Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мастера и шедевры

Выпуск № 127. 26 октября 2004г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 33.
"Алексей Венецианов".

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

„Автопортрет". Холст написан Алексеем Гавриловичем Венециановым в 1811 году, накануне Отечественной войны.
Строг лик тридцатилетнего мастера.
Сурово, пристально вглядывается художник в даль, словно предчувствуя что-то недоброе.
Сдвинуты густые брови.
Большие темные глаза кажутся еще более крупными из-за тонких очков.
Крутой лоб обрамлен непокорными волнами вьющихся волос.
Волевые складки рта, чуть раздвоенный крепкий подбородок.
Насторожен, собран живописец.
Рука, держащая кисть, замерла. Еще миг, и кисть коснется полотна.
И будто по волшебному мановению оживет картина.
Начало XIX века было временем сложным и нелегким. Венецианову довелось увидеть руины родного дома, сгоревшего во время пожара Москвы в 1812 году. Но это не ожесточило его характер, он остался предельно гуманным, добрым человеком.
Формированию его личности способствовали Гоголь, Пушкин, Глинка.
Передовые деятели русской культуры помогли осмыслить истинную глубину и размах духа своей родины, заставили ярче осознать свет и тени эпохи, в которую он жил.
Его лира обрела гражданственное, широкое звучание.
Благородная муза Венецианова воспела красоту простого сельского люда.
Обладая талантом редкой звучности, творец отдал его своему народу.
Картины, несложные по сюжетам, взяты из самой гущи жизни крепостного села.
Мы очарованы прелестью его юных красавиц, задумчивых мальчишек, спокойствием мужских лиц.
Никому не приходит мысль, что перед нами бесправные рабы.
Крепостные.
Живописец любовался Человеком, когда писал свои произведения о России.
Шедевры Венецианова - портреты русских женщин.
Он раскрыл их спокойную, величавую красоту.
То задумчивую, то задорную, то строгую, немного грустную, но всегда покоряющую своей открытостью, духовной чистотой.
Пленительна скрытая гармония человека и природы в полотнах живописца. Пахота и жатва, лето и весна.
Любое время года предстает перед нами в свойственной пейзажу Руси неброской, поэтической красе.
Нехитры, незамысловаты жанры картин Венецианова. Но насколько они ближе нам, чем холодные академические холсты тех времен - умозрительные, выхолощенные в своей виртуозной салонности, отличающейся лишь внешним блеском.
Венецианов широко открыл окно в мир подлинной жизни села с его немудреным бытом, тихой радостью и горем. Художник был духовно близок своим моделям. И родство, свет этой приязни, добросердечности отражены во всех его полотнах. Казалось, что Россию, познавшую блеск картин кисти Левицкого, Рокотова, Боровиковского, трудно чем-либо удивить, но Венецианов поразил современников: перед зрителями встала во всей светозарности Русь, которая родила Андрея Рублева и Ломоносова, Пушкина и Глинку...
Поэт своей родины, Венецианов никогда не будет забыт признательными согражданами как один из самых благородных, честных, мужественных и талантливых певцов России.
Почти через полвека после кончины Венецианова Иван Крамской писал: „Художник, как гражданин и человек, кроме того, что он художник, принадлежа известному времени, непременно что-нибудь любит и что-нибудь ненавидит. Предполагается, что он любит то, что достойно, и ненавидит то, что того заслуживает ... Ему остается быть искренним, чтобы быть тенденциозным ... Это мое главное положение в философии искусства".
Пафос творчества Венецианова в любви к народу.
Это высокое чувство нашло выражение в холстах песенных, изумляющих удивительной соразмерностью, мелодией, которая заложена в его прекрасных созданиях.
Мало кто так ненапыщенно возвеличил простого Человека, его нелегкий труд, как это сделал Алексей Венецианов.
Он вошел в наше сегодня как современник - так близки нам его картины тончайшим лиризмом и сердечностью, простотой формы, обобщенной и гармоничной, сочным, сияющим цветом.
«Искусства низших родов могут доставлять наслаждение зрению, говорить уму, удовлетворять вкусы, но заставить сердце трепетать восторгом неземным, источить слезы из очей, зрящих перед собою небо, - это принадлежность живописи исторической…»
Такое эстетическое кредо было провозглашено некоторыми представителями петербургской Академии художеств.
Прошло полтора века...
Где все сочиненные ими огромные композиции на «исторические» темы?
Только гигантские рамы продолжают благородно мерцать своим потускневшим старым золотом.
Холсты или почернели, или, писанные с большим количеством лаков, блестят; но неземного восторга и слез из очей у зрителей эти картины не вызывают.
Скорее они рождают чувство недоумения – ведь, сколько труда, а порою и таланта было убито на создание банальных, ходульных махин - статичных, безжизненных, а чаще всего фальшиво-многозначительных в своей декоративно-помпезной пустоте.
Трудно, очень трудно было Венецианову: ведь он один из первых утвердил искусство „низших родов" как полноправное искусство высокой пластики и пробил стену казенных догм, схоластических канонов, которыми так славилась Академия.
...Алексей Гаврилович Венецианов родился в купеческой семье 18 февраля 1780 года. Торговый дом, сад и огород Гаврилы Юрьева Венецианова славились на всю Москву „смородиной, тюльпанами и прочими товарами". Между прочим, тут же предлагались и картины по „весьма сходной цене".
В дни детства Алексея Венецианова в Москве жили знаменитый Ф. С. Рокотов и молодой Н. И. Аргунов.
Но юноше не довелось встретиться с ними. Будущий живописец обучался в одном из пансионов и специального художественного образования не имел.
Его учила сама жизнь, события конца XVIII века, развернутое наступление русских просветителей, быстро пресекаемое, впрочем, тяжелой рукою властей.
Сочинение А. Н. Радищева „Путешествие из Петербурга в Москву" было словно лучом света, выхватившим из мрака жуткую картину крепостническо-самодержавной России.
„Французская революция дала новое направление веку", - писал один из современников Венецианова.
Москва бурлила от вольных идей.
Но юноша был далек от всего этого, он писал портреты близких, изучал творчество классиков.
И в 1802 году летом в „Санкт-Петербургских ведомостях" появилось объявление о недавно приехавшем Венецианове, "описывающем предметы с натуры пастеллем в три часа, живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме".
Он дерзает начать свой самостоятельный путь в столице.
Однако без связей и знакомств объявление в газетах не возымело воздействия на петербургскую публику, и юный живописец вернулся в Москву.
Здесь он продолжал совершенствовать свое искусство портретиста и создал ряд удачных полотен.
Наконец, в 1807 году Алексей вновь приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт.
Как вспоминает сам Венецианов, „в свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись".
Так, не взявши штурмом столицу в 1802 году, он начал ее планомерную осаду, Вскоре он сближается с „почтеннейшим и великим" Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, „украшавшего Россию своими произведениями", живет у него в доме.
Начало было добрым...
Однако такое везение ничуть не остановило порыв к изучению шедевров. Эрмитаж был основной школой художника.
Он избежал опасности попасть под влияние манеры Боровиковского, был достаточно талантлив и упорен, чтобы одолеть тайны искусства самостоятельно. И вдруг молодой человек, столь благонамеренно начавший восхождение к успеху, не только организует сатирический „Журнал карикатур", но и сам рисует в него, за что вскоре был вызван в „инстанции".
.Издание запрещено, не успев просуществовать и года.
Царь Александр I лично занимался такими вопросами и... „указать соизволил: издание карикатурного журнала сего впредь не дозволять".
Не будем описывать все злоключения молодого Венецианова, но он замолчал. Его темперамент, гражданственность проявятся позже, а пока, по прошествии ряда лет, он представляет в 1811 году уже описанный нами в начале „Автопортрет" на суд Академии художеств.
Алексею Венецианову присвоено звание „назначенного" кандидата в академики и дано право написать на соискание нового звания „Портрет инспектора Кирилы Ивановича Головачевского"...
Вскоре по исполнении картины было резюме: „Избран в академики 1811 года сентября первого дня".
Семья в Москве ликовала: их сын - академик!
1815 год. Алексей Венецианов женится на Марфе Афанасьевне Азарьевой и становится небогатым тверским помещиком.
Вскоре, оглядевшись в своих новых владениях и выбрав модель по душе, он пишет „Капитошку"...
Этот этюд масляными красками, оригинал которого утерян, дошел до наших дней в виде гравюры.
Однако он означал замечательное для русского искусства первооткрытие.
Художник начинает сюиту картин, во всей полноте и красоте создающих облик крестьянства, доселе никем с такою силой, мастерством и одухотворенностью не воспетый.
Алексей Гаврилович окончательно утвердился в желании бросить службу и целиком отдался любимому делу - живописи. Он покидает столицу и, расставшись с Петербургом, прокладывает новую, неведомую еще стезю в русском искусстве. Это был подвиг! Ведь нельзя забывать, что сей „демарш" предпринял признанный портретист-академик.
Итак, весною 1819 года художник, стоящий на пороге сорокалетия, переезжает в глубинку - сельцо Трониху „при реке Ворожбе" и сельцо Сафонково в Вышневолоцком стане той же Тверской губернии.
Этим деревушкам суждено стать "венециановскими местами", они вошли в историю нашего искусства, русской культуры.
Венецианов как бы „сжигает свои корабли".
Он пишет, что для успеха в живописи должен „совершенно оставить все правила и манеры, двенадцатилетним копированием в Эрмитаже приобретенные... ничего не изображать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной без примеси манера какого-либо художника, то есть не писать картину a la Rembrandt, a la Rubens, и прочие, но, просто, как бы сказать, a la Natura".
Изображение человека из народа - вот ключ к раскрытию гениально простого и великого искусства Венецианова, совершившего переворот в истории русской живописи.
Отныне не мифологические герои, не античные боги, не светские львы и львицы - дюжинные, рядовые, обычные, неприметные люди стали героями полотен наравне с великими поэтами, художниками, государственными деятелями...

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...




Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.chedevri
Отписаться

В избранное