Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск №239. 16 января 2007г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 80.
"Борис Угаров"

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

"Мне нужно возродить в себе событие так, чтобы в него поверил зритель...
Я иду иду по Зимней канавке, Мойке.
Когда город затихает, вдруг можно встретить любого из тех, чье имя неотделимо от истории Ленинграда.
Да-да, здесь я мог бы встретить и Пушкина: по состоянию, которое испытываю, по восприятию его стихов", - говорит народный художник СССР Борис Угаров.
„Пушкин " ...
Петербург.
Зимняя канавка. Горбатый мостик. Взъерошенные, вспененные волны рвутся к Неве.
Свежий ветер разогнал тучи. Пустынно светлое небо.
Сурова Нева.
Бегут по реке седые гребни хмурых вод. Гудит ветер в перплетах решетки набережной.
По тугой, как лук, арке моста спешит Пушкин.
Упрямый, упругий ветер рвет с плеч одежду.
Подобно крыльям большой птицы, взметнулся плащ. Кажется, вот-вот поэт взлетит высоко над громадным городом, дворцами, широкими проспектами, ростральными колоннами, сфинксами, храмами, бронзовыми монументами...
Как огромный маятник часов, остановившихся на миг, золотой шпиль Петропавловской крепости. Картина-метафора...
Яркая, живописная форма делает произведение Бориса Угарова значительным. Глядя на это полотно, невольно вспоминаешь прекрасные холсты Валентина Серова - так широко, колоритно написана картина.
Работа ленинградского мастера говорит еще об одном важном, ныне достаточно утерянном качества - это станковая живопись, исполненная в духе замечательных традиций русской школы.
Борису Сергеевичу Угарову шестьдесят шесть лет.
В это трудно поверить, настолько свеж и ясен почерк его полотен.
Да и сам он, подвижный, стройный, с открытым, npoстодушным лицом, совсем непохож на маститого академика живописи.
Мы идем по залам его персональной выставки, останавливаемся у работ.
Художник неспешно рассказывает о себе:
«Я родился в Петрограде в 1922 году. Отец - рабочий, токарь-механик, начинавший свой путь на Путиловском заводе.Как все мальчишки, я учился в средней школе. Где-то лет в десять стал рисовать, а позднее записался в самодеятельную студию при Доме ученых.
Здесь судьба свела меня с замечательным живописцем Аркадием Александровичем Рыловым.
Всю жизнь не забуду его мудрых неторопливых замечаний, удивительно тонкого понимания природы... Так незаметно подошел десятый класс. Я мечтал поступить в университет, получить образование, а потом попробовать стать художником. Но жизнь опрокинула все мои планы.
Грянул июнь 1941 года. И прямо со школьной скамьи я пошел добровольцем. В военкомате в очереди стояли рабочие, студенты и профессора, девчонки и ветераны труда, композиторы... Тогда я понял, что такое народное ополчение.
Меня зачислили в Октябрьскую дивизию, 265-й Отдельный пулеметно-артиллерийский батальон. Я стал наводчиком противотанковой пушки.
Первый бой встретил возле Красного Села.
Вижу, как сейчас, первый подбитый танк. Черный, чадящий взрыв.
Грохот.
Миг тишины, когда слышишь, как звенит воздух.
Потом в памяти встают синие сугробы Волховского фронта.
Лютая стужа. Глухомань соснового бурелома. Высокое лазурное небо с рериховскими стругами облаков...
Гордая краса Карелии.
Не буду рассказывать, что я пережил.
О тех днях и годах написаны книги...
Но в редкие минуты затишья доставал из солдатского вещмешка большую старую, еще кнебелевского издания, монографию „Валентин Серов", разглядывал в тысячный раз репродукции любимого мастера. Солдаты иногда дивились: как ты таскаешь такую тяжелую книжку?
Я раскрывал страницы, они видели красоту искусства и...умолкали.
Сам я не рисовал.
Было не до живописи. Лишь в 1944 году, когда Финляндия вышла из войны, мне предложили принять участие в создании армейского Музея Победы.
Здесь, в Лодейном Поле, я написал первую свою картину...
Какая она была, судите по записи в дневнике, который я вел:
„В живописи слаб, не потому, что не вижу цвет, а потом очень мало работал с натуры..."».
Дневник художника Угарова.
Толстая тетрадь в клеенчатой обложке... Пройдет год. Окончится Великая Отечественная война. Фронтовик Угаров вернется с Дальнего Востока и поступит в Академию художеств.
Мы прочтем такие строчки в дневнике:
,,Мои надежды на сдвиг в рисунке и живописи - это pасчет на самостоятельный кропотливый труд до пота, до крови".
Весною следующего года он напишет:
„Ни одного часа попусту! Плотнее распланировать время.
Угаров отлично сознавал, что ему уже двадцать четыре года, время не ждет. Сколько он повидал, перечувствовал, сколько хочется рассказать людям. С первых лет учебы в Академии чувство ответственности, сознание серьезности задач искусства не покидает Бориса Угарова.

«На третий год учебы в Институте имени Репина, - рассказывает Угаров, - я начал работать в мастерской монументальной живописи, которой руководил Игорь Грабарь.
Надо ли говорить о том, как мы, студенты, слушали Грабаря - этого патриарха отечественной кульруты. Его энтузиазм, преданность искусству, трудолюбие зажигали в нас священный трепет ощущения причастности к живописи. Игорь Эммануилович требовал от учеников полной отдачи. И мы трудились изо всех сил.
Копировали рисунки Леонардо, Микеланджело, изучали живопись Веронезе, Тьеполо, фрески Помпеи, писали с натуры. Очень много дали нам Орешников и Мыльников - помощники Грабаря.
Наступила пора диплома... Кажется, как это все было давно. Я продолжал вести дневник.
Вот одна из записей, сделанных уже после защиты диплома.
„Начинается самостоятельная жизнь. Учиться много чему надо".
Это был 1951 год. С тех пор прошла почти треть века... И я продолжаю учиться... Твердо знаю, что идти в ногу со временем - это значит не торопиться! Следует всегда помнить, что современный реалистический художественный язык рождается самой жизнью.
И до сих пор, когда я прихожу в Академию художеств и иду по ее гулким коридорам, по которым бродили когда-то юные Брюллов и Александр Иванов, я всегда вспоминаю слова, сказанные студентом Академии Михаилом Врубелем:
,,Надо уметь найти дорогу к самому себе".
Это, наверное, означает раскрыть свои возможности, увидеть первично мир природы, красоту Человека и овладеть мастерством, чтобы суметь выразить свой восторг перед чудом бытия в образах, еще не сказанных, не повторенных».

На меня глядели светлые молодые глаза живописца.
Еще раз, будто снова, я увидел Бориса Сергеевича, приветливое лицо, высокий лоб, обрамленный седеющими прядями волос, какую-то особенно мягкую, доверительную улыбку, и понял, что его слова о стремлении каждодневно учиться, искать новое - не поза. Все неуемное творчество Угарова говорило о движении, непрестанном поиске.
Казалось, что со времени знаменитой ,,Обороны Петрограда" Александра Дейнеки трудно найти новое решение темы марширующих красногвардейцев. Но Угаров нашел.
„Октябрь".
По сизой булыге тихого городка шагают солдаты революции. В сапогах, лаптях, в ботинках с обмотками. В шинелях, тулупах, тужурках...
Тесно, плечом к плечу сомкнуты их ряды.
Их шаг тверд. Стремление вперед неудержимо...
Полыхают багряные стяги, вспыхивает кумачовый шест на повязке, горит пунцовая лента на груди у красногвардейца, и, как огоньки, алые искры герани в окнах подвала, где живет беднота.
Глубок, сочен колорит картины, построенный на охрах сиенах, умбрах...
Мы не слышим оркестра, не звучат песни, но мы видим четкий шаг, поступь людей, вставших за правое дело, и кажется, что до нашего слуха доносятся раскаты песен, эхо шагов миллионов.
«В картине „Октябрь", - сказал Угаров, - мне хотелось изобразить людей подвига, которые своей приверженностью высокому идеалу увлекают за собою массы.
Эти герои служат примером отваги и чистоты помыслов души.
Я мысленно посвятил это полотно нашей молодежи, чтобы она ярче почувствовала атмосферу тех поистине легендарных, романтических лет, ощутила зримо образы своих дедов, отдавших свою жизнь в борьбе за их светлое сегодня.
Изобразительное искусство отличается от литератур!.i < должно уметь показать, а не только рассказать. Словом, художник должен пластически остро выразить задуманный им образ... Большое искусство всегда глубоко национально. И чем крупнее, тем заметнее и ярче принадлежность его к народу, к стране, где оно родилось».
Нашей культуре особенно свойственны духовность, доброта, гуманизм, высокое нравственное начало, непременное уважение к человеку. Художник наделен чувством Родимы ощущением долга перед обществом.

„Мать. Год 1941"...
Безмолвная белая пустыня простирается до узкой кромки далекого леса. Серое страшное небо. Заиндевелые избы.
У плетня - одинокая хрупкая женщина в черном платке. Горестно вздеты к лицу худые руки. Морозный ветер леденит кровь. А она все глядит и глядит вслед ушедшему сыну. Толпится народ. Мать все смотрит, как в снежной дали тает тонкая цепочка солдат... Чувство матери очерчено сокровенно, разительно.
Выставка живописи в Академии художеств раскрыла художника, сердцем почувствовавшего свой патриотический долг.
Десятки картин со сложным, порою драматичным сюжетом, среди которых его „Ленинградка", ставшая как бы символом женщины-героини тех страшных блокадных дней, или историческое полотно ,,На рудниках. 1912 год", где перед нами словно оживает летопись революционного прошлого страны...
Рядом с большими, густонаселенными холстами - лирические пейзажи Отчизны, полные поэзии и тишины. Чарующее впечатление оставляют портреты - молчаливые девушки, веселые малыши...
В этих маленьких полотнах особенно звучит жизнелюбие художника, трепетно ощущающего радость бытия.
,,Война как будто определила нам всем цену жизни, мыслит Угаров, - мы, художники, пройдя через четыре года боев, словно получили бесценную премию - жить и творить. Это прекрасно... Хотя судьба живописца далеко не так безоблачна и радужна, как кажется иным. Ведь известное стремление к совершенству заставляет художника не только ликовать, но и страдать".
Таков суровый закон. Борис Угаров - художник своеобычный. Его творения узнаются с первого взгляда. Их отличает благородство колорита, строгая гармония цветовых созвучий, красота формы, обобщенной, но лишенной модного огрубления. Он хранитель традиций отечественной школы живописи.

Президент Академии художеств СССР Угаров мыслит широко. Он - истинный поборник искусства, полновесного, яркого, гражданственного. Борис Сергеевич рассказывает:
- В 1917 году началась новая эра в истории человечества.
После штурма Зимнего дворца в Петрограде и победы народа, руководимого партией большевиков, утром над Россией и всей планетой взошла невиданная, небывалая заря.
И это сияние Октябрьской революции определило свет и тени современного нам мира.
Перед художниками, поэтами, композиторами, всеми деятелями советской культуры встала благородная задача. Отразить эту новь.
Но, как известно, творчество - материя непростая. И чтобы создать истинное произведение живописи, надо было увидеть, понять, осмыслить и душою поверить в величие содеянного.
В искусстве тех буревых лет происходили процессы сложные.
Масштаб социального явления вызвал к жизни и активизировал силы, которые, прикрываясь левой фразой, пытались ломать традиции и отправить на свалку все достижения многовековой отечественной и мировой культуры.
Только мудрость и воля партии Ленина остановили натиск дилетантов, неучей и анархистов от искусства.
Владимир Ильич говорил:
,,Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно „старое". Почему нам нужно отворачиваться от истинно прекрасного, отказываться от него, как от исходного пункта для дальнейшего развития, только на том основании, что оно ,,старо"? Почему надо преклоняться перед новым, как перед богом, которому надо покориться, только потому, что ,,это ново"? Бессмыслица, сплошная бессмыслица!"


Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное