Думай и действуй: мир глазами Творца! | Игрушки, куклы, Традиция. Часть 2
Думай и действуй: Мир глазами Творца!
Игрушки, куклы, Традиция. Часть 2
Продолжаем тему кукол.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, КУКЛА
В народном творчестве искусство всегда
тесно связано с ремеслом. Чем прочнее ремесленная основа,
чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную
ценность представляет рукотворное изделие.
Так и дымковская игрушка - трудоемкое
ручное производство, где было все до мелочей профессионально
упорядочено. Ее красота рождалась в труде, подчас очень нелегком.
Красную глину на игрушки собирали обычно
весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким,
чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.
Подготовка глины к работе не простое
дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают
водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую
глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают
известным приемом основную форму нужной игрушки.
Свернут блин, и получится колокол юбки
для барыни. К ней "примажут" стан, ручки, головку
и украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником,
шляпкой.
Следы "примазки" при всем
желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает
лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время "оглаживает"
игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками
сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова.
После лепки ее несколько дней сушили,
затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Следующий
этап работы, характерный только для Дымкова, - "обеливание".
Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного
на молоке, и ставили на сквозняк.
Молоко быстро скисало, и на поверхности
изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя
мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно
белую и была готова для росписи.
Раскрашивали игрушки, составляя краски
на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах,
а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный
сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая,
розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях.
Кисти у мастериц были самодельные,
из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая -
для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные,
что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы,
точки.
Но сколько их вариантов знали мастерицы,
в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить
звучать краски на матовой белизне фона!
И в довершение всего украсить сияющими
листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась
нарядней и богаче. Да и как было ни стараться!
Ведь на ярмарках она конкурировала
с многотиражной фабричной игрушкой, с аляповатыми гипсовыми
и дешевыми фарфоровыми статуэтками. Вот и стремились мастерицы
делать свои игрушки заметными, красочными. И выработали такой
яркий "потешный" стиль, что среди любого количества
игрушек можно было безошибочно узнать дымковские.
Продолжение статьи в следующих номерах,
не пропустите!
Для
Руководителей и людей, кому интересен личностный рост
Для
подчинённых, которые хотят понимать, как думает и действует хороший
Руководитель, хотя бы для того, чтобы не попасть под "начало"
к "руководителю-самодуру" и найти НАСТОЯЩЕГО Руководителя