Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск №201. 11 апреля 2006г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 70 .
"Вернисаж"

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

,,Новая планета". 1921 год. Художник Константин Федорович Юон, один из ведущих мастеров московской школы.
На тревожном, пронзенном яркими лучами темном небе взошла над горизонтом огромная алая планета. Ее свет озаряет холодную синеватую землю. Люди восторженно приветствуют новое светило. Силуэты человеческих фигур выражают полярные состояния. Ликование, счастье, смятение, страх. Так афористично, языком символов передает мастер свершившееся.
К тем годам признанный живописец, создатель полотен „Весенний солнечный день", ,,В Сергиевом посаде", „Мартовское солнце".
Ранее Константин Юон входил в круг признанных живописцев - Андрея Рябушкина, Аполлинария Васнецова, Сергея Иванова, Абрама Архипова... Его холсты экспонировались на крупнейших выставках.
„Целью живописи, - писал Юон, - является не заменять собою живую жизнь и природу, а выражать ее поэтическим языком искусства"-
...Октябрь 1917 года всколыхнул душу художника. Юон вдумчиво учится „видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит разорванный ветром воздух". Он всем нутром принимает призыв поэта Александра Блока. Создает „Новую планету".
Этот небольшой холст поражает своей поэтикой, лирической напряженностью.
Возникает вопрос: откуда такая декоративная насыщенность у определившегося представителя московской школы?
Ответ прост. Юон еще в 1907 году начал работать как сценограф. Он сотрудничал с художниками А. Головиным и А. Бенуа. Писал декорации для дягилевской антрепризы.
Позже Константин Юон самостоятельно создает оформление к „Борису Годунову" Мусоргского. В этих декорациях художник глубоко проникает в историю Руси.
А. В. Луначарский писал об этой постановке ,,Бориса Годунова" из Парижа: „Борис" ...предстает на этот раз перед парижской публикой внешне в небывало прекрасной оболочке. Стильны и изящны декорации Юона".
Более темпераментно развивает ту же мысль Федор Шаляпин, исполнявший роль Бориса. „Экая прелесть, ей-богу, талантливый парень, черт его заласкай", - говорит он Горькому.
...Проходит треть века, полного труда в искусстве.
1941 год. Занесенная снегом прифронтовая Москва. В выстуженной мастерской Константин Юон создает свой шедевр -„Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года". Он оканчивает маленький холст лишь в 1942 году. Это подлинная веха в истории советской живописи. В полотне звучит само суровое время. Великая история.

Воспоминания... С годами они обретают удивительные качества.Дистанция времени как бы фильтрует, но никак не стирает, а порою даже проявляет яркие грани, размытые годами. Эффект припоминания... Иногда поражаешься, как встреча со свидетелями одного и того же события тревожит память. Но особенно бесценны дневниковые записи. Только с годами начинаешь понимать истинную меру незаменимости всего двух-трех строк, набросанных впопыхах. Перелистывая как-то старые тетради в выгоревших обложках, я обнаружил запись, сделанную в 1933 году: „Моор. Вернисаж выставки пятнадцать лет. Художники РСФСР. Встречи. Дейнека"'. И вот, прочтя эти строки, полустертые, написанные карандашом на пожелтевшей от времени бумаге, вмиг еще раз вспомнилось...
Узкий Серебрянический переулок у Яузских ворот. Ветхий дом со стертыми ступенями. Темный подъезд. Здесь жил в ту пору Дмитрий Стахиевич Моор - автор знаменитого плаката „Ты записался добровольцем?"
„Ну что ж, поехали", - услыхал я его тихий голос; у Моора была астма, он страдал оцышкой.
Старенький трамвай продребезжал по рельсам мощенной булыжником Солянки, кряхтя взобрался на крутую гору, ведущую к Маросейке. На площади Революции дымились котлы с асфальтом. Шла реконструкция Москвы.
Выставка „Художники РСФСР за 15 пет" в помещении Исторического музея на Красной площади. Открытие. Издалека было еле слышно, как говорились речи. Наконец заиграл духовой оркестр. Публика хлынула и растеклась по бесчисленной анфиладе залов.
Моора все знали. Он едва успевал, слегка пришептывая, называть мне имена прославленных художников, писателей, артистов. Иным он кланялся, другим крепко жал руку, а иногда обнимал. Тогда его светло-серые глаза с острыми точками зрачков теплели.
В центральном огромном зале обозначалась группа. Посредине бледный худощавый мужчина в сером френче - нарком просвещения РСФСР Андрей Бубнов. Рядом горячо говорил седеющий Емельян Ярославский. Его слушал тучный громадный Демьян Бедный. На его голове цветастая тюбетейка. О чем-то задумался длинноволосый в черной строгой паре И. Бродский.
Прошел первый час. Народу поубавилось. Но все равно в залах бурлил зритель. Только получилось так, что многие мастера оказались рядом со своими произведениями.
У полотен Петра Кончаловского было людно, шумно и весело. Рядом с живописцем - высоченным, в просторном твидовом пиджаке - жена Ольга Васильевна, дочь Сурикова. На лице автора сияла младенческая простодушная улыбка. Он, не скрывая, радовался успеху. Рядом ликовал и хохотал громоздкий Аристарх Лентулов. Бок о бок с ним стоял элегантный и застенчивый Александр Осмеркин. Их работы, сочные, жизнелюбивые, экспонировались в одном зале...
„Портрет братьев Кориных" кисти М. В. Нестерова привлекал всеобщее внимание. Но сам Михаил Васильевич сдержанно, может быть, даже суховато отвечал на комплименты. Аскетические черты его лица строги.
Совсем по-иному, экспансивно вел себя Давид Штеренберг. Полотно „Старик" вызвало живой интерес, Трогательно приветствовали его Павел Кузнецов и Петр Вильяме. Неожиданно, окруженный молодежью, к ним подошел бородатый, с выпуклым лбом мудреца Владимир Фаворский. Он, молча взявшись за бороду, долго взирал на „Старика".Потом крепко пожал руку Давиду Петровичу.
Внезапно из толпы зрителей рядом с Моором возник широкоплечий, кудрявый, синеглазый Федор Богородский. Он притащил Дмитрия Стахиевича к своим холстам ,,Беспризорник", ^Братишка".
- Ну как? - спросил Богородский. - Есть порох в пороховницах?
И вдруг, согнув в локте руку, дал нам пощупать стальной бицепс.
- Ну что, казак, сила есть?
Моор засмеялся:
- Есть, есть, Федя. Только, ради бога, не шуми.

Семнадцатилетний Николай Терпсихоров приходит учиться в студию Юона. Это был 1907 год. Потом поступает по конкурсу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И опять мы слышим знакомые имена его учителей - соратников Юона: А. Васнецов, К. Коровин, Н. Касаткин. Николай Терпсихоров был прилежный трудолюбивый студент.
В 1917 году художник уходит в Красную Армию. Он участвует в гражданской войне.
В историю советского искусства Николай Борисович Терпсихоров вошел как художник одной картины.
„Первый лозунг". 1924 год. Успех холста в его автобиографичности. В этом сокровенная доверительность картины.
Терпсихоров в те годы работал в „Окнах РОСТА'". На картине он стоит спиной к нам. Одетый в пальто, озябший. Старательно выводит на кумачовом полотнище: „Вся власть Советам".
В мансарде холодно. Краски, клей стынут. Сквозь разбитое окно дует ледяной ветер. На столе одинокий чайник. Хлеба не видно. В мастерской полумрак. Только мерцают белые гипсовые слепки с античных шедевров... Не гудит ,,буржуйка". Нет дров. Неуютно, запущенно в просторном чердачном помещении.
Картина - драгоценный документ, подкупающий достоверностью, созданный мастером, может быть, не обладавшим выдающимся дарованием, но отличавшимся ценнейшим свойством - трепетным ощущением и принадлежностью своему времени. Поэтому сегодня полотно трогает зрителя. Хотя написано без всяких претензий - скромно, сдержанно. В нем превалирует неоценимая черта искусства - искренность.
Вернисаж удался. Поражало многотемье экспозиции, количество станковых картин. В них, в каждой по-своему, отражалось время.
„Тачанка". Холст Митрофана Грекова. Мчатся бешеные кони, клубится пыль. В картине боевые будни, героика гражданской войны... Задумчив, сокровенен портрет Дмитрия Фурманова, соратника Чапаева. Он изображен художником Сергеем Малютиным.
„Смерть комиссара". Большое полотно. Автор Кузьма Петров-Водкин. Изумрудная трава накрыла холмы. В воздухе разрывы снарядов. Кипит бой. Шальная пуля настигла комиссара. И вот в момент кульминации атаки он умирает. Так мастер попытался отразить пафос и трагизм гражданской войны.
...Ефим Чепцов тщательно выписал маленькую картину „Заседание сельской ячейки". Гражданская война окончилась. Надо строить новую жизнь. Авансцена деревенского клуба. Выступает оратор. Судя по всему, недавний красноармеец.
Запомнилась встреча с Ильей Машковым. Моор, поглядев на его натюрморт „Снедь московская", где в изобилии были навалены кренделя, пряники, калачи, караваи, сказал Машкову; „Илья, пора обедать". Но художник, крепко сбитый, с красным блестящим лицом, подвел Моора к большой картине. Она изображала партизан. Бесхитростно, но до иллюзии натурально. Наивно были поставлены, как перед фотографом, два фикуса...
Продолжение следует

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное