Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Притчи и сказки Востока и Запада


Притчи и сказки Востока и Запада

Доброе время суток, дорогой читатель!

Сегодня я познакомлю вас со следующей хасидской притчей - "Помехи":


Однажды ребе Нафтали из Ропшиц(1) поймал своего сына Элиэзера на какой-то шалости.
- Я не виноват, - заявил мальчишка. - Виноват Бог. Он дал мне йецер ха-ра(2) , который только и делает, что толкает меня на всякие проказы. Так что ругай не меня, а Бога!
Ребе Нафтали нахмурился, затем улыбнулся и ответил сыну:
- Бог дал тебе йецер ха-ра в качестве наставника.
- Наставника? И чему же я могу научиться у этого злодея?
- Стойкости и упорству, - сказал ребе Нафтали. - Посмотри, как прилежно делает свое дело йецер ха-ра. Не зная ни скуки, ни усталости, исполняет миссию, возложенную на него Богом, - соблазнять людей на эгоистические действия. Ты тоже должен неустанно делать то, для чего тебя создал Бог, - преодолевать йецер ха-ра.
Элиэзер внимательно выслушал отца и, когда тот закончил, возразил:
- Но ты забыл одну очень важную вещь, папа.
- Что именно?
- Йецер ха-ра выполняет свою задачу безупречно, поскольку у него нет своего йецер ха-ра, который мешал бы ему делать порученное Богом. А у людей все совсем иначе, ибо "грех у дверей лежит"(3). Всякий, раз, когда мы открываем дверь нового опыта, нас за порогом ждет йецер ха-ра и подбивает на сомнительные проделки.


1.Ребе Нафтали Цви Горвиц родился в местечке Линек (Леско) Западной Галиции (Польша) в 1760 году.
2.Йецер ха-ра - На человека действуют две природные силы: иецер ха-ра, то есть злые побуждения, и йецер ха-тов - добрые побуждения. Йецер ха-ра - не зло как таковое, но, скорее, склонность ко злу, если это побуждение не уравновешено йецер ха-тов. Поэтому Гиллель учит: "Если я не постою за себя, кто обо мне позаботится? А если я буду заботиться лишь о себе, какой от меня прок?" (Пиркей Авот 1:14). Более точный перевод названия этих побуждений: "эгоистическое побуждение" и "бескорыстное побуждение". Мудрецы учат, что без йецер ха-ра человек не смог бы построить дом, жениться и вырастить детей, ибо для всего этого необходимо ощущать свое "я" и желание реализовать себя (Брейшит Рабба 9:7). Эгоистическое побуждение становится "злом" только когда оно не уравновешено бескорыстным побуждением. Если человек руководствуется в своих действиях исключительно интересами эго, возникают предпосылки для зла: бизнес превращается в эксплуатацию, брак - в угнетение, секс - в насилие. Если же мы руководствуемся не только своими интересами, но и интересами других, йецер ха-ра входит в конструктивное русло. Тогда это побуждение ориентируется на добро, и его энергия привносится в благие деяния.
3. Бытие 4:7.

Каждая дверь таит за собой свои опасности. В каждую секунду нам приходится делать выбор, отдавая себе отчет, каким побуждением мы руководствуемся: йецер ха-ра - или йецер ха-тов? Или же нам удастся следовать и тому и другому? Мы следуем йецер ха-ра, когда удовлетворяем потребности своего эго, и следуем йецер ха-тов, учитывая и уважая права и интересы окружающих. Сумеешь ли ты реализовать обе склонности, уравновесив побуждения эго и интересы окружающих? Сумеешь ли ты жить полнокровной жизнью и при этом сознавать, что мир, в котором ты живешь, свят?


Сайт рассылки http://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить свой комментарий к притче, зайдя в блог
 
Выпуск №715

Удачи и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр

При желании можете писать на мой ящик shurko-2@rambler.ru


В избранное