Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мастера и шедевры

Выпуск №177. 25 октября 2005г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 52.
"Михаил Нестеров"

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Май 1890 года. В абрамцевский дом Мамонтовых вошла весна. У окна - двое. Один высокий, прямой, сдержанный - Михаил Нестеров. Другой поменьше ростом, худощавый, подвижный - Михаил Врубель.
Два Михаила, два художника...
- Вот уже месяц, как работаю над „Демоном", ничего не получается, - горячо, взволнованно проговорил Врубель, - пишется все не то. Мечусь и мучаюсь между работой и порывами к кубку жизни.
Ветер открыл окно, с улицы пахнуло прохладой и свежестью.
- Задумал я отразить нашу национальную русскую ноту, - продолжал Врубель, - красивую, могучую и... немного печальную.
На Нестерова глядели странные прозрачные глаза. Быстрые, почти судорожные движения рук только подтверждали чрезвычайную нервность творца "Демона".
Врубель оперся о подоконник и зябко поежился.
- Мою искренность, - сказал он, - мое стремление к передаче страстных духовных движений, к экспрессии принимают за парадокс, и иногда я сам чувствую, увы, что почти ничего еще не сделал.
- Михаил Александрович, - неторопливо промолвил Нестеров, - настоящие художники: Илья Репин, Виктор Васнецов, Валентин Серов - все любят, ценят ваши творения, ждут многого, очень многого.
- Легко, Михаил Васильевич, все это говорить, - взорвался Врубель, - хорошо, когда у вас уже есть „Варфоломей"!
- Дорогой мой, - ответил Нестеров, - если бы вы знали, какие адовы муки я принял, написав „Варфоломея". Меня ругают и сегодня. Ведь совсем недавно говорили, что я сумасшедший. Это мне сказала простодушная и милая барышня.
Он одернул строгий черный сюртук.
- В Петербурге, в Москве слушал я больше неприятностей о „Варфоломее", чем доброго. Скажу главное: берегите свой огромный талант! Думаю и верю, что он победит все препоны.
Кто мог предсказать в тот светлый майский день, что Михаилу Врубелю осталось творить всего каких-нибудь полтора десятка лет? Но все же успеет он за этот короткий срок создать картины, поражающие поэзией, страстным полетом фантазии, стремлением постичь мир, неведомый человеку, которые поистине станут драгоценными жемчужинами русской школы живописи. Он не вынес перепадов непризнания и внезапной славы, лет бедности.
В конце жизни тяжко заболел и последние годы провел в психиатрической лечебнице.
Другому участнику этой встречи в Абрамцеве - Михаилу Нестерову - суждено было писать еще добрых полвека. Он ушел от нас в год своего восьмидесятилетия, в 1942 году...
Жизнь после жизни.
Жгучая неответная бездна.
Однако искусство, поэзия, музыка, любое большое творчество находит ясный ответ - великое создание живет после смерти художника, писателя, композитора.
Искусство - бессмертно.
Живописец, увидевший по-своему новь, время, людей, мир природы, Отчизну и воспевший все это в картинах ярких, звучных, - вечен.
Так полноводная река утром отражает в своей глади свежую, румяную зарю.
Днем зыбкая рябь несет в себе сверкание солнца и бег облаков.
Вечерний закат тает в покатых волнах.
Наступает ночь, и тогда в черном зеркале вод реки бежит лунный след и мерцают искры звезд.
Кажется, в эти тихие мгновения земной трепетной красы почиет сама вечность.
Чем крупнее художник, чем более велик дар его музы, тем мощней, объемней и красочней мир его полотен.
На берегах реки Белой в городе Уфе родился 31 мая 1862 года большой русский живописец Михаил Васильевич Нестеров.
Еще Аксаков воспел природу этих уральских краев, сказочно неповторимых.
Творчество мастера похоже на кристальные воды реки Белой - могучие, полные скрытой силы, исконной своеобычной прелести.
Замечательная картина - „Видение отроку Варфоломею", написанная накануне XX столетия, опередила многие новации нашего пестрого и суетного века.
Удивляет больше всего, что, использовав в этой картине последние достижения европейского пленэризма XIX века, художник создал феноменальное по духовности русское произведение.
Бывают личности, которые своей жизнью, долгой и многотрудной, творчеством, ярким, честным, духовно сложным, создают национальное богатство, становятся частью истории Родины.
Ей безраздельно, до последнего дыхания, отданы все их сокровенные помыслы.
Целиком, без единого сомнения в правильности раз найденного пути.

Нестеров... Шестьдесят лет труда, каждодневного, упорного, страстного, бескомпромиссного.
Судьба его непроста.
Ему довелось начинать свою жизнь в искусстве рядом с гигантами русской школы - Суриковым, Репиным, Васнецовым, учиться вместе с Левитаном, Рябушкиным, К. Коровиным. Показывал он на выставках полотна рядом с Врубелем, Валентином Серовым.
Великолепный живописец, он уже в ранних работах обрел свой голос.
Родилась „нестеровская красота Руси" - лирическая, удивляющая свежестью, сердечностью.
Мастер владел могучими средствами пластики. Но главная его сила заключалась в проникновении в самую суть русской души с ее глубиной, подвигом, любовью к ближнему. Больше полувека творить и создавать шедевры, ничуть не теряя первозданной остроты и напряжения, - подвиг!
Это служение искусству являет собою достоверный пример самоотверженности, той поражающей даровитости, которая свойственна не многим.
Нестеров — фигура историческая, он показывает нам пример суровой непримиримости, гражданственности, патриотизма в самом высоком понимании этого слова.
Велика его роль хранителя традиций русского реалистического искусства и в то же время новатора, давшего нам совершенно новое толкование сюжетов, давно известных.
Его искусство развивалось на рубеже двух веков.
Первые картины, ставшие ныне классикой, были откровениями по широте прозрения.
Древняя Русь с ее героикой, былинностью, дивной природой словно живая предстала в его холстах.
Они были настолько необычны, что при всей классичности исполнения вызвали недовольство, хулу и критику.
Сегодня ясно, насколько значителен его вклад в мироощущение старой Руси, переданное языком нового искусства.
Нестеров сумел воплотить темы национальные в форму настолько высокую, что его холсты могут быть справедливо отнесены к шедеврам мирового значения.
Он творил во время „русского Ренессанса", как и Врубель, Валентин Серов, Левитан, Рябушкин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Борисов-Мусатов, Бенуа, Кустодиев.
Это движение в нашем искусстве характерно осмыслением русской иконы, гениального творчества Рублева, глубиной про¬икновения в классическое наследие русской и западной живо¬иси и одновременно освоением новаций импрессионистов.
Традиции и новаторство - вот два столпа, на которых зиждился новый храм русской школы живописи конца XIX - начала XX века...

В 1874 году из далекой Уфы в Москву приезжает паренек - Михаил Нестеров.
Через три года восторженный провинциал принят в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Долго бродит он по древней столице Руси, любуется Кремлем, Китай-городом...
Потянулись годы учебы, но юноша никогда не забывал свой дом, старинный уклад быта, свою мать, о которой он после напишет:
„Она была с ясным, разумным мировоззрением, но с очень сильной волей и крайне медлительна; то, что она переделала в своей области, очень значительно и может служить красноречивым примером неутомимости в труде".
Детство. Родное гнездо. Первозданная природа. Неохватные суровые, полные былинной красоты просторы - все это оставило в душе след неизгладимый.
Это была п о ч в а, на которой возрос его недюжинный талант.
Училище живописи ...
Все здесь жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, дел.
Поэтому нечего удивляться, что первые холсты молодого художника были проникнуты духом Перова.
Хотя, конечно, в Училище были и другие преподаватели, и иные студенты.
Нестеров восхищался работами братьев Коровиных, Левитана.
На третий год учения он экспонирует на ученической выставке картину "С отъездом".
Вернисаж. Все ждут Василия Григорьевича Перова.
Вот как описывает сам Нестеров этот день.
„Появился и он... Мы тотчас окружили его, и просмотр начался. Моя картина стояла в натурном классе, слева у окна. Долго мне пришлось ждать, пока Перов дошел до нее. Мое юное сердце билось-билось, я переживал новое, еще неведомое чувство: страх, смешанный со сладостной надеждой.
Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим ястребиным взглядом, он спросил:
- Чья?
Ему ответили: „Нестерова".
Я замер.
Перов быстро обернулся назад, найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: „Каков-с!" - пошел дальше.
Что я перечувстовал, пережил в эту минуту!
Надо было иметь 17 лет, мою впечатлительность, чтобы в этом „каков-с" увидеть свою судьбу, нечто провиденциальное...
Я почувствовал себя счастливейшим из людей, забыв все, оставив и Перова и выставку, бросился вон из училища и долго бродил одиноким по стогнам и весям московским, переживая свое счастье".
Это было доброе начало. Но как еще далеко до того, что суждено создать художнику!

1881 год. Разочаровавшись в училище, Нестеров уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Но, увы, консерватизм, рутина обманывают надежды молодого человека...
Он начинает копировать классиков в Эрмитаже, где знакомится с Крамским, который становиться истинным наставником юноши.
Начинается пора исканий.
Нестеров бросает Академию и в 1884 году вновь поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Взгляните на „Автопортрет", написанный в те годы поисков. Острый испытующий взор, строгий и немного грустный, как бы вопрошает: „Смогу ли я?"
Глядя на четкую лепку формы портрета, на одухотворенный образ молодого человека, веришь в серьезность его намерений. Такие, как он, невзирая на трудности, побеждают.
И Нестеров докажет, что это ему по силам.
Но все достигается трудом и огромным упорством уральского паренька. Дерзко вскинуты брови, острые глаза, трепещущие ноздри, четко очерченный рисунок носа, пухлые юношеские губы, упрямый волевой подбородок - все эти черты лица говорят о сложной личности творца. Михаилу двадцать лет. Он полон сил и надежд.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.chedevri
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное