Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эрудиция - успех и уважение в любой компании!


Информационный Канал Subscribe.Ru


Здравствуйте

Здравствуйте, уважаемые подписчики! Я рад приветствовать всех, для кого не безразличен его уровень интеллектуального развития. Будьте лучшими, будьте вместе с нами!

 Есть одно только благо - знание и одно только зло - невежество.
Сократ  

 

В этом номере я не хотел бы пройти мимо всеми любимого надвигающегося праздника, и посему в первой статье хочу представить Вам немного банальную информацию про Деда Мороза. Вторым же пунктом номера я начинаю серию статей про различные напитки.

 

1. Происхождение Деда Мороза

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.

Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер ( или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело-финский эпос "Калевала").

Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль ...

Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки". Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

 

 

2. Мексика. Текила


В Тласкале находится последняя в этих краях плантация растений под названием магей. Именно его сок отведал Кетцалькоатль. Жрецы Уитцилопочтли напоили его до такой степени, что Кетцалькоатль вступил в связь со своей сестрой, нарушив тем самым принципы, которые сам же и проповедовал.

Рядом с городом Уамантла штата Тласкала расположена асьенда сеньора Хустоса Сервантеса. Хозяйство Сервантеса называется Аксаянка. Сыновья старого Хустоса работают на асьенде с детства. Здесь, в Тласкале, находится последняя в этих краях плантация растений под названием магей. Именно его сок отведал Кетцалькоатль. Жрецы Уитцилопочтли напоили его до такой степени, что Кетцалькоатль вступил в связь со своей сестрой, нарушив тем самым принципы, которые сам же и проповедовал. В доколумбовские времена пульке был ритуальным питьем во время праздников. Его давали воинам, священникам и старикам. Магей являлся для индейцев Мезоамерики наиболее почитаемым растением. Из волокон агавы изготавливались нить и веревка, из острых шипов делали иглы и крючки для рыбной ловли. Верхний слой листа использовался для производства бумаги - мисьентэ. Сами листья шли на корм скоту.

Магей, или американская агава, служит сырьем для производства текилы, кактусовой водки, хотя в строго научном смысле к семейству кактусов агава не принадлежит. Магей называют зеленой коровой. Каждый день одно растение дает до десяти литров сока или медовой воды, 6 литров надаивают утром, 4 - вечером. С агавы срезают верх, зачищают стенки роспадором, отсасывают кабачком сок-атоле и сливают его в деревянную бочку. Одно время пробовали усовершенствовать процедуру доставки сока до хранилища. Вместо ослов использовали машины. Однако, несмотря на то что от поля до дома не больше километра, сок быстро портился. Поэтому хозяин вернулся к дедовскому способу сбора драгоценного нектара. Литр свежей жидкости стоит на рынке 50 сентаво, что равно 5 американским центам. Всего на плантации сеньора Сервантеса около 10 тысяч растений. Однако денег катастрофически не хватает и хозяин подумывает о том, чтобы наладить производство текилы. Сейчас из сока магея он делает только пульке - напиток, напоминающий брагу. Пульке готовится в специальных чанах. Настоящий мачо обязан ежедневно выпивать 3 литра трехградусного напитка. Этот напиток способствует усилению потенции. Мексиканцы говорят, что если выпить пульке и лечь спать вдвоем, то проснешься непременно втроем.

Из пульке можно получить текилу. Промежуточный в этом процессе продукт называется мескаль. По вкусу он напоминает сладкий ликер. Раньше мескалем мексиканцы называли собственно текилу. Однако текилой этот напиток стал называться гораздо позже, чем возник. Когда мескаль из синей агавы уже в нашем столетии стали экспортировать в другие страны, то напитку дали новое имя - текила. Нынешней текиле не более 200 лет. В XVIII веке местные власти пытались ограничить и запретить производство и употребление водки из магея, облагали ее непомерными налогами, наказывали подданных за чрезмерные возлияния. Но все было напрасно. С каждым разом мескаля гнали все больше, а его известность и популярность среди мексиканцев со временем выросла так, что он, превратившийся в текилу, стал одним из символов страны ацтеков. Правда, ни ацтеки, ни другие индейские племена к текиле никакого отношения не имели. Потому что не знали технологии производства спиртного путем перегонки. Мескаль первыми стали делать испанцы, придумав новое употребление магею. Конечный продукт перегонки имеет крепость в 98 градусов. Ее разбавляют водой до 38-40. Белую текилу сразу разливают в бутылки. "Молодую", выдержкой до 3 месяцев, "отдохнувшую" от трех месяцев до года и "выдержанную", от года до 10, лет текилу хранят в бочках. Мексиканцы определяют три стадии действия этого напитка: радость, бесстыдство, потеря сознания. Есть более оптимистичные варианты: с водой, без воды и вместо воды. Церемонии пития текилы не существует. С лаймом и солью на выгнутой стороне ладони пили некоторые герои мексиканских фильмов 20-30-х гг. Сейчас редко кто следует их примеру. Одни выдавливают несколько капель лайма в рюмку, другие, сделав маленький глоток, выдавливают сок прямо в рот. Многие просят принести сангриту - специальную запивку для текилы, сделанную на томатной основе. Вообще, текила очень демократичный напиток, потому что не требует ни подогрева, ни охлаждения. Как кому нравится, тот так ее и пьет. Совсем недавно Евросоюз сертифицировал эту водку как особую марку спиртного напитка. Теперь под именем текила может продаваться только текила из Мексики, а производители этого напитка в Испании и США обдумывают новое название.

 

Все Ваши пожелания жду на адрес: i-erudit@yandex.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное