Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эрудиция - успех и уважение в любой компании!


Информационный Канал Subscribe.Ru


Hoвaя cmpaнuцa 1

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Я рад приветствовать Вас в нашей своеобразной рассылке. В данной рассылке  я буду представлять Вам  очень интересный материал из серии книг «Энциклопедия для детей» издательского центра Аванта+. Материал в этой серии книг изложен живым и образным языком, что даст лёгкость в усвоении и понимании. Материал  будет даваться небольшими порциями в соответствие с объёмом рассылки. Первой книжкой, которую я выбрал для ведения этой рассылки (а возможно и рассылок) оказалась «Всемирная история», что должно быть интересно каждому уважающему себя человеку. Уверяю Вас, это будет очень интересно и познавательно. Вы сможете восстановить давно усвоенный (в школе или ВУЗе) и забытый материал, а также устранить пробелы.

 

ВНИМАНИЕ! Всё не так плохо, во второй части каждого номера рассылки я буду представлять Вам очень интересный и познавательный материал из различных журналов. В данном номере это будет материал из журнала «Вокруг света».

Ну а теперь «ближе к телу»!

 

 

 

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ВВЕДЕНИЕ

Урок истории в шестом классе. Учитель рассказывает о Древнем Востоке; он говорит о жестокости царей и бесправии рабов, о классовой борьбе и восстаниях угнетённых. Пройдёт какое-то время, и в памяти школьников твёрдо останется одно: на Древнем Востоке жили рабы и рабовладельцы, угнетаемые и угнетатели, и в этом смысле древневосточное общество ничем не отличалось от других, более поздних. Оно просто было не таким развитым, как общества Древней Греции, Рима или средневековой Европы, более отсталым. А раз отсталым - значит, и не таким интересным.

Если остаётся именно такое представление об истории Древнего Востока, то оно очень однобокое и неполное. Конечно, кто живёт в больших городах, тот может пойти в хороший музей. Иногда в таких музеях есть залы, посвящённые истории Древнего Востока: ведь именно там появились первые государства. Как таинственно выглядят специально затемнённые залы, какие необычные каменные фигуры выступают из стен! Кажется, что входишь в царство тайн и древней мудрости, разглядывая красивые колдовские амулеты в форме жуков и птиц, изготовленные искусными резчиками по камню, глиняные таблички, испещрённые клинописью...

 

Если родители расскажут ребятам о древних странах и населявших их народах, то посещение этого музея надолго останется в памяти.

Запомнятся названия стран и государств, существовавших на Востоке в древности: Египет, Сирия, Финикия, Иудея, Хеттское царство, Урарту, Ассирия, Шумер и Вавилония, Элам, Персия, Индия и Китай. Из музейных экспонатов внимательный посетитель сможет узнать, что историю Древнего Востока принято отсчитывать примерно с 3000 г. до н. э., когда возникли первые государства в долинах Нила и Евфрата, и заканчивать македонским завоеванием Египта, Ближнего и Среднего Востока в IV в. до н. э, а для Индии и Китая — IIIV вв. до н. э., когда там начали сказываться феодальные отношения.

Но и эти представления об истории Древнего Востока неполные. Школьный учебник показывает одну её сторону, полутёмный музейный зал — другую, но в цельную, законченную картину эти половинки не складываются. Мир Древнего Востока остаётся чужим и непонятным, с какой бы стороны на него ни смотрели. В истории привыкли видеть движение, развитие, наблюдать за действиями ярких, выдающихся личностей; здесь же все цари и правители как бы на одно лицо, жизнь течёт неизменно из века в век, почти лишённая переломов, взлётов и падений. Время от времени история даже возвращается к уже давно пройденному; похоже, что она движется по раз и навсегда проложенному круговому пути.

Историки часто говорят о «застойности» и «отсталости» древневосточных обществ. На первый взгляд они действительно могут показаться более примитивными по сравнению с великолепными, высокоорганизованными цивилизациями античности – Древней Грецией и Римом. Если искать в истории только развлечение, то можно сравнивать её и с автогонками, и с компьютерной игрой, в которой всегда есть выигравший и проигравший. Но если хочешь понять своих далёких предков, освоить то наследство, которое от них получил, лучше сразу отказаться от деления народов на передовые и отсталые, победителей и побеждённых.

Вопрос о «победителях» в гонке Запад — Восток не научен. Различные общества и народы развиваются неодинаковыми темпами, т. е. как бы вступают в эту «гонку» не одновременно. На протяжении истории человечества разные государства служили флагманами развития экономики и общества. В древности это были царства Месопотамии и Египта, затем эллинские города-государства, а потом Римская держава. Признанным средоточием достижений цивилизации в раннем Средневековье считался Арабский халифат. Позже первенство перешло к странам Западной Европы. По своему особому пути развивался Китай.

 

Самое простое объяснение особенностей истории Древнего Востока найдено давно: греки и римляне были более талантливы, чем народы Египта и Вавилонии, поэтому они стремились к новому, развивались, а на Древнем Востоке привыкли довольствоваться уже достигнутым, известным. Но это неправда. Шумеры и египтяне были одарены от природы не менее, чем греки. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на великие пирамиды, сохранившиеся намного лучше греческих построек. А ведь греческие храмы моложе пирамид на два тысячелетия! Древние архитекторы, владевшие лишь четырьмя арифметическими действиями и опиравшиеся исключительно на опыт и чутьё, умели возводить сложнейшие конструкции, которым может позавидовать любой современный инженер. С неиссякаемой фантазией создателей древних восточных мифов и сказаний не может сравниться вся изобретательность современных писателей и кинорежиссёров. Не забудем, что именно в древневосточных странах были придуманы и разработаны все основные виды письменности, и греки позднее лишь заимствовали и усовершенствовали самую удачную из этих разновидностей — финикийское письмо.

Народы, первыми в истории создавшие мощные государства и роскошные храмы, книги и оросительные каналы, заслуживают и интереса, и уважения со стороны потомков. Особенность же их заключалась в том, что свои творческие силы, свою природную одарённость они часто расходовали не столько на изобретение чего-то нового, сколько на поддержание сложившихся, от века установленных порядков.

Представим себе, как много сил нужно было потратить на то, чтобы просто сохранить невредимыми первые небольшие очаги высокой культуры земледелия и государственности. Стихийные бедствия, неурожаи, набеги полудиких и жадных до добычи соседей — всё это угрожало загасить едва теплящиеся огоньки новых культур, возникавших в долинах больших рек примерно с 3000 г. до н. э. А сколько таких «огоньков» было раз и навсегда погашено? Точное их число вряд ли когда-нибудь станет известно.

Вспомним, что многие из древневосточных государств располагалось в тех краях, где и сейчас ураганы, наводнения и землетрясения каждый год уносят тысячи человеческих жизней. В наши дни на помощь пострадавшим народам приходят соседи и всё международное сообщество. Пять тысяч лет назад от соседей ничего хорошего в таких случаях ждать не приходилось, и лучше было готовиться к чёрным дням заранее. Выживали только самые осторожные, предусмотрительные и организованные — те, кто собирал все запасы продовольствия в одном безопасном месте, беспрекословно повиновался своим вождям, следовал установленным обычаям. Народы Древнего Востока жили с постоянным чувством тревоги и страха перед завтрашним днём, поэтому их любимым занятием было гадание о будущем (греки и римляне унаследовали страсть к гаданию от египтян и сирийцев). Гадали на всём: на костях и внутренностях принесённых в жертву животных, на специальных картах, внимательно разглядывали направление полёта птичьих стай, расположение светил на небе. Гадали все: грозный ассирийский царь Асархаддон и правители древних городов на реке Хуанхэ, финикийские жрецы ужасного бога Ваала и знатные иранцы-заговорщики, намеревавшиеся сместить с трона царя-самозванца. Напряжённый интерес к тому, что будет завтра, к тому, что должно случиться, показывает, что жизнь на Древнем Востоке вовсе не была спокойной и неизменной. Никто не был уверен в том, что это «завтра» вообще наступит; чтобы встретить завтрашний день, уже сегодня нужно было приложить немало усилий и ловкости.

Трудно представить себе, какие изменения происходили в душе человека, оставившего бродячую жизнь охотника и собирателя даров дикой природы и связавшего свою жизнь с клочком земли, кормившим его и семью. Охотник легко ускользал от воздействия враждебных сил природы — ему достаточно было сменить место охоты или стоянки, чтобы оказаться недосягаемым для злых духов, в существование которых он твёрдо верил. Земледелец, как бы прикованный к своему полю, оросительному каналу и амбару с зерном, чувствовал себя беззащитным перед всеми силами мира, о которых он не знал, добры они или злы. Сегодня солнце давало земле тепло, а завтра оно же выжигало молодые посевы; речная вода сегодня несла почве жизнь, а завтра выходила из берегов и затопляла селения. Жителям речных долин открылся огромный мир сил природы; они не могли теперь ускользнуть от этих сил, следовательно, приходилось учиться сосуществовать с ними.

Шумеры, египтяне, арии и ханьцы (древние китайцы) приложили огромные усилия,  чтобы разобраться в бескрайнем и непостижимом для человека мире: они представляли эти силы в обличии богов, которым дали имена, определили характер каждого из божеств, составили тексты молитв и заклинаний, взываний к богам. Не следует относиться к этой деятельности древних иронически: ведь переход к оседлому земледелию вынудил их «открыться» навстречу миру, и мир обрушился на них с такой силой, что люди просто вынуждены были как-то организовать свои новые впечатления, иначе они просто не вынесли бы их давления. Древневосточный человек был обречён жить в мире, пронизанном магией и колдовством, но магия не была для него просто способом исполнения его личных или коллективных желаний — желания получить хороший урожай или выгодно жениться. Магия как бы представляла собой ширму, заграждение между человеком, оказавшимся под прицелом таинственных сил, и самими этими силами. Магическую броню человек носил на себе всю жизнь, а подчас не снимал её и после смерти. С подобными представлениями прямо связан сложнейший похоронный обряд древних египтян.

Особенно плотные «магические доспехи носили на себе люди, от которых зависели жизнь и процветание народов и племён, — цари и жрецы. Египетские фараоны, например, помимо всем известного тронного имени имели ещё и тайное имя, тщательно скрываемое от посторонних; сохранение этой тайны было залогом жизненной силы и здоровья царя. Согласно представлениям древних шумеров, боги принимали жертвы и молитвы лишь от особым образом очищенных людей, поэтому местные жрецы специальными составами выводили все волосы на голове и теле. Похожие воззрения существовали и у индийских брахманов; их жизнь определялась большим количеством запретов и ограничений. Им нельзя было совершать действия, считавшиеся «нечистыми».

Но в магическую броню облекались не только цари и жрецы — её несли на себе целые народы. Роль такой защиты играли сложные и развитые представления о богах и силах, управляющих миром. Они дали народам Древнего Востока прекрасный шанс противостоять натиску кочевников, охотившихся за богатствами оседлого земледельческого населения. Дело в том, что кочевники, время от времени захватывавшие обширные территории речных долин, попадали под сильнейшее религиозное и культурное влияние местных народов. Полудикий семит или воин племени чжоу вполне ощущал всё величие мира магических представлений древних шумеров или иньцев; хотя формально он и был победителем, ему приходилось искать своё маленькое место в этом извечно существовавшем мире, приноравливаться к нему. Мощная культура древнейших земледельческих центров «перемалывала» всё новые и новые группы воинственных пришельцев; это было особенно заметно в Междуречье и Древнем Китае — здесь кочевники вливались в состав оседлых земледельческих обществ практически постоянно. Культура на Древнем Востоке была не роскошью, не средством заполнения досуга, а средством выживания, борьбы с враждебным, смертельно опасным миром.

Человек не хотел чувствовать себя пылинкой на ветру — он стремился наполнить всё окружающее знаками своего существования, как бы «отметиться» в этой жизни. Отсюда, наверное, и проистекала у древних людей тяга к строительству грандиозных сооружений: пирамид, высеченных в скалах храмов, гигантских статуй фараонов, многометровых барельефов с надписями. Искусственный мир плотин, храмов и возделанных полей, созданный человеком, должен был полностью заменить собой мир гор, степей и бурных рек, созданный богами...

 

Теперь уже можно понять, насколько несправедливы представления о какой-то неподвижности, отсталости древневосточных обществ. Вся жизнь человека, родившегося в Египте или Шумере, Индии или Китае, с первого до последнего дня проходила в борьбе. Это была борьба с непогодой, кочевниками, неподатливым кремнём и обсидианом, но чаще всего — с собственными страхами и неуверенностью в завтрашнем дне. Скученная жизнь в городах, «муравьиный» труд на небольших участках земли, боязнь наказания со стороны любого мелкого чиновника — всё это порождало в людях особую, болезненную нервозность; она находила выход, как в странных религиозных обрядах, так и в безумстве народных восстаний, когда толпы рабов и бедняков разрушали древние гробницы, уничтожали мумии давно умерших царей и вельмож, разбивали сосуды с благовониями, разрывали пурпурные ткани... Умение подавить свои неосознанные страхи, не дать им вырваться на волю свойственно лишь цивилизованному человеку. Чтобы овладеть этим искусством, потребовалось несколько тысячелетий. Какого ещё «прогресса» или «развития» можно требовать от народов Древнего Востока, удивительно быстро освоивших все премудрости общественной жизни?

Может показаться, что у древневосточных народов был безотказный инструмент воздействия на среду, в которой они жили, — это государство. Государство нагоняло страху на соседей-кочевников, прокладывало каналы, строило храмы и приносило жертвы богам, собирало урожай с полей и раздавало его людям в виде пайков. Действительно, государство и его правитель в большинстве древневосточных стран обожествлялись и превозносились. Те блага, которые боги давали людям далеко не каждый день, царь давал своим подданным ежедневно; он был воплощением щедрости и справедливости. Следует ли удивляться, что царь почитался выше многих богов и ему воздавались подобающие богу почести?

Всё дело здесь, однако, в том, что государство на Древнем Востоке вовсе не было таким грозным и могущественным, каким оно хотело казаться. Если деспот способен отрубить голову любому, то это вовсе не значит, что государство, которым он управляет, — сильное и крепкое. Вполне может быть и наоборот: жестокие наказания возмещают неспособность царя по-настоящему управлять своими подданными.

Именно так обстояло дело в Египте и Шумере, в Индии и Китае (в последних двух странах по крайней мере до образования ранних империй в конце I тысячелетия до н. э.). Царская власть не «пронизывала» всю толщу населения сверху донизу. Она была сильна в больших городах, в близких к столице районах, но весьма слаба в глубинке, в поместьях вельмож и богатых храмов. Значительная часть населения речных долин продолжала жить первобытным образом: большими родами или сельскими общинами, сохранявшими власть выборных общинных старост и право самоуправления в деревенских делах. Над этими «нижними этажами» общественной жизни надстраивались особые, очень тесные связи деревенских жителей с местной знатью, нередко не повиновавшейся царю. Эти связи тоже остались от первобытной эпохи; они сохранились во всех странах Древнего Востока с очень древних времён. Государство вынуждено было считаться с существованием таких отношений и использовать в своих интересах (в меру сил), но подчинить себе не могло.

Значит, любое древневосточное государство как бы складывалось из «кубиков», элементов, которые сами по себе не были государственными; «кубики» эти возникли намного раньше, чем в долинах Нила и Евфрата сложились первые государства. Искусный строитель мог построить из них весьма причудливое сооружение, но чем выше и сложнее оно становилось, тем больше был риск, что здание в конце концов рухнет. Существовал лишь один способ повысить устойчивость сложной конструкции — увеличить её массу, заставить «верхние этажи» с удвоенной силой давить на «нижние». Собственно, такое государство историки и называют восточным деспотизмом, имея в виду неограниченную власть царя над подданными. Но увеличивать давление беспредельно тоже было нельзя: всё начинало трещать по швам, и грандиозное здание с грохотом рушилось, понемногу восстанавливаясь через пару веков.

 

Здесь немалое удивление вызывают две вещи. Во-первых, все народы Древнего Востока после короткого периода проб и ошибок поразительно быстро нашли наилучшие способы выстраивать пирамиду власти так, чтобы она не обрушивалась или обрушивалась как можно реже. Во-вторых, — и это самое удивительное — эти шаткие конструкции, возведённые на очень неустойчивом фундаменте, работали, и по большей части работали прекрасно! Государство действительно распределяло среди населения продукты питания, следило за состоянием оросительной системы, организовывало дальние военные походы и делало ещё множество полезных и просто необходимых дел. Трудно даже представить себе, сколько сил, ума, опыта и чутья требовалось для поддержания государственной машины в рабочем состоянии в таких неблагоприятных условиях. Древневосточные правители — цари и жрецы — постепенно из первобытных форм организации труда и власти умудрялись создавать на диво отлаженный и без сбоев работающий механизм. Это давалось дорогой ценой: вавилонский царь Хаммурапи, например, лично вникал во все мельчайшие дела своего обширного государства. Прокладка оросительного канала, насаждение плодового сада — ничто не ускользало от его внимания. Такого же прилежания царь требовал и от своих чиновников. В Китае умелые и опытные чиновники ценились выше, чем родовитые аристократы.

Может показаться, что почтение, выказываемое на Древнем Востоке администраторам и правителям, было лишь разновидностью угодничества и лести. Однако это не совсем так. В глазах своих современников писец и жрец были творцами нового, очеловеченного мира, жить в котором было неизмеримо уютнее, чем в первобытном мире диких, враждебных человеку пространств. Люди Древнего Востока умели находить особую красоту в созидательной деятельности; символом же этого созидания для них было нанесение письменных знаков на папирус или глину. «...Заставлю я тебя полюбить писания более, чем свою мать, и да покажу красоту их перед тобой, ведь она больше красоты должности всякой, и не было подобной ей в земле этой», — наставляет своего сына египетский писец времён Среднего царства.

Подумаем же с благодарностью о людях, изображённых в странных, застывших позах на каменных барельефах. Теперь они уже не кажутся такими непонятными и далёкими. Видно, как они много трудились над миром, в котором им довелось жить, как они пытались сделать его более близким и доступным. Благодаря этому и сами они становятся близкими современному поколению. Теперь снова откроем учебник и войдём в музейный зал...

 

 

2. Интересно и полезно знать! Материал из журнала «Вокруг света».

 

ТАБАЧНЫЙ КАПИТАЛ

 

С тех пор как из Нового Света в Европу был завезен табак и некоторые способы его курения, прошло более пяти столетий. Все эти долгие годы традиция табакокурения культивировалась и усовершенствовалась, трансформировавшись, наконец, в отдельную культуру. А это значит, что при всех существующих доводах «против» приходиться признать, что человечество в большинстве своем отнюдь не склонно отказываться от удовольствия выкурить трубку душистого табака, припасть к мундштуку кальяна или, соблюдя весь необходимый ритуал, совершенно особым способом разжечь сигару. Несмотря на все кажущееся разнообразие способов курения, в основе любого из них лежит использование такой разновидности травянистого растения, как табак. Разница заключается лишь в способах его приготовления. Для сигар, например, используются цельные листья лучших сортов табака, предварительно особым образом высушенные, для сигарет — измельченные листья того же самого растения, для кальяна — вообще едва ли одна-единственная его разновидность, а для самокруток — особый вид табака — махорка, которая, как ни странно, тоже является растением.

 

РАСТЕНИЕ Табак (Nicotiana) — однолетнее травянистое растение семейства пасленовых. Существует около 70 видов дикорастущего табака. За много лет возделывания этой культуры было выведено более 100 сортов, но все они создавались на основе двух сортов — табака вирджинского (Nicotiana tabacum L.) и табака сельского (Nicotiana rustica L). Вирджинский табак, или табак настоящий (курительный), — это быстрорастущее растение с неветвистым стеблем, достигающее в высоту до 2,5 метра, с хорошо развитой корневой системой. Листья табака, достигающие ширины до 30 см и длины — до 90 см, обычно продолговатой или эллиптической формы. Цветки — розовые или белые, собранные в соцветия Плодом этого растения является своеобразная коробочка с множеством мелких буровато-коричневых семян. Существует в семействе пасленовых еще и такой вид травянистых растений рода табака, как махорка, предположительно произошедший от скрещивания двух диких видов табака (метельчатого и волнистого). Из махорки делают крупку для курения (махорку курительную) и крупку нюхательную. Табак вирджинский, или настоящий, разводится ради листьев, которые либо скручиваются в сигары, либо измельчаются для набивания папирос, сигарет, а также трубок. Помимо этого, листья табака перерабатывают для получения жевательной его разновидности и измельчают, перемалывая для табака нюхательного.

Родиной курительного табака считается Северная Америка, но сейчас его выращивают более чем в 100 странах мира, основными из которых являются Китай, США, Индия, Бразилия, Турция и Россия. В этой отрасли ежегодно бывает занято более 30 миллионов человек.

Сбор урожая табака начинается месяцев через 4—6 после посадки, когда его листья становятся светлыми и покрываются пятнами. Срезанные стебли растений вместе с листьями или только листья подвергаются сушке. Сушка листьев — процесс, требующий соблюдения определенных условий, к тому же их нельзя перегревать, так как это может негативно сказаться на качестве табака. После сушки листья подвергаются процессу отпаривания для того, чтобы избежать ломкости. Их либо располагают в помещения с повышенной влажностью, либо обрабатывают над паром, либо слегка смачивают водой места их среза. Потом происходит сортировка листьев по качеству, размеру и цвету, и только затем их связывают в пучки и отправляют с табачных плантаций для дальнейшей обработки. Перед окончательной стадией обработки их выдерживают в специальных помещениях еще год или два, постоянно поддерживая определенную температуру. Листья не должны пересушиваться (во избежание раскрошивания) и переувлажняться (иначе они начнут плесневеть) В зависимости от того, будет из этих листьев сделаны сигары, сигареты или трубочный табак, листья обрабатываются по-разному.

 

СИГАРЫ И СИГАРИЛЛЫ

Разновидностями сигарилл считаются табачные изделия, имеющие вкус сигарного табака, но оснащенные при этом фильтрами или мундштуками из пластика или дерева. По форме они напоминают сигареты, но оболочка выполнена не из бумаги, а из гомогенизированного (раскатанного) листа, изготовленного из табачной крошки. Начинка сигарилл часто бывает дополнена и нетабачными ароматами, такими как ментол, ваниль и другие, что, помимо основного вкуса, создает еще и специфическое послевкусие.

Прообразом сигар можно считать свернутые целиковые табачные листья, используемые американскими индейцами. Именно этот процесс впервые наблюдал Христофор Колумб вместе со своими спутниками, столкнувшись с племенами индейцев. Для этих «дикарей» неспешное курение неведомых тогда европейцам листьев было сродни священнодействию, во время которого они не только расслаблялись, но и, приводя в порядок нервную систему, принимали самые серьезные решения. А происходило это, видимо, потому, что, по одной из индейских легенд, Великий Дух Маниту, смилостивившийся над незавидной участью людей, живущих на скудных землях, послал к ним женщину-спасительницу. Там, где она касалась земли правой рукой, вырастал картофель, там, где левой — кукуруза. А так как путь ее был долог и тяжел и ей не раз приходилось встречаться с рождением и смертью, радостью и горем, любовью и ненавистью, то она, устав от дороги и всего увиденного, часто садилась на землю, чтобы отдохнуть и поразмыслить. И вот там, где она отдыхала, вырастал табак — растение, помогающее понять сущность бытия.

Так что сигара — это не просто один из способов табакокурения, это целая философия. И понимали это многие из тех, кто был их поклонником, и среди них — Зигмунд Фрейд, Марк Твен, Томас Эдисон, Александр Скрябин и множество других, не менее известных личностей. Сомерсет Моэм в своих мемуарах писал: «Когда я был молод и очень беден, я курил сигары только тогда, когда меня ими угощали. Я дал себе слово: если когда-нибудь у меня заведутся деньги, я буду наслаждаться сигарой каждый день после ленча и после лены вручную. Это обычно подтверждается особой надписью на коробке «Totalmente a Mano». Для их изготовления несколько цельных табачных листьев сжимаются по длине и закрепляются связующим листом, после чего оборачиваются покровным, который и является основным, так как определяет аромат сигары. Работа по производству таких изделий требует больших временных затрат, поэтому еще в 20-е годы прошлого века некоторые ретивые фабриканты перешли на изготовление сигар машинным способом.

Сигары, носящие название «machine-made», не пользуются спросом у истинных знатоков и любителей сигар, потому что иначе, как ширпотребом, их не назовешь. Ведь для простоты процесса изготовления и, следовательно, удешевления стоимости в таких сигарах связующий и покровные листы являются не целиковыми, как в настоящих, а полученными путем склеивания табачного порошка и органических соединений после машинного прокатывания. Начинка такого изделия также состоит из резаных листьев табака вместо цельных, предусмотренных технологией. Поэтому при покупке сигар необходимо тщательнейшим образом изучить все надписи на коробке.

Все компоненты хороших современных сигар, изготовленных ручным способом, содержат 100% натуральных листьев, что обязательно указывается на коробке в виде надписи «Natural Wrapper» или же в названии типа покровного листа, как, например, Sumatra, Brasil, Connecticut или другие. Указание типа покровного листа имеет особое значение. По его внешнему виду можно определить качество сигары: достаточно ли она эластична, нет ли на ней трещинок, волнистостей, что существенно ухудшает как ее крепость, так и вкусовые качества. Существует мнение, что более темный цвет листа указывает на крепость. Это не совсем так, хотя среди темных сигар действительно немало крепких сортов. И все же крепость всегда определяет начинка, а не покровный лист, он же играет роль первой скрипки во вкусовой интонации. Цветовая гамма покровных листов очень разнообразна – от светло-зелёного до антрацитово-чёрного, к коричневой гамме относятся цвета промежуточных тонов.

Продолжительность курения сигары, которая согласно этикету обычно проводится из расчёта 2/3 от её длины, в зависимости от способа изготовления неодинакова. Кроме того, она зависит и от активности самого курильщика. И все же известно, что процесс этот может длиться от 30 минут до… 2 часов

Что касается такой разновидности табачных изделий, как сигариллы то это — неболее чем маленькие сигары На некоторых коробках сигарилл произведенных в США, рядом с обозначением «Сигары» может стоять уточняющая надпись «little» или «small» (от анп — маленький). У англичан сигариллы обозначаются  наличием  слов «miniatures» или «whiffs». Производители других стран взяли за основу вес этих табачных изделий если оно весит 3 и менее граммов — это сигарилла, если же болыле 3 — то сигара

Существует и так называемое кубинское деление, где за «золотую середину» принят стандарт demi-tasse, а именно  длина — 10 см, диаметр — 1 2 см  меньшие же диаметры свидетельствуют о том, что это сигариллы. Причем учитывается именно диаметр, так  как  разновидность  сигарилл-панател (от англ — «panatela» или «panetela») имеет «сигарную» длину.

Общей характеристикой классических сигарилл можно считать машинный способ  производства, за  исключением   не скольких наименований, начинка которых всегда изготовлена из табачной крошки и оба конца предусмотрительно обрезаны, что не требует постоянного ношения при себе специального приспособления

В отличие от своих больших родственников у сигарилл начинка может быть приготовлена из любого количества видов табака что позволяет варьировать вкус этих табачных изделий. Так  внутреннее содержимое   голландских    сигарилл     «Schimmelpenninck»   представлено 20 различными сортами табака из Бразилии,  Индонезии и Камеруна.

СИГАРЕТЫ. Самым демократичным и общедоступным видом табакокурения стали сигареты (от франц. — маленькая сигара), впрочем, по нашим нынешним понятиям, вернее было бы сказать папиросы, потому как поначалу они не были снабжены фильтром. Хотя эту разновидность табачных изделий долгое время именовали термином «сигарета». Сигареты, равно как трубки с сигарами, «подарили» миру все те же североамериканские индейцы, давно знакомые с подобным способом курения — для этого они заворачивали измельченный табак в листья кукурузы и пальмы. Европейский бум на сигареты (читай папиросы) начался после Крымской войны 1854—1856 годов, когда русские солдаты, не имея другой возможности покурить, взялись заворачивать табак в бумажные трубки-гильзы от пороха. Эту весьма удобную привычку переняли у них британские военнослужащие, и дальше процесс приобрел необратимый характер. В 1857 в Лондоне была построена первая сигаретная фабрика. Ее основатель Роберт Пикок Глод разработал и пустил в продажу эдакую своеобразную марку, получившую название «Пять на пенни». Несколькими годами позже эту эстафету подхватили американцы, и к началу XIX века объем продаж сигарет перекрыл все рекорды сигарного бизнеса.

Не только мужчины, но и женщины сочли это занятие вполне для себя пристойным, правда, они, как правило, предпочитали использовать для курения длинные мундштуки, придававшие облику курящей дамы изысканность. Курение сигарет настолько вошло в моду, что их изготовлением денно и нощно занимались десятки фабрик и сотни мелких кустарных мастерских.

Жители США приобщились к сигаретам благодаря появлению новых сортов светлого табака, а главное — благодаря изобретению первой машины для скручивания папирос и соответственно развитию промышленного способа их производства. Но наряду с табачными фабриками некоторые фирмы, такие как «Royal Theodrus Niemeyег», по-прежнему остались приверженцами старого и традиционного способа ручного скручивания.

Появление собственно сигарет можно отнести к 1952 году, когда английская фирма «Лориллард» впервые выпустила сигареты «Кент», снабженные фильтром. Правда, фильтр этот был изготовлен из асбеста и потому не имел ничего общего с утверждением данной компании о том, что это приспособление чуть ли не гарантия полной безопасности курения. Впоследствии конкурирующие компании-производители сигарет снабдили свои изделия гораздо более совершенным «устройством» — фильтром из ацетатата целлюлозы, ставшим самым распространенным в табачной промышленности.

В 1954 году наибольшую популярность получили «увенчанные» фильтром сигареты Winston, а спустя два года Salem, в состав фильтра которых была включена такая вкусовая добавка, как ментол. К 1970-му самыми популярными сигаретами с фильтром, способным задерживать наибольшее количество вредных смол, стали сигареты Vantage. В последние годы многие фирмы смешивают ацетат целлюлозы с активированным углем, обладающим еще большей способностью к абсорбации никотина, смол, влаги и взвешенных частиц дыма.

Кстати, интересно, что бумага для сигарет делается в основном из льна и льняного волокна, а ее структура и особенности изготовления в очень большой степени влияют на процесс курения и поступающих в организм примесей от результата горения той или иной разновидности сигаретной бумаги.

После второй мировой войны всеобщее снижение материального достатка вынудило большинство курильщиков Европы перейти на курение самокруток — самостоятельно изготовленных папирос из самых дешевых сортов табака и любой имевшейся под рукой бумаги. Сегодня подобный вид курения носит чисто имиджевый, несколько эпатирующий характер.

КУРИТЬ ПО-РУССКИ. Впервые на Руси о табаке узнали от английских купцов во времена Ивана Грозного. Русская знать одно время пристрастилось к курению табака. Первый же из Романовых — царь Михаил Федорович, не приветствовавший курение, ввел запрет на ввоз и употребление табака. Его сын, царь Алексей Михайлович, увидев явную выгоду от продажи этого товара, решил его монополизировать, но этому помешал протест патриарха Никона. Окончательная легализация табака произошла при реформаторском правлении Петра I, большого любителя хорошего табака, к которому он пристрастился во время своего пребывания в Голландии и Англии. Вскоре в России появились первые две табачные фабрики — одна из них в Петербурге, другая в малороссийской Ахтырке. Хотя вплоть до самого начала XIX века в русском обществе наряду с курением был крайне распространен нюхательный табак. Но с появлением папирос, а затем и сигарет акценты пристрастия сместились в сторону курения. По статистике, сегодня в России курящих мужчин более 60%, а женщин — не менее 30%.

 

 

Своё Фе-е можно высказать по адресу i-erudit@yandex.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное