| > > Модель мира и образ мышления закладываются с детства. > > В данном случае речь идёт о наполнении "сосуда" либо "живой водой", либо болотной. > > С уважением, > Генриетта > > > -----Original Message> From: Mark S <consulr***@m*****.ru> > To: rest.interesting.dzerjinsky-list@subscribe.ru > Date: Sat, 30 Sep 2006 08:39:01 +0400 > Subject: Re: М. Сандомирскому > > > > > Уважаемая Генриетта! > > Спасибо, что затронули этот вопрос - это одна из тем наших > > исследований, и можно было бы рассказать об этом подробнее для > > тех читателей, для которых данная тема представит интерес. > > В первую очередь подчеркнем: в газетной статье не обойтись > > без некоторого упрощения научных фактов. Конечно, мышление > > человека устроено крайне сложно, и описание его языком науки, > > современной психологии и психофизиологии заняло бы много книжных > > томов (при том, что до сих пор мы все еще знаем о человеческом > > мозге меньше, чем НЕ знаем о нем). В то же время, когда > > мы переходим от индивидуального уровня описания к коллективному, > > от психологии индивида к психологии масс, некоторые > > закономерности проясняются и становятся самоочевидными. > > В частности, это относится к закономерностям так называемой > > функциональной асимметрии мозга человека (работы лауреата > > нобелевской премии Р.Сперрй; в отечественной психологии - работы > > Н.Н.Доброхотовой и Т.А.Брагиной). Применительно к социальной > > психологии и этнопсихологии закономерности описаны в работах > > Р.Орнстейна, Н.Херрманна, М.Шалвен и др. (одним > > из первоисточников которых, на наш взгляд, послужила бехтеревская > > "коллективная рефлексология") > > Подробный анализ влияния "левополушарного" и "правополушарного" > > обарза мышления на этнопсихологию приводим далее (фрагмент > > из нашей книги "Защита от стресса", изданной в серии "Золотой > > фонд психотерапии" (М.: Ин-т психотерапии, 2001) > > > > - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - > > > > МЕЖДУ "ПРАВЫМИ" И "ЛЕВЫМИ": ЗАГАДКА "РУССКОЙ ДУШИ" - > > В ЕЕ ФИЗИОЛОГИИ? > > > > Как отмечал К.Г. Юнг... понимание психологии развития > > индивидуума открывает путь к пониманию причин психологического > > развития народов. Более того, наблюдающийся в современном > > обществе кризис политической организации (потеря доверия к власти > > и отказ ей в поддержке, потеря веры в пропагандируемые ценности, > > социальное отчуждение, пассивность и неверие в то, что личное > > участие может повлиять на политический процесс), с одной стороны, > > напрямую связан с кризисом личности (Шестопал Е.Б., 1988), > > с человеческой психологией, которая не успевает перестроиться > > в соответствии с быстро меняющимися условиями жизни (отражение > > противоречия социальной эволюции и научно-технической революции). > > С другой стороны, политический кризис сам порождает стрессы, > > выливающиеся в итоге в психологические и медицинские проблемы; > > не случайно в последнее десятилетие медики отмечают рост так > > называемых социально-стрессовых расстройств (Александровский > > Ю.А., 1997). С этим связано наше лирическое отступление - от > > психологии индивидуальной к психологии коллективной. > > Действительно, можно согласиться с мыслью Юнга о том, что > > многие особенности материальной и духовной жизни как отдельного > > человека, так и целых народов определяются своеобразием > > их психологического склада, тесно связанным с особенностями > > устройства нервной системы. Эти отличия хотя и не так разительны, > > как цвет кожи и разрез глаз, но все же имеют место. В связи > > с особенностями "национального характера" в первую очередь > > необходимо отметить дихотомию "Восток-Запад", рассматриваемую, > > в частности, как различие западного-рационалистического > > и восточного (азиатского), или холистического, способов познания > > мира (Дюмулен Г., 1994). В рамках этого сравнения типичный > > "российский" психологический портрет, при всей его самобытности, > > можно анализировать в противопоставлении "западному" и с учетом > > близости к "восточному". Как писал Н. Бердяев, "западная душа > > гораздо более рационализирована, чем русская душа" (см. Бердяев > > Н., 2000). Дело в том, что психологический портрет типичного > > обитателя Запада - с его приверженностью распорядку > > и размеренности жизненного устройства, опорой на логику > > и рационализмом, а по большому счету - несколько механистичной > > организованностью духовной жизни и предсказуемостью поступков > > - прямо противоположен чертам типичного восточного человека, его > > загадочности и невозможности логического объяснения многих > > поступков. В русской литературе, пожалуй, наиболее типичными > > примерами могут послужить герои, вышедшие из-под пера Гончарова > > - небезызвестный Обломов, как пример русского характера, и Штольц > > - как пример человека западного склада. За время, прошедшее после > > создания гончаровского романа, эти национально-психологические > > черты не претерпели существенных изменений. Как считает ведущий > > отечественный психотерапевт В.В. Макаров (2001), современная > > российская "национальная черта - иррационализм: "Наша жизнь > > - таинственный природный процесс", в ней "многое совершается, > > исходя из принципов: "Мало ли что", "Как бы чего не вышло", > > "А вдруг", "Авось да небось". > > Вопрос происхождения западной рациональности и русского > > иррационализма подробно рассмотрен В.А. Малышевым (1997). По его > > мнению, в отличие от Запада, где все хорошо притерлось друг > > к другу и человек привыкал делать узкий круг работ и не учился > > адаптироваться к резко меняющимся условиям, для человека, > > живущего в России, к которому жизнь зачастую предъявляла > > неожиданные и нелогичные требования, наоборот, часто была > > совершенно необходима особая, нестандартная способность > > к адаптации. С этим нельзя не согласиться, особенно вспоминая > > нашу недавнюю российскую жизнь середины - конца XX века, когда > > даже в мелких вопросах быта рядовым гражданам приходилось > > проявлять чудеса изворотливости. Еще более справедливо это для > > современной России, в которой спектр жизненных проблем > > переместился от мелко-бытовых к глобальным, или экзистенциальным. > > По мнению И. Албеговой (1998), в 1990-е годы в нашей стране > > большие массы людей регулярно оказывались в ситуации жизненного > > кризиса, порождающей потерю смысла в жизни. Тем не менее основная > > часть из них смогла достаточно успешно приспособиться к столь > > резким жизненным переменам, причем проделала это неоднократно. > > Отсюда, по мысли Малышева, - непредсказуемость и плохая > > алгоритмизуемость русского человека (используя юнговскую > > терминологию - иррациональность). Но отсюда же и открытость > > общения, и "широта души", и... большая, чем у человека западного, > > внушаемость. Западный человек, напротив, хорошо алгоритмизуем > > (иными словами, рационален) - отсюда формализация жизни с ее > > видимостью порядка, а одновременно - замкнутость, невнушаемость, > > отстраненность и соблюдение дистанции между людьми. > > А в целом оба набора психологических характеристик удивительно > > близки, как заметил Р. Орнштейн, (1977), к известным описаниям > > противоположных функций правого и левого полушарий головного > > мозга, уже рассмотренных нами. Вкратце можно обобщить их, > > сославшись на известное руководство С. Спрингер и Г. Дейча > > (1983): механизм работы левого полушария - логический, > > дискретный, формально-упорядоченный, словесно-оформленный; > > правого же полушария - образный, аналогово-непрерывный, > > невербальный, интуитивно-спонтанный. Откуда берутся эти > > психолого-физиологические "полушарные" различия между большими > > группами людей? По-видимому, это природное явление > > многофакторного порядка. С одной стороны, в нем нельзя отрицать > > роль наследственно-генетических механизмов. С другой стороны, > > пальма первенства при этом принадлежит факторам > > социально-культурного порядка, а именно влиянию культурного > > окружения на восприимчивую психику ребенка, несомненно > > воздействующему на процесс распределения ролей между полушариями > > (латерализации) в растущем детском организме. > > Какую связь имеют эти психолого-физиологические данные > > с загадкой "русской души"? > > Как географически, так и исторически сложившаяся роль России > > как государства - это геополитический буфер между Востоком > > и Западом. Отсюда и русская культура, ассимилировавшая многое > > от своих соседей, носит в себе смешанные черты, роднящие ее как > > с западной, так и с восточной культурой. В сравнении > > с обезличенно-холодным, приземленным и бюрократически-лощеным > > рационализмом Запада бросаются в глаза такие бесспорные черты > > российской культуры, как ее духовная ориентированность, большая > > человечность и эмоциональность (зачастую наивная) и в существенно > > большей степени правополушарность. В то же время российская > > культура является более рациональной, более левополушарной > > по сравнению с традиционными собственно восточными культурами > > (Япония, Китай). Последние могут рассматриваться как эталон > > правополушарности с их иероглифическим письмом (опирающимся > > на мозговые механизмы правого полушария и оказывающим мощнейшее > > влияние на процесс социализации ребенка и латерализации мозга > > в ходе возрастного развития), "правополушарными" эстетическими > > воззрениями и социальными стереотипами, а также > > "правополушарными" духовно-религиозными традициями (даосизм, > > дзэн-буддизм). > > Соответственно, усредненный психологический тип россиянина > > характеризуется симбиозом рациональных и иррациональных черт, или > > постоянным балансированием между лево- и правополушарными > > чертами. Этот тонкий баланс, как и любое равновесие "на грани" > > двух полярных противоположностей, является достаточно хрупким. > > В терминах модной "теории катастроф" это аналог "неустойчивого > > состояния системы", создающего основу для возможных резких > > переходов из одного состояния в другое. Отсюда > > и непредсказуемость движений мятущейся "русской души", описанных > > в классической литературе (особенно у Достоевского), когда > > человек долгое время, приспосабливаясь к общепринятому укладу > > жизни и к давлению жизненных обстоятельств, придерживается > > рационального, "левополушарного" стиля жизни. Но вот чаша > > терпения переполнилась, и его душе, зажатой в тесных рамках > > повседневности, стало в них тесно. В этот момент человек, > > зачастую неожиданно для окружающих и необъяснимо с точки зрения > > обычной логики и житейского здравого смысла, переходит к прямо > > противоположному - иррациональному, "правополушарному" жизненному > > стилю, совершая нелогичные, непредсказуемые, а то и необузданные > > поступки - от подвига до злодеяния. Тем самым достигается > > разрядка внутреннего психологического напряжения, или, пользуясь > > словами известного в прошлом российского философа и политического > > деятеля, "открывается клапан и выпускается пар", который иначе > > неминуемо привел бы к внутреннему взрыву. Отсюда и парадокс > > "русской души", заключающийся в противоречии ее внутренней > > целостности и внешней противоречивости. Отсюда и известная > > поэтическая строка: "умом [логическим. - Прим. наше] Россию > > не понять". Состояние неудовлетворенности человека, мечущегося > > между этими диаметральными противоположностями, мучимого > > неопределенностью, невозможностью однозначного, раз и навсегда > > определенного выбора между ними, составляет основу > > духовно-психологических исканий многих героев русской литературы. > > В то же время подобный компромиссный "третий путь", сочетающий > > в себе положительные черты левополушарной и правополушарной > > культуры, в определенной мере избавлен от их односторонних > > - "однополушарных" недостатков. Особенно это касается западного > > - рационального общества, на проблемах которого мы остановимся > > подробнее. В нашем представлении рациональный, левополушарный > > социум соответствует критериям так называемого депрессивного > > сообщества (Eaton J.W., Weil R.J., 1955) с его высокими > > и жесткими стандартами и требованиями к поведению индивида. > > Общество, в котором правополушарное поведение (эмоциональность, > > естественность, открытость) живет по законам так называемого > > депрессивного сообщества, где подавляется открытое выражение > > чувств, скрываемых за маской показного оптимизма и благополучия, > > а естественные человеческие отношения уступают место душевной > > черствости, бездушной расчетливости. Привыкнув скрывать свои > > истинные чувства на людях, человек опасается проявлять их и > > в личной жизни. Отсюда и кризис семьи и семейных ценностей > > в современном западном обществе, и проблема всепроникающего > > неизбывно-экзистенциального "публичного одиночества" его членов. > > По мысли А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян (1999), в подобных > > социальных условиях дефицит коммуникативной близости, > > естественного общения между людьми приводит к затруднению > > психологической переработки эмоций, к их соматизации и тем самым > > способствует росту общего количества переживаемых отрицательных > > эмоций в виде тоски (аккумулирующейся в состояние депрессии), > > тревоги и страха, приводящих к паническим состояниям, а также > > выливающихся в агрессивные проявления. (Подобные состояния > > в некоторых обществах (например, США) начинают приобретать чуть > > ли не характер психической эпидемии.) Те же самые механизмы, > > описанные как синдром дефицита удовлетворения, подталкивают людей > > к алкоголизму и наркомании. А в целом это есть не что иное, как > > отражение духовного кризиса современного техногенного общества > > (С. Гроф). Особенно пагубно сказывается отсутствие способности > > к искреннему сочувствию, эмпатии на психическом развитии человека > > в раннем возрасте. Европейские психотерапевты, по словам И. Кренц > > (1999), явственно ощущают, что западная культура с ее культом > > "успеха", спешкой и индивидуализмом представляется таким > > социальным окружением, которое связано для ребенка с риском > > эмоциональных расстройств в раннем возрасте; их груз он несет всю > > последующую жизнь. Свидетельством этого служит постоянный рост > > числа людей с подобными расстройствами, обращающихся > > к психотерапевту. Проявляются же такие расстройства в форме > > опасливого избегания эмоционального контакта и близости, > > недоверия, депрессии, саморазрушительного поведения, одиночества > > и изоляции. > > Сходным образом по поводу западно-рационального > > жизнеустройства с его стремлением к формализации мышления, > > бездушностью и выхолащиванием человеческих отношений > > высказывается исследователь психоанализа A.M. Руткевич (1996), > > по мнению которого необходима "критичная оценка > > интеллектуализации жизненного мира. Диктат фигур сознания > > [шаблонных логических построений. - Прим. наше], вторжение > > в жизненный мир знаковых систем приводят к образованию ложного > > "Я". Идеально-всеобщие фигуры мышления подобны колониальной > > власти, узурпирующей личную жизнь... И как невозможно дискурсивно > > [словесно-логически] пересказать музыкальные или поэтические > > произведения, так же мы не можем свести к языку науки > > и экономико-технической рациональности наш жизненный мир в целом. > > Человек душевно нищает, делается автоматом, реагирующим по схеме > > "стимул - реакция" на воздействия пропаганды или рекламы". > > Выдающийся российский философ В.В. Розанов писал: "Абстрактность > > улучшенных форм и составляет могущество европейской цивилизации, > > универсальность ее характера и всемирность ее устремлений. > > Однако, будучи столь правильной в частях, она заключает что-то > > ложное в своем целом... Духовное развитие, которое старается дать > > нам государство и общество... всегда почти состоит в том, чтобы > > нарушить цельность и органичность внутренней жизни". Противоречие > > выхолащивающего личность влияния техногенной цивилизации > > на индивида его духовным потребностям подчеркивается многими > > авторами. Пожалуй, наиболее ярко подобные взгляды выразил А.Ю. > > Савин (1994), говоря, что рационализированная "цивилизация > > в своей нынешней форме находится в точке заката и исчезновения. > > Ее холодность, бессердечность, торгашество... исключают > > возможность подлинного выражения любви, идеальности > > и возвышенности, ради которых и стоит жить". Причем механизмы > > возможного распада цивилизации, ее деградации вследствие > > односторонней, техногенной ориентации и бездуховности заложены > > в ней же самой: "западная цивилизация "является уникальной > > по сравнению с прочими видами цивилизации в том отношении, что > > она убивает сама себя и делает это на пути баснословного > > [научно-технического. -Прим. наше] прогресса" (Зиновьев А., > > 2000). > > Еще одна характерная черта свойственного Западу жизненного > > уклада - чрезмерная интеллектуализация и прагматизация жизни > > в ущерб духовности. По мнению К.Г. Юнга (1993), характерное для > > западного жизненного стиля "отсутствие духовной ориентации > > граничит... с психической анархией", в результате чего "против > > него самоубийственно восстает его собственная душа". И мы всецело > > согласны с выводом, к которому приходит этот выдающийся знаток > > человеческой души: "Европейцу нужно возвращаться... к своей > > собственной натуре. Он должен заново открыть в себе естественного > > человека" (Юнг К.Г., 1992, с. 42). В рационалистично-материальном > > обществе, проникнутом культом потребления, происходит подмена > > духовных потребностей материальными, тогда как на самом деле они > > должны не исключать, а взаимно дополнять друг друга. Известный > > финансист и один из "столпов" американского общества Дж. Сорос > > описывает это следующим образом: "У людей есть и другие > > устремления, идущие дальше одного лишь материального достатка... > > Похоже, что в западном обществе материальный интерес будет > > преследоваться еще долго после того, как полностью будут > > удовлетворены материальные потребности, потому что эта погоня > > удовлетворяет [или скорее заменяет. - Прим. наше] потребность > > в творчестве". В техногенном обществе все убыстряющийся темп > > жизни и поток информации с телеэкранов, занимающий сознание > > суетными сиюминутными проблемами, просто не оставляют человеку > > времени по-настоящему задуматься об основах бытия, отвлекая его > > от размышлений о смысле собственной жизни и создавая духовный > > вакуум. Естественно, за подчинение своего природного естества > > законам рационального жизнеустройства человеку приходится платить > > высокую цену. По словам В.В. Малявина (1998), западная > > ментальность подчиняет и духовную жизнь, и материальный мир > > технологическому проекту "ценой неисцелимого раскола сознания". > > Последнее сродни душевной болезни, своего рода "социальной > > шизофрении": имеется в виду безэмоциональность и отстраненность, > > бездушный формализм, возникающие вследствие подчинения эмоций > > логике, подавления их естественного выражения, а также отсутствие > > внутренней целостности, своеобразная расщепленность личности. > > В подтверждение можно привести высказывание Ч. Брукса (1997), > > который пишет, что западное общество больно "гамлетовской > > болезнью мышления. Мы опираемся не на собственный опыт, а на > > погребающее нас под собой наследие чужой концептуализации". > > Из наших рассуждений можно сделать существенный вывод > > - необходимо гармоничное сочетание "левополушарного" > > и "правополушарного" жизненного стиля как для отдельного индивида > > (эту задачу решают описываемые методики), так и для общества > > в целом. С этой точки зрения "третий путь" - отечественный, > > российский - открывает для человека, живущего в современной > > техногенно-индустриальной культурной среде, выход из духовного > > тупика, связанного с чрезмерной рационализацией всех сторон > > западного образа жизни. > > > > > > -----Original Message> > From: Генриетта Александрова <alexandro***@b*****.ru> > > To: "rest.interesting.dzerjinsky"Date: Fri, 29 Sep 2006 20:23:11 +0400 > > Subject: М. Сандомирскому > > > > > Здравствуйте Марк! > > > Я не уверена, отправляю письмо по адресу или нет. > > > Надеюсь, что оно дойдёт до адресата. > > > Очень интересный, главное необычный (на фоне всей заурядной информации) > > > взгляд на происходящее в умах людей. > > > Но... Марк, вы либо знаете, но умалчиваете, и намеренно > > > вводите в заблуждение людей относительно - цитата: "различие этих двух |