Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фото-любитель

  Все выпуски  

<<Загадочные>> числа - 2


«Загадочные» числа - 2

Статья с иллюстрациями на сайте

В прошлый раз мы выяснили, что «отмерить» свет, который должен попасть на матрицу камеры, можно изменением диафрагмы и выдержки. Этим величинам посвящена сегодняшняя заметка...

Статья с иллюстрациями на сайте

Диафрагма

Чем больше отверстие, через которое свет попадает в камеру, тем быстрее он «набирается» (вспомним аналогию с ведром). Регулятором размера этого отверстия и является расположенное между линзами объектива устройство, которое называют диафрагмой. Оно состоит из нескольких лепестков — тонких фигурных пластинок, сходящихся к центру. В результате «зрачок» объектива сужается почти как в нашем глазу — и, в общем-то, с той же целью.

Между прочим, диафрагму такой конструкции называют «ирисовой» (iris — сетчатка глаза)

Для фотографии важно не абсолютное значение отверстия, а его отношение к фокусному расстоянию. Именно величину этого относительного отверстия мы видим, когда читаем что-то вроде F/5,6. На шкалах объективов, а зачастую и дисплеях цифровых камер для экономии места от полной записи дроби оставляют только знаменатель, который называют «диафрагменным числом». Понятно, что чем больше знаменатель, тем меньше отверстие. То есть, увеличивая диафрагменное число, мы уменьшаем диафрагму. Поэтому, чтобы не запутаться, обычно о диафрагме предпочитают говорить не «уменьшить/увеличить», а «открыть/закрыть».

Традиционно шкалу диафрагм строили таким образом, чтобы один шаг на ней соответствовал изменению освещенности пленки вдвое. Получился вот такой ряд диафрагменных чисел:
1; 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32.

В современных камерах для более точной установки экспозиции обычно предусматривают возможность изменения «на полшага» или «на треть шага». Тогда шкала становится такой:
1; 1.2; 1.4; 1.7; 2; 2.4; 2.8; 3.3; 4; 4.8; 5.6; 6.7; 8; 9.5; 11; 13; 16; 19; 22; 26; 32;
или, соответственно, такой:
1; 1.1; 1.2; 1.4; 1.6; 1.8; 2; 2.2; 2.5; 2.8; 3.2; 3.5; 4; 4.5; 5.0; 5.6; 6.3; 7.1; 8; 9; 10; 11; 13; 14; 16; 18; 20; 22; 26; 28; 32.

Конечно же, у разных объективов диапазон этих значений отличается. С одной стороны он ограничен размером самого объектива. Относительное отверстие при полностью открытой диафрагме называют светосилой объектива. Чем она больше, тем больше света может попасть на матрицу и, соответственно, тем при более слабом освещении можно снимать.

Объективы с высокой светосилой в обиходе называют «светлыми» или «быстрыми» (из-за того, что позволяют использовать более короткие выдержки)

С другой стороны диапазон диафрагм тоже ограничен. Но тут уже причины не технические, а природные. При уменьшении диаметра отверстия возрастает влияние дифракции, и с определенного момента четкость изображения резко уменьшается. Именно поэтому у компактных камер диафрагма обычно не закрывается сильнее F/11.

Выдержка

Второй параметр, регулирующий «заполнение ведра» — выдержка, т.е. время, на которое свету открыт доступ к матрице (или в течение которого считывается информация с матрицы). Измеряется оно в секундах или — чаще — долях секунды.

Также как для диафрагмы, традиционная шкала предусматривает, что шаг по ней изменяет количество попавшего на матрицу света вдвое. Но здесь зависимость линейная, т.е. и значения выдержки меняются примерно в два раза:
8; 4; 2; 1; 1/2; 1/4; 1/8; 1/15; 1/30; 1/60; 1/125; 1/250; 1/500; 1/1000…

Естественно, сейчас в фотоаппаратах электронные затворы позволяют отрабатывать выдержки с шагом в половину или треть ступени.

На шкалах и дисплеях фотокамер зачастую для обозначения выдержек короче секунды указывают только знаменатель (т.е. пишут не 1/125, а просто 125), а к тем, что длиннее приписывают обозначение секунд: 2s или 2".

EV

Одно и то же количество света можно пропустить на матрицу за разное время, меняя диафрагму. Поэтому для характеристики экспозиции была введена дополнительная величина — EV (exposure value = экспозиционное число). За нулевое значение принята экспозиция в течение 1 секунды с диафрагмой F/1. Изменение на шаг («ступень» или «стоп») по шкале выдержек или диафрагм соответствует изменению EV на единицу. Ну, а чтобы сохранить правильную экспозицию, изменять величины экспонаты — выдержку и диафрагму — нужно совместно. Закрыли диафрагму на 2 деления — будьте любезны на те же 2 деления увеличить выдержку. Захотели сократить выдержку — придется соответственно открывать диафрагму. (Подробнее об EV я уже писал)

Зачем столько сложностей?

Действительно, зачем столько параметров? Или, как написал в комментарии один из читателей блога: «неужели не легче выложить таблицу, в которой четко будут отмечены диафрагма и выдержка при разной освещенности объекта»?

К сожалению (или не к сожалению?), нет. Всё дело в том, что выдержка и диафрагма влияют не только на правильность экспозиции. А на что ещё?

Диафрагма определяет глубину резкости (соответствующую таблицу-калькулятор можно посмотреть в библиотеке Ф-Л). И, в зависимости от сюжета, мы можем стремиться либо открыть объектив полностью — чтобы сделать глубину резкости минимальной, «отделив» таким образом объект съемки от фона. А может быть, совсем наоборот, нам потребуется посильнее закрыть диафрагму, чтобы одинаково четко показать и передний, и задний план.

С другой стороны, и с выдержкой не всё и не всегда однозначно. Конечно, если снимать натюрморт в тихих домашних условиях, там хоть 10 секунд, хоть 1/1000 секунды… А вот ежели объекты движутся, нужно задумываться о желаемом эффекте.

Выберем короткую выдержку — движение «заморозится». Возможно, именно этого мы и добиваемся… а может быть, нам нужна большая экспрессия, подчеркнутый эффект быстрого движения? Тогда выдержка должна быть достаточной, чтобы проявилось «смазывание» (по-английски это называют — motion blur — размывание движением), но не настолько большой, чтобы объект съемки совсем потерял свои очертания. Но может случиться и так, что нас интересуют не сами движущиеся объекты, а оставленный ими след — например, «трассы» фар на ночной дороге. Тут выдержка уже может достигать нескольких секунд. И всё это будет правильно — если соответствует замыслу фотографа.

 

«Вот,»— думает, наверное, читатель — «Развел тут теорию. А как же, всё-таки, выбрать правильные экспопараметры?» Потерпите еще чуть-чуть.

 

Продолжение следует…

Статья с иллюстрациями на сайте


Купили множество книжек, пересмотрели массу сайтов, но так и не смогли научиться хорошо фотографировать?

Вам помогут фотокурсы!

Нет возможности посещать занятия?— Воспользуйтесь дистанционным образованием!

К вашим услугам Фотокурсы.ру. Система курсов разных уровней — от азов, до подготовки к профессиональной работе.

Специальное предложение для читателей рассылки: укажите в заявке на обучение кодовое слово «метеор» (без кавычек) — и вы получите пятипроцентную скидку на любой курс!


Маленький анонс

Сегодня я получил согласие Жана-Себастьяна Монзани на перевод и публикацию его статей — руководств по портретной фотографии. А значит, в скором времени они появятся в «Библиотеке Фото-Любителя». Пока же — просто посмотрите на работы этого замечательного фотографа.


Все выпуски рассылки (иногда с дополнительными иллюстрациями),
а также другие материалы можно найти на сайте рассылки
Фото-Любитель.


Другие мои проекты: Библиотека Ф-Л; ИТ в образовании; Макинтош — по-русски; AspireOne + Linux.


В избранное