Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всемирная история от Алексея Фанталова СПАСИТЕЛЬ ЯВИТСЯ ИЗ КАТАКОМБ


Опубликовано в журнале "Духовность. Вера. Возрождение"
с незначительными сокращениями.

Сергей Кургинян

СПАСИТЕЛЬ ЯВИТСЯ ИЗ КАТАКОМБ

Нынешняя "элита" недееспособна перед лицом
высшего правящего класса мира

 

 

- Сергей Ервандович, как вы оцениваете положение России в мире? Каков геополитический пасьянс вокруг неё - и может ли она прорвать порочный круг, когда она фактически превращена в колонию? Можем ли мы вырваться из этого круга и прыгнуть в будущее?

- Видите ли, сама эта терминология - геополитическая схватка, геополитический пасьянс - указывает, что эти проблемы интересуют прежде всего евразийскую школу (яркий пример тому - господин Дугин). В этой школе главное - борьба за территорию в буквальном ее понимании. Так сказать, за часть земли (суши, а, возможно, и моря), которая контролируется неким сообществом людей (нацией, этносом). Поскольку геополитики понимают, что люди - не звери, и борьба популяций за нишу все-таки отличается от борьбы человеческого сообщества за что-то, отвечающее его человеческим потребностям, то им приходится придавать территории (суше и морю) особый смысл. То есть, так или иначе сакрализовать землю. Они осуществляют для этого более или менее сложные ухищрения.

Чем это отличается от нашего подхода - моего и моих соратников? Мы исходим из того, что человек, конечно, отчасти природное существо. Сообщество людей как природных существ ничем особенно не отличается от популяции. И борется за территорию и все остальное (ресурсы, например) так же, как представители животного мира борются за популяционную нишу. Но человек не до конца природное существо! В отличие от других существ, он борется еще и за нечто нематериальное, именуемое "смыслом". Кроме нефтяных (ресурсных) или геополитических (территориальных) войн, идут еще и смысловые войны. У человеческих сообществ есть представление об идеальном, о целях, о смыслах, порождаемых целями и питающих, в свою очередь, эти цели. Все это вместе представляет собой Проект (не хотелось бы путать подобный Проект с так называемыми проектами, национальными, в том числе). Человеческие общности ведут миропроектную конкуренцию, конкуренцию за смыслы. А еще они ведут обычную конкуренцию за ресурсы.

Мы исходим из того, что главное - миропроекты. И этому все подчинено. Но это не означает игнорирование энергетических или геополитических конкуренций. Человек не вполне природное существо. Но он в огромной степени природное существо. И все же низведение всего к геополитике может приводить к огромным конкретным ошибкам. В мире сейчас кипит стратегическая война за смыслы, идет передел смысловых возможностей. Если это не учитывать - просто ничего не поймешь в происходящем.

Повторяю, я принадлежу к школе, для которой высший уровень - уровень социокультурный, идеологический. А "фокус сборки" - миропроектная конкуренция. Это не противостоит геополитике, а дополняет ее. И избавляет от того, что я называю "гипер-геополитизацией".

Нации и народы заглатывают ресурсы, территории и всё прочее ради осуществления каких-то своих проектов, своего предназначения - ну, например, религиозных, каковы исламские проекты. Халифат создается для того, чтобы захватить мир и установить всюду власть ислама - и утвердить образ жизни по исламу. Или возьмите проекты, в которых жила Россия: ведь Россия имела такой проектный модус бытия - это проекты православные и коммунистические. Территория заглатывалась не только ради безопасности и осваивалась не только ради безопасности и лучшего качества жизни своего народа - она захватывалась потому, что нужно было установить некий порядок, легитимированный либо волей Бога, либо волей истории, либо высшего смысла, который является не божественным, но таким же "легитимным" - и в этом будущее всего человечества.

У России нет опыта существования без проектов, без, я бы сказал, сверхфокусировки на именно миропроектном начале. Есть нации, которые могут обойтись без такой сверхфокусировки. Русские - не могут.

Ведь геополитика недаром в значительной степени всё-таки связана с немцами, потому что у немцев есть такое понятие: "место под солнцем". Немец не спрашивает, зачем ему это место под солнцем. Русский или кто-нибудь еще - спрашивают, а такой вот типичный немец-геополитик не спрашивает: "ЗАЧЕМ?" Это ведь и так ему понятно: чтобы его, немца, было больше, чтобы лучше жилось, чтобы фермер имел поместье, условно говоря, на "Остланде", и так далее. В итоге - для блага, в сущности, только для материального блага.

В значительной степени этот способ существования без проекта связан с буржуазией, с эпохой Модерна, которая и является буржуазным временем. И национальная буржуазия, как она себя называет, мыслит волей к жизни, лишенной, так сказать, высшей проектной метафизической просветленности.

Её мотивация, в сущности, проста, как у одноклеточных: чтоб всего было больше, чтоб было лучше, а зачем лучше? в чем цель? - эти вопросы даже не возникают. "Наша цель - процветание на сегодняшний день", а ради чего это процветание и что оно означает - это уже "метафизика", одноклеточным недоступная.

Поэтому главная трагедия для России заключается в том, что после пятисот лет существования в проектных модусах она вдруг свалилась в беспроектный мир.

- Значит, сегодня, благодаря нашей беспредельной демократии, мы ведем беспроектное, то есть бессмысленное существование - в отличие от других наций и народов?

- Русский народ не привык к этому, он не понимает, что это такое, у него нет немецкого геополитического гонора "нас должно быть больше" и "жить мы должны лучше". Нет, ты мне сначала докажи, что значит "жить лучше", докажи, что я должен жить, а не умереть!

У настоящего проекта Модерн есть хоть какие-то ответы на это "ЗАЧЕМ". Они называются "прогресс", "гуманизм". Живем для того, чтобы развиваться, чтобы открывать новые горизонты. Чтобы человек "восходил". А дальше - посмотрим... Это - хоть что-то. Такое "что-то" скрашивало буржуазное "расширение ради расширения". Но нынешняя Россия, возжелав буржуазного, этот самый Модерн не взяла на вооружение. Она оказалась в тисках трех Д: декультурации, дегуманизации, демодернизации.

Свалившись в беспроектную яму, Россия получила, в прикупе со своей неспособностью в этом жить (отсутствие кодов в цивилизационном ядре, отсутствие отработанных веками форм и норм достойного социокультурного существования), еще и не пригодную для этого буржуазию - буржуазию, по сути дегуманистическую, презирающую народ особым, гламурно расчеловечивающим образом, почти не имеющем исторических прецедентов.

И вдруг оказалось, что все жертвы, которые были принесены на алтарь разрушения Советского Союза, породили некоего хорька, который в принципе мыслит личными, весьма примитивными категориями, не далее обычного благосостояния.

В этом смысле парадокс нынешней ситуации (и особенно класса, который когда-то называл себя "олигархией" без всякого отношения к самому понятию, ибо олигархия - это реальная государственная власть в руках у правящего буржуазного класса) - он вообще очень забавен. Я назвал бы его "законом насыщения потребностей".

Суть этого закона в том, что где-то от миллионных до миллиардных доходов очень быстро растет качество жизни. Миллиардерам живется совсем иначе, чем миллионерам. Миллионер живет в коттедже и ездит на хорошей машине, а миллиардер ездит с кортежами на больших машинах, на яхтах, имеет вертолеты, личные самолеты - тут всё прописано "деловым сообществом". А вот разница между человеком, у которого сто миллиардов или триллион - она не прописана. Нет возможности бесконечно улучшать качество жизни, когда доходы начинают переходить за миллиард долларов. Два, три, десять, двадцать - там нет этой зоны, нечего покупать, нечем обеспечивать роскошь. Самые дорогие VIP яхты - это миллион долларов метр. Ну, сто миллионов, ну сто пятьдесят, ну двести - всё! Всё остальное - дешевле. Поместья, которые есть у богатейших людей мира, стоят 60, 70, 100 миллионов. Самолеты - до 50-ти миллионов. Дальше-то что? Каждый день еда в самых дорогих ресторанах мира? Так это рак желудка через полгода. Значит, в принципе дальше-то богатый человек ничего не может, и бессмысленно постоянно раскручивать его потребности (ещё лучше, ещё быстрей, еще богаче).

Ну, не создал мир разницы между миллиардером и триллионером! Бессмертие? - посмотрите на пигментные пятна на руках миллиардеров - и вы увидите их ближайшее будущее. Полет на Марс? - не летают. И что? На Луну?- вроде уже дёшево стало, да и в космос полететь уже просто.

Оказалось, что эти потребности очень быстро насыщаются, и в зоне их насыщения, когда люди уходят от миллиардов к десяткам и сотням миллиардов (хозяева мира), главные их мотивации - игра, "мировой преферанс", воля к власти, некие мистические или метафизические "заморочки".

Предназначение там не действует, но там действует хотя бы азарт Великой Игры. А на его основе может начаться и выработка каких-то представлений о своей "миссии".

Потому что - ну, заработал ты еще десять миллиардов... и что? Ну и что? - ты еще одно поместье купишь и будешь между ними бегать каждый день? Что ты будешь с ними делать? Ты же в одном из них должен жить, причем в условиях, когда прислуга, обслуживающий персонал, как ты их ни назови, становятся одной из основных проблем XXI века! Их невозможно просто нанять, их нет в мире, это не XIX век в библейском понятии. Ну, будет в этих дворцах сидеть какая-нибудь распущенная прислуга и изображать бурную деятельность, охранники, которые тебе же сядут на голову, - и что ты с ними будешь делать без миссии, без личной идеологии? Начнётся сумасшедший дом даже на низшем, бытовом уровне. А уж на уровне деятельности...

Насыщение потребностей без способности взять смысловой барьер, или хотя бы барьер игры, оборачивается гедонистическим неврозом, иногда приобретающим тяжелые формы.

Я помню, что однажды меня звали на какую-то повышенную по самомнению тусовку, в один из немецких курортных городов, и я позвонил своему знакомому и спросил: "Слушай, как там с одеждой? Смокинг - не смокинг? Исходя из требований рабочего характера, я должен туда ехать, но ты мне помоги не попасть в глупое положение". Он говорит: "Ну, не смокинг, а галстук приличный" - "Что значит приличный?" - "Ну, за 4-5 тысяч долларов." - "Чего?! Я буду покупать галстуки за 5 тысяч долларов в стране, где беспризорные дети?! Да вы сошли все с ума!".

Потом я позвонил своей одной давней подруге, она живёт за рубежом, и говорю: "Вот мне здесь такое безумие предлагают, что ты по этому поводу думаешь?" А она говорит: "Рокфеллер не будет надевать галстук за 5 тысяч долларов, принц Чарльз не будет надевать галстук за 5 тысяч долларов, это будут делать русские и арабы". И в этом есть некая стыдная констатация. Но у арабов есть хотя бы ощущение мусульманской миссии, а здесь - гедонистический невроз в чистом виде.

- Мне кажется, уместно будет уточнение - что "русские" олигархи" есть такая же фикция, как "русская мафия": как правило, в криминальном или любом негативном контексте на удивление щедро упоминается определение "русский", обычно строго дозированное, если, конечно, речь не идёт о "русской рулетке", русских пельменях или "русском фашизме". Но то, что наши назначенные олигархи позорятся на весь мир, - это бесспорно...

- В России сформировался невротически-гедонистический высший класс. А ему в мире противостоит иначе мотивированный суперкласс, по отношению к которому этот гедонистический сгусток ничто, потому что наверху и состояния другие, и "драйв" другой, уже не гедонистический.

Вот отсюда - безумие, отсюда ручки за 6 тысяч долларов к дверям, траты на аксессуары к ванной за 100 - 150 тысяч долларов - какая-то вакханалия! Этот высший класс, который должен был бы думать о нематериальных активах, а также о высших материальных активах, коими являются авианосцы, армия и все прочее. Вот это - фишки в Большой игре! Но наш "сгусток" не ведет эту игру - он кайфует! А для кайфа ему все это не нужно, для него это лишнее. Он даже не геополитичен, потому что зачем ему территория? Он и ее не хочет.

Итак, он не ведет Большую игру! Ту, в которой спрашивают: "А ты кто такой? Тебе нечего сказать, кроме того, какой ты крутой и ТАМ богатый? Ну, так пошел ты к черту! А мы здесь решаем проблемы мира!" - "А я тоже хочу!" - "А где твое государство? Иди, откуда пришёл!"

- Значит, интеллектуальное и нравственное убожество нашей так называемой "элиты", которая сама себя - с помощью американских и прочих дяденек - назначила таковой, уже не секрет и для мировых игроков?

- Видите ли, нет даже этого желания - сесть за игровой стол на равных основаниях, нет даже этого честолюбия! Ходит такой богатый бомж по миру - и он сам доволен, и ему кажется, что "всё в шоколаде", - ведь он ещё вчера ничего не имел, а сейчас у него поместье, яхта и всё прочее. Этот типаж -преобладает. Но такой типаж не может исторически "хотеть" страну. Он её не хочет, он не хочет её расширения - хотя бы как своего актива, который у него за спиной в мировой игре, - потому что он не ведет эту игру!

- Вот отсюда и драма России - в беспроектности, которую ей навязали разбогатевшие на ворованном бомжи, убогая по интеллекту и нравственности "буржуазия": они "не хотят" великую страну в силу собственного ничтожества и, по причине природного слабоумия, ничего в ней не понимают! Какие-такие "проекты" могут быть у карликов, да ещё перенесших лоботомию? Отсюда и убийственные итоги 17 лет "новой России"...

- Итоги - если можно говорить об итогах - таковы:

- во-первых, сам русский народ, совокупно, не привык жить без проекта,

- во-вторых, его правящая элита не может стать хотя бы инстинктивно государственнической - чтобы иметь побольше козырей и этим тыкать другим в нос; повторяю, ей это не нужно, она совершенно на других основаниях существует.

Эта "элита" недееспособна перед лицом высшего правящего класса мира!

Всмотримся в узлы проблематики. В невозможность нашего народа жить без сверхфокусировки на миропроектном начале, без накаленного смысла. И неспособность нашей элиты не только выдвинуть подобные смыслы, но и понять, что ее народ... ну, пусть не источник высших смыслов, не субъект истории (хотя это именно так), но хотя бы нематериальный актив в очень большой игре.

Два этих узла в совокупности создают нынешний тупик - историософский, социокультурный, а в итоге и геополитический, и собственно политический. Из тупика выходят либо по восходящей (наращивая возможности), либо по нисходящей (отбрасывая их). Два названных мною узловых момента (народ не может без смыслов, а элита их не может создать и не понимает не только роли смыслов, но и роли народа) делает высоко вероятным выход из тупика именно по нисходящей.

В воздухе витает вопрос очередного умаления территорий. Мол, отдадим Кавказ. Да плевать! Будет ещё одна яхта. Главное - за сколько? Чего можно поиметь в случае, если отдадим?

- Вот это подлинный уровень наших сегодняшних политических и финансовых бомжей: они не знают цены ни стране, ни народу, ни его наследству - бомжам ведь всё равно! Всё спускают ни за понюх табаку! Но чем такую патологию можно объяснить? Может, этих ребят просто лечить надо, причем принудительно, - ведь они опасны во власти! Ведь они искренне не понимают, что с такой страной делать, а потому их горячее желание - всё поскорей спустить с молотка и раствориться в какой-нибудь швейцарской деревне...

- Каждый переговорщик, с которым я сталкивался из этой высшей элиты, отмечен, как печатью, одной родовой чертой: они как приезжают куда- нибудь переговариваться, так уже заранее готовы что-то "сдать" или отдать. А что он может ещё сделать приятного партнёрам? Только отдать.

Не его это, до сих пор это не приросло. Свои деньги он так отдавать не будет, а это - оно бесхозное, ненужное.

Нет пуповины, сращивающей элиту с территорией, населением и всем прочим - она перерезана.

- Кем же? Вроде нет ни войн (разве что с побеждённым народом), ни революций (кроме разрешенных, причем только одного цвета), так кто же перерезал пуповину?

- Она перерезана ножницами комфорта, гедонизма, и это усугубляет ситуацию.

Я сам долгое время, не принимая этот беспроектный способ существования, помогал, пытался помочь состояться ему в России.

- Вы?! И Вы так спокойно об этом говорите?!

- Потому что мне казалось, что он более простой - хотя бы на нём пусть русские задержатся, чтобы не исчезнуть из мира, не надо свои предпочтения способов существования транслировать в ослабевшую страну, которой нужно хоть бы как-нибудь существовать. Но теперь я вижу, что кажущийся более простым и естественным, этот способ существования с еще большим трудом осваивается, чем тот способ, который я называю проектным - когда народ просыпается от того, что у него есть миссия в мировой истории. Что легче? Возродить мировой дух у народа или приучить народ к тому, что он - не обитель духа, а обычный жилец опрятного дома? Не получается обычного дома! Обитель - или хлев. И это есть коренная проблема, а геополитические проблемы - только следствия вот этой, коренной.

В этом смысле для сегодняшней русской политики и судьбы геополитика есть искус - потому что геополитика учит мыслить территорией. А ведь территория - это ресурс для субъекта. Это субъекту нужен ресурс! А есть ли субъект?!

"Нам нужна территория"! Но кто такие мы? В чем целеполагание?

Нет проекта? Народ не просыпается. Он не просыпается? Его еще больше затягивает болото. Чем больше оно его затягивает, тем глубже сон. Вот что такое нынешний русский коллапс, и этот коллапс развивается с катастрофической скоростью.

Идёт "сворачивание" России, а если оно идёт, то естественно, что мы уступаем территории, потому что кто-то их заполняет.

- Это катастрофическое "сворачивание" - не только территории, но и нравственности, и даже чувства самозащиты ощущается везде, на самом простом, бытовом уровне. Россия всегда была хорошо структурированным обществом, таким "хорошо темперированным клавиром", потому в мире и звучал её голос. Масштабная идея, масштабный проект всегда предполагает структуризацию жизни, без которой не может существовать национальная сильная власть - и вне которой не может жить самый обычный человек, ибо никакой человек, особенно русский, не может жить без идеи и цели - без этого он гибнет, особенно молодёжь. А если нет идеи, то распадается структура общества, исчезает его внутренний стержень. Поэтому самое большое преступление современной власти в том, что она растлила и растлевает народ своим пофигизмом. На бытовом уровне тех, кто сопротивляется этому растлению, спрашивают: "Тебе ОНО надо?" А поскольку это почему-то враждебное ОНО никому не надо, люди начинают жить по формуле "а гори ОНО всё синим пламенем!" И ОНО горит - то бишь Отечество наше, будь то пожары, беспризорные дети (в мирное-то время!), падающие самолёты и тонущие корабли. В нас успешно внедрили "толерантность" к преступлениям власти, уничтожив здоровую сопротивляемость народа, потому что любой организм должен уметь сопротивляться инфекции. Что же делать? Есть ли у нас люди, не заражённые этой властью, которые могут осуществить национальный проект для России? Или их не пустят наверх всё равно?

- Что значит "наверх"?

- К власти!

- Нет никаких прямых методов борьбы в ситуации, которая сложилась сегодня. Эта ситуация для меня характеризуется термином "регресс". Россию бросили в регресс. Она деградирует, она с траектории прогресса - то есть движения в какое-то будущее (развитие производительных сил, новые рабочие места, новое образование, которое нужно для этих новых рабочих мест) - сошла и двинулась по совсем другой траектории.

Простой пример: ведь главный удар получили не рабочие, какие-нибудь строители - они как работали, так и работают, и деньги получают... По крайней мере, первое время им кажется, что все тип-топ, потом оказывается, правда, что общественные фонды, о которых говорили при социализме, как-то: квартира, образование и здравоохранение - они-то на самом деле важнее, чем зарплата; и прирост к зарплате носит без них очень двусмысленный характер. Но это еще надо посчитать, подумать о будущем, а поскольку сама эта потребность - думать, анализировать - убивается каждый день телевидением, самим климатом жизни, то рождается существо-однодневка, и ему может показаться, что оно не проиграло.

А знаете, кто проиграл, причем самым очевидным и самым беспощадным образом? Профессора университетов!

А что это значит? Это значит, что удар был нанесен по той элите развития, которая в любом государстве не ущемляется никогда. А раз удар нанесен по этой элите, то ясно, что это - регресс.

Это ясно и по многим другим признакам. Идет деградация жизни.

В условиях деградации, в которую вовлечено всё, - что такое узко понимаемая политическая борьба? Нет классов, скажем... А их нет, если нет воспроизводства... А его нет, если есть регресс. Нет классов - какая классовая борьба? Борьба может быть лишь тотальной, социокультурной ("оберегаюсь от скверны деградации") или никакой. Потому что если вы каждый день живете в регрессивном потоке, где вы должны думать о "мелочах жизни" (где заработать, как накормить детей и т.д.) и политически противопоставлять себя всему, во что погружены, то это... "Это вроде как машина скорой помощи идёт - сама режет, сама давит, сама помощь подает".

Мы каждый день живём в регрессивном потоке.

Поэтому все сегодняшние политически успешные силы успешны в потоке регресса, то есть они являются регрессорами.

Это могут быть коммунистические, патриотические регрессоры, любые другие, но все равно это поток регресса.

Для того, чтобы сформировался контррегресс, нужно альтернативное пространство жизни.

Такое альтернативное пространство жизни известно: оно называется "катакомбы", то есть "альтернативный социум" в понимании современной социальной науки.

- То есть все мы, кто хоть как-то сопротивляется современной "бандитской элите" (ваш термин!), живём в катакомбах? Но ведь это ненормально, когда народ живёт в катакомбах?

- В русской истории такие примеры есть. Старообрядцы жили в этой альтернативной жизни. Это такой внутренний системный социальный исход. Внутренний - потому что это не эмиграция, а существование в стране, системный - потому что в одиночку этого сделать нельзя, социокультурный, а не политический - потому что это существование требует не политических лозунгов, а места, где ты можешь жить на почве, которая будет питать твою социальную норму.

"Мы" не может не быть коллективным.

Если "русским катакомбам" суждено состояться, то из этих русских катакомб всё и выйдет наружу, потому что нынешняя элита всё равно всё съест, всё обрушит - она не может в этом стихийно-паразитарно-пожирающем виде сохранить дом. Дом рухнет.

- Оптимистическую картину Вы нарисовали, ничего не скажешь: наш Дом - то есть страна - в очередной раз рухнет?! И что тогда?

- Тогда контр-элите, вышедшей из системных катакомб, будет "позволено" восстановить дом на обрушенном пространстве. Как это и было, по существу, в 1917 году - это была не революция, это был выход контр-элиты из катакомб после обрушения.

Если же эта контр-элита не сформируется, то будут обломки - и больше ничего. Кто-то их будет обживать - другие народы, другие страны, и это будет конец России.

Поэтому для меня сейчас наиболее актуальная задача - построение социальных катакомб по отношению к элите и обществу.

И я всматриваюсь в эти тенденции и понимаю, что они слабы, я понимаю, что они неброские, я понимаю, что на них надежды мало. Но во всё остальное, что кричит о себе, говорит, что оно вернёт, построит, завоюет - я вообще не верю, потому что всё оно пропитано духом регресса.

Когда-то, еще в эпоху предшествующих политиков (говорят: о мертвых хорошо или никак), ко мне пришел один полковник - такой очень активный, деловой парень, посланник. Приехал и говорит, что появился некий новый политик: "Он - патриот, он любит Россию, он всё восстановит". Я говорю: "Как он восстановит?" - "А он провод в задницу засунет олигарху, крутанет, олигарху руки свяжет, олигарх скажет, где деньги, он возьмет деньги, привезет..." Я говорю: "Всё это утопия! Не верю. Он руки скрутит (его этому хорошо обучали), он всё правильно сделает - переломает плечевые суставы, свяжет..." - "А что, он провод не вставит?" - ревниво так спрашивает мой собеседник. "Конечно, вставит, - говорю я, - его в Афгане этому учили". - "Что, олигарх не скажет, где деньги?" - "Конечно, олигарх скажет, где деньги". - "А что, он их не заберет?" - "Конечно, заберет". - "А что же вы тогда ничему не верите?" - "Я не верю, что он их довезёт - скорее всего, он их там же, с олигархом, и поделит".

Большевики какую-то часть денег "довезли" и направили на модернизацию, а эти не довезут...

- Во что же верить обычным людям? Ведь народ не просто верит и ждёт - он верует и ждёт Спасителя - и ищет его в каждом новом лице...

- Надежда на то, что придет Спаситель из актуально действующего общества и элиты - это утопия!

Я не верю и другим "спасителям" - чекистам, коммунистам, военным, хотя я всегда готов был помочь любому из этих сообществ состояться, лишь бы страна не рушилась дальше. Но мне кажется, что эта задача сегодня почти утопическая, хотя каждый из этих спасителей Отечества обладает неплохим хватательным рефлексом, чтоб ненадолго удержать падающую, как яблоко, власть.

Поэтому сегодня я предпочитаю большую часть своего времени и сил отдавать вот этому "катакомбному пространству" как "лону будущего".

- То есть русский народ и мы все живем в подполье?

- Нет, это не так.

- Но "катакомбное состояние"?..

- Я сейчас объясню вам. Это простые вещи. Возьмем телевидение. Вопрос не в том, что оно проповедует - либерализм, капитализм, коммунизм, консерватизм... Просто есть нормы, которые никто никогда в мире не нарушал. Никто! Это - четкая грань между пороком и добродетелью, между законом и преступлением... Особенно между законом и преступлением. Никакое общество мира не может позволить себе размыть эту грань! А кто у нас позитивный герой? Преступник. Киллер. Женщина влюбляется в киллера. Женщина понимает, что он киллер, она понимает, что он и будет киллером, но она любит его и живет с ним, как с киллером, тем самым делая его Героем нового времени. Преступник стал героем.

А теперь о пороке. Как-то мне позвонили, пригласили на передачу. Я отказался в ней участвовать. Мне говорят: "Ну что вы! Это рейтинговая передача! Все политики были, Жириновский был..." Рейтинг! Все помешались на этом рейтинге. Я случайно включил кнопку - и попал как раз на эту передачу. В студии в основном женщины. Ведущая спрашивает одну из них: "У вас есть мужчина по вызову?" - "Нет, у меня нет." - "Какой же вы нецивилизованный человек! Как же вы так можете? У вас явно есть комплексы. Давайте мы посмотрим, какие. А у кого есть мужчина по вызову? " - "У меня!"- "А вот вы - молодец!".

Что это означает?

Порок стал входным билетом в мир цивилизованности, признаком цивилизованности.

Вы цивилизованный, приличный человек, если вы порочны.

В англо-саксонском обществе что будет происходить? Порок не нарушает закона? Ладно. Но вот эта женщина бегает из одного коттеджа в другой? Её мужу говорят: "У нас собирается приличное общество, там будут политики, а ты приди без жены." - "Почему?" - "Потому что наши жены не хотят, чтобы она там была." И всё! Эта женщина окажется в ситуации социального остракизма. Она будет выкинута на обочину. Она может в каких-нибудь нью-йоркских тусовках участвовать, но в нормальной, одноэтажной Америке - для нее места нет, ее выкинут из общества!

Наши западники устроили здесь все не так, как на Западе, а диаметрально противоположным образом. Они сознательно построили здесь вместо обители духа - не обычный дом, как обещали, а хлев. Дом так не строят.

В России порок стал визитной карточкой, входным билетом в сообщество цивилизованных людей.

Что это такое? Это расчеловечивание. Каждый день происходит это расчеловечивание, насилие и уничтожение человека любыми способами.

У вас есть ребенок. Что вам делать? Либо на него обрушивается вся эта "машина расчеловечивания", либо... Вот мальчик сидит и играет, например, в компьютерную игру, где есть хорошие волки и плохие волки. Хорошие волки попадают в тюрьму, друзья пытаются им помочь, возникают какие-то осложнения... Мальчик встаёт и говорит: "Так, взрываем, на фиг, тюрьму! Всё!" - "Подожди, там же твои любимые волки!" - "Да ладно, что там!"

Теоретически, вы можете попытаться создать у ребенка другие стереотипы. Вы можете взять DVD на 30 тысяч часов - и всё время показывать мальчику другое телевидение... Но он же пойдет в школу! Значит, тогда вы должны собраться заранее с потенциальными 25 родителями (вот уже катакомбы!) и договориться, чтобы все показывали своим детям эти DVD, - тогда мальчик имеет шанс оказаться в классе, где все должным образом воспитаны... Но он же оттуда пойдет в жизнь! То есть вы должны создать параллельные структуры в самой этой жизни!

Так решается проблема в ряде латиноамериканских стран, оказавшихся в ситуации управляемого регресса. Не я первый тут что-то изобретаю. Там есть "общества взаимной поддержки", когда вы даёте уроки английского языка и получаете сертификат, а не деньги, и можете сделать так, чтобы за этот сертификат другой человек пришел к вам убрать квартиру...

- Из "своей" параллельной структуры?

- Да, такая безденежная взаимопомощь. Штука трудная. И небезыздержечная. Но... проблема-то, рано или поздно, встанет перед каждым. И не только в части взаимообмена. Вы готовы в России воспитывать своего ребенка порядочным, честным человеком, зная заранее, что это значит, что он в этом обществе будет "лохом", что он будет лишен всякой возможности пробиться наверх? Даже если вы готовы его так воспитывать, то готов ли он так жить?

- Спасибо он точно не скажет.

- Вот! Значит, есть социальная проблема. Каковы решения? Простейшее - революция. Но для революции нужен субъект, то есть какой-то неиспорченный социальный массив, который будет ее осуществлять. Другое решение - контррегрессивный ответ на вызов регресса. То есть эти самые катакомбы. Есть ли для них предпосылки? Да. Есть диффузное социокультурное сопротивление. Но именно диффузное. Чтобы собрать "диффузное" в сеть, в систему, во что-то ещё, должны осуществляться очень сложные социальные процедуры. На порядок более сложные, чем процедуры собственно политического характера.

Это вам не создание новой партии, поскольку и новая партия неизбежно превратится в очередной элемент регресса - какой бы она ни взяла лозунг. Потому что лозунг должен будет превратиться в бренд, вписаться в контекст этого телевидения и всего остального. То есть партия неизбежно вольется в грязный регрессивный поток. Она будет бороться за место в потоке... Она, возможно, станет первой в грязном потоке... То есть она... будет самой грязной.

Каждый, кто не понимает этого закона, обречен стать регрессором.

- А откуда же тогда явится Спаситель?

- Из катакомб, как он и явился.

Катакомбы - это метафора (я хочу, чтобы вы это подчеркнули), они могут быть разные, не только христианские - коммунистические, например, но это все равно катакомбы. Не подполье, террористическое или какое угодно, а социальные системные катакомбы, альтернативные социальные системы, в которых человек сможет отстоять, вместе с другими, свое право на норму. Потому что норма, обычная социальная норма, в сегодняшней российской действительности стала героизмом. Это закон регресса.

Вот из этих катакомб и явится Спаситель.

Сегодня острейшая проблема - это проблема прорыва в будущее.

Если у общественного сознания не будет образа будущего, оно не сможет отмобилизоваться против регресса.

Компенсаторная патриотическая риторика становится просто жалкой, такой суррогатный патриотизм уже не может никого убедить в реальной ситуации глубочайшего противоречия. Реальность начинена постоянными политическими уступками и очередными ударами по патриотическому сознанию, а тут возникает риторика "великая Россия", которая по сути, ничего не значит!

Из русского тупика надо выходить. Но для начала скажите, что это тупик! Так нет, нате вам: это не тупик - "переходный период". Из чего? Какой переходный? От жизни к смерти, что ли? Замена слова "тупик" словом "переходный период" или "возрождение" - это очень опасная вещь. А тут еще и "деэнергетизация всей страны".

Сейчас, увы, есть очень много политиков, которые в принципе не любят энергию, которые не могут с ней работать, которым энергия не нужна. Но тогда энергия будет направлена против них! Она получит не созидательный, а разрушительный характер! Вы не хотите мобилизовывать энергию, чтобы выходить из тупика, - тупик засосет вас. Вы не хотите вообще работать с энергией - энергия будет обрушена против вас.

- Сергей Ервандович, историческим оптимистом вас не назовёшь, а главное, всё сбывается, о чем вы говорите. Вам Россию не жалко?

- Есть клише патриотического сознания, которое я все время вижу. Например, "отсутствие исторического оптимизма". Это очень серьезная фраза...

Сейчас я объясню, почему. Я же не оппонирую Вам, я просто разъясняю. Да, всё, что я описал, - пессимистично. Я говорю, что настоящее беспросветно.

Но ведь эта беспросветность настоящего может порождать несколько типов реакций! Первый тип реакции - паралич, второй - мобилизация. Мобилизация на что? На прыжок в будущее! И это как раз и называлось всю жизнь историческим оптимизмом.

Историческим оптимизмом всегда назывался прыжок в будущее.

Но тогда нужно понимать, что это за будущее - куда, в какую утопию прыгают из настоящего. Либо это попытка прыгнуть в прошлое, такая реставрационно-консервативная ностальгия: она никуда не ведет, потому что подорваны все возвратные базы для этого движения - некуда возвращаться! Единственное, что остается - это прыжок в будущее.

Для меня прыжок в будущее и исторический оптимизм связаны друг с другом.

Я-то как раз рассчитываю на этот прыжок в будущее, в этом смысле я являюсь историческим оптимистом.

- Так мы прыгнем в будущее - или?

- Мы попытаемся прыгнуть. Нужна энергия, нужен проект. Нужно понимание элитами, что прыгать придется в будущее, а не в прошлое. Это очень трудный вопрос, вопрос реальной борьбы - прыгнуть или не прыгнуть. "Попытаемся и прыгнем? А вдруг промахнемся и упадем?"

И прыгать надо не в глобализацию, а в свое будущее.

Мы уже однажды прыгнули в коммунистическое будущее - и оказались на твердой почве. Потом эту почву сделали в чем-то традиционной, но она все равно осталась новой. Вот был прыжок! Это был полет петровского коня над пропастью, когда он, прыгнув, зацепился копытами за новую почву. Этого полёта как возможности нет в сознании сегодняшних реал-политиков. Тем более, этого нет у их консервативных оппозиционеров.

- Но оно есть в катакомбном обществе? Оттуда нам ждать спасения?

- Спаситель явится из катакомб.

Беседу вела Наталья АЙРАПЕТОВА

Источник статьи

 


В избранное