Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мастера и шедевры

Выпуск №161. 5 июля 2005г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 46.
"Исаак Левитан"
(продолжение).

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

...Москва встретила их снежным бураном, сугробами, хлестким сырым снегом. Семья выгрузилась у огромного серого коммерческого дома на Солянке.
Левитан не мог подсчитать, сколько стоптанных ступеней привело их в убогую обитель.
Хлопнула дверь.
Зазвенела цепочка, и новая судьба косо взглянула в испуганные лица людей.
Комнатка была тесна и темна, пропитана многолетней плесенью. Затхлость и сырость томили душу. Чадила керосиновая лампа.
По мокрым стенам бродили уродливые тени.
Вдруг вспомнились далекие Кибарты.
Бородатые орущие дяди... Горячая пыль под ногами.
Розовые, алые закаты.
Где все это? Мрачно, голодно и тоскливо в Москве.
Исаак приходил из школы, и в безнадежности бытия ему светило синей льдинкой окно.
За ним был огромный город. Люди.
Кто-то радовался, пахло снегом.
Левитан отворачивался от сырых стен, не глядя на бродящие жуткие тени, влезал на высокий подоконник и восхищенно смотрел на лазурные крыши домов, на теплые очи окон, на мятущееся небо.
Но реальность одна...
И для этого надо лишь обернуться и взглянуть на голодных и нищих домочадцев.
Так пролетали дни и ночи в доме на Солянке.
Исаак шагал по городу. Рядом с жильем была Хитровка, откуда выползали диковинные бородачи с багровыми, оплывшими лицами.
Странные, пестрые, простоволосые девки.
Орали извозчики.
Гудела булыжная мостовая.
Угар, чад, запах навоза.
Старая Москва. Как красива она была зимою, в морозный, снежный, ясный декабрьский день, в праздники, когда весело скрипят полозья санок, воздух гудит от колокольного звона, на сугробах лежат лиловые тени, а лица девушек хороши - розовые, румяные, и блестят белозубые улыбки.
Жить хочется!

В тринадцать лет юный Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С первых шагов его ждал успех. Исаак был талантлив и начал получать награды за „первые номера по художественным занятиям".
Но счастью недолго было суждено светить в неудачливой семье.
Одна беда следует за другой.
Умирает мать.
Вскоре от тифа скончался отец.
В семнадцать лет молодой студент остается нищим один на улице.
Особенно ужасно брести по чужому городу ночью, когда на тебя смотрят сотни глаз окон, а тебе негде приклонить голову.
Начинается долгая гряда скитаний, унижений, самой беспросветной нужды...
Ты бродяга, изгой.
Вскоре юношу ждал еще один удар. Его исключили из училища за неуплату очередного взноса за занятия.
Но добрые люди, друзья-студенты собрали необходимую сумму и внесли деньги в канцелярию.
Левитан вернулся.
Шли месяцы. Пусть не всегда сытые, но полные надежд...Совет преподавателей освободил юношу от платы за учение. Студенты закатили пир, купили калачей, сыра, колбасы.
Константин Коровин играл на гитаре. Пели песни.
Все это скрашивало жуткие часы одиночества и отчаяния.
Самое страшное наступало каждую ночь.
Исаак дожидался, пока все уходили из здания училища, брел на верхний этаж и там, прячась от сторожа, ложился на груду старых холстов и подрамников...
Ночь.
Не спится.
Хочется есть.
Где-то капает вода. Жутко. Вдруг придут и выгонят на трескучий холод?.. Так в борении, тоске и радости творчества текла жизнь будущего великого пейзажиста.
И когда однажды Алексей Кондратьевич Саврасов, давно привечавший талантливого подростка, взял его в свою мастерскую, Левитан был счастлив.
Его мечта исполнилась!
Ведь теперь его учителем будет создатель знаменитых "Грачей", сам Саврасов!
"Чудак"...
Так за глаза величали Саврасова. А он, пожалуй, был одним из самых мудрых художников своего времени.
Ученики обожали Алексея Кондратьевича. Не сводили с него восторженных взглядов, когда он приходил в мастерскую заросший, с отекшим лицом.
Константин Коровин вспоминает про учителя - Саврасов, огромный, неуклюжий, с большими красными руками, заросший густой бородой. Глаза его сверкают. Он учит студентов:
- Весна, фиалки в Сокольниках, уже зелень распустилась. Ступайте туда. На стволах желтый мох блестит, отражается в воде...
Воды весны!
Да, ступайте...
Надо почувствовать красоту природы.
В России все поет...
Левитан как-то раз заметил Коровину:
"...Мы, пейзажисты, никому не нужны". А позже, показывая свой этюд, проговорил: "Последний луч. Что делается в лесу, какая печаль! Этот мотив очень трудно передать. Пойдемте со мною в Сокольники. Там увидите, как хороши последние лучи..."
Вдруг пришел Саврасов. Посмотрел этюд.
- Художники и певцы всегда будут воспевать красоту природы. Вот Исаак Левитан, он любит тайную печаль, настроение...
- Мотив, - вставил Левитан. - Я бы хотел выразить грусть, она разлита в природе. Это какой-то укор нам... А Коровин ищет веселье...
Коровин описывает, как они гуляли по Сокольникам, как солнце зажигало розовые свечи сосен, клало синие тени на снег.
- Что с вами? - спросил Коровин у Левитана. Тот плакал и вытирал бегущие слезы.
- Я не могу: как это хорошо! Не смотрите на меня, Костя. Я не могу, не могу. Как это хорошо! Это как музыка.
Молодые художники шли обратно. Солнце зашло. Хрустел наст.

Мотив одиночества, нужды сопровождал юность Левитана. Он говорил:
- Я восхищен лесом и хочу, чтобы другие тоже восхищались им так же, как я.
Эти последние лучи - печаль и тайная тоска души особенная, как бы отрадная...
Неужели этот обман и есть подлинное чувство жизни?
Да, и жизнь и смерть - обман.
Зачем это?
Как странно...
„Левитан был разочарованный человек, всегда грустный, - писал Коровин. - Он жил как-то не совесм на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы... Летом Левитан мог лежать на траве весь день и смотреть в высь неба".
„Как странно все это и страшно, - говорил Левитан, - как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира - земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть. А искусство - в нем есть что-то небесное - музыка..."
Наедине с Русью... Эти записки Коровина еще крепче утвердили мои размышления о левитановском неизбывном, постоянном диалоге с природой России. В те юные годы он только подходил к истинному контакту с пейзажем... С годами эта связь стала для Левитана его жизнью, его святой целью.
Все шло бы ничего, но заедали палитру привычные коричневые тона, не хватало смелости увидеть звенящую синь пленэра.
Левитан мается.
Пропадает где-то сутками. Приходит какой-то чужой, с воспаленными глазами, перепачканный красками, худой и печальный.
Саврасов глядит на его маленькие этюды, хмыкает.
Доволен.
И вот наступает первая в судьбе живописца выставка. Прочтите строки из газеты „Русские ведомости", в которых отмечают удачу пейзажей Куинджи, Шишкина, Саврасова и...
«Пейзажист г. Левитан выставил две вещи: одну - „Осень" и другую - „Заросший дворик"».
Дальше им дается высокая оценка:
„Все это написано просто мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его бесспорно жизненное впечатление от природы; судя по этим двум картинам, нет сомнения, что задатки г.Левитана весьма недюжинного характера". Господин Левитан... А ему, этому юноше, - всего семнадцать лет. Это был 1877 год. Таково начало. Казалось, блестящее. Шлагбаум успеху открыт.
Левитан был истинным певцом Отчизны.
Как-то художник заметил:
„Говорят, что нужно ехать в Италию, только в Италии можно стать художником. Но почему? Чем пальма лучше елки?"
Эта мысль нашла подтверждение во всей его жизни.
Он был певец Отчизны не потому, что не видел красот иноземных. Нет.
Он не раз колесил по Европе, но жизнь искусства была дома, на Родине.
Надо представить себе Левитана той поры - юношу экзальтированного, с воспаленной фантазией, прибитого бытом... И, несмотря на это, мощно и прямо идущего к своей цели, к созданию портрета русской природы - яркого, многозначного, объемного.
...Вскоре стираются воспоминания детства, обычно самые яркие.
Он живет будущим.
Левитана поддерживали. Его маленькие этюды не раз экспонировались на выставках и имели успех, но... В 1879 году страну сотряс выстрел в императора Александра II.
Москва теперь закрыта для Левитана.
Он уезжает за город, в Салтыковку, и оттуда ежедневно добирается в Москву на „чугунке".
Денег нет.
Ботинки разбиты.
Драный костюм и пустые карманы.
Стыдно было показываться на люди.
Так накапливались в душе одиночество и тоска, которые даже в дни самых светлых удач омрачали жизнь молодого живописца. И эти перепады чувств рождали меланхолию - эту страшную ржавчину души.

Но он работал с энергией, изучая пейзаж во всех его деталях и подробностях, в цвете и тоне. Почерку Левитана с годами все более и более будет свойственна широта обобщения в мазке, колорите и композиции.
Но это был результат невероятного труда, наблюдения.
От деталей к общему - таков закон большого искусства.


Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.chedevri
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное