Хорошо делается только
любимая работа. Или, как минимум, интересная. Ну,
уж совсем на худой конец – чтобы она не была ненавистной. К сожалению, всё
ещё крепки позиции рабовладельческого принципа социалистической коровы:
чтобы корова больше давала молока и меньше потребляла кормов, её надо больше
доить и меньше кормить. При этом хозяева и начальники ждут от рабочих и
служащих преданности и самоотверженности. Мотивация персонала – самый
больной вопрос практики управления. Проблема тут, наверное, не только в
отношениях собственности, ведь и равноправные партнёры, бывает, готовы
«перемочить» друг друга. Цель оправдывает средства – средства характеризуют
цель.
Разрядить ситуацию помогло бы элементарное доверие и просто человеческое
отношение к людям. Например, о финансовых делах фирмы
знают руководители, учредители, ревизоры, контролёры, аудиторы, налоговые
инспектора, местные бандиты, иностранные разведки… – кто угодно, кроме тех,
кто своими руками создаёт благополучие фирмы – собственных сотрудников.
Где логика? При таком раскладе любые разговоры о лояльности персонала – не
более, чем демагогия. Новым уровнем мотивации
могло бы стать участие персонала в определении политики и утверждении
бюджета фирмы. Такое было бы реально в ситуации, когда сотрудники являются
акционерами своей компании. Попробуйте прикинуть, что будет, если подобным
образом мотивировать рабочих одного только ВАЗа.
Контроль нужен там, где нет мотивации.
А если без революций, то надо
понимать, что работа занимает слишком большую часть жизни человека, и уже
только поэтому её надо строить так, чтобы она была в радость. И помнить, что
человек работает, чтобы жить, а не живёт, чтобы работать. В той же Японии
давно уже стараются делать так, чтобы на работе людям было лучше, чем дома.
Это окупается: психологическая атмосфера – качество труда – качество
продукции – репутация фирмы… – Вот это и есть мотивация. Хорошо поставленная
работа делается сама.
Что для подчинённого главное?
– чтобы начальник был умным. Или хотя бы думающим, что уже немало. Но где их
взять, умных-то, и сколько их нужно на всех уровнях? Кадровые вопросы –
опять же в компетенции акционеров – начальников всё-таки можно выбирать. И
вот тут критерии отбора становятся на место: фактически речь идёт о том,
кому доверить свою судьбу. А раз доверил – то я тебе не классовый враг, а
кровно заинтересованный помощник. Да и чего не сделаешь для шефа, который из
межличностных и производственных отношений построил нечто подобное
кристаллической решётке, где каждый сотрудник чувствует себя узловой
точкой структуры. У него ж, родного, не только ума хватает, чтобы быть
центром кристаллизации, но и сердца, чтобы быть источником поляризации. А
компания в целом – играя и переливаясь всеми цветами радуги, притягивает
клиентов и партнёров. Не тот лидер, кто ведёт, а тот, за кем идут.
Можно и без лирики. Коротко и
жёстко – стандарт качества. Чуть шире и понятнее – система менеджмента
качества. Разные есть системы. Суть их сводится к наведению «порядка в
танковых войсках»: делается только то, что нужно, и каждый делает только то,
за что отвечает. Весь этот порядок документируется и имеет на предприятии
силу закона. В частности, это ограничивает самодурство
начальников, и они усваивают простую заповедь: не мешай людям работать.
Добровольно-принудительное лечение. В итоге – на выходе производственного
процесса получаем именно то (в смысле качества), что планировали на входе.
Чтобы всё было сделано, как надо – всё должно делаться, как надо.
Однако не стоит уповать на
придуманное кем-то. Тем более,
что та же ISO
(Международная Организация Стандартизации) оставляет простор для творчества.
Лично я был разочарован, когда обнаружил, что в «раскручиваемой» серии
стандартов ISO
9000 нет ни слова о мотивации как таковой. К тому же, велика опасность, что
если система станет самоцелью, то это обернётся старым добрым
казарменным дурдомом. Но поскольку мы считаем
себя HomoSapiens,
то во главе угла должен стоять здравый смысл. И раз уж Создатель снабдил
каждого из нас «персональным компьютером», значит
есть возможность иногда им пользоваться, и попробовать набросать свой
фирменный стандарт, который был бы проще, надёжнее и изящнее – как образец
сержанта Калашникова.
Возьмём готовую аббревиатуру
АКМ (акционерная компания модернизированная) и обозначим некоторые контуры и
детали. Акционерами компании имеют право быть только её сотрудники, и каждый
новый сотрудник вместе с удостоверением получает стартовый пакет. Акции
компании – её внутренний инструмент мотивации, они не могут быть объектом
торговых операций. Акционерские счета – именные и пожизненные. Начисление
акций – по критериям: стаж, квалификация, заслуги перед компанией. Подбор
кадров – дело каждого. Успехи или огрехи сотрудника соответственно
отражаются на активах рекомендателя. Функции отдела кадров можно передать
тренинг-центру, а совет акционеров справится и с
ролью профсоюза. Менеджмент качества органично вплетён в Конституцию
компании. Сравните порядок изложения и структуру:
Стандарт ISO 9001
Стандарт АКМ
1. Документация
1. Цели и задачи
2. Высшее руководство
2. Средства и способы
3. Ресурсы (в т.ч. людские)
3. Кадровая политика
4. Процессы
4. Финансовая политика
5. Контроль и улучшение
5. Ресурсы и процессы
Сказка – ложь, да в ней
намёк. Как сказал товарищ Путин, в вопросах экономического роста скромность
ни к чему.
Оркен Утебалиев
…Большая
часть населения живёт заработной платой. Уровень её жизни и вознаграждения
определяет благосостояние нации. Честолюбие каждого работодателя должно быть
в том, чтобы платить своим рабочим больше, чем все его конкуренты… Мы
опрокинули старый скверный обычай платить рабочему ровно столько,
за сколько он согласен работать. Такие обычаи и
порядки никуда не годятся, они должны и будут когда-нибудь преодолены. Иначе
нам никогда не искоренить нищеты в мире.
Генри Форд I
Каждая
компания, вне зависимости от её размеров, должна иметь определённые цели,
отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают её существование.
Миссия предпринимателя – преодолеть бедность.
Коносукэ Мацусита
Мы должны стать тем изменением,
которое хотим увидеть в мире.