Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 224. 3 октября 2006г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 76 .
"Александр Дейнека" (ок-ние)

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

МАЯКОВСКИЙ И ДЕЙНЕКА

Полотна живописца бескомпромиссны. В них звучит честное сердце мастера, который любит либо ненавидит.
Художник ясен.
Но это не говорит, что он прост и односложен. Искусство Дейнеки пристрастно. Он отдал свой гений целиком, без остатка.
В наши дни нередко говорят о сложности, многозначности изобразительного или другого искусства. Это прекрасно!
Но, однако, это все же не означает путаницы, двурушничества, эклектизма, подражательства.
Вглядитесь еще раз в дату написания „Раздолья" — 1944 год. Он воспел этих русских девушек, словно летящих над голубыми просторами своей земли.
Сейчас мы видим, как они улыбчивы, милы, добродушны.
Мудрые „советологи" и „кремлеведы" будут еще десятки лет размышлять о „русской загадке".
Им не понять, этим прагматикам, что подвиг рождается в мире тишины, счастья, любви.
Именно тогда, как простой ответ врагу, возникает состояние, в котором честь твоей страны и твоя личная судьба становятся едины.
Сегодняшний мир сложен.
Тысячи западных профессионалов от пропаганды ломали голову, как замутить воду, как изобразить белое черным, как сместить понятия добра и зла, свободы и рабства духа.
Не потому ли некоторые „историки" так боятся говорить правду о событиях Великой Отечественной, не хотят вспоминать дружеские рукопожатия у Эльбы.
Остановитесь у картин Дейнеки - „Оборона Севастополя", „Сгоревшая деревня", „Окраина Москвы", и вы почувствуете всю суровую быль тех дней.
Правду говорят, что гора кажется тем выше, чем больше от нее удаляешься.
Так и с Дейнекой... Чем больше проходит времени, тем все монументальнее и мощнее обрисовывается огромный Художник, поразительно прямой и мудрый.
- Говорить об искусстве так же трудно, - негромко произносит мастер, - как рассказывать о разнице в запахах яблок антоновки и бумажного ранета.
И продолжает:
- Молодость должна знать, что хочет. Но это еще не значит мочь. Я сейчас, в свои зрелые годы, больше всего боюсь быть моралистом и жить за счет накопленного авторитета.
Беда многих художников старшего поколения в том, что они на дорогах искусства предпочитают знаки запрещающие, а не указующие.
А кому же, как не молодежи, пробовать, искать выразительные смелые слова и образы, самые прочувствованные и пережитые...
Поражает простота, отобранность пластики Дейнеки. Где бы он ни был, что бы ни писал, его полотна почти символы, знаки, обретающие реальность.
Много написано строек, цехов, самолетов нашими художниками, но, пожалуй, никто из них не создал столь обобщенно острые образы нового, как Дейнека.
Одним из качеств мастера была огромная культура, знание музыхи, литературы и, конечно, прежде всего изобразительного искусства. Александр Александрович превосходно писал. Вот его слова о гениальном художнике: „У Микеланджело ничего лишнего, один человек, остов дерева да глыба пустой земли. Но перед вами встает целый мир".
Это никак не означало, что энциклопедические знания истории культуры и искусства мешали Александру Александровичу Дейнеке быть новатором.
Ему помогали в поисках нови мощный общественный темперамент, воля и совесть творца.
Но сложная простота композиций Дейнеки требовала, кроме огромного чувства, фундаментальных знаний, великого дарования, еще и колоссального труда. Вот этого и не понимают иные подражатели искусству Дейнеки, по существу, опошляющие стиль мастера своими грубыми, псевдомонументальными „модерными" подделками. Мастер говорил о таких псевдоноваторах:
- Слишком быстро многие художники впадают в привычный схематизм признанной левизны композиции, трафарет поз. Уродство человеческого облика не вяжется с нашими представлениями о красоте человека.

Дейнека любил молодежь и очень терпеливо относился к ищущим новь.
- Терпимость необходима, - считал он, - и к возможным ошибкам художника в поисках прекрасного. Жизнь меня научила понимать, что настоящее искусство, его стиль, создаются человеческими страданиями и радостью, и что напрокат стиль занять нельзя.
Сумма впечатлений, приходящаяся на мою долю, иногда меня потрясает. Я смотрел, как многое меняется, желал найти пластический язык новому, красивому, большому.
Дейнеха остановился. Большая рука описала крутую параболу:
- Девушка напрягла мышцы, и, обострив контуры молодого тела, рывком летит с вышки, распластав руки, в воду - фигуры меняются, прыжки то острые, то плавные, то широкие, но всегда прекрасные.
А возле бухты медленно разворачиваются на воде гидросамолеты, и, выровнявшись, упрямо, бешено развивая скорость, отрываются от воды, с ревом несутся над вашей головой, и летчик вам улыбается.
Дейнека замолчал и задумался.
- А потом на фронте на снегу я видел сбитого летчика, и он был, как убитая птица...
Как-то вечером мы бродили с Дейнекой по просторной набережной Москвы-реки. По густой темной воде, как светлые стрелы, плыли, нет - летели красные лодки-скифы, острые, стремительные.
- Иногда, - промолвил Александр Александрович, - я будто слышу отца, матери, друзей, близких. Песни далекой юности, спокойную речь учителя и плач старухи, безнадежный, страшный, над умершим сыном. Потом я слышу запахи цветов, самые разные, самые тонкие, ведь каждый цветок пахнет по своему, свой запах имеют разные сорта яблок, смородины, деревьев.
Мгновенно я вспомнил, как Дейнека любил сам растить цветы. Раз он привез шесть кустов жасмина и посадил на участке дачи в Переделкине. В последний год жизни взял да и вырастил целую грядку астр.
Стемнело. Крымский мост прочертил закатное небо.
— И может, оттого, что я так много встречал несчастья, горя, - тихо сказал Дейнека, - я уразумел, что это все скрашивают песня, задор, искусство и что есть в мире красота. Искусство - это немножко идеал. Я считаю: искренность - основа искусства. ...Над Москвой-рекой летали чайки. Их крики, пронзительные, тревожные, волновали душу. Высоко на холме горело золото куполов кремлевских древних храмов.

Дейнека был неразговорчив.
Его большая жизнь была до края наполнена творческой работой, работой и бесконечными совещаниями, советами и прочими хлопотными обязанностями.
Но иногда выпадали дни, когда Дейнека отдыхал.
Это были дни поездок, путешествий. К сожалению, они были не часты. Мне посчастливилось не раз сопровождать его в этих странствиях, и они оставили у меня неизгладимое впечатление
Ведь обычно Дейнека был внешне суров, порою неприветлив, даже колюч. Его собранная, всегда немного напряженная, спортивная осанка, острый, все видящий взгляд, ироническая манера разговаривать, делали его не всегда приятным собеседником.
Может быть, виною этому сложная судьба художника, прошедшего долгий путь новатора, впередсмотрящего.

...Валдай. Полдень. Выехав на машине затемно из Москвы в Ленинград, мы решили сделать привал на поляне березовой рощи. Тишина. Огромный зеленый мир окружал нас. Много есть красивых мест в России, но кто хоть раз побывал на Валдае, никогда не забудет нежную прелесть этого края. Ласковый шелест берез, голос ручьев, пение птиц, шепот ветра.
- Красота, - сказал Дейнека. - Ведь в городе, в этой суете, мы не видим божьего света. Все куда-то мчимся, спешим, а к концу выясняется, как я на днях прочел у одного большого писателя, что спешили не туда. Но оставим эту неразбериху на совести тех, кто „спешил не туда".
- Поэты-лирики прошлого века жили куда как неспешно. Писали стихи неторопливым ямбом. Воспевали природу, любовь. В начале двадцатого века многое сместилось - сбило у многих поэтов этот лирический дар.
Дейнека вздохнул и вдруг встал.
- Да, все не просто, очень не просто...
В высоком летнем небе неспешно плыли облака. Белоснежные, громадные.
Солнце зажгло цветы на полянах, будто сама радуга спустилась на землю.
Мир природы, вечной, прекрасной, окружал нас.
И вот в этот миг случилось то, чего я меньше всего ожидал, хотя знал Александра Александровича треть века.
Дейнека начал читать Пушкина, Тютчева, Блока На память. Читал вдохновенно.
Потом вдруг как будто увидел меня и, наверно, заметив мою ошалевшую от радостного удивления физиономию, подошел ко мне, сильной рукой подняв с земли, встряхнул, хлопнул по спине.
- Ты знаешь, меня приучил к чтению стихов Маяковский!
У него была феноменальная память.
Он знал наизусть „Евгения Онегина", „Полтаву", „Медного всадника", почти всего Лермонтова, Некрасова, Блока...
Когда не писал и не был чем-нибудь занят, то, гуляя или просто отдыхая, бормотал стихи.
Он сочинял все время.
Глядя на него со стороны, человек, его не знающий, мог подумать, что этот огромный, коротко стриженный дядя не совсем нормален.
- Кстати. - Тут Дейнека усмехнулся. - Ты убежден, что все большие поэты, художники, композиторы всегда уж больно уравновешенны и нормальны... Но это записывать не надо. - И он снова рассмеялся.
Юность - хорошая пора, -проговорил Дейнека. - Мы в эти годы были все немножко сумасшедшие. Била ключом энергия. Так хотелось все постичь. Все понять.
- Моя юность - гражданская война. Чего только я не испытал в те буревые годы! Не раз впритык видел в глаза ту, кого в народе называют „курносой".
Но тогда никто, и в том числе я, не думал о себе.
Несмотря на голод, разруху, тиф, мы шагали, шагали, шагали...
Вперед - в Завтра!
Так в ледяную стужу и в зной я, как и тысячи моих двадцатилетних сверстников, протопал с боями по полям России под ,,Левый марш" Маяковского.
Нас провожали в путь и вдохновляли боевые марши, песни.
Нас поднимали в бой „Окна РОСТА" Маяковского.
Это было время незабываемое.
Помню, как в Курске я и мои друзья выпускали свои первые „Окна РОСТА", пользуясь стихотворными подписями Маяковского.
Его слова, чеканные, звонкие, заставляли нас напрягали наши кисти и карандаши, быть более меткими и острыми. Нам пришлось на ходу переучиваться и забывать провинциалы^ и приемы. Это была большая школа.
- Маяковский был со мною везде, - продолжал Александр Александрович. - Я носил с собою в кармане гимнастерки вырезки с его стихами из газет и журналов. Это были затрепанные, засаленные клочки бумаги. Но я сохранил их и берегу до сих пор с нежностью, как самое дорогое.
Многие стихи Маяковского я учил наизусть, и однажды не знаю, какая нечистая сила вынесла меня на самодельную трибуну читать стихи моего любимого поэта.
Это был небольшой полустанок в степи.
На фоне красных теплушек расположилась прямо на шпалах, на перроне толпа красноармейцев... 1919 год.

Москва. 1930 год.
Дейнека тогда по просьбе Маяковского и Мейерхольда писал эскизы декораций. И, конечно, он был бесконечно огорчен холодным приемом „Бани". Правда, некоторые неполадки (какие бывают на премьерах) были. Однако суть pacсказа Александра Александровича, вся трагичность этого эпизода из жизни автора пьесы - Маяковского - имели весьма неожиданный финал...
Как известно, Владимир Владимирович при всей своей громоподобности был весьма сдержан в проявлении личных эмоций. После конца премьеры он пропал...
И вот Дейнека ищет Маяковского в театре.
Не находит его. Выбегает на улицу.
Вдруг видит стихотворца.
Он стоял у афиши и пристально всматривался в лица выходящих из театра. Глаза были мокры, он плакал.
Маяковский и слезы...
,,Это невозможно", - подумал мгновенно Дейнека.
..Владимир Владимирович! Что случилось?" - выпалил молодой художник.
,,Саша! - улыбнулся сквозь слезы Маяковский. - Maшина времени не сработала. Haс не поняли ..."
Поэт положил свою массивную руку на плечо Дейнеки и молчал.
- Дело в том, - заключил короткий рассказ Александр Александрович, - что по ходу спектакля действительно заело механизм „машины времени'.
Это была простая театральная накладка.
Так я в первый и в последний раз увидел слезы на глазах Маяковского. Это была для него нелегкая пора.
Такова правда жизни.

Дейнека. Сегодня это не просто имя художника. Дейнека - это мир образов, вошедших в нашу жизнь как некая объективная реальность.
Реальность, осязаемая, закрепленная навечно в великолепную пластическую форму. Художнику удалось найти обобщенный образ своего современника, и мы восклицаем: „Дейнека!", когда видим юных, молодых спортсменов, летчиков, людей труда.
...Я вспомнил неотразимое очарование полотна ,,Мать" Дейнеки. Магическую простоту и невероятную сложность картины. Колдовскую притягательность образа молодой женщины и в то же время ее гордую недоступность.
Непостижимое соединение интимности и величия.
Века пролетели, сменились названия государств, изменились формы их устройства, а тема мадонны жива и будет жить, пока живет Земля.
Думается, что этот небольшой холст выдержал бы увеличение в десять - двадцать раз. Меня поражает, что до сих пор ни один архитектор не использовал для своих новых творений произведения Дейнеки, как бы созданные для огромных стен.
К сожалению, жизнь мастера сложилась так, что он не всегда мог реализовать свои уникальные данные монументалиста.

Красная площадь. 9 мая 1945 года... Столица ликует. В наступившей тишине звонко пропели куранты. Спокойно, мощно прозвучал голос главных часов Отчизны.
...Ливень сиреневых, розовых, изумрудных звезд упал в темную гладь Москвы-реки. Воссияли древние соборы Вспыхнули узорчатые купола храма Василия Блаженного...Победа... Мир...
"Некоторые считают меня односложным, - улыбнулся Дейнека, - пускай, я не скрываю, что счастлив, если мне удалось сказать свое слово в искусстве о нашей небывалой, трудной и непростой эпохе".
Этот памятный разговор с учителем, еле слышный сквозь кипень праздника, особо ярко предстал 7 ноября 1987 года.
...Вновь мерно, неспешно пробили часы на Спасской башне. Радугой размылось марево причудливых огней салюта. Его самоцветное мерцание сверкало в глазах миллионов людей...
Несказанно сложные чувства трепетали в душе семидесятилетнего, седого москвича... Многое, многое вспомнилось мне...
"Стоим на ладони Истории", - словно издалека слышался мне голос Мастера.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное