Генриетте Александровой от Марка Сандомирского
Уважаемая Генриетта!
Вы пишете:
> В данном случае речь идёт о наполнении "сосуда" /то есть
> сознания человека - прим.мое/ либо "живой водой", либо
> болотной.
Я с вами в этом согласен, но речь идет как раз о том, что
же может помешать "сосуду" наполниться "живой водой". Давайте
продолжим ваше образное сравнение: представьте себе сосуд
"восточного типа", с носиком и ручкой (если не ошибаюсь, он
на Востоке именуется "кумган"). А теперь представьте, что
узкое горлышко кувшина запечатано (система догматических
взглядов). Можно его наполнит через носик - но "конструкция"
настолько запутана, что мы ошибочно принимаем носик кувшина
за его ручку, и наоборот. В итоге попытки наполнить кувшин
даже "живой водой" ни к чему не приводят - все расплескивается...
А содержимое кувшина застаивается и становится "болотным"
Примерно то же происходит в международном диалоге культур,
когда Запад (например, США) пытается объясняться с Востоком.
Причина непонимания кроется глубже языковых различий. Это -
не только различие взглядов, ценностей, моральных норм. Это
еще и различие самого устройства мышления. Возникает конфликт,
кажущийся непримиримым - и на культурной, и на религиозной
почве, и даже на военно-политической (известные события в
Ираке, Иране и проч.) И тут, увы, никакие дипломаты и
переводчики не помогут...
Исследования же приводят к пониманию, что различия
ментальности Запада и Востока связаны еще и с некоторым
различием, если сказать просто, работы мозга. Различием
не генетическим, а культурно обусловленным - возникающим
в процессе развития ребенка, его обучения, влияющего на
формирование мозга. Страны Востока с "правополушарной"
культурой (письмо справа налево, или тем более иероглифическое)
приводят к более "правополушарной" работе мозга людей, выросших
в соответствующей стране и соответствующей культуре.
И когда вы пишете:
> Устройство нервной системы у всех Homo sapiens (если нет
> патологий) - одинаково!
- то с этим как раз я не могу согласиться. Вы правы в том, что
у всех людей одинаковый общий план строения нервной системы -
в конце концов, так же, как у всех здоровых людей две руки,
две ноги, одна голова... Но в пределах этой общей анатомической
схемы есть и значительные индивидуальные различия. У кого-то
рост - под 2 м, а у кого-то "метр с кепкой". Соответственно в
жизни у них будет разная психология, разный взгляд на вещи.
Один смотрит на мир свысока, сверху вниз, снисходительно...
Другой, напротив, старается доказать, что хотя он от природы
обречен смотреть на окружающих "снизу вверх", но на самом деле
он выше прочих, "круче". богаче, умнее и т.п. Так возникает
известный психологам и историкам "синдром Наполеона": как
известно, в детстве выдающийся полководец был маленького
росточка, другие детишки его обижали. Вот и возмечтал он
возвыситсья.. что и осуществил во взрослой жизни. (Впрочем,
к такому же типу принадлежали маленькие ростом А.В.Суворов,
И.В.Сталин, Ч.Чаплин...) Т.Обр., особенности строения организма
человека могут влиять на его психологию, на его поведение.
Но это - внешне проявляющиеся и бросающиеся в глаза
особенности. А бывают еще индивидуальные особенности внутренние,
С уважением
Марк Сандомирский
Пишите, буду рад продолжению диалога
-----Original MessageFrom: Генриетта Александрова <alexandro***@b*****.ru>
To: Mark S <consulr***@m*****.ru>
Date: Sat, 30 Sep 2006 09:33:05 +0400
Subject: Re[2]: М. Сандомирскому
>
> Здравствуйте Марк!
>
> Я не говорю о сложности и не изученности мышления. Я имела в виду другое.
> И это очень важный вопрос!
> Снова цитата из вашей статьи: "различие этих двух образов мышления не случайно,
ибо оно вытекает из особенностей устройства самой нервной системы человека".
>
> О каких особенностях идёт речь?
> Устройство нервной системы у всех Homo sapiens (если нет патологий) - одинаково!
>
> Мышление ребёнка (человека) формируется не из особенностей устройства нервной
системы (подчёркиваю, устройство одинаково), а той информации, которая окружает
человека с рождения, и способа мышления людей, которые его воспитывают, с ним
общаются.
>
> Модель мира и образ мышления закладываются с детства.
>
> В данном случае речь идёт о наполнении "сосуда" либо "живой водой", либо болотной.
>
> С уважением,
> Генриетта
>
>
> -----Original Message> From: Mark S <consulr***@m*****.ru>
> To: rest.interesting.dzerjinsky-list@subscribe.ru
> Date: Sat, 30 Sep 2006 08:39:01 +0400
> Subject: Re: М. Сандомирскому
>
> >
> > Уважаемая Генриетта!
> > Спасибо, что затронули этот вопрос - это одна из тем наших
> > исследований, и можно было бы рассказать об этом подробнее для
> > тех читателей, для которых данная тема представит интерес.
> > В первую очередь подчеркнем: в газетной статье не обойтись
> > без некоторого упрощения научных фактов. Конечно, мышление
> > человека устроено крайне сложно, и описание его языком науки,
> > современной психологии и психофизиологии заняло бы много книжных
> > томов (при том, что до сих пор мы все еще знаем о человеческом
> > мозге меньше, чем НЕ знаем о нем). В то же время, когда
> > мы переходим от индивидуального уровня описания к коллективному,
> > от психологии индивида к психологии масс, некоторые
> > закономерности проясняются и становятся самоочевидными.
> > В частности, это относится к закономерностям так называемой
> > функциональной асимметрии мозга человека (работы лауреата
> > нобелевской премии Р.Сперрй; в отечественной психологии - работы
> > Н.Н.Доброхотовой и Т.А.Брагиной). Применительно к социальной
> > психологии и этнопсихологии закономерности описаны в работах
> > Р.Орнстейна, Н.Херрманна, М.Шалвен и др. (одним
> > из первоисточников которых, на наш взгляд, послужила бехтеревская
> > "коллективная рефлексология")
> > Подробный анализ влияния "левополушарного" и "правополушарного"
> > обарза мышления на этнопсихологию приводим далее (фрагмент
> > из нашей книги "Защита от стресса", изданной в серии "Золотой
> > фонд психотерапии" (М.: Ин-т психотерапии, 2001)
> >
> > - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
> >
> > МЕЖДУ "ПРАВЫМИ" И "ЛЕВЫМИ": ЗАГАДКА "РУССКОЙ ДУШИ" -
> > В ЕЕ ФИЗИОЛОГИИ?
> >
> > Как отмечал К.Г. Юнг... понимание психологии развития
> > индивидуума открывает путь к пониманию причин психологического
> > развития народов. Более того, наблюдающийся в современном
> > обществе кризис политической организации (потеря доверия к власти
> > и отказ ей в поддержке, потеря веры в пропагандируемые ценности,
> > социальное отчуждение, пассивность и неверие в то, что личное
> > участие может повлиять на политический процесс), с одной стороны,
> > напрямую связан с кризисом личности (Шестопал Е.Б., 1988),
> > с человеческой психологией, которая не успевает перестроиться
> > в соответствии с быстро меняющимися условиями жизни (отражение
> > противоречия социальной эволюции и научно-технической революции).
> > С другой стороны, политический кризис сам порождает стрессы,
> > выливающиеся в итоге в психологические и медицинские проблемы;
> > не случайно в последнее десятилетие медики отмечают рост так
> > называемых социально-стрессовых расстройств (Александровский
> > Ю.А., 1997). С этим связано наше лирическое отступление - от
> > психологии индивидуальной к психологии коллективной.
> > Действительно, можно согласиться с мыслью Юнга о том, что
> > многие особенности материальной и духовной жизни как отдельного
> > человека, так и целых народов определяются своеобразием
> > их психологического склада, тесно связанным с особенностями
> > устройства нервной системы. Эти отличия хотя и не так разительны,
> > как цвет кожи и разрез глаз, но все же имеют место. В связи
> > с особенностями "национального характера" в первую очередь
> > необходимо отметить дихотомию "Восток-Запад", рассматриваемую,
> > в частности, как различие западного-рационалистического
> > и восточного (азиатского), или холистического, способов познания
> > мира (Дюмулен Г., 1994). В рамках этого сравнения типичный
> > "российский" психологический портрет, при всей его самобытности,
> > можно анализировать в противопоставлении "западному" и с учетом
> > близости к "восточному". Как писал Н. Бердяев, "западная душа
> > гораздо более рационализирована, чем русская душа" (см. Бердяев
> > Н., 2000). Дело в том, что психологический портрет типичного
> > обитателя Запада - с его приверженностью распорядку
> > и размеренности жизненного устройства, опорой на логику
> > и рационализмом, а по большому счету - несколько механистичной
> > организованностью духовной жизни и предсказуемостью поступков
> > - прямо противоположен чертам типичного восточного человека, его
> > загадочности и невозможности логического объяснения многих
> > поступков. В русской литературе, пожалуй, наиболее типичными
> > примерами могут послужить герои, вышедшие из-под пера Гончарова
> > - небезызвестный Обломов, как пример русского характера, и Штольц
> > - как пример человека западного склада. За время, прошедшее после
> > создания гончаровского романа, эти национально-психологические
> > черты не претерпели существенных изменений. Как считает ведущий
> > отечественный психотерапевт В.В. Макаров (2001), современная
> > российская "национальная черта - иррационализм: "Наша жизнь
> > - таинственный природный процесс", в ней "многое совершается,
> > исходя из принципов: "Мало ли что", "Как бы чего не вышло",
> > "А вдруг", "Авось да небось".
> > Вопрос происхождения западной рациональности и русского
> > иррационализма подробно рассмотрен В.А. Малышевым (1997). По его
> > мнению, в отличие от Запада, где все хорошо притерлось друг
> > к другу и человек привыкал делать узкий круг работ и не учился
> > адаптироваться к резко меняющимся условиям, для человека,
> > живущего в России, к которому жизнь зачастую предъявляла
> > неожиданные и нелогичные требования, наоборот, часто была
> > совершенно необходима особая, нестандартная способность
> > к адаптации. С этим нельзя не согласиться, особенно вспоминая
> > нашу недавнюю российскую жизнь середины - конца XX века, когда
> > даже в мелких вопросах быта рядовым гражданам приходилось
> > проявлять чудеса изворотливости. Еще более справедливо это для
> > современной России, в которой спектр жизненных проблем
> > переместился от мелко-бытовых к глобальным, или экзистенциальным.
> > По мнению И. Албеговой (1998), в 1990-е годы в нашей стране
> > большие массы людей регулярно оказывались в ситуации жизненного
> > кризиса, порождающей потерю смысла в жизни. Тем не менее основная
> > часть из них смогла достаточно успешно приспособиться к столь
> > резким жизненным переменам, причем проделала это неоднократно.
> > Отсюда, по мысли Малышева, - непредсказуемость и плохая
> > алгоритмизуемость русского человека (используя юнговскую
> > терминологию - иррациональность). Но отсюда же и открытость
> > общения, и "широта души", и... большая, чем у человека западного,
> > внушаемость. Западный человек, напротив, хорошо алгоритмизуем
> > (иными словами, рационален) - отсюда формализация жизни с ее
> > видимостью порядка, а одновременно - замкнутость, невнушаемость,
> > отстраненность и соблюдение дистанции между людьми.
> > А в целом оба набора психологических характеристик удивительно
> > близки, как заметил Р. Орнштейн, (1977), к известным описаниям
> > противоположных функций правого и левого полушарий головного
> > мозга, уже рассмотренных нами. Вкратце можно обобщить их,
> > сославшись на известное руководство С. Спрингер и Г. Дейча
> > (1983): механизм работы левого полушария - логический,
> > дискретный, формально-упорядоченный, словесно-оформленный;
> > правого же полушария - образный, аналогово-непрерывный,
> > невербальный, интуитивно-спонтанный. Откуда берутся эти
> > психолого-физиологические "полушарные" различия между большими
> > группами людей? По-видимому, это природное явление
> > многофакторного порядка. С одной стороны, в нем нельзя отрицать
> > роль наследственно-генетических механизмов. С другой стороны,
> > пальма первенства при этом принадлежит факторам
> > социально-культурного порядка, а именно влиянию культурного
> > окружения на восприимчивую психику ребенка, несомненно
> > воздействующему на процесс распределения ролей между полушариями
> > (латерализации) в растущем детском организме.
> > Какую связь имеют эти психолого-физиологические данные
> > с загадкой "русской души"?
> > Как географически, так и исторически сложившаяся роль России
> > как государства - это геополитический буфер между Востоком
> > и Западом. Отсюда и русская культура, ассимилировавшая многое
> > от своих соседей, носит в себе смешанные черты, роднящие ее как
> > с западной, так и с восточной культурой. В сравнении
> > с обезличенно-холодным, приземленным и бюрократически-лощеным
> > рационализмом Запада бросаются в глаза такие бесспорные черты
> > российской культуры, как ее духовная ориентированность, большая
> > человечность и эмоциональность (зачастую наивная) и в существенно
> > большей степени правополушарность. В то же время российская
> > культура является более рациональной, более левополушарной
> > по сравнению с традиционными собственно восточными культурами
> > (Япония, Китай). Последние могут рассматриваться как эталон
> > правополушарности с их иероглифическим письмом (опирающимся
> > на мозговые механизмы правого полушария и оказывающим мощнейшее
> > влияние на процесс социализации ребенка и латерализации мозга
> > в ходе возрастного развития), "правополушарными" эстетическими
> > воззрениями и социальными стереотипами, а также
> > "правополушарными" духовно-религиозными традициями (даосизм,
> > дзэн-буддизм).
> > Соответственно, усредненный психологический тип россиянина
> > характеризуется симбиозом рациональных и иррациональных черт, или
> > постоянным балансированием между лево- и правополушарными
> > чертами. Этот тонкий баланс, как и любое равновесие "на грани"
> > двух полярных противоположностей, является достаточно хрупким.
> > В терминах модной "теории катастроф" это аналог "неустойчивого
> > состояния системы", создающего основу для возможных резких
> > переходов из одного состояния в другое. Отсюда
> > и непредсказуемость движений мятущейся "русской души", описанных
> > в классической литературе (особенно у Достоевского), когда
> > человек долгое время, приспосабливаясь к общепринятому укладу
> > жизни и к давлению жизненных обстоятельств, придерживается
> > рационального, "левополушарного" стиля жизни. Но вот чаша
> > терпения переполнилась, и его душе, зажатой в тесных рамках
> > повседневности, стало в них тесно. В этот момент человек,
> > зачастую неожиданно для окружающих и необъяснимо с точки зрения
> > обычной логики и житейского здравого смысла, переходит к прямо
> > противоположному - иррациональному, "правополушарному" жизненному
> > стилю, совершая нелогичные, непредсказуемые, а то и необузданные
> > поступки - от подвига до злодеяния. Тем самым достигается
> > разрядка внутреннего психологического напряжения, или, пользуясь
> > словами известного в прошлом российского философа и политического
> > деятеля, "открывается клапан и выпускается пар", который иначе
> > неминуемо привел бы к внутреннему взрыву. Отсюда и парадокс
> > "русской души", заключающийся в противоречии ее внутренней
> > целостности и внешней противоречивости. Отсюда и известная
> > поэтическая строка: "умом [логическим. - Прим. наше] Россию
> > не понять". Состояние неудовлетворенности человека, мечущегося
> > между этими диаметральными противоположностями, мучимого
> > неопределенностью, невозможностью однозначного, раз и навсегда
> > определенного выбора между ними, составляет основу
> > духовно-психологических исканий многих героев русской литературы.
> > В то же время подобный компромиссный "третий путь", сочетающий
> > в себе положительные черты левополушарной и правополушарной
> > культуры, в определенной мере избавлен от их односторонних
> > - "однополушарных" недостатков. Особенно это касается западного
> > - рационального общества, на проблемах которого мы остановимся
> > подробнее. В нашем представлении рациональный, левополушарный
> > социум соответствует критериям так называемого депрессивного
> > сообщества (Eaton J.W., Weil R.J., 1955) с его высокими
> > и жесткими стандартами и требованиями к поведению индивида.
> > Общество, в котором правополушарное поведение (эмоциональность,
> > естественность, открытость) живет по законам так называемого
> > депрессивного сообщества, где подавляется открытое выражение
> > чувств, скрываемых за маской показного оптимизма и благополучия,
> > а естественные человеческие отношения уступают место душевной
> > черствости, бездушной расчетливости. Привыкнув скрывать свои
> > истинные чувства на людях, человек опасается проявлять их и
> > в личной жизни. Отсюда и кризис семьи и семейных ценностей
> > в современном западном обществе, и проблема всепроникающего
> > неизбывно-экзистенциального "публичного одиночества" его членов.
> > По мысли А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян (1999), в подобных
> > социальных условиях дефицит коммуникативной близости,
> > естественного общения между людьми приводит к затруднению
> > психологической переработки эмоций, к их соматизации и тем самым
> > способствует росту общего количества переживаемых отрицательных
> > эмоций в виде тоски (аккумулирующейся в состояние депрессии),
> > тревоги и страха, приводящих к паническим состояниям, а также
> > выливающихся в агрессивные проявления. (Подобные состояния
> > в некоторых обществах (например, США) начинают приобретать чуть
> > ли не характер психической эпидемии.) Те же самые механизмы,
> > описанные как синдром дефицита удовлетворения, подталкивают людей
> > к алкоголизму и наркомании. А в целом это есть не что иное, как
> > отражение духовного кризиса современного техногенного общества
> > (С. Гроф). Особенно пагубно сказывается отсутствие способности
> > к искреннему сочувствию, эмпатии на психическом развитии человека
> > в раннем возрасте. Европейские психотерапевты, по словам И. Кренц
> > (1999), явственно ощущают, что западная культура с ее культом
> > "успеха", спешкой и индивидуализмом представляется таким
> > социальным окружением, которое связано для ребенка с риском
> > эмоциональных расстройств в раннем возрасте; их груз он несет всю
> > последующую жизнь. Свидетельством этого служит постоянный рост
> > числа людей с подобными расстройствами, обращающихся
> > к психотерапевту. Проявляются же такие расстройства в форме
> > опасливого избегания эмоционального контакта и близости,
> > недоверия, депрессии, саморазрушительного поведения, одиночества
> > и изоляции.
> > Сходным образом по поводу западно-рационального
> > жизнеустройства с его стремлением к формализации мышления,
> > бездушностью и выхолащиванием человеческих отношений
> > высказывается исследователь психоанализа A.M. Руткевич (1996),
> > по мнению которого необходима "критичная оценка
> > интеллектуализации жизненного мира. Диктат фигур сознания
> > [шаблонных логических построений. - Прим. наше], вторжение
> > в жизненный мир знаковых систем приводят к образованию ложного
> > "Я". Идеально-всеобщие фигуры мышления подобны колониальной
> > власти, узурпирующей личную жизнь... И как невозможно дискурсивно
> > [словесно-логически] пересказать музыкальные или поэтические
> > произведения, так же мы не можем свести к языку науки
> > и экономико-технической рациональности наш жизненный мир в целом.
> > Человек душевно нищает, делается автоматом, реагирующим по схеме
> > "стимул - реакция" на воздействия пропаганды или рекламы".
> > Выдающийся российский философ В.В. Розанов писал: "Абстрактность
> > улучшенных форм и составляет могущество европейской цивилизации,
> > универсальность ее характера и всемирность ее устремлений.
> > Однако, будучи столь правильной в частях, она заключает что-то
> > ложное в своем целом... Духовное развитие, которое старается дать
> > нам государство и общество... всегда почти состоит в том, чтобы
> > нарушить цельность и органичность внутренней жизни". Противоречие
> > выхолащивающего личность влияния техногенной цивилизации
> > на индивида его духовным потребностям подчеркивается многими
> > авторами. Пожалуй, наиболее ярко подобные взгляды выразил А.Ю.
> > Савин (1994), говоря, что рационализированная "цивилизация
> > в своей нынешней форме находится в точке заката и исчезновения.
> > Ее холодность, бессердечность, торгашество... исключают
> > возможность подлинного выражения любви, идеальности
> > и возвышенности, ради которых и стоит жить". Причем механизмы
> > возможного распада цивилизации, ее деградации вследствие
> > односторонней, техногенной ориентации и бездуховности заложены
> > в ней же самой: "западная цивилизация "является уникальной
> > по сравнению с прочими видами цивилизации в том отношении, что
> > она убивает сама себя и делает это на пути баснословного
> > [научно-технического. -Прим. наше] прогресса" (Зиновьев А.,
> > 2000).
> > Еще одна характерная черта свойственного Западу жизненного
> > уклада - чрезмерная интеллектуализация и прагматизация жизни
> > в ущерб духовности. По мнению К.Г. Юнга (1993), характерное для
> > западного жизненного стиля "отсутствие духовной ориентации
> > граничит... с психической анархией", в результате чего "против
> > него самоубийственно восстает его собственная душа". И мы всецело
> > согласны с выводом, к которому приходит этот выдающийся знаток
> > человеческой души: "Европейцу нужно возвращаться... к своей
> > собственной натуре. Он должен заново открыть в себе естественного
> > человека" (Юнг К.Г., 1992, с. 42). В рационалистично-материальном
> > обществе, проникнутом культом потребления, происходит подмена
> > духовных потребностей материальными, тогда как на самом деле они
> > должны не исключать, а взаимно дополнять друг друга. Известный
> > финансист и один из "столпов" американского общества Дж. Сорос
> > описывает это следующим образом: "У людей есть и другие
> > устремления, идущие дальше одного лишь материального достатка...
> > Похоже, что в западном обществе материальный интерес будет
> > преследоваться еще долго после того, как полностью будут
> > удовлетворены материальные потребности, потому что эта погоня
> > удовлетворяет [или скорее заменяет. - Прим. наше] потребность
> > в творчестве". В техногенном обществе все убыстряющийся темп
> > жизни и поток информации с телеэкранов, занимающий сознание
> > суетными сиюминутными проблемами, просто не оставляют человеку
> > времени по-настоящему задуматься об основах бытия, отвлекая его
> > от размышлений о смысле собственной жизни и создавая духовный
> > вакуум. Естественно, за подчинение своего природного естества
> > законам рационального жизнеустройства человеку приходится платить
> > высокую цену. По словам В.В. Малявина (1998), западная
> > ментальность подчиняет и духовную жизнь, и материальный мир
> > технологическому проекту "ценой неисцелимого раскола сознания".
> > Последнее сродни душевной болезни, своего рода "социальной
> > шизофрении": имеется в виду безэмоциональность и отстраненность,
> > бездушный формализм, возникающие вследствие подчинения эмоций
> > логике, подавления их естественного выражения, а также отсутствие
> > внутренней целостности, своеобразная расщепленность личности.
> > В подтверждение можно привести высказывание Ч. Брукса (1997),
> > который пишет, что западное общество больно "гамлетовской
> > болезнью мышления. Мы опираемся не на собственный опыт, а на
> > погребающее нас под собой наследие чужой концептуализации".
> > Из наших рассуждений можно сделать существенный вывод
> > - необходимо гармоничное сочетание "левополушарного"
> > и "правополушарного" жизненного стиля как для отдельного индивида
> > (эту задачу решают описываемые методики), так и для общества
> > в целом. С этой точки зрения "третий путь" - отечественный,
> > российский - открывает для человека, живущего в современной
> > техногенно-индустриальной культурной среде, выход из духовного
> > тупика, связанного с чрезмерной рационализацией всех сторон
> > западного образа жизни.
> >
> >
> > -----Original Message> > From: Генриетта Александрова <alexandro***@b*****.ru>
> > To: "rest.interesting.dzerjinsky"Date: Fri, 29 Sep 2006 20:23:11 +0400
> > Subject: М. Сандомирскому
> >
> > > Здравствуйте Марк!
> > > Я не уверена, отправляю письмо по адресу или нет.
> > > Надеюсь, что оно дойдёт до адресата.
> > > Очень интересный, главное необычный (на фоне всей заурядной информации)
> > > взгляд на происходящее в умах людей.
> > > Но... Марк, вы либо знаете, но умалчиваете, и намеренно
> > > вводите в заблуждение людей относительно - цитата: "различие этих двух
образов
> > > мышления не случайно, ибо оно вытекает из особенностей устройства самой
нервной
> > > системы человека"...Либо сами не представляете себе, как формируется то
или иное
> > > мышление.
> > > С уважением, Генриетта
> >
Звезды не ошибаются, даря миру еще одного уникального человека. Посмотри,
что они приготовили тебе: http://r.mail.ru/cln3289/horo.mail.ru/personal/