Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей - "Похлебка из камней":
Однажды к Дов Беру, Маггиду из Межирича(1), приехал богатый купец. Ребе
как раз вкушал скромную трапезу вместе с учениками, и купец присоединился
к ним.
- Скажи мне, - спросил Маггид, - вот ты - человек богатый и благочестивый.
Чем ты питаешься?
Купцу польстило то, что Маггид упомянул не только его богатство, но и религиозное
рвение. Ведь, действительно, он трудился в поте лица своего и в делах коммерции,
и на ниве веры.
- Видишь ли, ребе, - заговорил гость, явно довольный собой, - я мог бы позволить
себе самые изысканные яства, но боюсь, как бы они не совратили меня с пути
праведного. Поэтому и ограничиваюсь пищей беднейших: кусочком хлеба да щепоткой
соли.
- Какое кощунственное пренебрежение к Создателю! - воскликнул Маггид. -
Он благословил тебя богатством и могуществом, а ты отказываешься от тех
радостей, которые им сопутствуют. Это оскорбляет Бога, даровавшего тебе
такие блага. Отныне ежедневно вкушай
мясо и пей хорошие вина!
Гость был потрясен. Ученики Маггида тоже пребывали в смятении. Когда купец
ушел, они стали просить ребе
объяснить эти слова. Ведь очевидно - купец искренне старался избежать мирских
соблазнов, а Маггид упрекнул его именно за это.
- Может, и так, - ответил Дов Бер. - Но вот что я скажу: если этот богач
станет вкушать мясо и пить вино, то несомненно поймет, что беднякам нужны
по меньшей мере хлеб с солью. Если же сам он будет обходиться хлебом и солью,
то скоро придет к выводу, будто бедняку достаточно воды и камней.
1. Ребе Дов Бер из Межирича (1704 [?]-1772) - преемник Бешта. Переосмыслил
опыт хасидов в виде законченной теологической доктрины, основанной на учении
каббалистов. Прозванный Маг-гидом (Проповедником), Дов Бер обращался главным
образом к узкому кругу хасидов, затрагивая вопросы, недоступные пониманию
среднего человека. Основой теологии Дов Бера является представление о том,
что Бог - единственная реальность и что все вещи суть проявления Бога во
времени.
Какая добродетель лежит в основе глубочайшей веры? Самоуничижение?
Смирение? Доскональное исполнение ритуалов своей религии? Для Дов Бера эта
добродетель - щедрость. Богатый и набожный купец воспринимал свое богатство
как искушение, испытание воли. Он мог наслаждаться богатством, но не делал
этого, ибо боялся выказать недостаток благочестивого смирения. Потому жил
по-нищенски, чем и гордился. Этот купец совершил целый ряд ошибок. Во-первых,
не пользовался дарами, которые получал от жизни, и значит, вел себя неблагодарно.
Во-вторых, не делился богатством с другими, и значит, проявлял скупость.
В-третьих, не понимал истинную природу человеческого служения Богу: делать
добро другим. И значит, не мог возлюбить ближнего как самого себя. Или мог?
Наверное, он все-таки любил ближнего как самого себя. Но проблема заключалась
в том, что себя-то как раз он любил недостаточно. Ребе Дов Бер хотел, чтобы
этот человек полюбил себя - тогда он смог бы полюбить Бога и ближнего. Ты
здесь для того, чтобы служить Богу, поступая по-божески по отношению к тем,
кто тебя окружает, и в конечном счете по отношению к самой жизни. Дарами
Творца делись с другими.
Тот, кто по-настоящему любит Бога, любит жизнь и все живое. Принимай дары,
приносимые жизнью, радуйся им и используй их наилучшим образом. Тогда обнаружишь
в себе щедрость духа, которая раскроет сердце твое и твои ладони, чтобы
поделился ты дарами с миром.
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить свой
комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №665
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр