Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всемирная история от Алексея Фанталова История Древней Греции 1.


Информационный Канал Subscribe.Ru

История Древней Греции 1.

 

Вначале - ответы на письма читателей.

 

Здравствуйте, Алексей!
 
>Я согласен с Гумилевым и Вами, в том, что пассионарность
имеет биологическую природу. Но не вполне
согласен с Вами и Ницше, сводящими ее исключительно к <воле
к власти>. Пассионарность - это и
научное и художественное творчество, богоискательство и
правдолюбство.
 
Я вовсе не сводил научное творчество к "воле к власти". Для
этого вида деятельности я специально
упомянул другой биологический рефлекс (ориентировочный). А
художественное творчество не раз
объясняли сексуальным инстинктом. (Впрочем, Фрейд любое
творчество этим объяснял, но художественное
к нему все же ближе, имхо :).
 
К тому же, Гумилев развивал свою теорию применительно к
образованию национальных государств. Наука и
искусство у него ведь процветают отнюдь не в пассионарной
фазе общества, а в равновесной, не так ли?
 
В пассионарной же фазе - войны и построение государств,
основанное на насилии.
 
Что же касается богоискателей, то пока они сидят в своих
лесах и пустынях, никакого эффекта на
историю общества не оказывают. Эффект начинается когда они
выходят из пустынь и ведут за собой
народ. А что же это, как не воля к власти (над своей
паствой)? Вспомните, с помощью какого насилия
утверждался ислам.
 
И опять же, богоискательство не всегда приводит к подъему
государств (повторю, причины именно этого
подъема и пытался объяснить Гумилев своей теорией). Так, по
мнению Гиббона, именно христианство
сгубило Римскую Империю.
 

Вот вам пример двух типов руководителей: Ленин и Сталин. Владимир Ильич представлял яркий тип лидера – власть ему была нужна не ради нее самой, а как средство исторического творчества, с целью реализации некоего Большого проекта (не будем сейчас спорить о его оценке). Ради этого проекта Ленин готов был никого не щадить.

Но желания личного господства он не испытывал, и в его когорте поддерживались весьма широкая дискуссионность и право на критику. Да что там в его когорте! Питирим Сорокин, работавший во Временном правительстве призывал к решительной расправе с Лениным и большевиками. Когда же будущий великий американский социолог сам попал в руки красноармейцев после неудачного антибольшевистского восстания на Севере, то был отпущен на запад по личному разрешению Ленина.

Сталин же представлял, скорее, тип доминанта, находившего удовольствие в подавлении личностей окружающих.

Если мы привлечем терминологию одной статьи Карла Юнга: лидер – это шаман, доминант – царь.

 
>Патриотические же мыслители держаться прямо противоположной
точки зрения - Советский Союз погиб в
результате заговора западных спецслужб.
 
>По данному поводу стоит вспомнить статьи Льва Троцкого
времен тридцатых, в которых он писал о
перерождении и обуржуазивании сталинской номенклатуры.
>Под влиянием идей Троцкого Оруэлл создал свой знаменитый
<Скотный двор> (иногда переводится как
<Скотский хутор> или <Ферма животных>).
><Скотный двор> рассказывает о том, как животные восстали
против жестоких фермеров. Они стали
строить новый справедливый мир, но очень скоро все прибрала
к рукам <партийная номенклатура> -
свиньи и <карательные органы> - овчарки.
 
Этот пассаж как раз и показывает, что ущербна была сама
идея, на которой основан СССР. А вовсе не
внешние темные силы, которые "нас злобно гнетут". <Партийная
номенклатура> - порождение советского
строя, а не креатура ЦРУ.
 
С уважением,
А.Виноградов
 
 
А на эту часть вашего письма я отвечу чуть ниже.
 
 
Добрый день.
 
Мне очень нравится ваша россылка. Хотелося бы задать вам
вопрос.
 
>Интересно, что среди американских неоконов
(неоконсерваторов), которые
составляют интеллектуальное обеспечение >американских
республиканцев от
Рейгана до Буша Младшего, немало бывших демократов, в
молодости
увлекавшихся >троцкистскими идеями. В этом свете
неудивительно, что
ставка на разложение советской и постсоветской номенклатуры
>играет
большую роль в планах соответствующих администраций США (до
проектирования оранжевых революций >включительно).
 
Хотелось бы спорсить следующее. У вас действительно есть
материалы в
каторый что то подобное говорится(про планы революции и т.
д.), или ето
стандартное для вас руских желание выдать желаемое за
действительное.
Ето я про "революцию" в Украине. 

Вот теперь можно и высказаться. Да, критика «теории заговора» - это одна из священных коров со времен перестройки. Разумеется, если рассуждать в русле «конспирологии», борьбы орденов и т.п., можно и посмеяться. Но я могу повторить вслед за Кургиняном – «заговор – это закрытый проект». Когда транснациональные корпорации, спецслужбы и олигархи с генералами договариваются о свержении некоего президента, собирающегося провести национализацию ресурсных отраслей – можно это назвать заговором, или нет? Разумеется, в целях создания информационной картинки используется и недовольство определенных групп населения (которое, кстати, можно создать и искусственно).

Свержение Сальвадора Альенде было типичным заговором, несмотря на видеоряд с демонстрациями домохозяек и владельцев грузовиков. А вот массовые митинги протеста против режима Пиночета являлись реальным следствием его политики «шоковой терапии», то есть политики решения всех проблем за счет широких слоев населения. И не зря отошедший от дел Луис Корвалан спокойно живет в своем домике у всех на виду, а отошедший от дел генерал Аугусто Пиночет (бывший кумир российских либералов типа Радзиховского) прячется за железными заборами с сигнализацией и охраной и темными стеклами очков.

 

 

Во втором тысячелетии до н.э. на Балканы пришли первые греки – ахейцы. Их появление было явлением в рамках общих передвижений индоевропейцев в эту эпоху. К 1700 году до н. э. они создали Микенскую культуру, названную по имени ее главного центра – «Златообильных Микен». Стены Микен, а также других городов – Тиринфа, Пилоса были сложены из необработанных каменных глыб, почему позднейшие греки именовали их «циклопическими» (выстроенными циклопами). Во главе этих городов стояли цари-базилевсы. Возможно, власти Микен подчинялись и остальные города материковой Греции.

В культурном отношении они многое заимствовали от угасавшего Крита, хотя их искусство заметно более грубо. Однако микенская письменность получила прочтение и благодаря этому можно сделать вывод, что мифология ахейцев являлась типичным вариантом индоевропейской. В текстах мы видим упоминание большинства хорошо известных греческих богов.

         В 13 веке до н.э. союзные города ахейцев начали большую войну в Малой Азии (нынешняя Турция). В то время, Восточное Средиземноморье и Ближний Восток контролировались двумя великими державами – Египтом и Хеттским царством. Микенцы стремились разрушить эту биполярную политическую структуру, для чего они атаковали Трою (Илион), бывшую, по-видимому, западным вассалом хеттов.

         Однако война продлилась очень долго, и, несмотря на победу ахейцев, привела к не совсем запланированным резальтатам. Хеттское царство развалилось. Сдвинутые ахейскими ударами племена островов Эгейского моря (и сами ахейцы) ударили по Египту. Последний лишь ценой страшного напряжения и ослабления отбросил их десанты (библейские филистимляне, в честь которых и называется нынешняя Палестина, были частью островитян, которой удалось закрепиться в Азии).

В итоге, на Ближнем Востоке образовавшийся политический вакуум был заполнен новой державой – Ассирией, начавшей нескончаемые грабительские войны с соседями.

А сами истощенные войнами ахейцы стали жертвой новой волны завоевателей, прокатившейся по Греции с севера. Ими были дорийцы – предки знаменитых спартанцев (возможно, они пришли с территории нынешней Чехии). Победа дорийцев была предопределена и наличием у них железного оружия, гораздо более доступного и позволявшего хорошо вооружить массовые армии, а не одних аристократов. Дорийцы были также индоевропейцами, но родственными ахейцам не боле, чем, скажем славяне (из чего видно, какоой сложносоставной характер имело формирование древнегреческого этноса). Прародина их находилась в Центральной Европе, где-то в районе современной Чехии, где они жили бок о бок с предками кельтов, иллирийцев, фрако-дакийцев и прочими.

Дорийское нашествие разрушило микенскую цивилизацию. Политическое и техническое развитие страны было отброшено назад. Сильно пострадали мореплавание, письменность, градостроительство. В искусстве, вместо фигуративного появился геометрический стиль. Когда же мрак развеялся, развитие Греции пошло по совершенно иному пути, нежели прежде.

Период 8 – 6 вв. до н.э. получил название греческой архаики. В это время различные народы, населяющие страну (ионийцы в Аттике, дорийцы на Пелопонессе, эолийцы вокруг Фив и др.) постепенно начинают чувствовать свое единство. Их объединяла память о единстве страны в микенскую эпоху, хранимая в произведениях Гомера, передаваемых в устной традиции (вообще говоря, значение крупных эпосов в процессе формирования того, что сейчас модно называть "национальной идеей" всегда чрезвычайно велико).

Под влиянием контактов с финикийцами возрождается мореплавание, появляется новое письмо, построенное по звуковому принципу (уже за один этот вклад мы обязаны быть благодарны древним грекам). Культурное влияние Ближнего Востока в это время очень сильно. В частности, оно сказывается на мифологии (мифы о борьбе поколений богов, представления о загробном мире, элементы культа богинь плодородия и т.д.).

В седьмом веке до н.э. происходит настоящий этнический взрыв – Великая греческая колонизация. Дорийцы и ионийцы расселяются по всем северным побережьям Средиземного моря, проникают они и в бассейн Черного моря – Понта. По меткому замечанию современника "греки расселись вокруг Средиземноморья как лягушки вокруг болота".

Но здесь необходимо отметить, что характер освоения новых территорий здесь имел свою специфику. Во-первых, греки не стремились к открытию новых земель, а шли по стопам финикийцев, вытесняя своих предшественников. Во-вторых, они не проникали далеко вглубь новых земель (как это позже станут делать римляне). Ограничиваясь побережьями. Поэтому это именно "колонизация" а не "колониализм".

Политическое единство, какое существовало в микенскую эпоху, не возродилось в Древней Греции. Она представляла собой множество городов – полисов, с подвластными им территориями. В этих городах обкатывались различные способы политической жизни: тирания, олигархия, аристократическая и демократическая республики.

 

 

С уважением,

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 

Мифология народов ханты и манси.

Нум-Торум (небесный бог), Калтась-Эква (богиня земли), Куль-Отыр (злой дух). Боги светил.

Семь сыновей небесного бога. Мир-Сусне-Хум. Фантастические существа.

Творение мира. Свержение Калтась-Эквы.

Создание человека. Уральский хребет.

"Восхождение Мир-Сусне-Хума".

Богатырский эпос угров 1.

Богатырский эпос угров 2.

 

Карело-финский эпос.

"Калевала" 1.

"Калевала" 2.

"Калевала" 3.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.history
Отписаться

В избранное