Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 238. 9 января 2007г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 79.
"Георгий Нисский " (ок-ние)

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

...Октябрь 1941 года. Москва.
Танки идут на запад.
На них в белых полушубках - солдаты. Коренастые, с суровыми обветренными лицами.
На московских бульварах войска.На площади Свердлова полковые кухни. Бойцы греются у костров. Колюче сдвинуты пирамиды винтовок.
Небо Москвы гудит от разрывов зенитных снарядов. Tpевоги следуют одна за другой...
Георгий Нисский стоит у обочины Ленинградского шоссе и глядит на поток танков, рвущихся на запад.
Он продрог, уже давно стемнело, но он не может уйти, оторваться от этой грозной картины.
„Я этюдов не писал, - вспоминает Нисский. - Я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А вещь написал, сам не замечая... в два дня.
В тяжелые дни обороны Москвы Нисский испытывал доселе неведомую бурю чувств, его сердце поэта было смятено и возбуждено до предела, и вот отдача - эпическое полотно "На защиту Москвы" создано за пятьдесят часов.
Критики часто упрекали художника за „быстроту" писания картин.
Им, очевидно, было невдомек, какой глубокий духовный процесс предварял окончательный ,,творческий залп" мастера.
В феврале 1942 года Дейнека и Нисский едут в действующую армию, в район Юхнова. Бесконечная русская заснеженная равнина с рваными черными ранами взрывов, обгоревшие остовы домов, искореженная техника и впаянные в снег трупы.
Враг разгромлен, отброшен от Москвы.
Нисский ведет фронтовой дневник.
„Только бы верно понять сердцем. На глаза надежды больше. Видят уже правильно...
...Отбирать только главное... Остальное, литературно досказывающее, убирать, убирать уверенно, безжалостно" .
...Отгремела гроза.
Но еще бродят в тревожном небе косматые махины туч, еще темен край неба, где порой у самого горизонта полыхают зарницы.
Солнце прорвало свинцовую гряду облаков и зажгло в напоенном влагой воздухе радугу - предвестницу окончания ненастья. Ослепительно сверкают ажурные фермы моста, перекинутого через канал.
Нарушая тишину, весело басит теплоход, по-деловому рассекая чугунную гладь вод.
Пейзаж „Радуга" написан Нисским в 1950 году.
Послевоенное пятилетие художник много работал.
Он создал десятки пейзажей, в которых нашла отражение радость ощущения мира.
Они пронизаны солнцем, в них воспеты свежесть водных просторов, быстрый бег яхт, красота Подмосковья.
Нисский - отличный яхтсмен. Поэтому так привлекательны и так убедительно „обжиты" его картины. Да это и не мудрено: художник на своем швертботе „Кайра" проплавал не одну тысячу километров по Оке, Волге, Москве-реке.
„Парусный спорт. Пестово".
Солнце и ветер - вот герои этого пейзажа. Вернее, ветер, один ветер хозяйничает сегодня в Пестове.
Он гонит острокрылые яхты, раздвигает завесы облаков, которые бросают на встревоженную ветром воду диковинные тени. Все в движении, упругом, мускулистом.
Трудно поверить, что полотно написано пятидесятилетним художником, настолько оно переполнено юностью, порывом.
...Древние холмы славного города Суздаля, крытые изумрудным бархатом трав и увенчанные белогрудыми храмами. Как они величественны и прекрасны летним вечером, когда ветер разгонит облака и на ясном небосводе взойдет бледный серп месяца!
Нисский влюблен в русскую старину. Он побывал в Ростове, Владимире, Новгороде, Пскове.
Однажды с художником Михаилом Петровичем Кончаловским Нисский приехал на этюды в Суздаль.
Кончаловский тут же сел писать, а Георгий Григорьевич привычке пошел бродить.
На склоне одного из окрестных холмов развалился на траве парень в начищенных сапогах и розовой рубашке, он бросил наземь велосипед и положил на раму вихрастую русую голову.
Рядом с ним смиренно сидела девушка в белом платье.
Козы у подножия холма обнюхивали кем-то оставленный мотороллер.
В небе, как будто мелом, реактивный самолет вычертил сложную параболу.
Жизнь шла своим чередом.
Когда Нисский в мастерской в Москве пробовал все это написать, получалось что-то не то.
Детали мешали воспринимать целое.
И вот тогда случилось чудо. Сперва из пейзажа Суздаля улетел самолет и забрал с собой белый след, потом за ним уехал с холста мотороллер, а последним нехотя ушел красавец парень, уводя с собой велосипед и девушку.
Остались только козы, да молодые женщины, да холмы.
А в конце еще появилась на дневном небе луна.
...Поздняя крымская осень. На море холодно, купаться нельзя.
По пустынному берегу бродит коренастый человек в матросской робе, его старая капитанская фуряжка с крабом надета набекрень, доброе лицо обветренно.
Он идет у самого моря, и ветер, срывая гребешки волн, пригоршнями швыряет ему в лицо брызги.
Это Георгий Нисский.
Художник давно дружит с этими краями. любит их. Встречные радушно приветствуют его, он отвечает им, подняв сжатые руки.
Штормит.
Рыбаки вытаскивают на берег дряхлые фелюги, а потом гуськом бредут к дому артели. Ветер все крепнет, сейчас он сорвал с мести лилово-свинцовые тучи, и они нехотя поползли в горы, задевая за башни Генуэзской крепости.
Через минуту ветер уже осаживает седые волны, но они упрямо лезут на плоский берег, зловещие в своем упорстве.
,, Шторм идет".
Эта картина очень характерна для Нисского.
...Немые просторы. Бесконечное серое небо и снега, снега. Почти у горизонта белую равнину ограничивает темный лес. Пустынно. Лишь у опушки соснового бора бежит лошадка. запряженная в сани. Казалось, никто не способен нарушить вековую тишину природы.
Внезапно алая игла пронзает небо, и через мгновение слышен рокот самолета.
„Над снегами" - новаторское произведение. В нем ясно звучит мелодия века, века авиации, космоса...
„Подмосковная рокада". Стрелой пролегла она до пылающего горизонта. Огромное багровое небо взметнулось над темными полями, над гулким бетоном шоссе. Pacкаленное солнце освещает две крохотные фигуры, идущие по бесконечной дороге. Дороги...
Любимая, без устали повторяющаяся в творчестве художника тема. Нисский - путник, вечно странствующий по дорогам своего времени, вечно ищущий новое.
Три художника помогли Нисскому стать таким, каким мы его знаем сегодня: Александр Дейнека, Петр Кончаловский и Альбер Марке.
Это они приучили его быть немногословным, лаконичным, прогнать из своих произведений иллюстративность и изобразительную болтовню, помогли ему выдержать многие испытания.
Дейнека своим огромным дарованием, своим примером стойкости в искусстве, своим плечом помог Нисскому в трудные времена, когда некоторые критики прорабатывали Нисского за десятки не совершенных им грехов.
Кончаловский — своим жизнелюбием, любовью к декоративности и локальному цвету и, самое главное, глубокой любовью к природе - матери истинного искусства.
Марке - своим величайшим проникновением в суть пейзажа, мудростью и простотой.
Искусство Георгия Нисского молодо...
Его полотна лаконичны и собранны. Но за этой внешней строгостью и сдержанностью - горячее сердце художника.
Нисский очень эмоционален, прям и честен.
Ученик Фалька, Нисский был личностью незаурядной. Сильный, мужественный, отличный спортсмен, он писал по-новому. Позже Нисский говорил, что в мастерской Роберта Рафаиловича Фалька он понял, что ,,кроме нутра есть глаза, рассудок и метод".
В молодые годы Нисский участвовал в Обществе станковистов. Лидером был Александр Дейнека. Своей задачей художники ставили „революционную современность и ясность в выборе сюжета". И, конечно, станковую форму исполнения.

Вспоминается один эпизод - 1947 год.
Клязьминское водохранилище. Высокое летучее небо.
Жора Нисский. Так звали художника всю жизнь до пожилых лет. В лихо заломленной капитанке с массивным крабом. Краснолицый, обветренный, Нисский сегодня вел свою яхту с особенным тщанием и шиком. Ныне у него в гостях на корабле сам Александр Дейнека. Друг и учитель. Великий художник - сын своегo времени.
Вдруг Нисский как-то светло взглянул на Дейнеку и воескликнул:
Александр Александрович, прости меня!
- За что?
- Я всю жизнь смотрю на мир через твои очки.
Дейнека улыбнулся:
- Жора, у меня нет очков. Возьми их у мудрого Игоря Грабаря и твори, как всегда.
Мы рассмеялись
. Кричали чайки.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное