Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей - "Где я?":
Ребе Ханох Генех из Александра рассказал как-то такую историю:
Жил-был один очень рассеянный человек. Настолько забывчивый, что, просыпаясь
утром, не мог вспомнить, куда положил свою одежду накануне вечером. Дошло
до того, что по вечерам его стала мучить бессонница - так он боялся, что
не сможет с утра отыскать одежду.
Но как-то вечером его посетила прекрасная мысль. Он взял бумагу, ручку и
аккуратно записал, что где оставил перед сном. Затем положил список на столик
у изголовья кровати и сразу заснул как дитя, в блаженной уверенности, что
утром моментально отыщет все что нужно.
Так и получилось. Он проснулся, взял записку со столика и стал читать, что
где находится:
- "Брюки - на стуле". Ага, вот они, надеваем. "Рубаха - на
спинке кровати". Прекрасно, надеваем рубаху. "Шляпа - на письменном
столе". Точно, берем и ее...
Так, всего за несколько минут, этот человек полностью оделся. Но вдруг от
некой мысли его объял ужас, и он стал раз за разом перечитывать список,
хватая поочередно предметы одежды.
- Ну да, ну да, - бормотал он в отчаянии, - вот брюки, вот рубаха, вот шляпа...
А где же я сам?!
И он принялся искать себя самого. Всюду шарил, все в комнате перерыл - но
так и не нашел. Пару секунд помолчав, ребе заключил:
- Каждый из нас - точно в таком же положении.
"Где я?" Согласно учению иудаизма, этот экзистенциальный вопрос
лежит в основе всякого человеческого опыта. Заметим: не "кто я?",
а "где я?". Между этими двумя вопросами - принципиальная разница.
Вопрос "кто я?" оставляет тебя в изоляции. За ответом на него
нужно обратиться внутрь себя. Обращаясь же внутрь, ты отделяешь себя от
мира. Вопрос "где я?" вовлекает "я" в контакты и взаимоотношения.
В поиске ответа на него надо стать обращенным и внутрь, и наружу - чтобы
определить свое местонахождение в двух мирах, внутреннем и внешнем, и даже
отказаться от их различения, увидев реальность как неразрывное целое действия,
чувств, мышления и Бытия.
Когда Бог зовет Адама в саду Эдема, тот выходит из-за кустов, в которых
прятался, и говорит: "Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому
что я наг, и скрылся" (Бытие 3:10). Адам осознает как свои чувства,
так и свои действия, - и однако, несмотря на собственный страх, выходит
из укрытия.
Это - высшая духовная задача. Можешь ли ты выйти из укрытия таким, каков
ты есть? Большинство из нас считает, что, прежде чем предстать перед Господом,
нужно измениться к лучшему. И посвящают годы, а то и десятилетия психотерапии,
медитации и духовной самодисциплине, надеясь таким образом обрести право
пребывать в Его Присутствии. Но на самом деле мы не в состоянии быть нигде,
кроме как перед Ним. Так что немедленно выходи из укрытия - со всеми своими
страхами, стыдом, ошибками и глупостью - выходи!
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №845
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр