Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости по исторической миниатюре 1/72 с gurkov.com


17.01.2014

Вышел N62 журнала "Наполеоновские войны" - с фигуркой  Рядовой полка конных егерей Императорской Старой гвардии, 1810 г. 

 

Основные темы журнала:

Маршал Жан-Батист Бессьер.

В сражении при Аустерлице.

Гвардейские привилегии.


 

 Продолжение…

ГЛАВА 3

 

 

                                                                                                                 РИМ И ЕГО ПРОТИВНИКИ

Распространённое мнение о слабости римской кавале-рии не имеет под собой достаточных оснований. Наобо-pот, в Италии издревле уделяли больше внимания коннице, чем в Элладе (195 т. 1 с. 191 — 192). Несмотря на то, что толь-ко 20% территории Апеннинского полуострова занимали равнинные земли, это позволяло разводить там количество лошадей, достаточное для того, чтобы снабжать ими пле-мена Италии и близлежащие государства. Области эти на-ходились на юге Апеннин и назывались Апулия, Калабрия и Лукания. Они были населены племенами япигов, меса-пов, калабров, салентинов и луканов. Область Лация, где был основан Рим, по географическим условиям не была пригодна для выпаса многочисленных табунов, но зато непосредственно граничила с Апулией, где всегда можно было закупить или выменять нужное
количество коней для армии.

Древние предания, обработанные Вергилием в «Энеиде», донесли до нас сведения о том, что после разгрома Трои часть её жителей во главе с Энеем покинула Малую
Азию и, после долгих скитаний, пристала к берегам Лации, где Эней сумел подружиться, а затем и породниться с Латином, царём латинян. После смерти царя Эней сам стал пра-
вить этой областью и остатками своего народа, ассимилировавшего с местными племенами. В «Илиаде» Гомер часто называл троянцев «конеборными». Это очевидно говорит о том, что последние умели прекрасно обращаться с конями. По крайней мере, два античных автора — Плутарх (102 т. 3 с. 30) и Вергилий указывают, что священное конное состязание для подростков называлось у римлян «Троя». У последнего, в поэме «Энеида», это описано так:

«Юный блистающий строй на виду у отцов выезжает,

Взнузданных гонит коней, — и дивится, на мальчиков глядя,

Весь тринакрийский народ, и шумит с троянцами вместе.

Коротко стрижены все, по обычаю всех увенчали

Кудри, и каждый по два кизиловых дротика держит.

Лёгкий колчан у иных за плечом и цепь золотая,

Гибко спускаясь на грудь, обвивает стройную шею.

На три турмы разбит отряд, перед каждой турмой

-Юный вождь, и за ним двенадцать отроков скачут,

Строй соблюдая тройной, блистая равным уменьем.

Всадники в первом строю за Приамом едут, ликуя,—

Славный твой отпрыск, Полит, наречённый именем деда,

Вскоре возвысит твой род на земле италийцев; а ныне

Мальчика мчит фракийский скакун — весь в яблоках белых,

С белой звездою на лбу, с перетяжкой белой у бабок,

Атис — ведут от него латиняне Атии род свой—

Атис, Аскания друг, пред третьим красуется строем.

Юл прекраснее всех — перед третьим строем гарцует;

Конь сидонский под ним был подарен прекрасной Дидоной

Мальчику в память о ней и в залог любви нерушимой.

Отроков мчат остальных тринакрийские кони,

которых дал им Акест.

Трепетный юный отряд дарданцы плеском ладоней

Встретили, с радостью в нём черты отцов узнавая.

После того, как они мимо зрителей всех проскакали,

Близким радуя взор Эпидид им голосом громким

Подал издали знак и бичом оглушительно щёлкнул.

По трое в каждом ряду разделился строй, и немедля

Два полухория врозь разъехались; после, по знаку,

В спять повернули они, друг на друга копья наставив,

Встретились, вновь разошлись и опять сошлись на широком

Поле; Всадников круг с другим сплетается кругом,

Строй против строя идёт, являя битвы подобие.

Вот одна сторона убегает, а вот, повернувшись,

С копьями мчится вперёд; вот обе смыкаются мирно,

Рядом летят... — На критских холмах, повествуют, когда-то

Был лабиринт, где сотни путей меж глухими стенами

В хитрый сплетались узор, и где все путеводные знаки

Людям помочь не могли, безысходно блуждавшим вслепую,

Также теперь следы перепутались юных троянцев,

То убегавших стремглав, то сходившихся в битве потешной,

Словно дельфины, когда в многоводном море Ливийском

Или Карпафском они затевали резвые игры.

Эти ристания ввёл, состязанья устроил такие

Первым Асканий 13, стеной опоясав Долгую Альбу;

Древним латинянам он искусство передал это,

Отроком сам обучившись ему с молодёжью троянской.

Внукам своим завещали его альбанцы, от них же

Рим воспринял его и хранит, как наследие предков.

О троков строи «троянским» зовут и «троянскими» — игры,

     Что и доныне у нас в честь святого прадеда правят»

(13 с. 211 — 212)

В свой ранний царский период римское общество делилось на три трибы: рамны, тацим и луцеры (295 с. 586), они же составляли основу римских родов. Каждая триба делилась на 10 попечительств — курий, которые в случае военных действий выставляли, кроме 100 пехотинцев, ещё по 10 всадников. В сумме это давало 300 кавалеристов (256 т. 1 с. 69)  входивших в римское войско, именуемое легионом  (от legio — «сбор»). Каждой сотней  всадников командовал трибун — келер (256 т. 1 с. 72 — 73).

Позднее, по мере увеличения численности римского населения, три основных рода поделились на «старших» и «младших». Получилось всего 6 триб, делившихся каждая на 10 курий, следовательно, число войск и, в частности всадников, увеличилось вдвое. Теперь римский легион насч-итывал уже 600 конников (265 т. 1 с. 83).

Видимо, уже в ранний период римская кавалерия дели-лась на турмы по 30 всадников, каждая из которых составля-ла отдельную боевую единицу. Оптимальным построением для такого боевого порядка были три шеренги по 10 всадни-ков или, если атака производилась колонной, — 5 шеренг по 6 всадников (либо наоборот 6 шеренг по 5 всадников). О том, что римляне использовали в бою плотный строй для конни-цы можно найти сведения у Тита Ливия (64 т. 2 с. 163, 247; 64 т. 3 с. 106 — 107), Полибия (105 т. 2 с. 457), Тацита (133 т. 2 с. 105; 132 т. 1 с. 267). Ошибочно мнение, что строй римской ка-валерии представлял собой несколько растянутых шеренг, в которых воины стояли на расстоянии 2 метров друг от дру-га (290 с. 20 — 21) или беспорядочную массу, умеющую воевать только врассыпную (307 с. 118). Можно допустить, основыва-ясь на византийском военном трактате Псевдо-Маврикия, о котором речь впереди, что при сближении с противником римляне двигались, соблюдая в шеренгах расстояние в 2 метра. Это давало возможность всадникам, стоя на месте, развернуть коней в нужную сторону, если неприятель неожи-данно атаковал с фланга или с тыла, но перед самой атакой следовало обязательно смыкание. Такая манера боя применя-лась на протяжении всей истории конницы, ибо именно этим способом можно было нанести удар максимальной силы.

 

продолжение следует…

На главную страницу сайта.

На страницу миниатюра на gurkov.com 

 

2014-01-17__255

В избранное