Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск №202. 18 апреля2006г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ №70.
Вернисаж" (пр-ние)

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Совсем по-иному показал образ современника Георгий Ряжский. Его „Делегатка", одухотворенная, гордая, смело глядит вперед. Это образ-символ. Романтический, отвечающий духу эпохи.
„Ленин в Смольном". Эта картина написана Исааком Бродским, который не раз рисовал Владимира Ильича с натуры. Встречался с ним. И несмотря на то, что в основу композиции положен известный фотоэтюд Петра Оцупа, полотно поражает своей теплотой и достоверностью. Очевидно, что художник писал с натуры и интерьер и использовал свои наблюдения и этюды. Словом, эта картина, как мне представляется, - один из самых строгих и выразительных документов той эпохи.
Выполненная в сдержанной монохромной гамме, она волнует атмосферой напряженной работы Ильича в состоянии относительного покоя, столь редкого в ту пору.
Неоценима роль Ленина в становлении культуры молодой республики. В суровом 1918 году Максим Горький услышал слова Ленина: „Скажите интеллигенции, пусть она идет к нам. Ведь, по-нашему, она искренне служит интересам справедливости? В чем же дело? Пожалуйте к нам..."
Игорь Грабарь с особым волнением не раз рассказывал, как бережно Ильич относился к памятникам старины. Ленин не разрешал без советов специалистов, а в их числе был и Грабарь, ничего изменять и перестраивать а Кремле. Вплоть до мелочей.
Широко известно отношение Ленина к музыке. Как он взволнованно слушал "Аппассионату" ... Как высоко он ценил Бетховена...
Луначарский вспоминает:
,,У Ленина было очень мало времени в течение всей его жизни сколько-нибудь пристально заняться искусством... Тем не менее вкусы его были очень определенны: он любил русских классиков, любил реализм в литературе, живописи и т.д.
..Еще в 1905 году ему (В.И.Ленину) пришлось ночевать в квартире... где была собрана целая коллекция... изданий, посвященных крупнейшим художникам мира. На другое утро Владимир Ильич сказал мне: ,,Какая увлекательная область история искусства... Вчера до утра не мог заснуть, все рассматривал одну книгу за другой. И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством".
Наше искусство выстояло в XX веке в борьбе с влиянием западного модернизма. Правда, иногда это сражение использовалось некоторыми художниками в конъюнктурных целях...

„Здравствуй, Иван, поздравляю", - сказал Моор. "Русское тебе спасибо, Дмитрий"'. - ответил статный, красивый, очень похожий на Федора Шаляпина ваятель. Он был хорош рядом со своими творениями „Сеятель", "Рабочий", „Красноармеец". Шадр был родом с Урала, плоть от плоти трудового люда.
Прекрасна была встреча Ивана Шадра и Веры Мухиной, Ведь они вместе учились у Антуана Бурделя в Париже.
Вера Мухина показывала на выставке два шедевра „Хлеб" и „Крестьянку". Красота и великолепное чувство меры отличали будущую создательницу ,,Рабочего и колхозницы", потрясших Париж на Международной выставке в 1937 году.
Особое место занимала Лениниана, созданная Николаем Андреевым. Его скульптуры и рисунки оставили людям правдивый и человечный образ Ильича.

Незаметно бежало время. Публики поубавилось. Можно было поближе подойти к интересным работам и успеть вернуться к Дмитрию Стахиевичу... А он уже звал меня, махал рукой.
Уютный зал. В плафоне - странное сооружение, похожее на гигантскую птицу. Она была по-своему изящно смастерена из деревянных планок, жердочек, прутиков.
- У нас есть тоже свой Леонардо да Винчи, - пошутил Моор. - Это „Летатлин". Его придумал Владимир Татлин.
Напротив висел „Черный квадрат" Казимира Малевича. Небольшое полотно с аккуратно начерченной и тщательно закрашенной геометрической плоскостью.
Моор лукаво взглянул на меня:
- Ты ведь не знаешь, какой шум'в свое время подняла эта картина. Да и сегодня кому-то надо сделать из этого холста фетиш.
Я оглянулся...
Зал был пуст. Симпатичная молодая пара, задрав головы, разглядывала „Летатлин".
Белобрысый парень с веснушками сказал подруге: ,,Это, наверное, историческое что-то".
Девушка ответила: „Нет. Это эксперимент. У меня брат художник-график, я видела у него репродукцию".
Мы постояли еще несколько минут в этом небольшом зале. И вдруг Дмитрий Стахиевич, взяв меня за руку, сказал: „Ты знаешь, что я не поклонник „Мира искусства" и самого Александра Бенуа... Но я могу подписаться, под словами, которые он произнес в период появления ,,Черного квадрата": ,,Это и есть „новая культура" с ее „средствами разрушения", с ее машинностью...
...Я тогда, конечно, не мог осмыслить эту пророческую прозорливость Бенуа, оценившего перспективы развития некоторой западной живописи.
Третий час мы бродили по экспозиции. Была несколько раз пройдена вся анфилада залов. Любопытно: подобно тому как постепенно появляется фотоотпечаток, на бумаге показываются очертания изображения, так и на выставке определились узловые картины, где толпился народ, которые внимательно и долго рассматривали.
Полнозвучием колорита и свежестью письма отличались холсты Сергея Герасимова, Бориса Иогансона, Бориса Яковлева, Петра Шухмина.
Особенно долго зрители любовались полотнами корифеев отечественного искусства Бориса Кустодиева, Николая Касаткина, Константина Юона, Абрама Архипова, Аркадия Рылова. Все эти мастера от всего сердца приняли Октябрь, и их творения как нельзя лучше говорили об этом.
Празднично и радостно было в зале, где экспонировались холсты Александра Дейнеки, Юрия Пименова., Федора Антонова. У картины „Оборона Петрограда" Моор остановился и, взяв за широкие плечи молодого, с открытым лицом художника, крепко-крепко обнял его.
„Запомни, это наша общая гордость - Александр Дейнека", - промолвил Моор и подвел меня к мастеру.
Мог ли я предполагать в те мгновения, сколько светлого в жизни будет связано у меня с Александром Александровичем... ...И вдруг горькая минута, когда через треть века с лишним, в июне 1969 года, услышу голос П. М. Сысоева, проводившего траурный митинг на Новодевичьем, предоставившего мне слово ,,От учеников и друзей".
Кто мог высчитать этот путь длиной в тридцать шесть лет. Судьба... А тогда, в 1933 году, я увидел близко лишь зоркие глаза Дейнеки, ощутил на своей худой спине шестнадцатилетнего подростка крепкую руку. Услыхал короткое: „Живи!"
...Со стен на всех нас глядела новь. Сильные, мужественные люди. Прекрасные женщины, чистые и добрые.
„Мать", „Игра в мяч", ,,Купание", „Спуск в шахту", „Строительство новых цехов", „Оборона Петрограда..."
Сегодня это классика.
„Оборона Петрограда" явилась как бы ответом художника на известные слова Ленина:
„Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата".
Картина была создана в годы разгара великой стройки нового.
Ленин писал: ^Руководить трудящимися и эксплуатируемыми массами может только класс, без колебаний идущий по своему пути, не падающий духом и не впадающий в отчаяние на самых трудных, тяжелых и опасных переходах. Нам истерические порывы не нужны ..."
Взгляните на холст.
Полотно гудит от грозного ритма мерной поступи вооруженного пролетариата. Железные, словно кованные из металла, непреклонно, неумолимо движутся шеренги бойцов, неотвратим их порыв. Несгибаема их воля.
Колюч ритмический строй чеканных силуэтов, построенных с вдохновенной логикой. Мы явственно слышим хруст снега под шагами красногвардейцев.
В картине есть вторая мелодическая линия. По тонкому настилу ажурного, словно рейсфедером начерченного моста вразнобой движется разномастная группа людей. Здесь раненые и растерянные, согнутые вихрем революции. Ветер доносит дробный перестук их каблуков.
Атмосфера картины предельно накалена, хотя в ней нет ни на йоту какого бы то ни было ложного пафоса. Ни единого лишнего жеста. Звучащая тишина полотна дает нам возможность домыслить, представить себе жестокость предстоящей схватки.
Стиснув зубы, молча, без песен, шагают, шагают в бессмертие бойцы.
В их неистовой вере в конечную победу - и святая вера автора холста. Потому так неотразима художественная правда этого шедевра.
Вдумайтесь на миг, какими скупыми средствами передает мастер величие подвига народа.
Великолепны на выставке портреты.
Мастерски выполнил Василий Никитович Мешков портрет В. Р. Менжинского. По-репински густо написана это полотно. Вместе с Мешковым рядом экспонировались холсты Василия Яковлева, Игоря Грабаря, Сергея Герасимова, Николая Ульянова, Петра Вильямса.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное