Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей - "Ты - то, о чем
думаешь":
У хасидим есть обычай собираться у своего ребе(1) в шаббос(2),
чтобы вместе поесть, выпить водки, спеть нигуним(3) и поговорить
о Торе. Однажды в шаббос на Тиш(4) к ребе Моше из Кобрина
пришло столько учеников, что многие из них просто не поместились за столом.
Они толклись по всему дому, желая отведать хоть немного яств с праздничного
стола, увидеть ребе и услышать от него хоть бы слово о Торе.
В толчее ребе Моше обратил внимание на одного юношу, стоявшего в уголке.
Он подозвал своего слугу и спросил:
- Что это за молодой человек стоит вон там? - Услышав имя, он в недоумении
заметил: - Что-то я такого не помню...
- Да нет же, ребе, вы не можете его не помнить, - удивился слуга. - Это
очень благочестивый молодой человек, к тому же он часто бывает за вашим
столом. Вы не раз с ним беседовали.
Слуга стал рассказывать ребе о молодом хасиде и его родителях.
В конце концов ребе Моше подозвал молодого человека и сказал:
- Только что я пытался вспомнить, кто ты такой, и мне было очень трудно
это сделать. Теперь я понял, в чем дело.
Видишь ли, сущность человека - в его мыслях. На чем ты сосредоточишь свои
мысли, в то и превращаешься. Сколько я на тебя ни смотрел, твои мысли все
время блуждали туда-сюда. Вначале тебе хотелось того, затем - этого. Твоим
желаниям не было конца. Я не видел ничего, кроме твоего неутолимого голода,
и мне было непонятно, кто ты - человек ли, имеющий рот, или рот, прикинувшийся
человеком.
Молодой хасид был до того смущен, что с того дня старался все время думать
только о возвышенном.
Ты - то, о чем ты думаешь. О чем ты думаешь в данный момент? Мысли
бывают двух основных типов, - такова наша двойственная природа. Каждому
человеку от рождения даны два побуждения: йецер ха-тов и йецер ха-ра. Первое
побуждение влечет вас к любви, к выходу за пределы себя и слиянию с миром.
Второе сопровождается страхом и вынуждает уйти от мира, замкнуться в себе.
Эти два побуждения порождают мысли двух основных типов: зиждущиеся на страхе
и зиждущиеся на любви. Если твоя мысль приходит от любви, ты заботишься
и о себе, и о других. Если же в истоке твоей мысли страх, ты думаешь только
о себе. Когда человек думает только о себе, он снедаем голодом, - ему не
хватает безопасности, надежности, уверенности в себе. И поскольку обособленное
"я" не может удовлетворить его потребности, такой голод неутолим.
Человек ест, ест, ест - и никак не может насытиться.
Ребе учат, что рай и ад представляют собой два одинаковых пиршества, где
столы ломятся от самых изысканных блюд. Люди сидят вокруг этих столов с
двухметровыми вилками и ложками, которые слишком длинны, чтобы с их помощью
можно было есть
самостоятельно. Поэтому в аду люди мучаются от голода - а в раю каждый кормит
того, кто сидит напротив, и все сыты. Задача каждого из нас не в том, чтобы
утолить свой голод, но в том, чтобы накормить другого человека - только
так мы все сможем насытиться.
1. Ребе - хасидский мастер. 2. Шаббос- суббота. 3. Нигуним - напевы без слов. Хасидские мастера учили, что
песня и танец могут вознести душу и каждая мелодия, какой бы ни была она
мирской, содержит в себе искру божественного, которую можно извлечь, если
петь с должным благоговением. Хасиды создавали собственные нигуним - двери,
ведущие к Богу. 4. Тиш - особая трапеза, которую ребе устраивает для своих
хасидом. Во время тиш ученики едят, пьют, поют и учатся.
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №815
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр