Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 259. 11 июня 2007г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 89.
"Николай Игнатов" (ок-ние)

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Вся любовь и весь восторг живописца Николая Игнатова, все пристрастия этого талантливого мастера передались нам.
И мы, счастливые, оканчиваем путешествие в прошлое.
Чувство парения, полета не покидало меня, пока я рассматривал ,,Посвящение Пиросмани" на конечной станции фуникулера, высоко над городом. Это был мудрый расчет художника, заставившего нас повторить полет, на этот раз над старым Тбилиси. Не по воздушно-канатной дороге, нет - на крыльях фантазии талантливого художника.
Кока...
Так зовут все и в Тбилиси, и в Грузии Николая Юльевича Игнатова.
Кажется, что никому не приходит в голову, что он не юноша, что он лауреат Государственной премии СССР 1974 года за монументальные росписи ,,Песнь о Грузии" в Пицунде и ,,Посвящение Пиросмани" в Тбилиси, уважаемый художник...
Кока! Этим сказано все.
А это значит, что он хороший, добрый парень. Чудесный друг. Товарищ верный и твердый.
А главное, что он молод!
Высокий, стройный, он очень подвижен и юн. И только ранняя седина да глаза, огромные, то задумчивые, то лукавые, то острые и жесткие, подсказывают нам, что перед нами характер сложившийся, недюжинный, яркий, сложный.
Мы идем с Кокой по Майдану - старому Тбилиси. Кривая улочка. Узкая. Горбатая, она еле ползет в гору. Блестит влажный булыжник. Фонари.
Здесь, по этим древним камням, бродил Нико Пиросмани.
Узкий тротуар. Судачат соседки. Над ними шатер из бронзовых веток винограда. Резная решетка. За ней детвора учит уроки. На фоне закатного неба острые зубцы. Руины крепости Нарикалы. Стертые каменные ступени.
Мы выходим на площадку у церкви Бетлени.
- Вот мой старый город! - восклицает Кока. И спрашивает вдруг: - Похоже?
Внизу панорама. Розовые, красные крыши.
И снова я вижу теплые ладони города, раскрытые, готовые принять тебя.
На фоне темной зелени оранжевые, золотые тяжелые плоды хурмы.
Сады, сады. Тишина.
Где-то внизу зажигает первые огни огромный город, шумят машины. Здесь островок старины.
- Немало было курьезов со мной, когда я писал „Посвящение Пиросмани", - вдруг проговорил Кока. - Ты не знаешь, как тбилисцы любят свой город. И вот я пишу, а ко мне подходит пожилой дядя и говорит, глядя на роспись в зале приемов:
„Слушай, Кока! Где мой дом? Вот улицу я узнаю. Это улица Ираклия Второго. Вот ясно вижу соседский зеленый дом. Узнаю его. А моего дома нет, а он должен быть здесь, рядом".
И он показывает мне место. Долго я пытался его убедить, что эту улицу на панно я придумал.
Что на самом деле ее нет, что это фантазия.
Он ушел разочарованный и разобиженный.
Еще один из многих зрителей, приходивших каждый день поглядеть, а заодно и посоветовать мне, как писать, - продолжил рассказ Кока, - сделал мне серьезный упрек.
„Разве Кура такая изумрудная? - сказал краснолицый толстяк. - Она ведь совсем другого цвета, более тусклого".
Я пообещал ему пойти и поглядеть на Куру.
Хотя точно знал, что в моем любимом городе река Кура должна быть именно такая - бирюзово-изумрудная.
Но совсем невероятной была встреча со зрителем, который назвался поэтом. Он был молод, хмур и небрит. Окинул глазами уже почти совсем оконченную роспись и мрачно спросил:
„Где кладбище? Почему не вижу?" Я, наверное, растерялся.
И он ушел, уверенный, что кладбище будет.
Я писал ,,Посвящение Пиросмани" больше года. Много, очень много людей перевидел и очень благодарен им за добрые советы.
Хотя не обходилось и без юмористических сценок.
Как-то в большой зал приемов, где я писал, пришел знакомый буфетчик.
Был жаркий день, и он все время вытирал пот.
,,Кока, ты мне друг?" - взял он сразу быка за рога.
Я со всем мне пылом заверил его в вечной дружбе.
„Нет! - печально воскликнул буфетчик и вытер пот. - Почему ты не нарисовал духанщика с моим лицом на твоей большой картине?"
Он снова достал платок и долго не отнимал его от глаз.
Я пытался растолковать ему, что из всех сотен людей, которых написал на картине, нет ни одного с портретным сходством. Что все они мною придуманы.
„Только теперь я понял, что ты мне не друг, Кока. Тем более ты должен нарисовать мой портрет на этом холсте. Я ведь старый тбилисец. Сколько лет сижу в буфете..."
- Эх, - подумал я, - родился бы ты раньше, старый добрый Пиросмани с удовольствием запечатлел бы тебя с кувшином вина в руке...
Солнце село. Мы брели по горбатым улочкам Майдана. Теплый оранжевый свет струился из окон домов и красил булыжник.
Навстречу нам шел молодой парень, он напевал немудреную песенку. Шаг его был размашисто широк.
Под мышкой он нес круглый свежий хлеб.
Я вспомнил немедленно роспись Коки Игнатова и его веселого пекаря, предлагавшего нам вот такой, только что выпеченный, еще горячий хлеб.
Кока мгновенно остро посмотрел на меня, на проходившего парня с хлебом и спросил:
- Похож?
- Да, - ответил я, пораженный.
Мы провели с Кокой Игнатовым пять дней. Он сделал все, чтобы я мог понять душу Тбилиси, его родного города. Мы посетили с ним замечательный Музей искусств Грузинской ССР, где долго любовались шедеврами искусства, хранимыми в „сейфе", - древними канонами, росписями и чудесными перегородчатыми эмалями.
Долгие незабываемые часы пролетели, как мгновения, когда я впервые увидел изумительные картины Пиросмани.
В музее был ремонт, и мне посчастливилось рассматривать клеенки великого Пиросмани, стоящие у стен, в тишине.
Надо было видеть глаза Коки, когда он глядел на работы Нико...
Потом мы ездили в Мцхету, поднимались по священным ступеням Джвари, посетили знаменитый храм в Атени, где я увидел в росписях, фресках истинные истоки творчества Игнатова.
Мы часами разговаривали с ним об искусстве. Кока вспоминал с благодарностью Тбилисскую Академию художеств, в которой, по его словам, жил „дух Лансере", великолепного художника и тонкого педагога. Он вспоминал его прекрасные слова о мастерстве, о реализме.
Лансере - выдающийся советский живописец, рисовальщик, монументалист. Художник эмоциональный, мастер огромной культуры, он ощущал кризис, наступивший в монументальной живописи.
Его не устраивали царившие в то время ходульность, парадность, примитивность, а порою просто безвкусица.
Драгоценное наследие истинной реалистической школы, которым владел Лансере, позволило ему и таким выдающимся русским мастерам, как Кустодиев, Кардовский, Юон, Грабарь, передать свои знания, опыт новой поросли советского искусства.
Неоценимы годы педагогической работы Евгения Евгеньевича Лансере в Тбилиси в Академии художеств.
Вот строки из его высказываний об искусстве. Они сегодня звучат особенно современно, ибо раскрывают принципы развития монументальной живописи.
„Монументальная живопись, - пишет он, - требует законченности и ясности каждой формы. Таких недосказанностей, которые легко сходят в станковой картине, в монументальной живописи нельзя допустить...
Для меня бесспорно, что реализм как основной принцип искусства был и остается той живительной почвой, землей, прикосновение к которой давало и дает искусству, как Антею, новые и новые силы".

В один из вечеров Кока сказал мне торжественно:
- Сегодня мы поедем к одному из моих учителей. Мастерская художника Серго Кобуладзе. Необъятный мир мечты и ремесла. Счастья и забот. Взлетов и падений. На стенах орлиный профиль Данте работы мастера, листы иллюстраций к „Витязю", „Слову о полку Игореве".
- Кока всегда был хорошим студентом, отличным парнем, - говорит Кобуладзе.
Ведь я был в ту пору директором Академии, и мне было все виднее...
Знаете, я ведь за ремесло.
Зная ремесло, можно стать мастером. Кока мне верил и много работал, и вот, видите, ремесло ему не повредило, и сегодня талант Игнатова расцвел.
Сегодня он сложившийся мастер.
Великий русский художник Илья Ефимович Репин в конце прошлого века, в 1897 году, выступил с большой статьей „Нужна ли школа искусств в Тифлисе?", которая была опубликована в 7 и 8 номерах газеты „Кавказ".
В этой статье Репин доказывает необходимость развития и поощрения национального искусства.
„Надо пожелать им, - писал он, - побольше самобытности и смелости... Пусть каждый край вырабатывает свой стиль и воспроизводит свои излюбленные идеи в искусстве по-своему, уверенно и искренно, без колебаний, без погони за выработанными чужими вкусами".
В конце статьи Репин выражает веру в то, что „художественная пора Кавказа впереди".
Ровно через четверть века, в 1922 году, молодая Советская власть открыла в Тбилиси Академию художеств, где грузинские, русские художники рука об руку работали, учили, воспитывали молодежь.

Николай Игнатов - мастер широкого спектра. Острый рисовальщик, сценограф, иллюстратор. Его росписи, фрески - пример своеобразного пластического видения, он интересный живописец-станковист.
„Деревня в горах". В этой картине художник не изменяет своему метафорическому мышлению. Прекрасная девушка -образ Земли - держит в своих ладонях маленькое селение Верхней Сванетии. Образ юной женщины гуманистичен. Свет ее милого лица излучает силу и добро. Она величественна.
Союз природы - Земли и Человека. Волнообразные пряди ее волос, широкие мягкие складки одежды подобны горным вершинам и склонам, уютно берегущим покой людей. Прозрачен, как горный воздух, колорит полотна - голубоватый, свежий, прохладный.
Роспись „Берикаоба" отражает веселый грузинский праздник. Традиционный карнавал ряженых. Он бытует и ныне. Берики - значит скоморохи. В этой росписи царствует яркая буффонада, задорное, искристое, фантастическое действо.
Совсем другой атмосферой наполнен графический лист иллюстраций к „Ричарду III" Вильяма Шекспира... В тугой, зловещей драматургической завязке чувствуется затаенное до поры противоборство враждующих сил. Это - грозная статика, предвещающая взрыв.
Тонко, колористически необычно решена роспись, посвященная широкоизвестному мифу о путешествии аргонавтов за Золотым руном. Празднично и как-то очень современно глядится этот подвиг античных времен...

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное