Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мастера и шедевры

Выпуск №177. 16 августа 2005г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 47.
"Андрей Рябушкин"
(окончание).

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

На северо-западе Руси течет речка Тигода. Ее воды лениво, неспешно влекут с собою отражение зеленых холмистых берегов, поросших березами и соснами. Изредка из-за поворота выглянет деревня, и тогда в реке мы видим тяжелые, пухлые облака, висящие над крышами изб.
Нет-нет, да и мелькнут яркие сарафаны девушек или цветастые рубахи парней.
Еще Петр I, узрев с вершины холма этот ландшафт, воскликнул в изумлении: "Воистину место это доброе!" - столь восхитила его прелесть Севера, тихая, неброская, привольная.
Так, по легенде, и получило свое имя село Доброе.
Грезил ли Андрей Рябушкин, что именно здесь, на берегах Тигоды, суждено ему провести лучшие, но последние годы своей жизни и что именно тут начертано ему судьбой создать свои дивные картины?
На берегу реки Корадынки, впадающей в Тигоду, по соседству с юной березовой рощей, встает домик-мастерская художника, который для него построил друг Илья Тюменев.
"Нынче вечером, - пишет Рябушкин, - у меня собирается беседа. Придут Наталья, Марья, Ганя, Аннушка и Ириша... Они придут с прялками, а я купил в Петербурге тальянку. Товарищ мой здорово играет на балалайке..." Всего лишь посиделки, но для живописца это был бесценный материал для раздумий, наблюдений. Именно образы этих белокурых светлоглазых девушек с деревенских вечеринок вошли в его ставшие позже знаменитыми полотна. А потом ведь там звучали песни.
С самого раннего детства музыка вошла в жизнь будущего мастера. Еще мальчиком Андрей Рябушкин пел дискантом в сельском хоре.
Позже научился играть на балалайке и гармошке.
Знал немало чудесных народных мелодий и порою импровизировал.
Его друг Тюменев превосходно музицировал.
Все это создавало вокруг художника непередаваемую атмосферу союза двух муз, согласно существовавших в душе Андрея Петровича.
Поэтому картины Рябушкина звучат.
Они наполнены особым ощущением ритма, первичной, только ему свойственной гармонией.
Порою уже смертельно больные художники, одолеваемые самыми мрачными предчувствиями, создают свои лучшие, наиболее светлые творения. Вспомните прекрасный жизнелюбивый пейзаж „После дождя" позднего Ван Гога и прелестную врубелевскую „Сирень", неоконченную, но тем более чарующую своим таинственным ощущением природы.
Очевидно, живописцами иногда овладевает особо сильная страсть рассказать людям нечто сокровенное, долго вынашиваемое. И так велико это неодолимое желание жить и творить, что они за совсем недолгие годы вершат чудо и пишут один за другим истинные шедевры.
Так было и с русским мастером Андреем Рябушкиным, который в считанные годы создал ряд полотен неумирающей красоты и проникновения в самую суть прелести старой Руси: „Свадебный поезд в Москве" - 1901, „Едут!" - 1901, „Московская девушка XVII века" и „Чаепитие" - 1903 год.
Эти холсты были новым словом в русской живописи.
До середины XIX века отечественные художники не пытались языком реалистического искусства создать летопись Руси.
По существу, Вячеслав Шварц впервые создал холст, который можно считать истинным провозвестником новой школы в отражении истории государства Российского. Его "Вешний поезд царицы...", написанный в 1868 году, - картина новаторская, в которой скрип саней будто возвестил об открытии нехоженых путей в изображении далекого прошлого. Это было явление.
Не прошло и двадцати лет, как великий Суриков работает над своим эпохальным полотном „Боярыня Морозова", где тоже явственно слышен шорох полозьев по снегу.
Ровно через треть века Андрей Рябушкин творит „Свадебный поезд в Москве", где случайно или нет изображает санный выезд.
„Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)".
Подобно сказочному видению, мчатся всадники, сани по улице древней столицы.
Весеннее радужное веселье царит во всем: в сверкающем на солнце снегу, в летящих белых и вороных конях, красном возке, нежном стволе березы и даже в талом крохотном озерце, подобно зеркалу, отражающем ликующий мираж искрометной, лучезарной жизни. Андрей Петрович Рябушкин в этом прекрасном полотне собрал воедино свое великолепное знание об отечественной истории XVII века.
Случайно или нет повторил Андрей Рябушкин в своей лучшей, программной картине тему санного выезда?
Думается, что нет.
Ведь каждый истинный художник постоянно живет в мире ассоциаций.
Его душа переполнена сомнениями, раздумьями о своей роли в живописи. Каждый, даже великий мастер всегда мечтает кого-то превзойти.
Что общего в "Вешнем поезде..." Шварца и в "Свадебном поезде" Рябушкина?
Солнце, снег, движение, сани.
Но их разделяет бездна.
И по мере дарования, и по глубине задачи, и по цветописи.
Поучительно находить подобные параллели в истории изобразительного искусства. Они, думается, помогают более выпукло ощутить многие тонкости развития такого сложного дела, как станковая живопись.
"Чаепитие"...
Жестокая суть современной ему сельской жизни раскрыта Рябушкиным в этой небольшой картине.
Патриархальный обряд - чаепитие - благостный и как будто статичный, вдруг обращается в динамичную глубокую драму, в столкновение контрастных характеров.
За накрытым белой скатертью столом сидят четверо. Но этот квартет стоит целой повести о быте крестьянской зажиточной семьи.
По-лесковски беспощадно пишет автор портреты действующих лиц.
Справа за столом седобородый старец в сером зипуне. Он зябнет. Его рыжеватые, падающие на уши волосы празднично примаслены. На большелобом костистом лице, разрумянившемся от выпитого вина, блуждает задумчивая улыбка.
Дед прищурился.
Кажется, слово, которое он хотел сказать, замерло, застыло на стариковских сухих губах. Он держит недопитую рюмку.
За его спиной услужливый чернобородый мужик. На его физиономии молчаливое размышление. На потный бугристый лысеющий лоб спустился вихор. Взор косящих карих глаз будто ушел в себя. Иронически сомкнутый под черными усами рот мог бы рассказать многое, но он безмолвен.
Гнетущая тишина царит в избе.
Лязгнет о стакан ложка, хрустнет комок рафинада да стукнутся зубы о блюдце с чаем.
Рядом со стариком - молодая женщина. Темно-русые волосы покрыты розовым платком. На ней яркое праздничное платье. Молодуха истово тянет из блюдечка чай. Но пустой взгляд ее холодных светлых глаз, сверкающий из-под тонких, вразлет, бровей, страшен.
Чувствуется, именно она хозяйка в доме.
Плечом к плечу с ней хлыщеватый муж, в нарядно расшитой цветами косоворотке.
Широкоплечий, с маленькой головой, украшенной пробором, крепкоскулый, он недобро косится на рядом сидящего, набрякшего от выпитой водки и чая старшего брата.
Ритуал чаепития не может скрыть их лютую взаимную ненависть. Пусты стаканы, выпиты рюмки, но конца застолью не видно. Замерли за спинами домочадцы, лезут из-за печки рожицы детей.
Все ждут...
Какое-то ядовитое слово только что было сказано. И, как после молнии, надо ждать грома. Рябушкин в миниатюрном полотне зримо и нелицеприятно написал жестокие нравы кулацкой семьи. Он будто скинул флер идеализации патриархального уклада, ибо к концу жизни с горечью понял истинные нравы пригородной деревни.
Узнал цену влияния чистогана на любимый им сельский быт.
Это произведение, неожиданное для Андрея Рябушкина, можно назвать правдивым свидетельством, поистине разоблачающим документом времени.
Высокое новгородское небо прозрачно. Стадо лысых холмов спускается к реке Тигоде. Безлюдно.
Лишь на покатом склоне у деревянной треноги мольберта - человек. Рядом этюдник, палитра, подрамник с холстом.
Разбросаны кисти.
Немолодому мужчине в сером теплом пальто зябко. Он съежился, согнулся на складном табурете.
Непокорная прядь кудлатых волос упала на чистый лоб. Бледное лицо, светлые грустные глаза, тонкий хрящеватый нос с острыми вырезами ноздрей, впалые щеки, на скулах недобрый румянец.
Кудрявится русая бородка, тонкая шея обмотана мохнатым шарфом.
Художник нервно сцепил руки на острых, колючих коленях и пристально, печально глядит, как неумолимо бежит солнце за бурую гряду леса. Небо по-весеннему пусто и безмолвно, только багровый отблеск заката звенит в зеркальных водах Тигоды.
Внезапный порыв студеного ветра принес горький запах костра. Судорожный, отрывистый кашель сотряс хрупкую фигуру Андрея Рябушкина.
В благостном молчании наступающего вечера жутко прозвучал этот сухой, лающий звук.
Живописец прижал к губам смятый большой платок.
Алое густое пятно расползлось по белой ткани.
Солнце скрылось, мигом посвежело.
Сизые сумерки легли на пустынные берега. Янтарная река странно мерцала в тусклой, туманной мгле.
Медленно, словно во сне, живописец раскрыл этюдник, механически уложил в него палитру, кисти.
Привычно связал ремнем складной мольберт и скамейку. Поднял нетронутое полотно и, устало сгорбившись, побрел к загоревшимся теплым огонькам усадьбы.
Еще один день прошел зря.
1904 год. Последний апрель в недолгой жизни Андрея Петровича Рябушкина.
Художник знал, что дни его сочтены.
Он пытался еще работать, но силы оставляли его.
А ведь совсем недавно так споро, славно писалось.
Невыразимо счастливо пробежали эти считанные три года.
Вдали от шумного Петербурга, житейской суеты, мелочных тревог. Наконец-то здесь, на новгородской земле, он почувствовал, что целиком обрел себя. Нашел путь к своему сердцу.
Небывалые, прозрачно-песенные яркие полотна, словно чудом, следовали одно за другим.
Работалось волшебно быстро и страшно.
Ведь мастер душою чувствовал злую, неотступную, неодолимую власть недуга.
И тем яростнее, наперекор беспощадному року он упрямо, изо всех сил спешил отдать людям свои мечты, ощущение прекрасного, любовь к жизни.
Рябушкин с какой-то дивной покоряющей легкостью создал за эти короткие годы свои звездные холсты.
Вот его последняя картина, написанная масляными красками.
"Московская девушка XVII века"...
Будто с фрески далекого итальянского проторенессанса сошла эта стройная девушка.
Но шаги ее звучат не по звонким плитам Флоренции, не ласковый теплый ветер Тосканы колышет ее одежды - московский февральский снег скрипит под красными точеными каблучками узконосых сапожек.
Морозная вьюжная поземка треплет длинную, до пят, шубку и румянит щеки.
Вьется пышная, до пояса, русая коса, туго переплетенная алой шелковой лентой.
Не идет - летит девица в высоченной огромной меховой шапке (какую сегодня мечтали бы носить наши модницы), спешит не переводя дыхания.
Прижата к трепетной груди пушистая муфта, гордо поднято насурьмленное курносое личико.
Раскосые глаза прищурены, накрашенные пухлые губы плотно сжаты. Острый девичий подбородок надменно вздет.
Все, все в ней будто говорит:
"Не подступись"...
Залегли глубокие сугробы, не разъезжены колеи от полозьев саней. Замела вьюга крыши деревянных изб, древнюю многоглавую колоколенку.
Пустынна улица старой Москвы.
Слышно только, как хрустит снег, да откуда-то издалека доносится крик воронья.
Весна близка.
Потому, наверно, и летит быстрее птицы боярышня, спешит не чуя ног.
Глядя на это небольшое полотно Андрея Рябушкина, ни на минуту не приходит мысль, что эта картина сочинена, что она только плод фантазии живописца - настолько реально, сокровенно прочувствован, будто подсмотрен ненароком, сюжет.
Наблюден и вроде набросан с натуры.
Но это удивительное произведение искусства создано не столько кистью умелого, опытного мастера, сколько исторгнуто, спето самою душою художника, влюбленного в русскую старину.
Оно сотворено, как говорится, на одном дыхании и, может быть, сделано за несколько часов.
Но это итог огромного труда, опыта, пристрастия, таланта.
Рябушкин создал свою последнюю работу масляной краской.
Последнюю.
Через год его не стало.
Но как жизнелюбива, свежа, современна по живописи его картина!
Вице-президент Академии художеств граф И. И. Толстой получил телеграмму от 27 апреля 1904 года, где сообщалось "о кончине Андрея Петровича Рябушкина, последовавшей от острой формы туберкулеза легких сегодня в ночь в усадьбе Дидвине".
...Пронзительный весенний ветер шумел в ветвях берез, гнал стылую зыбь по реке Тигоде, трепал полы одежд у маленькой группы людей, замерших у свежей могилы.
Их было немного.
Семьи Тюменева и Беляева. Гравер Матэ и Андрей Преображенский, приехавшие из Петербурга.
В сторонке молча жались крестьяне из окрестных деревень, несшие гроб и провожавшие мастера в последний путь.
Друг художника Илья Тюменев позже вспоминал:
"В гробу он лежал такой же беленький, худенький, такой же симпатичный, каким бывал и в жизни..."

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.chedevri
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное