Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 242. 6 февраля 2007г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 81 .
"Дементий Шмаринов"(ок-ние)

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

В памяти навсегда запечатлелась атмосфера вечеров, когда к художникам приходили большие артисты, музыканты, композиторы, поэты. Звучали чудесные романсы, читались стихи...
По стенам были развешаны многочисленные репродукции с рисунков классиков: Микеланджело, Рафаэля, Леонардо, а также оригинальные листы Александра Яковлева, Шухаева, Кардовского.
Между этими шедеврами, помню, экспонировался чудесный рисунок мужской головы, исполненный сангиной.
Когда я спросил у Ксаверия Павловича, чей это рисунок, он ответил, что одного из лучших учеников Кардовского Дементия Шмаринова.
Это имя в середине тридцатых годов уже было достаточно известно по многочисленным рисункам, публиковавшимся в журналах, а также по иллюстрациям к произведениям современной литературы, к творениям Горького.
Но, конечно, тогда я и не догадывался о той встрече, которая предстоит мне в 1936 году в Музее изящных искусств...
Итак, 1936 год. Музей изящных искусств. Выставка, посвященная достижениям советской книжной графики. Никогда из памяти не уйдет вернисаж, на котором я столкнулся с работами Шмаринова к „Преступлению и наказанию" Достоевского.

Человек замер... Кровь стучала в висках...
Вот темная арка ворот. Двор. Глухие стены с подслеповатыми окнами. Узкая крутая лестница с кривыми обгрызанными временем ступенями.
Наконец, эта дверь...
Сердце, казалось, вырвется из груди, так реально вдруг предстала перед художником сцена из книги.
Вот старый звонок и оборванная клеенка...
Только откуда-то доносится глухой гул города, и автомобильные гудки вдруг возвращают тебя в тридцатые годы нашего века.
Неповторим был этот миг озарения.
Страницы из романа мгновенно ожили и оказались увиденными чеканно, стереоскопически ярко, художник почти услыхал, как шелестит платье старухи, как скрипнула дверь, и увидел, да, увидел, как из сумрака на него уставились два острых и недоверчивых глаза.
Он будто близко разглядел жиденькие, тщательно прилизанные, промасленные и собранные в крысиную косичку полуседые волосы старухи, ее морщинистый лоб и еще раз ощутил на себе пристальный, тяжелый, злой взгляд.
Процентщица из „Преступления и наказания" Достоевского - этот лист только часть большой серии рисунков, ставшей ныне хрестоматийной.
В те годы сама манера их исполнения - свободная, острая, напоминающая офорт по густоте игры света и теней, акцентрированная углем, - поражала полнотой реалистического видения автора иллюстраций, его глубоким проникновением в текст произведения.
Грозовая, удушливая атмосфера романа, слепые брандмауэры Петербурга, темные подворотни, выбитые пыльные мостовые, а главное, люди, герои, данные крупным планом с обезоруживающей достоверностью проникновения в духовный мир „Преступления и наказания".
Вся эта огромная по объему работа исполнена в непривычной манере живописного, крайне экспрессивного, великолепно построенного рисунка, раскрывшего саму плоть гениального произведения русского романиста.
Это была новация...
Помню, что ушел с вернисажа с ощущением впервые увиденного, первичного, сокровенного искусства.
Иллюстрации к „Преступлению и наказанию", исполненные Шмариновым в 1936 году, увидели свет и были напечатаны только через двадцать лет, в 1956 году.
Так сложно воспринимались некоторыми людьми Федор Михайлович Достоевский и его творчество в то время.
Но этой своей первой серьезной работой Шмаринов сразу заявил о себе.

...Попробуем заглянуть в его мастерскую.
Вы увидите на мольберте портрет юноши, написанный в 1931 году, в годы влияния ОСТа, рядом на полу стоят стенкой великолепные пейзажи, а там, чуть вдали, - рисунки натурщиков, сделавшие бы честь даже Дейнеке.
Многообразие творческого языка, беспредельный поиск, неутомимость в разработке вариантов - тяжелейший труд этого немногословного человека.
Он больше похож на ученого-исследователя - огромные внимательные глаза, твердая линия рта.
Рисунки Шмаринова, его станковая графика - предмет особого разговора.
Портфель художника заполнен превосходными натурными и композиционно построенными листами, он свободно владеет акварелью, гуашью, темперой.
Он живописец со своим своеобразным видением природы...
Но вернемся к рисункам.
Казалось, что может быть проще по затрате материала и объему работ, чем рисунок? И, однако, белый лист бумаги, и свинцовый карандаш, уголь, сангина составляют основу жизни изобразительного искусства, ибо без рисунка нет и самого изображения.
Рисунок определяет конструкцию и огромного станкового полотна, и миниатюрной гравюры на дереве. Художник раскрывает все свои личные качества - оригинальность взгляда, свежесть и первичность ощущения натуры - именно в рисунке. Рисунок - альфа и омега искусства.
Это аксиома.
И надо признаться, что Шмаринов владеет рисунком в совершенстве, что позволяет ему с такой внешней легкостью решать самые трудные задачи.
Но за кажущейся простотой - огромная школа, культура и самодисциплина труда этого на редкость волевого и ycтремленного художника.
Сам мастер, его всегда собранная, подтянутая фигура, корректность сочетаются с железным характером и упорством в достижении цели.
Дементий Алексеевич крайне вежлив и деликатен, но /км жесток и непримирим, когда разговор заходит о принципах высокого реалистического искусства. Его полувековое служение в мире нашей графики стало некой константой, призывающей соблюдать законы творчества, чувствовать пропорцию, гармонию человека и природы. Шмаринов в юности изучал музыку и играл на фортепиано. Музыкальность, чувство ритма остались у него на всю жизнь.

И еще одна поразительная по своей простоте истина. Хороший рисунок, исполненный мастером-реалистом, будь то Гольбейн или Дега, Александр Иванов или Валентин Серов, понятен любому зрителю, слесарю, академику и не натуралистичностью вовсе, а потому, что такой рисунок прежде всего ясен, конструктивен и четко выражает объем, движение, состояние.
Рисунок, по существу, это одна из форм общения, разговора художника с натурой, школа мастерства. Мы восторгаемся рисунками Леонардо, Тициана, других великих живописцев Ренесанса, но, как правило, рисунок служил тогда лишь этапом к подготовке холста либо фрески.
Сегодня мы воздаем должное Микеланджело или Тинторетто за ту мощь, раскованность и очарование, которые несут рисунки.
Рисунок уже сам по себе является произведением искусства. Начало этому было положено давно такими мастерами, как Гольбейн и Рембрандт, Гойя и Энгр, Кипренский и Александр Иванов.
В наше время станковый рисунок получил широкое и оправданное развитие.
Вопросы профессионализма, умения, мастерства необычайно остро стоят в наши дни, когда дилетантизм и пустое формотворчество пустили свои корни не только в живопись, но и в графику.
Не избежала этой беды нашего века и иллюстрация.
Личный пример Шмаринова как носителя высоких традиций русской культуры, его умение рисовать, а также его мастерство в создании психологических образов, полных поэзии и экспрессии, - все это сделало его имя и его искусство одним из образцов русской советской книжной графики, а его серии к нашей классике - примером высокого стиля и вкуса.
Самое главное, что динамизм иллюстраций Шмаринова достигается без каких бы то ни было потерь в полновесной pеалистической форме, Наоборот, лучшие листы художника поражают своей прозрачностью и гармонией. Манера мастера, новаторская по существу глубинного постижения и проникновения в текст литературных шедевров, радует мелодическим единством с замыслом романов и повестей. Искусству Шмаринова абсолютно чужды какие-либо диссонансы или деформация, столь модные в наше время и выдаваемые порою за новации.

...В зеленом зеркале Переславского озера неторопливо плывут пышные облака с синими,донышками.
Только чайки, пролетая между стрельчатыми мачтами фрегатов, кричат пронзительно и весело.
На верфи на стапелях четыре осмоленных корабля с резными разукрашенными носами и покрытыми затейливой резьбой кормами.
По утрам над водою стлался туман и, казалось, корабли плыли, поблескивая черными лакированными бортами, рассекая узорными носами дымную, туманную мглу.
Но всходило солнце, мираж пропадал, и наступал день, до краев насыщенный круговертью стройки, жаркого труда.
В самой гуще работы был Петр...
,,Юный Петр на Переславском озере".
Этот лист из серии рисунков к роману Алексея Толстого создан в 1945 году.
Высоко подымается фигура молодого человека над окрестным пейзажем. В белой рубахе с засученными рукавами, с веслом и топором в жилистых руках, сам как символ молодости, задора, мечты, он возвышается - знаком добра и созидания.
Его вдохновенное лицо, открытое всем ветрам, со взором сияющим, устремленным вдаль, означает, что юный Петр видит все, всю огромную Русь: и грядущую Полтаву, и сказочный лик Северной
Пильмиры - Петербурга. Он верит в белопарусную мощь русского флота.
Дидро как-то сказал:
"Хороший стиль кроется в сердце".
Этот афоризм позволяет нам найти ключ к феномену искусства Шмаринова, многоликому по жанру, но сразу узнаваемому по удивительному чувству меры, такта и гармонии.
Живописные картины, этюды, бесчисленные рисунки с натуры, плакаты, графические серии эпохи Великой Отечественной войны, сотни иллюстраций к произведениям мировой, русской и советской классики...

Пьер Безухов на Бородинском поле... Его смятенный дух. Ощущение масштабности события... „Война и мир" Льва Толстого.
Тонкие черты „Венеры Московской". Тайна трех карт. Зловещая тень старой графини... „Пиковая дама" Александра Пушкина.
Трагические минуты прощания. „По ком звонит колокол" Эрнеста Хемингуэя.
Князь Мышкин. Вечные вопросы бытия. На фоне - Дон Кихот, любимый литературный образ Федора Достоевского.
Иллюстрация к „Идиоту" сделана в 1987 году.
Мастер нисколько не утерял трепетности проникновения в глубину психологии образа.
И как полная неожиданность - „Мальчики с жеребенком", ранняя работа художника. В этом полотне Дементий Алексеевич демонстрирует, насколько широка его палитра.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное