онлайн>> и <<доступа на дискуссионные форумы в интернете>>.
Clubhouse -- быстро набирающая обороты социальная сеть по обмену голосовыми сообщениями. В марте 2020 года ее запустила Alpha Exploration, которую создали
выходцы из Google Пол Дэвисон и Роэн Сет. Пока у Clubhouse есть только мобильное приложение для iOS, зарегистрироваться на платформе можно по приглашению
от кого-то из ее пользователей. Всплеск ее популярности начался после того, как в нее вступили основатель Tesla и SpaceX Илон Маск и создатель Facebook
Марк Цукерберг. Аудитория сервиса в РФ на 16 февраля достигла 137 тыс. пользователей, сообщал РБК со ссылкой на данные AppAnnie.
<<Креобитс>> решила сделать сайт про Clubhouse с ответами на популярные вопросы о соцсети, рассказал ``Ъ'' гендиректор компании Артем Рутковский. Регистрация
товарного знака, по его словам, нужна для защиты инвестиций в разработку сайта.
Гендиректор <<Выбери радио>> Вадим Терещук отказался комментировать ``Ъ'' цели подачи заявок на товарные знаки. С Alpha Exploration связаться не удалось.
Основная задача регистрации товарных знаков в данном случае -- получение прав на использование обозначения, которое уже известно большой аудитории, объясняет
партнер юридической фирмы <<Косенков и Суворов>> Константин Суворов. Объем притязаний заявителей охватывает 45 классов товаров и услуг и фактически все сферы
бизнеса, отмечает управляющий партнер Hogan Lovells CIS Наталья Гуляева.
Регистрация товарного знака может использоваться и как инструмент давления на других его пользователей, говорят эксперты. В случае успешной регистрации
заявители смогут даже требовать удаления соцсети из магазинов приложений для территории РФ, допускает старший юрист группы технологий и инвестиций Vegas
Lex Дмитрий Бородин.
Роспатент может полностью или частично отказать заявителям, допускают юристы.
<<Социальная сеть уже известна, и применение ее названия может ввести потребителей в заблуждение>>,-- объясняет госпожа Гуляева. Роспатент может отказать
и потому, что такие знаки уже зарегистрированы за рубежом, отмечает партнер юридической фирмы Nevsky IP Law Кирилл Митягин. Например, немецкая Sky Deutschland
Fernsehen GmbH & Co. владеет знаком Clubhouse с 1996 года.
Если же регистрация по одной из российских заявок все-таки произойдет, Alpha Exploration может оспорить ее в палате по патентным спорам и в суде по интеллектуальным
правам, отметила госпожа Гуляева. В то же время по состоянию на 26 февраля заявок на товарные знаки от Alpha Exploration, связанных с ее приложением, в
России, США и других странах нет, уточнил господин Митягин. <<Это странно, поскольку крупные проекты всегда заботятся о защите интеллектуальных прав>>,--
говорит он. Возможно, знак Clubhouse в целом сложно зарегистрировать, предполагает господин Суворов, поскольку на английском языке он означает просто <<Клуб>>.
Валерия Лебедева, Дмитрий Шестоперов
Kommersant.ru