Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интересные факты

  Все выпуски  

Интересные факты О пользе лошадиных сил


Говорят, одну из первых паровых машин Дж. Уатта (1736-1819) решил приобрести некий английский пивовар, который вознамерился заменить конный привод насоса паровым.
- Сколько лошадей заменит машина? — спросил он изобретателя.
- Примерно три-четыре,— ответил Уатт.
- Когда я продаю пиво, то не говорю, что в бочке примерно 20 галлонов, — возразил пивовар.— Она у меня вымерена точно. Так и здесь: я хочу знать, сколько лошадей я перестану кормить?
Уатт предложил заставить сильную рабочую лошадь работать без остановок восемь часов до полного изнеможения и замерить количество накачанной на определенную высоту воды. Произведя вычисления, он убедился: средняя работа лошади составила 33 ООО футофунтов в минуту. Так в технику впервые вошло понятие мощности, хотя сам термин появился позднее. При пересчете в метрическую систему мер это оказалось равным 76 килограммометрам в секунду. На континенте, учитывая случайный характер измерений Уатта, решили принять более круглую цифру — 75 кгм/с. Англичане не приняли континентальную новинку и сохранили цифру Уатта, поэтому английские «паровые лошадки» получились мощнее, чем международные — 745,7 Вт вместо 736 Вт.
На втором конгрессе электриков в 1889 году в качестве единицы мощности была введена единица «ватт», названная в честь Уатта (Ватта). Через полвека после опытов Уатта английский физик Дж. Джоуль (1818-1889), вознамерившись создать вечный двигатель, соединил вольтову батарею с электрическим мотором и вскоре в ходе экспериментов установил, что замена «съеденного» при работе мотора цинка обходится гораздо дороже, чем корм для лошади. Значит, заключил Джоуль, лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем!
Еще десять лет назад такой вывод вызвал бы легкую усмешку, но теперь, наученные горьким опытом энергетических и экологических кризисов, мы смотрим на подобные заключения с большей сдержанностью: не исключено, что в ближайшее время применение живой тяги в некоторых областях народного хозяйства может оказаться экономически оправданным. Заметим лишь, что средняя мощность, развиваемая лошадью, составляет две трети от измеренной Уаттом — приблизительно полкиловатта.
Может быть, в этом и заключается ирония судьбы: термин, история которого насчитывает двести лет, и который около столетия считался неофициальным, может снова возродиться!

В избранное