Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей "Напоминание":
Многие жители богатых кварталов местечка Ропшицы, раввином которого был Нафтали, нанимали себе ночных сторожей, чтобы те охраняли нажитое. Однажды вечером ребе, после загородной прогулки, возвращался домой через один из таких кварталов. Сторож его заметил и, окликнув, велел остановиться.
- Извините, ребе, - сказал он, когда Нафтали подошел ближе и стал виден в свете газового фонаря, - не признал вас в потемках.
Ребе улыбнулся и спросил:
- На кого ты работаешь?
Сторож ответил, а потом задал тот же вопрос:
- А на кого этим вечером работаете вы, ребе? Этот простой, казалось бы, вопрос совершенно ошеломил ребе Нафтали. Он отступил на шаг и пробормотал:
- Я сейчас ни на кого не работаю.
Затем он начал ходить взад-вперед, о чем-то мучительно размышляя. А потом, внезапно остановившись, спросил:
- Пойдешь ко мне на службу?
- Я? - удивился мужчина. - Но я всего лишь сторож, охраняю имущество разных хозяев и ничего не смыслю в делах, которыми занимаются ребе. Чем вам-то я могу быть полезен?
- Тем же, что делаешь сейчас. - сказал ребе. - Ценнейшее мое имущество - это душа. И чтобы уберечь ее, я должен работать на Бога.
- А я что должен буду делать?
- Напоминать мне об этом.
Слово «помни» встречается в Библии сто двадцать пять раз. Еврейский философ и библеист Мартин Бубер называет такие слова ключевыми - они часто повторяются в тексте специально, чтобы указать на некую важную истину.
Что значит помнить? Может сложиться впечатление, что акцент на этом слове свидетельствует о чрезмерном внимании к прошлому, граничащем с одержимостью. Получается, что Тора якобы призывает нас жить в давно ушедшем, подстраиваться под него и считать, будто старое выше нового? Но что такое воспоминания? Можно ли вспомнить прошлое, находясь в нем самом? Конечно, нет. Воспоминание, сам его акт - всегда в настоящем. Ведь прошлое уже безжизненно.
Однако можно так «обработать» настоящее, чтоб оно выглядело под старину, с естественной, будто бы, «патиной времен». Можно подражать традиционным образцам мысли и действия, ощущая себя преемником седой древности. Таково неотъемлемое свойство любой нормативной религии: согласованность настоящего с прошлым.
Но давайте взглянем на иное значение слова «помнить». Ребе Нафтали не только стремился помнить прошлое, но и хотел, чтобы ему напоминали о настоящем. Ему нужен был некто, кто постоянно бы возвращал его в текущий момент вопросом: для кого ты работаешь? Для себя или для Бога?
Один из современных западных мистиков - Эндрю Харви - советует носить в кармане небольшой предмет-символ, как напоминание о необходимости свершать священную работу в каждый миг. Тора предписывает носить кисти в уголках одежды, не дающие забыть о Боге и божественном (Числа 15:38). Учитель дзэн буддизма Тик Нат Хан, уроженец Вьетнама, рекомендует использовать в качестве сигнала для возвращения в настоящее звонок телефона. Ребе Нафтали нанял себе сторожа. А что делаешь для этого ты?
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №1185
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр