Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск №228. 31 октября 2006г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 77 .
"Кукрыниксы"

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Мы все с вами уже много лет являемся свидетелями необычайного явления в искусстве.
Правда, мы привыкли к нему и считаем, что оно вошло в жизнь и стало как бы привычным, обыденным.
Хотя подобного дива не было за всю историю Земли. В самом деле, когда на нашей планете жил художник возрастом более двухсот лет, жил и творил шедевры, достиг величайшего мастерства в области рисунка, создал великолепные, необычайно острые по форме композиции, колориту полотна, выполнил серии превосходных иллюстраций к жемчужинам мировой, русской и советской литературы и, наконец, достиг непревзойденных в нашем веке высот в сатирическом видении мира?..
У колыбели новорожденного художника стоял великий русский советский прозаик.
Живой классик.
Молодому мастеру доверил сделать эскизы и костюмы к своей пьесе крупнейший поэт нашей эпохи, а спектакль по рисункам юноши поставил один из талантливых режиссеров советского театра.
Его первую большую картину в эскизах благословил корифей русской живописи; кроме того, еще на заре становления таланта юного мастера окружали и пестовали лучшие из лучших представителей нашей художнической школы той поры, самые разные и значительные.
Молодой творец был дерзок с первых шагов, обладал большим запасом энергии, юмора и, главное, желания работать, несмотря на некоторые трудности, присущие тем временам - двадцатым годам нашего века.
Словом, уже давно, как мы не устаем удивляться таланту, а порою (я не боюсь этого слова) гению и непревзойденному трудолюбию этого нашего современника, который, впрочем не раз был удостоен самых высоких оценок своего творчества, самых почетных наград.
. Беда одна: никто никогда не зрел в лицо этого замечательного живописца, графика, декоратора, скульптора, сатирика, хотя все знали отлично его имя.
Никто (кроме него самого) никогда не видел, как он создает свои картины, хотя иногда попытки проникнуть в тайну его творчества предпринимались и досужие фоторепортеры пытались изобразить этот колдовской процесс.
Но все это было далеко от той поистине волшебной реальности, которая сложилась путем соединения изумительных качеств, самых разных черт, поистине поражающих своей многогранностью.
Кто он, этот мастер?
В стенах Академии художеств в Москве была открыта большая выставка художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова, посвященная полувековому творческому пути этого единственного в истории искусства союза трех мастеров, создавших четвертого художника - Кукрыниксов.
Экспозиция пользовалась огромным успехом у зрителей, часто у входа стояла длинная очередь желающих попасть и увидеть замечательные работы этого уникального коллектива.
Как спаялось, как родилось эхо непревзойденное содружество?
Что это? Обычное соавторство?
Нет!
Соавторство... Есть ли в истории искусства примеры подобного рода сотворчества мастеров, результатами которого являлось рождение замечательных произведений?
Сколько угодно...
Не говоря уже о том, что многие большие художники с незапамятных времен имели мастерские, школы, растили учеников, в них работали юные и зрелые талантливые живописцы.
Они, как правило, принимали посильное участие в исполнении больших заказов на фрески, картины, скульптуры, мозаики.
Ни для кого не секрет, что в эпоху итальянского Ренессанса в недрах боттеги (мастерской) Верроккьо родился гений Леонардо, что однажды молодой Леонардо написал фигуру ангела в композиции Верроккьо, поразив учителя живостью исполнения.
Классическим примером такого сотворчества была мастерская, если так можно назвать, цех Рубенса, в котором писали Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс и многие другие первоклассные живописцы, после ставшие самостоятельными и внесшие свой вклад в историю искусства...
Но все эти тонкости, тайны и проблемы очень деликатны.
Как правило, за редкими исключениями, такого рода содружество имело всегда одного лидера, подписывающего весь комплекс творческих усилий, одну светящуюся вершину пирамиды; камни, из которых она складывалась, оставались в тени. Так получалось.
И только история, бессонный свидетель всего, что творим на Земле, доносит нам подробности этих творческих биографий.

В чем же все-таки тайна рождения каждого нового крупного явления в искусстве?
В каком кипении насыщенных до предела растворов, в каком столкновении атомов создаются те редкостные по структуре, красоте и величине кристаллы, в которых, как в магическом зеркале, отражается эпоха, окружающая их, претворяясь в невиданные доселе дивные формы?
Представьте хоть на миг, что за волшебство: появление на фоне царской, освещенной резким светом гоголевского гения николаевской России, населенной чичиковыми, собакевичами, ноздревыми, маниловыми, — звенящего, светлого образа Руси - несущейся тройки, в которой вся загадка, и весь размах, и масштабность свершений, творившихся в этой шестой части мира.
Но какой поистине колдовской силы должны быть грани кристалла гоголевского дара, чтобы суметь собрать свет и тени времени и создать символ загадочной и до сих пор еще неосознанной до конца мощи!
Художник...
Никто не может предсказать, что скажет новый истинный талант, как он увидит свое время, на какую глубину он копнет.
И в этом - первичность истинного дарования.
Как далека она от иллюстративности, как далека от серого натурализма, изображающего чисто внешние приметы явлений...
„Это портрет не мой, а моей кожи!" - воскликнул как-то большей писатель о своем изображении. Душа или кожа?
Вот мера проникновения, вот определение зоркости прозрения.
...Сколько их, этих ловких, умелых, поражающих невзыскательный вкус художников, по-своему честных и трудолюбивых, но, к сожалению, неспособных проникнуть в глубь явления, а изображающих лишь поверхность, внешние приметы времени.
И как мало истинных творцов, способных постичь бездну свершений! Слышащих пульс своей эпохи, биение сердца своего народа, ощущающих со всей мощью творца свет и тени своего времени.
Их немного, но след, оставляемый этими мастерами, огромен. Мир образов, созданный ими, неохватен и поражает наше воображение верностью и правдой видения жизни.
Нет рецепта и нет мудреца, который может в точности npедсказать, что вот, мол, завтра или послезавтра родятся новые Пушкин, Суриков или Глинка.
Но такова истинная мощь гения нашего народа-творца, в том то и счастье нашей страны, что она богата, очень богата большими поэтами, писателями, композиторами, художниками.
Только надо видеть и гордиться ими. И еще маленькая деталь: помогать при появлении, росте.

При рождении и становлении таланта Кукрыниксов их поддерживали советами и дружеской помощью такие мастера как Маяковский, Горький и Нестеров, им заказывал театральные эскизы Мейерхольд.
И очень важно, что школу они проходили во Вхутемасе...
Вхутемасовцы... Их отличает особая, присущая им гордая радость причастности к этому дому - Вхутемасу - и той поре становления нашего искусства.
Сколько я ни беседовал с мудрым и прямым Дейнекой ипи с обаятельным и тонким Пименовым, со своеобычные и острым Нисским, всегда меня поражали их немеркнущич любовь, восторг перед теми днями их молодости.
И не только потому, что юность всегда кажется золотой сказкой.
Нет.
Это было суровое, порою голодное время...
Но что привлекало к нему будущих корифеев нашего искусства?
Яркость. Свежесть. Смелость начинаний.
Безудержное желание творить...
Отрицать и утверждать. А главное - бескомпромиссность и честность всех начинаний.
Были ошибки, глупости, промахи. Но не это было главным.
Главным было - дерзание.
И поэтому вхутемасовцы получили заряд, которого каждому хватило почти на всю жизнь.
Это были поистине новые люди нового времени - Дейнека, Пименов, Нисский, Ромадин, Чуйков, Вильямс, Гончаров, Кукрыниксы... И многие другие.
Их вклад в дело нашей культуры несомненен и огромен.
Буревые зори двадцатых годов. Звонкие голоса юного Советского государства. Порыв народа Страны Советов в устремлении к миру, стройке. Неизбывное ощущение радости бытия дало силы, открыло новые имена в молодом искусстве той поры...
Художники яростно спорили и неустанно искали пути отражения наступившей нови. Немало смутного и наносного сопровождало эту зарю рождения новой красоты.
Немало пустозвонов и смутьянов сокрушали „старое"", опрокидывали „каноны", не предлагая, по существу, ничего взамен.
Однако ни пролеткульты, ни иные свергатели Леонардо, Россини и Пушкина не одержали конечной победы...
Весь грохот и шум, поднятые „новаторами", в конце концов уступили дорогу истинно здоровым силам нашего искусства, и сегодня мы принимаем с восторгом свежее и яркое творчество художников, отразивших в своих полотнах становление Страны Советов... ,.Когда попадаешь на выставку Кукрыниксов, прежде всего хочется сказать, что это художники, свято выполняющие свой патриотический долг перед Родиной, творчеством своим представляющие передовую эстетику и этику наших дней".
Эти слова, написанные богатырем советской графики Дмитрием Моором почти полвека назад, живут и сегодня. Они, может быть, могут не всех устроить своей открытостью и определенностью.
Между прочим, надо сказать, что многие сегодняшние деятели культуры Запада начинают признавать, что люди устали от лицемерия и пустозвонства демагогических, напыщенных фраз, прикрывающих порою лишь хорошо налаженное лицедейство модернизма.
Симона Уэйл пишет в американском журнале „Харперс":
„Под блестящей поверхностью нашей цивилизации скрывается не что иное, как интеллектуальный упадок".


Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное