Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 264. 17 июля 2007г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 92.
"Елена Романова" (ок-ние)

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Судьба привела нас на родину Кустодиева, под Астрахань, и мы увидели во всей живописной красе юг России. Село Соленое Займище.
Старинное предание гласило, что у Крутого Яра, на котором стоит село, затонула баржа с солью и просолила волжскую воду.
В колхозе нас ждали. Ведь институт прислал нас по просьбе правления расписать Дворец культуры. Им надо было открыть его к пятидесятилетию Октября.
Но когда председатель увидел нас, признаться, он был разочарован: слишком юны мы были.
Наверное, не хватало солидности. Но когда мы начали работать, то понемногу, не спеша началась и дружба. Мы жили в новом доме, который был приготовлен для молодоженов.
Они ждали, чтобы мы быстрее кончили роспись.
Нас было четверо. Осетин Арнольд Лолаев (которого в деревне все звали почему-то Ренольдом - так, наверное, проще), белоруска Галя Синяк, перуанец - да, перуанец, не удивляйтесь - Лионель Анхель Веларде. Кстати, он исполнил огромную фреску „Латинская Америка борется" у нас, в Москве. Но вернемся на берега Волги.
Пять месяцев, с июня по октябрь, мы работали не покладая рук. Сдали работу раньше срока и уехали в Москву.
Жалею, что я не была на торжестве открытия, но верю, что наша скромная работа принесла людям радость. Для меня и моих товарищей по бригаде это была школа.
Мы близко увидели Волгу, село, колхозников, сдружились, сроднились с ними. Я никогда не забуду славных волжан. Им посвящены мои три композиции „Тетя Шура", ,,Волжане" и ,,Банный день тети Маши" ...
,, Тетя Шура".
За столом, покрытым белой скатертью, собрались пить чай баба Шура и две внучки. Шумит самовар, оседланный расписным, цветастым чайником.
Бабуся неспешно пьет чай, младшая внучка Галя в оранжевом пестром платьице уплетает астраханский красномясый с малахитовой коркой арбуз.
Старшая внучка Тоня завороженно слушает бабушкины рассказы. За окном виден причал Соленого Займища. Черные востроносые рыбачьи лодки. А дальше необъятная серебряная от солнца Волга и, как муха в молоке, - малыш буксир.
На лавке сидит ухоженный хозяйский кот, воспитанный, вскормленный на волжской рыбке. Он глядит в упор на художницу, видно, ждет часа, когда Арнольд сделает душистый шашлык из барашка и угостит его.
„Волжане".
На этом небольшом холсте изображены те самые молодожены, в будущем доме которых жила бригада художников...
Открытые, добрые лица. Особый, волжский, напоенный ветром и солнцем легкий золотистый загар лиц, и поэтому так своеобразно глядятся выгоревшие русые волосы, поэтому так мягко отражается небо в ясных глазах молодых.
Художница взяла фигуры крупно. Форма живописи обобщенна, монументальна. Живописец не скрывает своей любви к этой красивой и славной паре.
Широко написан фон картины-портрета: село на Крутом Яру и простор великой русской реки.
,,Банный день тети Маши".
Соленое Займище. Деревянные избы, украшенные затейливой резьбою. Узорчатые, кружевные наличники окон. Резные солнца на фасадах домов.
На скамеечках у изб чинно беседуют старухи. По стенам сараев развешана и вялится серебряная волжская рыбка.
На переднем плане - тетя Маша. Величественная, распаренная, в белом платке. На полном плече ее вышитое полотенце.
Не спеша, с чувством заплетает она тугие дочкины косы, еще влажные после бани.
Неспешным, но каким-то очень основательным и устойчивым укладом пронизан этот своеобразный холст. Московская художница откровенно восхищается пластикой этих детей Волги - сильных и наполненных неистребимым жизнелюбием.
В этих полотнах впервые Елена Романова заявляет о себе как недюжинный живописец и рисовальщик, способный не только отражать красоту внешнего мира, но и проникать в сложный духовный мир полюбившихся ей людей.
Есть еще одна черта, присущая творчеству молодого мастера. С самых первых шагов живописец понимает монументальность не как некое необходимое огрубление формы, столь модное в последнее время, а старается выразить в формах обобщенных пластичность окружающего мира.
Раскрывает гармоничность Духовного облика человека.
Может быть, не всегда это доведено до конца в цвете, но думается, что это преодолимые трудности роста.
- И вот наступил пятый курс, преддипломный, - рассказывает Лена, - и я поехала в Каргополь Архангельской области.
Русский Север... Он пленил меня своей строгой красотой.
Я жила дипломом, носила в душе лишь диплом, собирала материалы, копила запас впечатлений.
Лена вдруг уходит, и вскоре пол комнаты расцветает от рисунков, этюдов, эскизов.
- Река Чурьега, Село Ошевенское.
Здоровый уклад, простые нравы. Крепко сколоченные люди дали и мне то внутреннее здоровье и чистоту, которая так необходима художнику.
Я много ездила, собирала и наблюдала.
На нас с этюдов и эскизов глядят осанистые старики, молодые статные женщины, белобрысые вихрастые мальчишки.
- И вот наконец наступила долгожданная пора диплома. Его у меня здесь нет, да он, впрочем, сюда бы и не влез по размеру. Все-таки холст - три с лишним метра по ширине.
Тут Лена вновь открывает заветную папку и после некоторых поисков достает фотографию.
Диплом ,,Русская мать".
В эту монументальную роспись вложен огромный труд молодого художника. Не девичья - зрелая рука мастера создала эту многофигурную композицию. В ней весь опыт наблюдений, вся многолетняя школа.
Более тридцати фигур в рост написала Романова.
И это не просто натурщики, одетые в нужные костюмы. Это характеры, сильные, честные, прямые. За длинным столом родичи. Стар и млад. Все они, как цветы к солнцу, обращены к матери. Группы скомпонованы сложно и пластично.
Фон - отягощенные плодами яблони - подчеркивает лейтмотив полотна. Роспись оставляет ощущение радости жизни и редкой духовной чистоты.
- Нас, дипломников монументального факультета, было немного. Но это был поистине интернационал: немец Инго Санднер из Дрездена, москвичка Лена Тупикина, Батын Болд из Монголии, Николай Чаругин из Уфы, Лионель Анхель Веларде из Перу и я. Было очень торжественно.
За большим столом - академики, живописцы, скульпторы, графики.
Клавдия Александровна Тутеволь волновалась не меньше нас. Но она очень сдержанный человек. Ведь за годы учебы я ни разу не слышала от нее большой похвалы.
Но на дипломе она вдруг растрогалась и сказала про меня и Лену Тупикину:
, ,Вот мои две жемчужинки, и мне жалко с ними расставаться''.
Когда мы дарили ей розы, это была лишь малая мера нашего волнения и признательности...
...Москва. 30 июня 1972 года. Кузнецкий мост. Дом художника. Девятая выставка молодых художников Москвы. Около восьмисот произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, работ художников театров и кино.
В центре огромного зала три работы Елены Романовой: „Автопортрет", „Бульвар Космонавтов", „Председатель колхоза".
- Я писала „Председателя колхоза" в Барыбине, под Москвой, где мы работали с Леной Тупикиной, расписывали клуб.
Героя моей картины зовут Василий Григорьевич Елисеев, это необыкновенный человек большой воли и самодисциплины. Он вставал с первыми петухами, каждое утро в пять часов, и ложился спать после полуночи.
Мне стоило огромного труда уговорить его позировать; так он всегда был занят. И сказать откровенно, конечно, мне мало было этих трех сеансов, чтобы по-настоящему, как мне хотелось, написать этого человека.
„Председатель колхоза"...
Вот он на миг остановился и задумался. О чем? О нелегких буднях.
О жизни. А может быть, о завтрашнем дне.
Художник рисует нам образ сложный. Он лишен напускного оптимизма. Несмотря на то что сюжет полотна - прогулка, главный персонаж картины не беспечно фланирующий молодой человек.
Он полон мыслей, иногда не очень веселых.
Но это не рефлексирующий мечтатель. Нет.
Он крепко сшит, этот новый человек, герой нашего времени. О его характере говорят черты лица - мужественные, открытые.
Вот он сорвал где-то василек и на один миг остановился...
Прислушался к голосам лета: поет жаворонок, гудят пчелы, где-то вдалеке пыхтит трактор, поют женщины, идущие с сенокоса, звенят ведра у колодца, кричат мальчишки, запускающие змея.
Бурлит жизнь.
У маленького домика молодая женщина с малышом. Дочка бежит по дорожке встречать идущую с работы маму... Люди. Их заботы и радости. Обо всем должен помнить настоящий председатель.
Напоенный душистым ароматом сена ветерок колышет травы, гнет венчики полевых цветов, гонит бумажного змея, доносит до нас ржание жеребенка, смех мальчишек.
Человеческое счастье, радость труда и будничные заботы хотелось мне собрать в этом холсте, - вдруг говорит автор, - только жалко - было мало времени, и я не все довела до конца.
Один критик на обсуждении справедливо ругал меня за открытый локальный цвет картины.
Мне, конечно, больно это слушать, но я знаю, что он прав.
Прошло пятнадцать лет с тех пор, как был написан этот рассказ...
Время доказало еще раз, как оно быстротечно.
В апреле 1987 года, на Кузнецком мосту, 20, была открыта первая персональная выставка живописных работ, рисунков Елены Романовой.
Я увидел десятки ее новых холстов. Лишь немногие полотна были ранее экспонированы.
Выставочные залы все дни были переполнены зрителями. Книга отзывов отражает признательность людей к художнику...
Встречались и другие записи, но их было мало. Они носили несколько задиристый характер: „Кому нужны сейчас цветочки?"
Когда этот том сдавали в набор, выставку еще не открыли. Единственное, что можно было сделать - познакомить читателя с репродукциями новых полотен Елены Романовой. Они перед вами.
Открытое небо. Занавеска отдернута. Сад. На подоконнике душистая антоновка. Эта картина - лейтмотив экспозиции.
Художник видит и пишет людей, своих современников. Масса новых портретов, особенно молодежи, детей.
Гуманистическое звучание ее полотен усиливается каким-то особым, мягким, душевным взглядом на натуру. Она приглашает тысячи зрителей стать ближе к этому ароматному, чудесному миру природы.
Оля и Маша Шукшины смотрят на нас с портрета. Детский взор - бесхитростный и открытый - словно говорит: „Взрослые, берегите нас, думайте о будущем..."
И тут же вспоминаешь большой холст „Семья писателя В.М.Шукшина" - одно из центральных полотен экспозиции.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное