Думаю, что сегодня будет полезно рассказать
вам следующую хасидскую притчу - "Тайный цадик":
Многие великие ребе были потомками других великих ребе. Однажды Мордехая
ха-Коэна попросили рассказать о его дедушке, ребе Шаломе, о котором уже
никто ничего не помнил. Тот сказал:
- Воистину, он был Ламед Вавник(1), скрытым святым. Днем он зарабатывал
себе на жизнь искусством ювелира, при этом оставаясь сосредоточенным на
тайнах Торы. А по ночам он поднимался с постели для изучения Каббалы(2).
И это еще не все: мой дедушка, как это было принято среди благочестивых
людей, отдавал десятую часть своих заработков беднякам.
- При всем моем уважении, ребе, - сказал собеседник, - должен заметить,
что в этом нет ничего необычного. Многие из нас размышляют о Торе днем и
изучают Каббалу по ночам. И каждый иудей обязан отдавать десятую часть своих
заработков беднякам.
- Но это еще не все, - улыбнулся ребе. - Мой дедушка отдавал на цедака(3)
не только десять процентов от своих доходов, но и десять процентов от суммы
убытков.
- Не уверен, что понимаю вас, - сказал собеседник.
- Однажды, очищая золото, он допустил ошибку в технологии и потерял много
денег. Он вычислил десятую часть из этого убытка, затем взял соответствующую
сумму из своих сбережений и раздал бедным.
- Но по закону требуется давать только от доходов, ведь, давая от убытков,
мы только усугубляем свое положение. Поэтому я и говорю, что мой дедушка
был цадик(4). Он считал, что мы должны благодарить Бога за все, что к нам
приходит, - как хорошее, так и плохое. И еще он считал, что бедняки не должны
страдать из-за его ошибок. Поэтому он благодарил Бога как за доходы, так
и за убытки, отдавая беднякам по десять процентов того и того.
1. Ламед Вавник - тайный святой (от еврейских букв ламед и вав, числовое
значение которых в сумме составляет тридцать шесть). Ламед Вавник - это
святой, неприметно и самоотверженно работающий ради торжества добра над
злом. Считается, что в каждый момент времени в мире есть тридцать шесть
скрытых святых, и именно благодаря их благочестию мир остается в целости
и сохранности.
2. Каббала (от слова кабел - "получать") - иудейская мистическая
традиция. Полночь - момент, выпадающий из общего течения времени. Работая
в полночь, каббалист может скинуть узы обычного сознания и войти в рай.
3. Цедака (от цедек - "справедливость")- пожертвование десяти
процентов своего дохода в пользу бедных.
4. Цадик- праведник.
Великодушие - очень важная составляющая духовной жизни, ибо оно является
отражением в нашем сознании взаимосвязи всех живых существ. Иудаистские
законы устанавливают минимум, который необходимо отдавать бедным: десять
процентов своих доходов. Но хасид, который учится состраданию у самого Бога,
делает больше, чем велит буква закона. Так ребе Шалом отдавал беднякам и
по десять процентов от суммы своих убытков.
Возможно, ты не возносился до такого уровня святости, однако твоя связь
со всем сущим не слабее, чем у ребе Шалома. Вопрос вот в чем: насколько
ты великодушен? Отвечаешь ли ты хотя бы минимальным требованиям цедака или
же склонен меньше давать и больше получать? В следующий раз, когда ты задашься
вопросом, каковы твои успехи на духовном пути, загляни не только в священные
книги, стоящие у тебя на полке, но и в свою чековую книжку.