Добро пожаловаться! Или про эпидемию жалоб

Л. Марков
Любите ли вы жаловаться, читатель? Любите ли это так же, как
мы? В смысле, совсем не любите. По крайней мере, жаловаться без
дела. И мы вас понимаем - в этом-то и все дело, чтобы жаловаться
только по делу.. А вот некоторые без этого просто жить не могут.
Ни дня без жалоб! Иначе - это потерянный попусту день. А ведь,
как известно, жить надо так, чтобы не было стыдно за бесцельно
прожитые дни и годы. Бесцельно - значит, для некоторых...
безжалобно.
И еcли в прошлый раз мы писали о территории свободы, то теперь
поговорим о свободе: жалоб. Нужна ли гражданам эта свобода? Что
она им дает? И как они могут ей воспользоваться. Ведь жалоба -
дело отнюдь не тупое, как кажется некоторым, а обоюдоострое.
Отдельным гражданам, даже по летам взрослым, играть с жалобами не
рекомендуется - так же, как и детям со спичками.
Ведь у нас жалоба, как и закон, что дышло: куда повернешь - то
и вышло. Не мене важно также, кто поворачивает и на кого
направляет. Как известно многим гражданам из опыта, часто
бесплодного, а порой печального, на бюрократов направлять жалобы
бесполезно. Ведь в нынешней системе эти жалобы к самим же
бюрократам и возвращаются, по закону служебного бумеранга. И
могут ударить по самому дорогому. В смысле, по самому же
жалобщику - по закону канцелярского рикошета. Так что на
бюрократов жаловаться бесполезно - пока эта жалоба
индивидуальная. А вот жаловаться на <работяг> оказывается очень
даже полезно - для жалобщиков, конечно. Потому что мешает
<работягам> работать. А в этом как раз и может состоять главная
цель жалобщика!
Вот например, живет и работает в городе непокорная
строительная фирма Фобос. Непокорная неким власть имущим (и
жаждущим разменять эту власть на деньги) лицам. Пытались они и
так, и сяк ее покорить - ан не вышло. Многим горожанам памятна
эта глава из новейшей российской истории нашего маленького
города. Впрочем, как и всегда, история из прошлого протягивает
свои руки в настоящее, чтобы дотянуться до будущего.
Вот и поныне неудачная попытка рейдерского захвата не дает
покоя проигравшим. Нет им покоя - ни днем, ни ночью! То ли мысли
беспокойные (и то, что от них в голове заводится) не дают заснуть
спокойно, как добропорядочным налогоплательщикам из телевизионной
рекламы. Помните известный ролик: <Заплатил налоги - и спи
спокойно?> В голове у некоторых граждан, похоже, крутится другой
ролик - безостановочно и надоедливо, как старая заигранная и
<заевшая> пластинка: <Подставь фирму - и спи с кем хочешь
спокойно...> А раз не удалось обойти фирму по закону - так же,
как и обойти сам закон - нужно сделать под него подкоп. Что под
фирму, что под закон. Действуя согласно проверенному правилу
кляузников, сутяг и крючкотворов-мздоимцев: не мытьем - так
катаньем. Так, чтобы раз уж не удалось поживиться за чужой счет,
то по крайней мере получить для себя моральное (или правильнее,
аморальное) удовлетворение в особо извращенной форме. И это
толкает их на крайние меры. Жаловаться, жаловаться и еще раз
жаловаться!
Помните замечательный советский шлягер: <Нам песня строить и
жить помогает?> А жалоба, в отличие от песни, увы, мешает - если
не жить, так уж строить мешает наверняка. Так, чтобы
многочисленные проверки занимали - в смысле, отнимали - уйму
времени. А комиссии, инспектора занимались разгребанием мусора.
Только не строительного - тогда от них была бы хоть какая-то
польза, а бумажного. Словом, сбылась мечта... жалобщика!
Одно лишь жаль: писание жалоб во всевозможные и
ничегозапретные инстанции отнимает много времени и сил у самого
жалобщика. Так, что впору позвать на помощь других граждан -
причем ничего не подозревающих. Привлечь их к жалобному процессу
даже без их ведома и согласия. Вы спросите, разве такое возможно?
Оказывается, в наше время для жалобщиков нет ничего невозможного!
Раньше было модно подписываться <от имени> или <по поручению>
общественности. Теперь, благодаря продвинутым политтехнологиям в
коммунальном масштабе, модно проводить <социологические опросы>.
Вы еще не участвовали в таком соцопросе? Тогда мы идем к вам!
Например, приходят к вам с опросом от имени якобы ТСЖ. И
задают вопрос: <i>Скажите, есть у вас жалобы на размер квартплаты?
На отопление? На освещение? Может, сквозняки вас беспокоят или,
скажем, тараканы? Тогда подпишите вот здесь... Спасибо, и до
скорого свидания! Вслед за нами придут другие...</i>
Дальнейшие события, их примерный сценарий опишем с точки
зрения и мышления жильца, ставшего невольной жертвой <опроса>:
жалобы? Да мы вроде бы вас не приглашали, не вызывали, жалоб не
писали... Это нашим именем воспользовались! До свидания -
извините за беспокойство. А это кто еще в дверь звонит
бесцеремонно? Повестка в суд? Как в пословице <без меня - меня
судили?> Слава богу, нас ни в чем не обвиняют, не подозревают.
Как, оказывается - это мы сами подали в суд? На кого? Мы
заявление исковое подписали? Спасибо, будем в курсе. Кого
обвиняем и подозреваем? Тех, кто подписи собирал - чтобы нашим
именем прикрыться для своих судебных дел.</i>
Подчеркнем, что речь идет, конечно не о настоящих соцопросах с
поквартирным обходом, а о псевдо-опросах. Как отличить одно о
другого? Очень просто. В настоящих опросах, служащих для изучения
общественного мнения, людей спрашивают: что они думают по тому
или иному поводу? Или спрашивают о том, что им лично нужно для
счастья. (Как в нашей акции <Исполнение желаний>, памятной многим
горожанам.) В тех же случаях, когда опрашивающих заранее
интересуют только негативные факты, речь идет о сборе компромата,
замаскированном под соцопрос.
В подобных случаях между <жалобством> и жлобством разница -
только орфографическая, всего одна буква, а по сути это одно и то
же. Что такое <жалобство>? Хотя в русском языке нет такого слова
- мы его предлагаем для обозначения диагноза описанной
<псевдожалобной болезни>, или использования жалоб для борьбы с
коммерческими конкурентами (чтобы парализовать их работу) и
манипуляции непричастными гражданами. Так сказать, использования
других людей в личных жалобных целях. Ну, а что такое жлобство,
пояснять не нужно... Добавим только, что в последнее время это
словечко остановится все более употребительным. Так, что даже
Ю.М. Лужков произносит его с экрана телевизора...
Вот что происходит, когда люди употребляют свои гражданские
свободы себе же во вред. Когда жалуются не по делу и не по уму.
Потому что жалуются исподтишка, <по-черному> или <по-серому>, как
до сих пор в нашей стране принято вести многие дела.
Граждане! Вспомните золотое правило: нет ничего тайного, что
не стало бы явным. Так давайте сделаем все тайные жалобы явными,
представив их на всеобщее обозрение и публично обсуждение.
Выведем все недостойные дела, достойные справедливых жалоб, на
большую дорогу. В смысле, дадим этим жалобам дальнейший ход, а
делам - перспективу решения. Так, чтобы вывести псевдо-жалобщиков
на чистую воду. А законные жалобы отправить в большое плавание.
Для этого в нашей газете открыт пункт приема ваших жалоб. Все,
что требуется - написать нам.
Можете жаловаться открыто - по закону и по праву. Согласно
Конституции Российской Федерации и Закону о СМИ. Жаловаться
открыто и гласно. Согласны?
Мы же постараемся доводить ваши жалобы до сведения
общественности. Если окажется недостаточно местного уровня -
выйдем хоть на уровень международный. Хоть <Голос Америки>, хоть
ООН. На полном серьезе. И что еще серьезнее, доведем их до
сведения реального общественного движения <Жители России>.
Общественного - в смысле, общего, предназначенного для всех
жителей. И соответственно открытого для всех желающих. По крайней
мере, желающих жить в этой стране.
Жалуйтесь на здоровье! И главное - на пользу. Себе и людям.
Жалуйтесь в рамках общественной акции <Жалуемся вместе, или
общероссийская жалобная книга>. Так что, добро пожаловаться,
уважаемые читатели! И пусть ваши проблемы будут решены - нашими с
вами общими усилиями.