Сегодня предлагаю Вашему вниманию историю из жизни суфийского
шейха Абу Саида:
У Абу Саида спросили: "Каков духовный наставник, постигший Истину,
и каков искренний ученик?"
Шейх ответил:
- Духовный наставник, постигший истину, обладает, по крайней мере, десятью
свойствами, доказывающими его подлинность:
Во-первых, ему необходимо самому стать целью, чтобы иметь ученика.
Во-вторых, ему необходимо пройти мистический путь самому, чтобы обладать
способностью вести по нему других.
В-третьих, ему необходимо обрести утонченность познания, дабы передать познания
другим.
В-четвертых, он должен обладать щедростью и не считать себя важной персоной,
так что он способен пожертвовать своим
благосостоянием ради ученика.
В-пятых, он не должен иметь касательства к богатству ученика, дабы не подвергаться
искушению использовать его для своих
целей.
В-шестых, в тех случаях, когда он может преподать урок посредством намека,
он не будет говорить о данном предмете
напрямую.
В-седьмых, всегда, когда возможно обучать посредством доброты, он не будет
прибегать к грубости и жестокости.
В-восьмых, то, что он требует, он вначале выполнил сам.
В-девятых, от того, что он запрещает ученикам, он сам воздерживается.
В-десятых, он не бросит ученика ради мирского, ибо он взял себе ученика
ради Бога.
Если духовный наставник таков и украшен этими качествами, ученик наверняка
будет искренен и преуспеет в своем странствии,
ибо ученик обретает свойства своего духовного наставника.
Что касается искреннего ученика, то шейх сказал:
- Не менее десяти качеств, которые я здесь перечисляю, должны присутствовать
в искреннем ученике, если он хочет быть достойным ученичества:
Во-первых, он должен быть достаточно умен, чтобы понимать указания духовного
наставника.
Во-вторых, он должен подчиняться и выполнять приказы духовного наставника.
В-третьих, он должен держать ухо востро, чтобы слышать то, что говорит учитель.
В-четвертых, у него должно быть просветленное сердце, чтобы узреть величие
духовного наставника.
В-пятых, он должен быть правдив, так что все, сообщаемое им, правдиво.
В-шестых, он должен держать данное слово, так что все, обещанное им, он
выполняет.
В-седьмых, он должен быть щедр, так что все, чем он владеет, он способен
раздать.
В-восьмых, он должен быть осмотрителен, чтобы хранить доверенные ему тайны.
В-девятых, он должен быть восприимчив к советам, так что он приемлет порицания
наставника.
В-десятых, он должен обладать рыцарскими качествами, дабы пожертвовать и
собственной жизнью на мистическом пути.
Обладая такими качествами, ученику будет легче завершить свое странствие
и он быстрее достигнет цели, поставленной перед ним духовным наставником.