Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фото-любитель

  Все выпуски  

"Загадочные" числа - часть 1


«Загадочные» числа - 1

Статья с иллюстрациями на сайте

Как-то так случилось, что свои заметки я начал писать, хоть и в расчете на фотолюбителя, но не совсем начинающего. Теперь же, как ответ на вопросы читателей, появляется рубрика «Азбука»...

У фотолюбителя, решившего снимать не в режиме Auto, в первую очередь возникает вопрос «Что это за заклинания: f/5.6, ISO200, 1/100", -0.3ev,— и как ими правильно воспользоваться?» Попробуем постепенно разобраться.

Чувствительность (ISO)

Число ISO характеризует, сколько света должно попасть на датчик для получения нормальной экспозиции. В отличие от пленки, где эта величина соответствовала действительной чувствительности конкретной пленки, матрица в цифровой камере не меняется. Регулируется усиление полученного с нее сигнала. Увеличили вдвое ISO — также вдвое увеличилось усиление и, соответственно, вдвое меньше нужно света для получения снимка. С высокими ISO можно получать фотографии при меньшем освещении, например, вечером или без специальной подсветки в помещении. К сожалению, усиливается не только полезный сигнал, с увеличением ISO растут и шумы.

В этом есть определенное сходство с пленкой. Там рост чувствительности ведет к более крупному «зерну».

Разработчики стараются повышать качество датчиков, совершенствовать шумоподавление, но тем не менее нужно стремиться по возможности использовать низкие значения чувствительности. Особенно это важно для компактов — маленькие (по геометрическим размерам) матрицы и так шумят сильнее. Вообще, как показывает практика, пару максимальных значений чувствительности в любой камере стоит рассматривать как «экстремальный вариант», когда сюжет настолько уникален, что качеством можно пожертвовать.

Лет 20-30 назад при крайней необходимости, если в аппарате не оказывалось пленки достаточной чувствительности, ее «вытягивали» более долгой проявкой. Тоже понимая, что качество заметно ухудшится, но... «лучше такой снимок, чем совсем ничего». Стоит заметить, что снимки, сделанные на пленке с изначально более высокой чувствительностью, выходили лучше, чем при «вытягивании». Пользуясь цифровой камерой, тоже лучше повысить ISO при съемке для получения нормальной экспозиции, чем пытаться «тянуть» недодержанные кадры в Photoshop'е.

«Треугольник экспозиции»

Итак, сколько света нужно, определяет ISO. А за счет чего это можно «отмерить»? Представьте, что вы наливаете в ведро воду. Наполнить его до краев можно и слабой струей, но это будет долго. А можно открыть кран побольше -- и потратить меньше времени. Так и с экспозицией. Только вместо крана с водой у нас диафрагма -- она в той или иной степени закрывает отверстие объектива, пропуская через него больше или меньше света. А время, на которое открыт доступ света к матрице,-- это выдержка. В общем, цифровой фотоаппарат при одном и том же освещении позволяет получить правильно экспонированный кадр при множестве наборов параметров, попадающих в эдакий «треугольник экспозиции».

[схема 1]

Здесь я попытался схематически это изобразить (Да простят меня математики — это изображение ни в коей мере нельзя считать графиком). Как видите, при слабом освещении у фотографа практически нет возможности выбора — ему приходится одновременно увеличивать до максимума значение ISO, полностью открывать диафрагму и использовать длительную выдержку. С ростом освещенности увеличивается и «треугольник». Но экспозиционные параметры по-прежнему связаны между собой: уменьшив ISO, придется либо увеличить выдержку, либо приоткрыть диафрагму; хотим уменьшить выдержку — никуда не деться, надо либо открывать диафрагму, либо увеличивать ISO.

Пусть, к примеру, наш сюжет таков, что правильно экспонированный кадр получается при ISO200, выдержке 1/500 с и диафрагме f/8. Значит, в этих условиях столь же правильная экспозиция получится и при ISO100, 1/250 с и f/8. А еще при ISO100, 1/500 с и f/5,6. И при ISO200, 1/250 с и f/16. И ISO100, 1/1000 с и f/4. И еще... Еще многих наборах параметров.

Как же из этих правильных наборов выбрать «самый правильный»?

Об этом — чуть позже. После того как разберемся со смыслом оставшихся двух параметров и их влиянием на снимок. Постараюсь не слишком задерживаться с продолжением....

Статья с иллюстрациями на сайте


Подумайте! Вы используете программу Photoshop на 100%? Или, может быть, применяете для работы всего пару инструментов, а остальные остаются скрытым мертвым грузом?

Обратите внимание на авторский курс Зинаиды Лукьяновой! За 15 часов и 52 минуты Вы увидите, как пользоваться всеми инструментами и командами в программе и как с помощью них делать удивительные работы, которые будут радовать Вас и ваших близких.

Зайдите по ссылке, чтобы узнать все подробности: http://disc.photoshop-master.ru/fhobby


Найдено в Сети

Тем, кто интересуется съемкой портретов и может читать по-английски, советую посетить сайт PortraitTutor.com. Там вы найдете целую серию небольших, но содержательных статей. (К сожалению, автор не разрешил публиковать их перевод, поэтому тем, кто не владеет английским, остается только предложить воспользоваться онлайн-переводчиками, например, http://www.translate.ru/ или http://translate.google.ru/... Хотя перевод с их помощью больше похож на инструкции для киллеров, а не фотографов: «Это - хорошая идея начаться с выстрелов в голову, и постепенно включать больше тела, экономя полные выстрелы для последнего.» ;-) )


Все выпуски рассылки (иногда с дополнительными иллюстрациями),
а также другие материалы можно найти на сайте рассылки
Фото-Любитель.


Другие мои проекты: Библиотека Ф-Л; Макинтош — по-русски; AspireOne + Linux.


В избранное