Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психология: самые интересные статьи" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Эрудиция - успех и уважение в любой компании!
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ЭРУДИЦИЯ - УСПЕХ И УВАЖЕНИЕ В ЛЮБОЙ КОМПАНИИ.
Выпуск № 8
Сегодня в номере:
- Боги древней Греции. (...Продолжение.)
- Перспектива.
- Вампир ли Дракула?
- Шутки знаменитых врачей.
БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Дафна
Светлый бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:
- На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?
Обиженный Эрот ответил Аполлону:
- Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.
Эрот взмахнул золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы. Одной, ранящей сердце и вызывающей любовь, пронзил он сердце Аполлона; другую - убивающую любовь - Эрот пустил в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.
Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать: ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил за нею вслед сребролукий бог.
- Стой, прекрасная нимфа,- взывал Аполлон,- зачем бежишь ты от меня словно овечка, преследуемая волком? Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я - Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух.
Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях мчался за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыханье. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:
- Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот облик, он причиняет мне одно страдание!
Лишь только произнесла она эти слова, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу,- в ветви лавра. Долго, печальный, стоял Аполлон перед лавром и наконец промолвил печально:
- Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листья ми и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!
А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.
Аполлон у Адмета.
Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови Пифона. Ведь и сам он очищает людей, совершивших убийство. Он удалился по решению Зевса в Фессалию[1] к прекрасному и благородному царю Адмету. Там пас он стада царя и этой службой искупал свой грех.
Когда Аполлон играл среди пастбища на тростниковой флейте или на золотой кифаре, дикие звери выходили из лесной чащи, очарованные его игрой. Пантеры и свирепые львы мирно ходили среди стад. Олени и серны сбегались на звуки флейты. Мир и радость царили кругом. Благоденствие вселилось в дом Адмета; ни у кого не было таких плодов, его кони и стада были лучшими во всей Фессалии. Все это дал ему златокудрый бог. Аполлон помог Адмету получить руку Алкесты, дочери царя Иолка Пелия. Отец ее обещал отдать Алкесту и жены лишь тому, кто сумеет запрячь в свою колесницу льва и медведя. Аполлон наделил своего любимого Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. Аполлон служил у Адмета восемь лет и затем вернулся в Дельфы.
Весну и лето живет Аполлон в Дельфах. Когда же наступает осень, вянут цветы и листья на деревьях желтеют, когда близка уже холодная зима, покрывающая снегом вершину Парнаса[2], Аполлон на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, уносится в не знающую зимы страну гипербореев[3]. Там живет он всю зиму. Когда же вновь зазеленеет все в Дельфах, распустятся цветы и пестрым ковром покроют долину Крисы, возвращается на лебедях своих златокудрый Аполлон в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса. Тогда в Дельфах празднуют возвращение Аполлона из страны гипербореев. Всю весну и лето живет он в Дельфах, посещает и родину свою Делос, где у него тоже есть великолепное святилище.
[1] Плодородная равнина на Северо-Востоке Греции.
[2] Парнас - горный массив в Центральной Греции. На его склоне находятся древние Дельфы с храмом Аполлона, здесь же берег начало Кастальский источник, посвященный музам, потому и Парнас стал горой муз и символом поэтического искусства.
[3] Гипербореи - легендарный народ, пребывающий в вечном блаженстве на Крайнем Севере.
Продолжение следует...
Н.А. Кун
"Боги Древней Греции", - М., "Панорама", 1992 г.
ПЕРСПЕКТИВА
Рисовать люди начали раньше, чем писать и считать. Сохранились наскальные рисунки первобытных людей, да и первые тексты были написаны иероглифами – картинками, они напоминали современные комиксы. Путь совершенствования искусства художников был длинным и сложным. Лишь в эпоху Возрождения люди постигли законы правильной передачи пространства.
Мы знаем из опыта, что при удалении предмета его видимые размеры уменьшаются, уходящие вдаль рельсы железной дороги кажутся сходящимися в одной точке на горизонте, круглое озеро, колесо автомобиля представляются в виде овалов. Задача состояла в том, чтобы сформулировать законы изображения пространственных фигур такими, какими они видны из одной неподвижной точки.
Начиная с XV века художники, архитекторы и ученые разрабатывали точные законы перспективы. Среди них Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Ф.Брунилески, П.Унчелло, Пьеро делла Франческо и другие.
В чем же состоят эти законы? Во-первых, на картине следует нанести линию горизонта. Она не обязана присутствовать в окончательном варианте картины, поскольку она может быть загорожена изображениями различных предметов, людей, деревьев. Во-вторых, все параллельные между собой прямые должны пересекаться в одной точке, если эти прямые не параллельны плоскости картины. В случае параллельности плоскости картины они изображаются параллельными прямыми. Если параллельные прямые параллельны плоскости Земли, то их точка пересечения находится на линии горизонта (мы здесь не утверждаем, что Земля плоская, а лишь отмечаем, что она такой кажется, когда мы стоим на ней, а не смотрим на нее из кабины космического корабля).
На известной картине А.Дюрера сохранены линии, с помощью которых художник, правильно передал перспективу. Само слово происходит от латинского слова "перспи-кио" – ясно вижу.
"Я познаю мир: математика", - ООО "Издательство Астрель", 2002 г.
ВАМПИР ЛИ ДРАКУЛА?
Недавно в газетах проскользнуло сообщение: в Париже, в возрасте 77 лет скончалась румынская княгиня Александра Карадже Фрекулеску – прямой потомок князя Влада Трансильванского, жившего в XV веке и прозванного Насаживателем за свою жестокость: известно, что он частенько насаживал своих врагов на кол. Он же послужил прототипом вампира графа Дракулы в одноименной книге Брема Стокера.
Смысл данной заметки, обошедшей многие газеты, вовсе не в том, что старая аристократка была так уж знаменита. О ней вспомнили, пожалуй, лишь в связи со 100-летним юбилеем литературного персонажа, прообразом которого послужил ее предок.
Что же это за персонаж? Почему он пользуется такой популярностью?
Сто лет назад Абрахамсон, или Брем Стокер, – ирландский театральный антрепренер, не очень удачливый в своих начинаниях, и мало кому известный литератор выпустил книгу, которой было суждено обессмертить его имя.
Сегодня даже не все исследователи знают о том, что прозвище Дракула в переводе с румынского означает "дракон". Дракон был изображен на гербе князя Влада. Он символизировал беспощадную борьбу с турками-завоевателями.
На основе реального персонажа литератор создал новый образ: превратил воина в вампира. Однако литературный герой, как это ни странно, сумел отомстить за своего прототипа. Появившись на свет, он зажил собственной жизнью, затмив своей персоной самого писателя, так по существу и оставшегося безвестным. Имя Дракулы сегодня слышал каждый, но лишь немногие могут вспомнить имя его создателя. Беглый опрос, проведенный на московских улицах, показал, что Дракулу народ больше знает по фильмам. Многие даже вспомнили о самом прототипе – румынском князе. Но имя самого писателя так и не было названо.
Литературные критики и сегодня не могут разъяснить, в чем сила данного персонажа. Роман сам по себе никак нельзя назвать выдающимся произведением мировой литературы. Быть может, все дело в самой теме – Стокер, сам того не подозревая, открыл эру литературы о вампирах?
Ну, а каким же был исторический прототип главного героя романа – румынский господарь Дракула или Дракула Цепеш – искусный правитель, храбрый воин, жестоко расправляющийся с завоевателями? "Это был человек среднего роста, с высоким лбом и лицом, резко сужающимся к подбородку". Так описывает его известный средневековый гуманист, поэт и священнослужитель Энеа Пикколомини, немало попутешествовавший по Европе XV века.
А наш соотечественник, царь Иван III, даже приказал записать историю правления господаря Дракулы Цепеша в назидание потомкам. И, как полагают историки, жизнеописание это с большим тщанием изучал юный Иван IV, впоследствии получивший прозвище Грозный.
Чем же заинтересовал Дракула своих современников? История его такова: в XV веке на территории современной Румынии жил рыцарь-крестоносец из Ордена поверженного дракона. Личное мужество, преданность его войска не помогли ему избежать печальной участи: его земли и его подданные попали в зависимость от Османской империи, а его двенадцатилетний сын оказался заложником турок.
В то время бытовало такое правило: дабы удержать в повиновении постоянно готовых взбунтоваться вассалов, турки брали в заложники их детей. И при первых же признаках непокорности родителей заложников тут же казнили. Или мальчиков оскопляли и отдавали евнухами в гарем.
И вот Влад Дракула, то есть сын Дракона, долгих семь лет влачил жизнь заложника. Эти годы научили мальчика скрывать свои помыслы за личиной внешней покорности, сдерживать свои порывы, не щадить никого и в первую очередь самого себя.
Когда отец умер, В лад получил свободу. "Ты займешь место родителя, – благосклонно сказал ему визирь, отпуская его на волю. – И пусть твои люди так же служат нам, как при отце..."
Но Влад придерживался иного мнения. Оказавшись в родном городе Сегишовре, он скинул опостылевшую маску рабской покорности, изгнал всех турок и запретил им под страхом смерти появляться в его владениях.
Весть о непокорном девятнадцатилетнем упрямце, конечно же, достигла правителей Османской империи. И они решили как следует проучить дерзкого мальчишку, чтобы и другим неповадно было. Однако сделать это оказалось не так-то просто.
Когда на владения Дракулы двинулось двухсоттысячное войско, словно саранча, уничтожая все на своем пути, повстанцы вместе со своим правителем укрылись в хорошо укрепленном городе-крепости Врашов. Несмотря на то что их было в двадцать раз меньше, чем наступающих, они не собирались сдаваться. Более того, хорошо изучив за время плена нравы и обычаи своих противников, господарь Влад был намерен одержать победу.
Он послал навстречу авангарду турок отборный отряд сорвиголов, приказав им захватить несколько десятков пленных. Под покровом ночи вихрем налетевший отряд блестяще выполнил задание.
А наутро застучали топоры: румыны острили колья и вбивали их по обе стороны дороги, по которой должно было проследовать турецкое войско. Связанных янычар стали сажать на вбитые колья. Причем белюк-пашам – офицерам янычарского войска – оказывались такие последние "почести": их сажали на колья, выкрашенные охрой под золото.
Когда турки увидели, что сталось с их товарищами, у многих затряслись поджилки. А Влад продолжал действовать. Лихими налетами он не давал янычарам покоя ни днем, ни ночью, жестоко расправлялся с попадавшими под руку, но в открытое сражение не вступал. В конце концов, его партизанская тактика оправдала себя – измотанное постоянными набегами турецкое войско повернуло вспять. А затем отступление превратилось в поспешное бегство...
С той поры Влада и прозвали в народе "Цепеш", что в переводе означает "кол". Он продолжал свои стремительные набеги, безжалостно уничтожая врагов, и вскоре турки и думать забыли о том, чтобы вернуть его владения под свое влияние.
Однако то, что не смогли осуществить мусульмане, сделали христиане. Бывший кардинал Пикколомини, ставший к тому времени Папой Римским Пием II, решил подбить славного воина еще на один крестовый поход, чтобы отвоевать-таки Иерусалим и Гроб Господень.
Поскольку сам Дракула неохотно покидал свои владения, опасаясь засады и всяких других напастей, он послал в Ватикан своего двоюродного брата. Ему Папа и передал огромную по тем временам сумму и наказал собрать войско, победить неверных и водрузить над Иерусалимом католический крест.
Продолжение следует...
"Я познаю мир: тайны литературы", - ООО "Издательство Астрель", 2002 г.
ШУТКИ ЗНАМЕНИТЫХ ВРАЧЕЙ
*****
Крупнейший английский терапевт - профессор Оксфордского университета Уильям Ослер (1849 -1919) любил шутку и безобидный розыгрыш. Однажды его пригласили в Лондон быть председателем на выпускном экзамене в медицинском колледже.
Маститый ученый приехал задолго до начала экзамена. Войдя в колледж, он прошел не в профессорские комнаты, а в зал ожидания, где собирались студенты. Там же были и пациенты, специально приглашенные для экзаменационного разбора. На них студентам предстояло показать свои способности в установлении диагноза.
Соскучившись ждать, Ослер начал прогуливаться по залу, искусно подражая походке больных с поражением спинного мозга. Замысел удался. Тотчас к нему подошел студент и тихонько спросил:
- Вы с каким заболеванием?
- Спинная сухотка, - шепотом ответил Ослер.
Благодарный студент сунул ему в руку серебряный шиллинг и отошел. Но как же он смутился, когда через несколько минут, войдя в экзаменационный зал, увидел своего покладистого старичка не среди вызванных пациентов, а за столом экзаменаторов, да к тому же на председательском кресле. Шиллинг студенту Ослер так и не вернул - засчитал, как штраф за попытку словчить на экзамене.
*****
Знаменитый немецкий терапевт Иоганн Шенлейн (1793-1864) на практических занятиях рассказывал студентам, какими качествами должен обладать врач.
- Основных два: отсутствие брезгливости и наблюдательность. Старые врачи ставили диагноз сахарного диабета, пробуя на вкус мочу больного. Вот так, - опустил палец в стаканчик с мочой, вынул и облизнул.
- Ну, кто повторит?
Один старательный студент выполнил пробу мочи на вкус.
- Да, коллега, брезгливости у вас, правда, нет, но нет и наблюдательности. Вы не заметили, что в стакан я погружал средний палец, а облизывал безымянный.
Кстати, об определении сахара в моче для диагностики сахарного диабета. Действительно, до изобретения специальных методов врачам приходилось пробовать мочу больных на вкус. Но более догадливые врачи поступали иначе - они наливали немного мочи в тарелочку и ставили ее туда, где побольше мух. Если мухи облепляли тарелочку, то диагноз сахарного диабета не вызывал сомнения.
*****
Антуан Порталь (1742 -1832) - известный парижский врач при посещении больного, которому была назначена строгая диета, ощупав пульс, сделал больному замечание, что он нарушил предписания и съел яйцо всмятку.
- Доктор, неужели это можно узнать по пульсу?
- Конечно, ведь яйцо содержит серу и фосфор, которые влияют на пульс.
Больной и сопровождавший Порталя молодой ассистент были поражены искусством знаменитого врача. Когда учитель и ассистент садились в карету, ассистент сказал:
- Дорогой учитель, я готов упасть к вашим ногам. Ведь это просто чудо - узнать по пульсу, что больной съел яйцо!
- Осел! У него манишка была закапана желтком.
*****
Выдающийся парижский хирург Гийом Дюпюитрен (1777 -1835), известный своим исключительным мастерством и не в меньшей мере резкостью характера, оперировал знаменитого банкира - барона Ротшильда, считавшегося самым богатым человеком Франции, да и всей Европы. По окончании лечения Ротшильд прислал хирургу чек на крупную сумму, но не получил в ответ ни письма, ни расписки в получении денег.
Когда через несколько дней банкир на придворном балу встретил Дюпюитрена, то, полагая, что щедро расплатился, самодовольно спросил его:
- Вы не удивились размеру присланного гонорара?
- Нет, я больше удивился тому, что даже Ротшильд платит в рассрочку, по частям, - ответил хирург.
*****
Однажды к Дюпюитрену приехал молодой аристократ, чтобы поблагодарить за лечение своего дяди, хотя тот и умер после операции. Племянник получил после дяди большое наследство. Молодой человек всячески расхваливал Дюпюитрена за мастерство, давшее ему заслуженную славу. Великому хирургу надоели эти похвалы, и он сердито перебил гостя:
- Вы что, хотите направить ко мне еще одного богатого дядюшку?
*****
Оскар Лассар (1859 -1907) - немецкий дерматолог осмотрел больного, приехавшего лечиться от выпадения волос, выписал рецепт и рекомендовал время от времени к нему показываться.
- Да, но я живу не в Берлине и не могу часто сюда приезжать.
- Ну, хорошо. Тогда посылайте мне ваши волосы в письме, я буду их исследовать под микроскопом и давать вам назначения.
Сказано - сделано. Пациент периодически посылал свои волосы. Но однажды пришло письмо такого содержания: "Вновь посылаю Вам несколько волосков на исследование. Больше посылать не смогу, так как это уже последние".
*****
Арман Труссо (1801 - 1867) - французский клиницист-терапевт лечил истеричку. Пациентка была уверена, что проглотила лягушку. При очередном визите к больной Труссо захватил с собой лягушку, дал больной выпить рвотное и, когда началась рвота, незаметно пустил в таз лягушку.
- Посмотрите, мадам, вот причина ваших страданий. Теперь вы будете совсем здоровы.
Но мнительную истеричку было не так легко успокоить.
- А вдруг она дала потомство у меня в желудке?
- Это невозможно, сударыня, ведь лягушка-то - самец.
Труссо был терапевтом, но свой прием он, по-видимому, заимствовал у хирургов. Сейчас уже трудно установить имя хирурга, который в дорентгеновскую эру дал коллегам "мудрый" совет: "Когда приступаете к операции удаления пули из тела или камня из мочевого пузыря, то имейте на всякий случай такой же предмет в кармане, чтобы было что показать пациенту, если операция окажется безуспешной". После открытия Рентгеном его лучей таким советом для успокоения больного пользоваться стало невозможно. Рентгеновский снимок сразу же выявит истину.
*****
Герои этих маленьких рассказов - реальные лица - были знаменитыми врачами.
Одни из них - профессора, крупные ученые, внесшие большой вклад в медицинскую науку, впервые изучившие многие заболевания, авторы многих методов лечения или операций, сохранивших их имена в истории медицины. Другие имели огромную популярность как врачи- практики. Об их опыте, мастерстве, диагностических способностях, а заодно и остроумии слагались легенды, передававшиеся из уст в уста и попадавшие в печать. Ручаться за их полную достоверность трудно, но одно несомненно - они отражают характер тех, кому посвящены, и передают колорит медицины своего времени.
Журнал "Наука и жизнь", № 5, 1982 г.
Все, что хотите прислать по поводу рассылок, делайте это по адресу:
С уважением, Маша.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||