Сегодня хочу предложить Вашему вниманию историю
одного из суфийских учителей. Она называется "Саади Ширазский о
зависти":
Вы, конечно, можете попытаться заставить умолкнуть злые языки, но,
как бы вы ни старались, вам все равно это не удастся.
Если человек предпочитает уединенность и не стремится заводить знакомства
с другими людьми, люди начнут хулить его, говоря при этом, что его надо
извести, как и всякую прочую нечисть. Если же он смеется, то ничто не
сможет убедить их в его рассудительности.
И богатому не удается избежать пересудов, ибо повсюду кричат о нем:
"Богат как Крез".
Если дервиша постигла неудача, они объясняют это тем, что он-де нечестивец
и к тому же неудачник.
Когда преуспевающего человека постигнет неудача, они считают это благодеянием
и символом вмешательства Бога. Они говорят: "Сколько же можно оставаться
на гребне счастливой волны? Разве неудача не родная сестра удачи, разве
бывает так, чтобы первая не следовала за второй?" Когда же они
узнают, что бедняк добился благополучия, то со злобой и завистью вопят
ему вслед: "И любит же фортуна никчемы-шей!"
Когда ты весь в работе - ты "хапуга и жадина", но стоит тебе
прекратить работу, тебя тут же окрестят "бессовестной побирушкой".
Если ты говоришь, тебя обзывают "трещоткой", а когда молчишь,
то ты - "не более чем бессловесная картинка на стене".
Смиренный, ты для них и вовсе не человек, ибо "несчастный, он от
страха и головы-то не поднимает!". Но стоит им встретить отважного
и гордого человека, как они кинутся от него врассыпную, жалобно поскуливая:
"Что за дикий сумасброд!"
Человек, который воздержан в пище, для них - "скупердяй".
Если же пища его изысканна и вкусна, то он -"раб желудка и поклонник
плоти".
Если состоятельный человек одевается просто, отвергая сословные предрассудки,
то из-за язвительных языков он вскоре прослывает "гнусным скрягой,
у которого уйма денег, а он жалеет их даже на собственную одежду".
Ну а если он облачится в великолепные одежды и выстроит для себя прекрасные
палаты, они доведут его до помешательства, обзывая неженкой, белоручкой
и расточителем.
Если человек целиком посвятил себя семье и никогда не отправляется в
далекие путешествия, то те, кого вечно носит по свету без всякой цели,
обзовут его "тряпкой, которая пришита к подолу жениной юбки".
"Откуда же, -скажут они, - он сможет приобрести какие-либо знания
или овладеть хоть одним искусством или ремеслом?"
Но и путника они не преминут очернить: "Удача избегает его, разве
стал бы он шататься от города к городу, если бы ему хоть однажды повезло?"