Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 262. 3 июля 2007г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 91.
"Савва Бродский"

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Среди великих образов западной литературы, вошедших в мир людей, - гётевский Фауст, свифтовский Гулливер, шекспировские Джульетта и Ромео и, конечно, Дон-Кихот и Санчо Панса Сервантеса...
Дон-Кихот...
Мир прозрений, ярких, острых, необычайных своей легендарной реальностью.
Крупнейшие художники прошлого Оноре Домье и Гюстав Доре и наши современники великолепные мастера Кукрыниксы создали замечательные произведения искусства, они по-своему увидели и отразили это бессмертное творение гениального испанского писателя.
Талантливый график Савва Бродский - автор иллюстраций к „Дон-Кихоту", изданному недавно.
Мастерская художника... На мольберте один из этюдов, сделанных на испанской земле. На стенах гуаши, темперы, графические листы, своеобразные по своему почерку. Интересные и острые по форме, композиции, цвету.
„Не скрою, - сказал художник, - что с самых юных лет я мечтал нарисовать Дон-Кихота, но счастлив, что начал работать над Сервантесом уже в зрелом возрасте, обретя опыт иллюстратора. Я отлично чувствовал всю ответственность этого труда.
Ведь „Дон-Кихот" - это книга о жизни Человека...
Пять лет. Сорок один лист и сто двадцать шесть предглавных заставок - вот итог этого напряженного труда.
Это было нечто стихийное. Никакого строгого распределения времени я не знал.
Просто рисовал, рисовал с утра до вечера.
И мне кажется, работа двигалась потому, что я вынашивал свою мечту об иллюстрировании „Дон-Кихота" почти всю жизнь...
Рыцарь Печального Образа и его верный оруженосец. Дон-Кихот и Санчо Панса. Многие считают, что они антиподы.
Думается, что это далеко не так...
Прав был Тургенев, противопоставляя Дон-Кихота Гамлету: это действительно полярные характеры. Дон-Кихот же и Санчо Пансо по-своему едины. Они оба мечтатели.
Один грезил о почти небесной справедливости, другой - об иной, более земной благодати, и, несмотря на зримое полное несоответствие характеров, они все же не могли существовать друг без друга...
Мне хотелось с самого начала ввести читателя в реальный и одновременно фантастический мир творения Сервантеса.
Художник неторопливо снимает этюд с мольберта и достает большую папку.
...Рыцарь готовит доспехи, помышляя о великих подвигах. Весь мир кажется Дон-Кихоту ареной для романтических турниров и сражений с легендарными силами...
О, как он после был горько разочарован этим земным-земным миром!
Начало... Идальго движется навстречу огромному солнцу. Ему видятся миражи. Сказочные рыцарские замки встают из клубящихся облаков... Но вскоре жестокая реальность вернет его на землю.
После битвы Дон-Кихот возвращается домой. Разбитый. Взваленный на осла. Но непокоренный.
Пока он один. Рядом нет Пансы.
Второй выезд... Вьются вымпелы бессмертия.
Пусть Дон-Кихот и Санчо не вернутся с победой, а рыцарь скоро скончается.
Но оба героя с этого мига будут жить вечно...
Начинается тяжелый путь. Битва с мельницами, бой с символами вечной людской круговерти. И снова сражение - с овцами, с непреодолимым равнодушием, победить которое очень трудно. Острый серп месяца озаряет фигуру изможденного идальго...
Колышется пламя свечи, озаряя страшную битву Дон-Кихота с бурдюками - этими очередными воображаемыми силами зла...
Летит в воздух Санчо под хохот шутников и проказников с постоялого двора.
Долог, долог путь героев. Будто выжжен безлюдный мир, бездушный и жестокий... Дульсинея в звездах мечты... и грязное тряпье проезжей таверны.
Неохватен, непостижим мир Сервантеса.
Свадьба... Звучат кастаньеты, гудит земля Испании под каблучками красавиц...
Бездонна черная тьма пещеры Монтесиноса. Сверкают марионетки в бродячем райке. Изысканны и жутковаты образы герцога и герцогини, страшен их двор, полный сладких пыток и надругательств над духом Человека...
Наставление простодушного Дон-Кихота своему другу Санчо перед принятием сана губернатора. Санчо-губернатор...
Весы Фемиды.
Гогочущие хари титулованной черни... Вопреки суровой прозе будней наши герои летят к звездам. Они парят в галактике духа...
Рядом лист - битва с котами. Бескрайнее море тучных свиных туш, давящих копытами доспехи рыцаря, а над ними, как жалкий кузнечик, безумный идальго.
Напрасно утешает его Санчо...
„Я к смерти поспешаю..." - восклицает рыцарь.
Звонит одинокий колокол, напоминая о неминуемом конце. Быстротечно время, но вечно продолжается круговерть жизни...
Вращаются крылья мельниц.
Дон-Кихот умирает.
Но на потрескавшейся от бесчисленных потрясений матери-земле лежит, как вызов Вечности, железная перчатка рыцаря...
Горит, горит одинокая звезда его души. И... звонят, звонят бесчисленные колокола, и звучит, как бессмертный набат, душа Дон-Кихота - чистая, полная веры в свет и в могущество Человека...
Две маленькие фигуры почти расплавлены светом солнца. Но они неистребимы, ибо металл, из которого они созданы, - могущество правды...
Мастер снимает с мольберта последний лист... Московский зимний серебристый свет возвращает нас в студию.
- Когда я окончил эту работу, - продолжает рассказ Савва Бродский, - мне показалось, что прошла целая жизнь. Так объемен и тяжек был этот труд. Потом вышли эти два тома...
Шло время.
Я начал работать над новыми иллюстрациями к Мопассану. Но вот однажды из почтового ящика достал конверт с письмом из Испании. Вот что я прочел:
„Сеньор дон Савва Бродский!
Твои иллюстрации меня восхитили и наполнили благодарностью мою душу, когда я увидел, что русский художник является одним из лучших иллюстраторов нашего Сервантеса.
С восхищением обнимаю, брат по искусству Хуан де Авалос".
Мне рассказали, что Хуан де Авалос - один из крупнейших современных скульпторов Испании, член Королевской академии изящных искусств ,,Сан Фернандо" в Мадриде... Знал ли я, что не пройдет и полугода, как я получу еще одно письмо из Испании!
Художник показывает мне письмо. Вот его текст:
„Сеньор дон Савва Бродский!
На чрезвычайной сессии, которая имела место в Королевской академии в Мадриде, Вы были выбраны академиком-корреспондентом нашей академии. Я имел удовольствие сообщить Вам об этом. Не сочтите за труд направить нам свое согласие...
Генеральный секретарь Королевской академии
Федерико Сопенья Ибаньес".
- Понятно, - говорит, улыбаясь, Бродский, - что я был приятно удивлен, получив это любезное послание... Через некоторое время за письмом последовало приглашение от Королевской академии посетить Испанию с выставкой.
И вот в конце прошлого года с рисунками к „Дон-Кихоту" и произведениям испанских классиков XIX-XX веков я выехал в Испанию.
Не буду описывать посещения замечательных музеев и картинных галерей, великолепные памятники архитектуры и искусства, торжественные и весьма приятные встречи в Мадриде.
Легко понять, как я стремился увидеть края, где жил и странствовал герой Сервантеса... И вот наконец я на земле Дон-Кихота.
Ламанча...
К счастью, я не путешествовал по туристским обычным маршрутам, а попал в добрые, дружественные руки энтузиастов из Общества ламанчских сервантистов...
Это очень разные люди, но все они глубоко и самоотверженно занимаются Сервантесом.
У каждого из них, кто бы он ни был - алькальд из Тобосо, родины бессмертной Дульсинеи, или содержатель лавки, простой ремесленник, или цирюльник из Алькасар-де-Сан-Хуана, - у каждого из них свое пытливое и радостное желание постичь, узнать все, что касается любимой ими темы.
Они исследуют доподлинный маршрут идальго и его оруженосца. Об этом спорят города - Эскивиас (город, где Сервантес женился на Каталине) с Алькасар-де-Сан-Хуаном, который называют сердцем Ламанчи. Дискуссии идут о том, откуда выехал Дон-Кихот со своим Санчо...
В каждом из этих городов есть свои ворота, которые, по мнению темпераментных спорщиков, являются единственными и истинно подлинными... Бенто - так называются постоялые дворы. Их много. Но каждый хозяин бенто считает, что все неповторимые события, связанные с Рыцарем Печального Образа, происходили именно у него...
Земля Ламанчи. Я сразу узнал ее.
Хотя раньше она мне лишь снилась.
Я ,,жил" на ней пять лет, пока работал над серией, и... я ее увидел именно такой.
Красной. Потрескавшейся от невыносимого палящего солнца.
Я увидел эти стада, неспешно вышагивающие по убогим пастбищам... Суровая земля. Бесконечные просторы выжженной почвы. Пустынно.
Глухо... Одинокие старые мельницы. Особенно воздух старины ощущается в Кампо-де-Криптана, где мельницы истинно древние, с деревянными механизмами. Ветры Испании... Они уже не вращают деревянные крылья этих безмолвных свидетелей подвигов Дон-Кихота.
Бесконечно грустно стало мне в этом прозрачном воздухе, особенно чистом, в котором до стереоскопичности резко и четко рисуется реальный мир.
Эпические закаты... Они как будто напоминают нам о вечности, что веет от этой земли. Сервантес избороздил ее, собирая подати. Он видел горе и радость. И образы этой скупой и суровой земли и ее народа вошли в сердце...
Люди Ламанчи. Я увидел пожилых крестьян с лицами, изборожденными глубокими морщинами, подобно трещинам родной почвы, на них тоже лежит печать вечности...
Контрасты.
Ими полна Ламанча. Люди пашут на старых, как мир, волах. Рядом современная автострада с яркими бензоколонками и огромные щиты с черными быками - рекламой лучшего испанского коньяка „Осборн"... Но, конечно, самое глубокое впечатление у меня осталось от людей Ламанчи...
Доминго Пара Мартинес - парикмахер, солидный, похожий на профессора жгучий брюнет с ослепительной улыбкой.
В его цирюльне в Алькасар-де-Сан-Хуане рядом с ярчайшей хромированной мебелью в углу стоят деревянные раскрашенные скульптуры Дон-Кихота и Санчо Пансы.
Его второй кумир после Сервантеса - Федерико Гарсиа Лорка, и цирюльник, сам блестящий гитарист, устроил концерт, посвященный творчеству Лорки.
Позвал хитано - испанских цыган.
Сам декламировал и играл. Все пели и танцевали огненное фламенко. А на стене цирюльни красовалась огромная карта с маршрутом странствий Дон-Кихота по земле Ламанчи.
Так реальность и легенда жили рядом. А потом Доминго подарил мне эмблему цирюльни - медный тазик, такой же послужил Дон-Кихоту шлемом Мамбрино.
Это был поистине бесценный подарок.
Вот он...
Рядом с тазиком на стене висела старая сбруя с позеленевшими от времени медными бляхами. Я спросил художника, откуда этот сувенир.
- В доме Каталины, - рассказывает Бродский, - где женился Сервантес, теперь живет простая испанская семья. Они свято берегут дом в первозданном виде.
Хозяин дома, узнав, что я художник из России, подарил мне ,,сбрую Росинанта", а впрочем, если говорить точнее, сбрую мула, правда, XVI века.
Мне довелось познакомиться еще с одним сервантистом - Анхелем Лихеро Мостоли, владельцем скобяной лавки.
Голубоглазый, румяный, полнокровный, бурного темперамента, мажорный, он чем-то был похож на Санчо Пансу...
Когда я пришел к нему, он тут же пригласил меня зайти за прилавок в маленькую каморку, где стал открывать одну за одной папки, исследования жизни и творчества Сервантеса, которые он публикует в разных странах мира.
Должен признаться, что в современном западном мире, сложном, полном социальных контрастов и прагматизма, такие, подобные ламанчским, встречи с чуткими, умными и на первый взгляд даже чуть чудаковатыми людьми, влюбленными в старину, романтику своей земли, в классиков своей культуры, оставляют глубокое, неизгладимое впечатление.
Все это было очень волнующе и незабываемо.
,,Ночлег Франсуа Вийона" - иллюстрация к Роберту Стивенсону, острая, экспрессивная, полная движения. Застывшая в своем неизбывном горе безумная ,,Офелия" из шекспировского „Гамлета". Очаровательная игривая „Ласочка" из „Кола Брюньона" Ромена Роллана - лишь небольшая толика того, что создал Савва Бродский.
Ведь его кисти, перу, резцу принадлежат превосходные сюиты к творениям Бальзака, смело трактующим глубоко психологические образы героев „Человеческой комедии", „Спартаку" Джованьоли - дерзкому освещению мира античного Рима, вдохновенные листы к литературным грезам Александра Грина, новеллам Стефана Цвейга. Он иллюстрировал романы Флобера, Мопассана, их рассказы. И многое, многое другое...
Последним его трудом была серия рисунков к „Шинели" Гоголя. То было интереснейшее, объемное, крайне своеобычное прочтение этой трагедии маленького человека.
Савва Бродский - живой, остроумный, полный замыслов, внезапно ушел от нас...

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное