Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей - "Лошади - ангелы":
Как-то раз Симха Буним поведал своим ученикам:
- На днях пришел ко мне человек с жалобой, что после сорокадневного поста
так и не сподобился узреть Илияху ха-Нави(1), хотя именно
это обещали ему святые книги. И тогда я рассказал ему такую историю:
Баал Шем Тов, - да благословенна будет его память, - однажды отправился
в долгое путешествие. А как вам известно, он обладал силойКфицас
хадерек(2), - то есть умел сжимать пространство и преодолевать огромные
расстояния в мгновение ока. И все же, чтобы скрыть эту свою способность,
он ездил в обычном конном экипаже.
Во время того путешествия, о котором мой рассказ, его лошади стали беседовать
между собой: "Обычных лошадей кормят в каждой деревне, а мы проносимся
мимо селений без остановки. Может, мы не лошади, а люди и станем есть в
корчме где-нибудь на постоялом дворе".
После того как они без остановки промчались мимо многих постоялых дворов,
лошади рассудили: "Ага, стало быть, мы даже не люди. Мы - ангелы, ибо
им в пути не требуется ни еда, ни питье".
В конце концов Бешт прибыл, куда собирался. Лошадей отвели в конюшню и поставили
перед каждой по мешку с овсом. И они набросились на еду, как это сделал
бы любой оголодавший жеребец.
"Так вот, - сказал я посетителю, - у тебя тот же случай. Ты постишься
и воображаешь себя ангелом, достойным встретить Илью-пророка. Но по окончании
поста набрасываешься на еду всё равно что те лошадки".
- Понимаете? - закончил Симха Бунем. - Кто из нас лучше этого человека?
Духовная гордыня - величайшее препятствие на пути хасида. Практикуя
то или иное духовное упражнение, мы воображаем, будто приближаемся к святости.
Это - гордыня. Качество духовной практики зависит от качества твоего намерения
(каввана). Существует лишь одно верное намерение: выполнять действие ради
самого действия (иудеи называют это ли-шма). Заниматься духовной практикой
ради того, чтобы получить что-то взамен, - идолопоклонство.
Человек из истории о Симхе Буниме постился, дабы узреть Илью-пророка. Им
двигала гордыня. В своем эгоизме он был не умней лошадей Бешта, которые
полагали, что им помогает двигаться не дух, но их необыкновенная сила. А
какое отношение это все имеет к тебе? Вспомни, когда тобой владела духовная
гордыня? Когда ты с гордостью отпускал замечание о том, что являешься адептом
такого-то учения, учеником такого-то гуру или, возмож но, даже учителем
некой эзотерической дисциплины? Давно ли ты в последний раз возносил молитвы
у капища духовных достижений и личной силы? Вспомни такие моменты, признай
их и в них покайся. А потом пойди перекуси.
1. Илияху ха-Нави - Илья-пророк. 2. Кфицас хадерек - сокращение пути. Согласно теологии Бешта, время
и пространство не абсолютны. Они - атрибуты Бога, ощущаемые человеком, тогда
как Сам Бог объемлет их и выходит за их пределы. Бешт обладал способностью
ощущать недвойственность Бога и выходить за пределы таких кажущихся противоположностей,
как "здесь" и "там", "сейчас" и "тогда".
Таким образом, он мог манипулировать временем и пространством как явлениями
сознания. Понимая, что это испугает простых людей, он скрывал свои силы
и путешествовал в повозке. Тем не менее и его лошади, и близкие друзья знали
- поездка с Бештом сулит, мягко говоря, необычные переживания.
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №725
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр