К тому же, Гумилев развивал свою теорию применительно к
образованию национальных государств. Наука и
искусство у него ведь процветают отнюдь не в пассионарной
фазе общества, а в равновесной, не так ли?
В пассионарной же фазе - войны и построение государств,
основанное на насилии.
Что же касается богоискателей, то пока они сидят в своих
лесах и пустынях, никакого эффекта на
историю общества не оказывают. Эффект начинается когда они
выходят из пустынь и ведут за собой
народ. А что же это, как не воля к власти (над своей
паствой)? Вспомните, с помощью какого насилия
утверждался ислам.
И опять же, богоискательство не всегда приводит к подъему
государств (повторю, причины именно этого
подъема и пытался объяснить Гумилев своей теорией). Так, по
мнению Гиббона, именно христианство
сгубило Римскую Империю.
Вот вам пример двух типов
руководителей: Ленин и Сталин. Владимир
Ильич представлял яркий тип лидера –
власть ему была нужна не ради нее самой, а как средство исторического
творчества, с целью реализации некоего Большого
проекта (не будем сейчас спорить о его оценке). Ради этого проекта Ленин
готов был никого не щадить.
Но желания личного
господства он не испытывал, и в его когорте поддерживались весьма широкая
дискуссионность и право на критику. Да что там в его когорте! Питирим Сорокин, работавший во Временном правительстве призывал к
решительной расправе с Лениным и большевиками. Когда же будущий великий
американский социолог сам попал в руки красноармейцев после неудачного
антибольшевистского восстания на Севере, то был отпущен на запад по личному
разрешению Ленина.
Сталин же представлял,
скорее, тип доминанта, находившего удовольствие в
подавлении личностей окружающих.
Если мы привлечем
терминологию одной статьи Карла Юнга: лидер
– это шаман, доминант – царь.
>Патриотические же мыслители держаться прямо противоположной
точки зрения - Советский Союз погиб в
результате заговора западных спецслужб.
>По данному поводу стоит вспомнить статьи Льва Троцкого
времен тридцатых, в которых он писал о
перерождении и обуржуазивании сталинской номенклатуры.
>Под влиянием идей Троцкого Оруэлл создал свой знаменитый
<Скотный двор> (иногда переводится как
<Скотский хутор> или <Ферма животных>).
><Скотный двор> рассказывает о том, как животные восстали
против жестоких фермеров. Они стали
строить новый справедливый мир, но очень скоро все прибрала
к рукам <партийная номенклатура> -
свиньи и <карательные органы> - овчарки.
Этот пассаж как раз и показывает, что ущербна была сама
идея, на которой основан СССР. А вовсе не
внешние темные силы, которые "нас злобно гнетут". <Партийная
номенклатура> - порождение советского
строя, а не креатура ЦРУ.
С уважением,
А.Виноградов
А на эту часть вашего письма я отвечу чуть ниже.
Добрый день.
Мне очень нравится вашароссылка. Хотелося бы задать вам
вопрос.
>Интересно, что среди американских неоконов
(неоконсерваторов), которые
составляют интеллектуальное обеспечение >американских
республиканцев от
Рейгана до Буша Младшего, немало бывших демократов, в
молодости
увлекавшихся >троцкистскими идеями. В этом свете
неудивительно, что
ставка на разложение советской и постсоветской номенклатуры
>играет
большую роль в планах соответствующих администраций США (до
Хотелось бы спорсить следующее. У вас действительно есть
материалы в
каторый что то подобное говорится(про планы революции и т.
д.), или ето
стандартное для вас руских желание выдать желаемое за
действительное.
Ето я про "революцию" в Украине.
Вот теперь можно и высказаться. Да, критика «теории
заговора» - это одна из священных коров со времен перестройки. Разумеется, если
рассуждать в русле «конспирологии», борьбы орденов и
т.п., можно и посмеяться. Но я могу повторить вслед за Кургиняном
– «заговор – это закрытый проект». Когда транснациональные корпорации,
спецслужбы и олигархи с генералами договариваются о свержении некоего президента,
собирающегося провести национализацию ресурсных отраслей – можно это назвать
заговором, или нет? Разумеется, в целях создания информационной картинки
используется и недовольство определенных групп населения (которое, кстати,
можно создать и искусственно).
Свержение Сальвадора Альенде было типичным заговором, несмотря на видеоряд с
демонстрациями домохозяек и владельцев грузовиков. А вот массовые митинги
протеста против режима Пиночета являлись реальным следствием его политики
«шоковой терапии», то есть политики решения всех проблем за счет широких слоев
населения. И не зря отошедший от дел Луис Корвалан спокойно живет в своем
домике у всех на виду, а отошедший от дел генерал Аугусто
Пиночет (бывший кумир российских либералов типа Радзиховского)
прячется за железными заборами с сигнализацией и охраной и темными стеклами
очков.
Во втором тысячелетии до н.э. на
Балканы пришли первые греки – ахейцы. Их появление было явлением в рамках общих
передвижений индоевропейцев в эту эпоху. К 1700 году до н. э. они
создали Микенскую культуру, названную по имени ее главного центра –
«Златообильных Микен». Стены Микен, а также других городов – Тиринфа, Пилоса
были сложены из необработанных каменных глыб, почему позднейшие греки именовали
их «циклопическими» (выстроенными циклопами). Во главе
этих городов стояли цари-базилевсы. Возможно, власти Микен подчинялись и
остальные города материковой Греции.
В культурном отношении они многое
заимствовали от угасавшего Крита, хотя их искусство заметно более грубо. Однако
микенская письменность получила прочтение и благодаря этому можно сделать
вывод, что мифология ахейцев являлась типичным вариантом индоевропейской. В
текстах мы видим упоминание большинства хорошо известных греческих богов.
В 13 веке до н.э. союзные
города ахейцев начали большую войну в Малой Азии (нынешняя Турция). В то время,
Восточное Средиземноморье и Ближний Восток контролировались двумя великими
державами – Египтом и Хеттским царством. Микенцы стремились разрушить эту
биполярную политическую структуру, для чего они атаковали Трою (Илион), бывшую,
по-видимому, западным вассалом хеттов.
Однако война продлилась
очень долго, и, несмотря на победу ахейцев, привела к не совсем запланированным
резальтатам. Хеттское царство развалилось. Сдвинутые ахейскими ударами племена
островов Эгейского моря (и сами ахейцы) ударили по Египту. Последний лишь ценой
страшного напряжения и ослабления отбросил их десанты (библейские филистимляне,
в честь которых и называется нынешняя Палестина, были частью островитян, которой
удалось закрепиться в Азии).
В итоге, на Ближнем
Востоке образовавшийся политический вакуум был заполнен новой державой –
Ассирией, начавшей нескончаемые грабительские войны с соседями.
А сами истощенные войнами
ахейцы стали жертвой новой волны завоевателей, прокатившейся по Греции с
севера. Ими были дорийцы – предки знаменитых спартанцев (возможно, они пришли с
территории нынешней Чехии). Победа дорийцев была предопределена и наличием у
них железного оружия, гораздо более доступного и позволявшего хорошо вооружить
массовые армии, а не одних аристократов. Дорийцы были также
индоевропейцами, но родственными ахейцам не боле, чем, скажем славяне (из чего
видно, какоой сложносоставной характер имело формирование древнегреческого
этноса). Прародина их находилась в Центральной Европе, где-то в районе
современной Чехии, где они жили бок о бок с предками кельтов, иллирийцев, фрако-дакийцев
и прочими.
Дорийское нашествие разрушило
микенскую цивилизацию. Политическое и техническое развитие страны было
отброшено назад. Сильно пострадали мореплавание, письменность,
градостроительство. В искусстве, вместо фигуративного появился геометрический
стиль. Когда же мрак развеялся, развитие Греции пошло по совершенно иному пути,
нежели прежде.
Период 8 – 6 вв. до н.э. получил название
греческой архаики. В это время различные народы, населяющие страну (ионийцы в
Аттике, дорийцы на Пелопонессе, эолийцы вокруг Фив и др.) постепенно начинают
чувствовать свое единство. Их объединяла память о единстве страны в микенскую
эпоху, хранимая в произведениях Гомера, передаваемых в устной традиции (вообще
говоря, значение крупных эпосов в процессе формирования того, что сейчас модно
называть "национальной идеей" всегда чрезвычайно велико).
Под влиянием контактов с финикийцами
возрождается мореплавание, появляется новое письмо, построенное по звуковому
принципу (уже за один этот вклад мы обязаны быть благодарны древним грекам).
Культурное влияние Ближнего Востока в это время очень сильно. В частности, оно
сказывается на мифологии (мифы о борьбе поколений богов, представления о
загробном мире, элементы культа богинь плодородия и т.д.).
В седьмом веке до н.э. происходит
настоящий этнический взрыв – Великая греческая колонизация. Дорийцы и ионийцы
расселяются по всем северным побережьям Средиземного моря, проникают они и в
бассейн Черного моря – Понта. По меткому замечанию современника "греки
расселись вокруг Средиземноморья как лягушки вокруг болота".
Но здесь необходимо отметить, что
характер освоения новых территорий здесь имел свою специфику. Во-первых, греки
не стремились к открытию новых земель, а шли по стопам финикийцев, вытесняя
своих предшественников. Во-вторых, они не проникали далеко вглубь новых земель
(как это позже станут делать римляне). Ограничиваясь побережьями. Поэтому это
именно "колонизация" а не "колониализм".
Политическое единство, какое
существовало в микенскую эпоху, не возродилось в Древней Греции. Она
представляла собой множество городов – полисов, с подвластными им территориями.
В этих городах обкатывались различные способы политической жизни: тирания,
олигархия, аристократическая и демократическая республики.