Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей - "Помехи":
Однажды ребе Нафтали из Ропшиц(1) поймал своего сына Элиэзера на какой-то
шалости.
- Я не виноват, - заявил мальчишка. - Виноват Бог. Он дал мне йецер ха-ра(2)
, который только и делает, что толкает меня на всякие проказы. Так что ругай
не меня, а Бога!
Ребе Нафтали нахмурился, затем улыбнулся и ответил сыну:
- Бог дал тебе йецер ха-ра в качестве наставника.
- Наставника? И чему же я могу научиться у этого злодея?
- Стойкости и упорству, - сказал ребе Нафтали. - Посмотри, как прилежно
делает свое дело йецер ха-ра. Не зная ни скуки, ни усталости, исполняет
миссию, возложенную на него Богом, - соблазнять людей на эгоистические действия.
Ты тоже должен неустанно делать то, для чего тебя создал Бог, - преодолевать
йецер ха-ра.
Элиэзер внимательно выслушал отца и, когда тот закончил, возразил:
- Но ты забыл одну очень важную вещь, папа.
- Что именно?
- Йецер ха-ра выполняет свою задачу безупречно, поскольку у него
нет своего йецер ха-ра, который мешал бы ему делать порученное Богом.
А у людей все совсем иначе, ибо "грех у дверей лежит"(3). Всякий,
раз, когда мы открываем дверь нового опыта, нас за порогом ждет йецер
ха-ра и подбивает на сомнительные проделки.
1.Ребе Нафтали Цви Горвиц родился в местечке Линек (Леско) Западной Галиции
(Польша) в 1760 году.
2.Йецер ха-ра - На человека действуют две природные силы: иецер ха-ра,
то есть злые побуждения, и йецер ха-тов - добрые побуждения. Йецер ха-ра
- не зло как таковое, но, скорее, склонность ко злу, если это побуждение
не уравновешено йецер ха-тов. Поэтому Гиллель учит: "Если я не постою
за себя, кто обо мне позаботится? А если я буду заботиться лишь о себе,
какой от меня прок?" (Пиркей Авот 1:14). Более точный перевод названия
этих побуждений: "эгоистическое побуждение" и "бескорыстное
побуждение". Мудрецы учат, что без йецер ха-ра человек не смог бы построить
дом, жениться и вырастить детей, ибо для всего этого необходимо ощущать
свое "я" и желание реализовать себя (Брейшит Рабба 9:7). Эгоистическое
побуждение становится "злом" только когда оно не уравновешено
бескорыстным побуждением. Если человек руководствуется в своих действиях
исключительно интересами эго, возникают предпосылки для зла: бизнес превращается
в эксплуатацию, брак - в угнетение, секс - в насилие. Если же мы руководствуемся
не только своими интересами, но и интересами других, йецер ха-ра входит
в конструктивное русло. Тогда это побуждение ориентируется на добро, и его
энергия привносится в благие деяния.
3. Бытие 4:7.
Каждая дверь таит за собой свои опасности. В каждую секунду нам приходится
делать выбор, отдавая себе отчет, каким побуждением мы руководствуемся:
йецер ха-ра - или йецер ха-тов? Или же нам удастся следовать и тому и другому?
Мы следуем йецер ха-ра, когда удовлетворяем потребности своего эго, и следуем
йецер ха-тов, учитывая и уважая права и интересы окружающих. Сумеешь ли
ты реализовать обе склонности, уравновесив побуждения эго и интересы окружающих?
Сумеешь ли ты жить полнокровной жизнью и при этом сознавать, что мир, в
котором ты живешь, свят?
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №715
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр