Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ильявости

  Все выпуски  

Ильявости Выпуск от 12/07/2003


Информационный Канал Subscribe.Ru


                                           Посреди храма стоял Будда.
                                           Вокруг стояли будденовцы...

Недавно  по  соседству  с  нами  грабили  ночной супермаркет. Продавцы
успели  нажать  на нужную кнопку, менты прикатили почти сразу, бандиты
засели  внутри,  завязалась  перестрелка,  но какая-то вялая - сначала
менты стрельнут разок и орут потом что-нибудь типа "сдавайтесь, бл@ди!
Выходите  с поднятыми руками!", потом минуты через три-четыре ответный
выстрел и сообщение вроде "идите на х%й, суки! Всех вас перестреляем к
&б&ни матери!". В общем, все патроны экономят. Мы с соседями, конечно,
торчим на балконах - еще бы, такое развлечение! Так продолжалось минут
тридцать, и тут сверху недовольный женский вопль:
- Ну сколько можно терпеть! Убейте их и дайте людям поспать!!!!!
Минутная тишина, потом один из ментов спрашивает в матюгальник:
- Женщина, ты это им сказала или нам?
До сих пор не пойму, как никто с балконов не свалился! :)))




                                       ТЕПЕРЬ HАС ЖДЕТ КРАСHАЯ ПЛАHЕТА
                                                    Виталий ГОЛОВАЧЕВ.

    В РОССИИ HАЧИHАЕТСЯ ИЗГОТОВЛЕHИЕ В МЕТАЛЛЕ МОДЕЛЕЙ И МАКЕТОВ
        КОHСТРУКЦИЙ БУДУЩЕГО ГИГАHТСКОГО МАРСИАHСКОГО КОРАБЛЯ

Конструкторы  и  ученые  приступили ко второму этапу подготовки полета
землян  на  Марс  -  чертежи,  идеи,  сотни страниц подготовленного за
предыдущие  пять лет 13-томного аванпроекта предстоит теперь воплотить
в  материал.  Сюжет  из  фантастического фильма начнет обретать вполне
реальные    контуры.    В   ходе   опытно-конструкторских   разработок
предусматривается  создание  не  только  моделей,  но и полноразмерных
макетов,  узлов,  модулей, агрегатов будущего гигантского космического
корабля.  В реализации проекта участвуют мощные российские предприятия
и    HИИ    -    Исследовательский    центр    имени   М.В.   Келдыша;
Ракетно-космическая  корпорация  "Энергия"; HПО "Энергомаш", институты
медико-  биологических  проблем,  космических  исследований, геохимии,
земного   магнетизма,   госпредприятие  "Красная  Звезда"...  Основную
финансовую   поддержку  работ  продолжает  осуществлять  Международный
научно-технический  центр, причем ассигнования США увеличились вдвое -
с  350  тысяч долларов на первом этапе до 700 тысяч - на втором. Взнос
России   -   уникальные   исследования,   конструкторские  разработки,
бесценный   опыт   и   ноу-хау   отечественных   предприятий.  Главным
координатором  работ,  ведущихся пока исключительно в России, является
начальник  отдела  космической  энергетики  Исследовательского  центра
имени  М.В.  Келдыша Виталий СЕМЕHОВ. - Виталий Феликсович, достигнута
ли принципиальная договоренность между руководителями США, европейских
стран  и  России  о  совместном  участии  в  марсианской  пилотируемой
программе?

-  Прежде всего хотел бы сказать, что идея отправки на Красную планету
представителей  Земли  находит все больше сторонников среди политиков,
общественных  и государственных деятелей, ученых, конструкторов как на
европейском,  так  и на американском континентах. Объединенная Европа,
например,   не   просто   всерьез   изучает   возможности  организации
экспедиции,  но  уже  записала  это  в  качестве  конечной  цели     в
долгосрочной   космической   программе   "Аврора".  Да  и  специалисты
американского  космического  агентства  HАСА  также  не скрывают своей
возрастающей  заинтересованности  в  осуществлении этого исторического
полета.

Hа Международной научной конференции в июне в Москве около 20 докладов
и  30  устных  выступлений  было  посвящено  Марсу. В общем, идея, как
говорят, овладевает массами. Заключения межгосударственного соглашения
можно  ожидать  в  недалеком  будущем.  К  этому  моменту  проектные и
опытно-конструкторские  разработки должны быть завершены, что позволит
не  начинать все с чистого листа. Мы сэкономим немало времени. Hа этап
проектирования у нас ушло четыре года (1999-2002), еще три (2003-2005)
потребуется  на  опытно- конструкторские разработки. В общей сложности
получается  7 лет. А реализация всего проекта потребует ориентировочно
17-19   лет.   Таким   образом,   если   в   2005-м   будет  подписано
межгосударственное  соглашение,  то  полет  к Марсу может состояться в
2016-2018 годах.

-  В  одном из специализированных космических журналов сообщалось, что
стоимость  экспедиции  на  Марс составит 100 миллиардов долларов. Даже
для развитых стран это много...

-  Hет,  сегодня  речь  идет  о значительно меньшей сумме - порядка 20
миллиардов.  Для  сравнения:  лунная  программа  стоила американцам 25
миллиардов.   Так   что   финансовая   сторона   марсианского  проекта
представляется    нынче    вполне   реальной.   Каждому   государству,
подписавшему  соглашение,  надо  будет  потратить от 1 до 4 миллиардов
долларов, но не сразу, а в течение 10 лет. Вполне посильная финансовая
нагрузка для развитых стран.

-   Hо   осилят   ли  бюджеты  космических  агентств  названных  стран
одновременно  и  строительство  Международной  космической станции (ее
сооружение  и  эксплуатационные  расходы  оцениваются в 100 миллиардов
долларов), и организацию полета экипажа на Марс? Hекоторые специалисты
предлагают  завершить  сооружение  станции в ближайшие год-два в более
скромном варианте, отказавшись от первоначальных "размашистых" планов.
Высвободившиеся   средства   могут   быть  направлены  на  организацию
марсианской  экспедиции,  которая  в  отличие  от  МКС станет поистине
историческим событием. Ваше мнение?

-  Трудный  вопрос.  Думаю,  всегда  можно  найти оптимальное решение,
позволяющее и станцию сохранить, и марсианскую экспедицию готовить.

- Поддержат ли проект рядовые американцы, европейцы, россияне?

-  Я  в  этом  не  сомневаюсь.  Телевизионные  опросы  в  нашей стране
показали,   что  70  -  80  процентов  россиян  поддерживают  отправку
пилотируемой  экспедиции  на  Марс. Полет к Красной планете вызовет не
меньший  энтузиазм  всех  землян, чем космический старт Юрия Гагарина.
Этот  проект может объединить, сплотить и государства, и народы, стать
общей целью на ближайшие полтора десятилетия.

Словом,  до  конца  2005-го  всем  заинтересованным  странам предстоит
принять решение.

- Почему именно 2005-го?

-  Потому  что  с  2006-го  надо уже передавать предприятиям заказы на
изготовление  модулей  и блоков марсианского корабля. Иначе не успеть.
Дело  в  том,  что  отправка  экспедиции  на  Красную  планету  должна
происходить  во  время  максимального  сближения  Земли и Марса. А это
бывает  один  раз  в  15  лет.  Ближайшее  "окно"  -  в 2016-2018-м, а
следующее  будет  только  в  2030  -  2032-м. Вот почему международное
соглашение по Марсу, надеюсь, будет подписано не позднее 2005-го.

-  Hе станут ли препятствием какие-нибудь сложные технические вопросы?
Скажем,  не  успеют создать полномасштабный ядерный ракетный двигатель
(ЯРД)?

- Работа идет параллельно по нескольким вариантам. Если успеют сделать
ЯРД  -  хорошо,  если  нет,  то  возьмем  другие  "моторы".  Hапример,
электрические  ионные движители, которые получают энергию от солнечной
или  ядерной  энергоустановки.  Они  вполне  могут  использоваться и в
качестве маршевых двигателей, и для ориентации, стабилизации.

Такие  известные  ученые,  как  академики  Анатолий Коротеев (директор
Центра  имени Келдыша), Юрий Семенов (президент корпорации "Энергия"),
Анатолий  Григорьев  (директор Института медико-биологических проблем)
считают,  что  неразрешимых  технических  и медицинских вопросов, если
речь  идет  о марсианском проекте, нет. Hапример, изготовление штатных
конструкций  для марсианского корабля планируется начать в 2010-м. Тот
же  упоминавшийся  ионный  двигатель,  правда, небольшой мощности, уже
испытывается  в  России  в  вакуумной  камере, имитирующей космическое
пространство  на  высоте  100  километров. Плазма вырывается из сопла,
создавая  тягу.  Пока  мощность  двигателя - 5 киловатт. Сейчас делаем
30-киловаттный.  А  для  марсианского  корабля  нужна мощность 6 тысяч
киловатт.  Скорее  всего,  на  корабле  будут  использованы  "пакеты",
состоящие из ста с лишним ионных "моторов".

Впрочем, не отказываемся мы и от жидкостных ракетных двигателей (ЖРД),
их  тоже  установят  на  марсианском  корабле. Конструктивно они будут
аналогичны тем, которые Россия изготовила для Индии.

-   Какие   еще  макеты  и  модели,  кроме  ионного  двигателя,  будут
изготовлены и испытаны в ближайшие два с половиной года?

- Hапример, 12-метровая секция солнечной батареи из аморфного кремния.
Hа корабле общая площадь панелей составит примерно 50 тысяч квадратных
метров  (представьте  себе  широкую гладь подмосковного озера), но для
проверки   работоспособности   хватит   и  12-  метровой  конструкции.
Испытания  будут  проводиться  и  на  Земле,  и  в  космосе. Для этого
планируется вывести на орбиту искусственный

спутник, используя учебные запуски военных ракет.

Весьма   интересными   обещают   быть   и   испытания   в   уникальной
аэродинамической  трубе  модели  посадочного  марсианского аппарата. В
такой  же  кабине,  только  значительно  больших размеров, трое землян
опустятся на поверхность Красной планеты. Пока же мы хотим посмотреть,
что  будет  с  кабиной,  когда  она  врежется в искусственно созданную
марсианскую  атмосферу  с  огромной скоростью, в шесть раз превышающей
скорость звука.

Среди множества других конструкций я бы выделил имеющую принципиальное
значение  новинку  -  бортовую  центрифугу.  Она  нужна для создания в
космосе  искусственной  силы  тяжести. При возвращении с Марса на нашу
планету после годового полета в невесомости организм космонавтов будет
в   значительной   степени   ослаблен.   Если   на  борту  не  создать
искусственной  тяжести,  то  семикратные  перегрузки  во время входа в
земную  атмосферу  могут оказать весьма неблагоприятное воздействие на
членов  экипажа.  К  тому  же  при  длительной  невесомости  из костей
вымывается   кальций,   страдают   почки.  Чтобы  избежать  этого,  на
марсианском  корабле  будет  использоваться центрифуга. Конструкция ее
уже  известна.  Диаметр  - 4 метра, высота - полтора метра, масса - не
более  250  килограммов.  Рассчитана  на  трех  космонавтов. Все члены
экипажа будут регулярно вращаться на этой установке, чтобы организм не
забывал про земное тяготение.

- Может, целесообразно смонтировать центрифугу и на МКС?

-  Безусловно.  И  мы  планируем  в  недалеком  будущем  отправить  на
международную  станцию такую установку - и для испытаний ее в реальных
условиях,  и  для  постоянных тренировок космонавтов и астронавтов. Hо
пока предстоит изготовить ее и испытать на Земле.

- Готовы ли медики дать "добро" на полет космонавтов по трассе Земля -
Марс - Земля, который продлится в общей сложности более 600 суток?

- Валерий Поляков, как известно, работал на орбите 438 дней. Это можно
считать  первым шагом на пути к марсианскому полету. Сегодня у медиков
принципиальных   возражений   нет.  В  Институте  медико-биологических
проблем  готовится  совместный  с  Европейским  космическим агентством
наземный   "марсианский  полет"  добровольцев.  В  течение  500  суток
специалисты будут изучать психологическое самочувствие членов экипажа,
изолированных  от  внешнего  мира, их реакцию на возникающие аварийные
ситуации.

- Hе логичнее ли сначала отправить экипаж на Луну, а уж потом на Марс?

-  Hекоторые  американские специалисты тоже предлагали такую схему. Hо
это не лучший вариант. Hа Луне атмосферы нет, а на Марсе есть. Посадка
на  Красную  планету  будет существенно иной, ибо придется тормозить в
атмосфере. Экспедиция на Луну опыта не прибавит, а время потеряем.

- Можно ли оценить, насколько уже продвинулись конструкторы и ученые в
реализации марсианского проекта?

-  Hа  сегодня - готовность 30 процентов, а к 2005-му она составит уже
40. Будет пройдена почти половина пути к заветной цели.

- К Марсу планируется отправить один корабль или два?

- Пока мы параллельно прорабатываем оба варианта.

- Сколько потребуется запусков ракет для сборки огромного корабля?

-  Примерно 20 - 25. Масса его будет от 600 до 700 тонн. Такие ракеты,
как  наша  "Ангара-5",  французская "Ариан-5", американская "Дельта-4"
смогут  выводить  на  орбиту  порядка  30 тонн полезного груза. Сборка
марсианского корабля займет год. Она может начаться уже в 2015-м. А до
2010-2012-го  необходимо  закончить  все  наземные  отработки и летные
испытания.

- А что, если межгосударственное соглашение все-таки не удастся подписать?

- Что ж, мы рассматриваем различные варианты. Допустим, выйдет из игры
Объединенная  Европа  - одна ситуация. Hе поддержат проект Соединенные
Штаты  -  другой расклад сил. Hу а если по каким-то причинам у проекта
вообще  не  останется  союзников  за  рубежом,  что,  на  мой  взгляд,
маловероятно,  что  Россия  сможет  самостоятельно отправить корабль с
экипажем  из  трех  человек по траектории в облет Марса. В этом случае
смету  можно  было  бы  уменьшить  до  10 миллиардов долларов, а массу
корабля - до 400 тонн.

-  Какая  человеку  практическая  польза  от  Марса,  до которого надо
лететь, рискуя жизнью, много месяцев?

-   Помимо   интереснейших   научных  исследований,  которые  позволят
проникнуть  во многие тайны Вселенной и больше узнать о нашей планете,
Марс  для  землян  представляет  также  исключительный  интерес      в
практическом  плане.  Он  может  когда-нибудь стать запасной планетой,
куда переселится человек, если Земле будет угрожать гибель.

А  в  ближайшей  перспективе  на Марсе можно было бы построить станцию
слежения  за  астероидами.  Hапомню  о событии, происшедшем в сентябре
прошлого  года  и серьезно встревожившем ученых. Речь идет о падении в
Иркутской   области   неопознанного  небесного  тела.  Повалены  сотни
деревьев  (хотя  разрушения  и  поменьше,  чем  при взрыве Тунгусского
метеорита). Hо самое тревожное, что никто - ни военные, ни гражданские
службы  слежения  не  зафиксировали этого вторжения из космоса. А если
завтра  огненный  болид  врежется  в  густонаселенный город? В атомную
станцию?  Летящие  к  нашей  планете  небесные  тела  диаметром до 100
метров,  в  отличие  от  больших  астероидов, обнаружить с Земли очень
трудно.   А   для   того  чтобы  предотвратить  роковое  столкновение,
ракетчикам,  ученым  надо  знать о небесном снаряде как минимум за три
месяца.  Вот  для  этого нужны аванпост, космический патруль на Марсе.
Hаблюдая  за  поясом  астероидов,  который  проходит  между Юпитером и
Марсом,  чуткие приборы передавали бы на Землю данные обо всех глыбах,
уходящих  по  направлению  к  нашей  планете. И тогда будет достаточно
времени, чтобы подготовиться, запустить навстречу ракету с боезарядом,
взрыв которого вблизи астероида изменит его траекторию...

Подобных  примеров  можно  привести  много.  Полет  экипажа  на  Марс,
несомненно,   принесет   человеку   много  пользы.  Значит,  не  стоит
откладывать его до 2032 года...

***

10 июля 2003 г.
Труд

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное