Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Студенческие миниатюры

  Все выпуски  

Студенческие миниатюры выпуск №5. Метод мозгового штурма


Выпуск №5

 

Добрый день дорогие друзья! Напоминаю всем, кто только подписался: скачайте архив, там много полезной информации и уже есть тексты миниатюр.

            Сегодня мы поговорим о классическом методе изобретательства, который получил применение практически во всех областях нашей жизни, ну и конечно при написании миниатюр. Это Метод Мозгового Штурма. Пишу название метода с большой буквы, так как, изучая и другие методы, я пока не нашел сравнимого по простоте и результативности. Работа в группах с нашими ребятами и общаясь с представителями других творческих коллективов, я заметил, что очень часто этот метод применяли неправильно и он, не давал никаких результатов. И очень часто от него начинали отказываться, хотя как метод, который позволяет генерировать идеи, ему равных НЕТ!!!

            Все проблемы с применением метода возникают из-за того, что он имеет МНОГО ОГРАНИЧЕНИЙ, которые мы чуть позже и разберем. Сразу оговорюсь, что я буду описывать классический метод мозгового штурма.

            Итак, как же выглядит применение метода. Прежде всего, необходимо помнить и знать, что работа по использованию метода состоит из двух этапов: Генерации и Критического разбора. Перед использованием метода всех участников метода необходимо разделить на две группы, которые обязательно рассаживаются подальше, что бы не слышать, как работает соседняя группа. В группах должно быть не больше 6 человек, которые как раз и будут генераторами идей (как показала практика, если количество генераторов в группе больше шести, идеи которые генерируют участники, просто не успевают записывать). Кроме того, в группе обязательно должен присутствовать седьмой участник, который не принимает участие в генерации. Его задача это записывать все идеи, которые высказывает группа генераторов. Желательно так же присутствие еще одного, восьмого участника группы так называемого наблюдателя. Он тоже не принимает участие в генерации, его задача пресекать все нарушения правил применения метода мозгового штурма в группах.

            Если количество человек которые захотят участвовать в методе мозгового штурма окажется больше чем необходимо для набора двух групп, то совершенно естественно можно сделать три группы, и обратная ситуация, можно и даже нужно создать только одну группу, если для создания двух групп просто недостаточно народа.

            Итак, после того как все группы готовы к работе (обязательно необходимо, что бы члены группы находились рядом друг с другом, и лучше даже, если они будут за круглым столом. Человек, который записывает, должен иметь бумагу и ручку). Участникам группы дается задание-идея. Включается секундомер. Дается команда на старт. Участникам группы за ограниченный промежуток времени (например 3-5 минут), который заранее оговаривается, необходимо сгенерировать как можно больше идей с любыми ассоциациями которые у них возникают. Это может быть полный бред, или  очень нецензурные веши. Это может быть все, что угодно. В процессе генерации допускается развивать идеи, которые возникли в процессе штурма непосредственно не связанных с поставленной задачей, но необходимо помнить, что наблюдатель просто обязан возвращать обсуждение в нужное русло при совсем глубоком уходе от темы или возникновении тупика в обсуждении.

            После окончания этапа генерации наступает этап критического анализа. Обе группы меняют свой статус. Они становятся Критиками. Две группы меняются своими записями, и очень критично начинают обсуждать то, что написано у соседей, выкидывая совершенно бредовые идеи или полную чушь. При этапе критического анализа можно дополнять идеи (шутки для миниатюр) которые написала другая группа. Обычно в результате мозгового штурма из сотни идей остается порядка 10 стоящих. Но это того стоит!!!

          Теперь поговорим об ограничениях и правилах, при невыполнении которых этот метод совершенно не работает:

1.      1/ В группе участников должно быть не больше 6 человек, иначе просто будут теряться идеи, которые не будут успевать записывать.

2.      2/ В группе участников не должно быть начальников и подчиненных, иначе очень высока вероятность, того, что при мозговом штурме подчиненные либо боясь авторитета начальника, либо боясь показаться смешными перед руководством, генерировать не будут.

3.      3/ В группе участников не должно быть, людей которые плохо относятся друг к другу. Генерации не будет по причинам похожим описанным выше.

4.      4/ В группах не должно быть неформальных лидеров.

5.     5/ теперь, наверно самое главное ограничение: При генерации ЗАПРЕЩЕНА ЛЮБАЯ КРИТИКА, и если в группе есть проблемы, описанные выше, то критика, в любой форме, будь то насмешка, или укор со стороны девушек в группе о том что, парни выдают пошло-матерные идеи, просто уничтожат всю работу. И уверяю Вас, что человек в адрес, которого прозвучало любое, даже невинное с виду, критическое замечание  перестанет участвовать в процессе генерации. Во время генерации за столом может быть только генерация. Если в группе есть и парни и девушки, и кое-кого может затронуть наличие пошлостей в генерации, то такую группу нужно перераспределять и рассаживать.

6.      6/ Наблюдатель должен четко выполнять свою работу и недопускать проблем описанных выше. Главная задача этапа генерации в методе мозгового штурма, это раскрепостить участников до такого состояния, при котором действительно будут появляться такие идеи, которые при повседневной жизни просто не возможны.

После правильного применения метода обычно сильно устаешь и слегка начинает болеть голова. Это и понятно плотность мыслей при применении метода в очень ограниченный промежуток настолько высока, что я подозреваю, такого количества мыслей в течении дня просто не бывает.

            Ну вот собственно об этом методе вкратце и все. В следующей рассылке опишу метод мозгового штурма который мы иногда применяем, но к классическому методу он не имеет никакого отношения, просто так исторически сложилось, что мы его стали называть разновидностью метода МШ.

 

Напоминаю Вам, что данная рассылка создана не только для того, что бы я ее писал, но и для того что бы мы вместе рождали новые идеи и появлялись новые тексты. Которые мы могли бы совместно использовать. Я жду ваши тексты для совместной доработки и использования!!!

В конце рассылки уже как обычно помещаю текст одной из наших лучших миниатюр «Огород». Текст даю в двух вариантах (Эстрадную и КВН версию). По этим миниатюрам полезно посмотреть как проходит этап нещадного редактирования миниатюры, если оказалась непозволительно длинной.

 

Пояснения к миниатюре БОЛЬШОЙ ОГОРОД

 

Миниатюра впервые показана в декабре 1998г. в рамках Студенческой весны физического факультета ПГУ «Тихая деревня». В миниатюре участвуют 5 человек. Действие происходит при полном свете. Сценой является зрительный зал. Именно туда спускаются актеры. Ряды зрителей в зале являются рядами овощей, а сами зрители являются овощами, фруктами, червячками, вредителями, ну, в общем, объектами на которых производят действия актеры. Балкон является яблонями. Над столом жюри висела прямоугольная конструкция с прикрепленными полиэтиленовыми пакетами. Кроме того, на столе стояли настольные лампы. Данная конструкция символизировала теплицу в огороде. Два главных прохода в зале считались незасеянными рядками. Ритм миниатюры неторопливый.

 

БОЛЬШОЙ ОГОРОД.

 

Автор: Дмитрий Тронин (DS)

 

Дед –                                              Внук –

Кузьмич –                                       Домовой –

Поросёнок –

___________________________________________________

(На сцену выходят дед и внук, чуть позже появляется Кузьмич)

Дед – Ну внучок, лето нынче жаркое, живность в рост идёт, ты в городе с землёй-то чай не  работал, землица - она труд любит.

Внук – Да как не работал, дед, у мамани дома целых два горшочка с цветами и для кошки в банку набирал…

Дед – Ну это не работа, пойдём-ка в огород, сейчас соседа кликну, а то давно уж не был я там. Эй, Кузьмич, ты к себе на огород не собирался?

Кузьмич – Как не собирался, собирался. Полить нужно, да прополоть, лето вишь какое жаркое выдалось, сорняки такие мордатые растут, ростом выше нас с тобой, думаю, уж не стопором ли пойти.

Дед – Так давай сейчас  пойдём и посмотрим. (подходят к огороду – зрительному залу и пристально смотрят) Мать честная, сорняков-то сколько! Тут работы не на день. Овощей даже из-за них не видать. Ну что, прямо от сюда и начнём. Внучок, сбегай-ка за инструментом, а то этот рядок уж больно страшный - крапива да репейник. (Спускаются в зрительный зал. Кузьмич идёт по одному проходу, а Дед с Внуком по другому проходу в зрительном зале)

Внук – А что принести, лом что ли?

Дед – Зачем тебе лом?

Внук – Ты же сам сказал, окучивать надо!

Кузьмич – Это как же ты ломом будешь окучивать, ну-ка покажи.

Внук – Да как, как, берёшь лом и окучиваешь, пока весь рядок не очистишь.

Дед – Эх, дуралей ты, кто ж так делает? Нужно ласково, пальчиками, и тебе приятно, и овощам хорошо.

Кузьмич – А лучше под самые корешки поглядеть, всю дрянь с корнями выдрать, тогда глядишь, картошка сама в рост пойдёт.

Внук – Дедуля, а это что за овощи?

Дед – Это внучок не овощи, это лопухи.

Кузьмич – Да, жара сегодня!

Дед – А ты саженцы-то поливал?

Кузьмич – Нет ещё, сейчас полью. (Лезет в зрительный зал с лейкой с водой)

Дед – Ну и репа же у тебя!

Кузьмич – Да уродилась на славу.

Дед – Да нет, ты чего покусанный такой?

Кузьмич – Чего, чего пасека у меня тут рядом, пчёлы, правда, неряшливые попались, все розы мне обляпали. Всё ж в меду теперь! Ладно, пойду послизываю.

Дед – Вот запоминай, тут у меня капуста кольраби, цветная, белокочанная, о, гляди крупнокочанная, а это редиска. А тут место, видать, такое… (Показываем на столы за которыми сидят члены жюри. У них на столах стоят настольные лампы. Над жюри подвешена рама с обрывками полиэтиленовой плёнки, которая символизирует теплицу) смотри какую теплицу соорудил, свет провёл, и тепло, и уютно. Правда, что доброе не садил, всё один хрен растёт.

Внук – А пугало у тебя есть, дед?

Дед – Есть конечно, целых два. Одно в теплице, другое в соседнем огороде ходит. (Намекает на Кузьмича)

Кузьмич – Чего ты говоришь-то?

Дед – Говорю, поросёнок мой к тебе в огород зашёл.

Кузьмич – Вот свинья, Сейчас ведь всю зелень поест. Где моя любимая грядка? А вот она: ути-ути, лучок, укропчик, чесночок, салат, Петрушка. (Обнаруживает какого-то паренька) Петрушка, а ну-ка марш домой, весь щавель у меня поел.

Внук – Ты глянь, лягушка, царевна наверное… Пойду поцелую, может чем наградит…

Кузьмич - Бородавками! Жаба-то знатная.

Внук – Ты глянь, вон, вон сидит гадина!

Дед – Ах, полосатый друг!

Внук – Дед, кто это?

Дед – Жук колорадский – посланец из Америки. Вот вредители! Кузьмич, по твоей грядке опять гусеница прошлась.

Кузьмич – Что же это такое, снова ночью кто-то на тракторе гонял.

Дед – Да ты не серчай, в мой огород тоже воры повадились, малина у меня там.

Внук – Дед мне мать когда-то говорила, что меня в капусте нашли.

Дед – И что?

Внук – Так я вот подумал, в такой не мудрено!

Дед – Редиска, морковка, свёкла, свёкла тоже нынче уродилась. Слушай, Кузьмич, а ты зелень на зиму маринуешь, али солишь?

Кузьмич – Сначала на печке сушу, потом в банки закатываю. В пятилитровую то лимон свеже - напечатанной зелени входит.

Дед – Да я тебе про капусту говорю!

Кузьмич – А я тебе про что?

Внук – А это что за сорняк?

Дед – А это, внучок, сжечь надобно – это конопля!

Внук – Да ты что, дед, у тебя ж целый рядок свободный.

Дед – Ох, молодёжь пошла, пойдём-ка яблок порвём. Яблоки-то в этом году червивые, вон, глянь, на деревьях висят, червячки-то выглядывают, смеются вон над нами. (Намёк на балкон зрительного зала)

Кузьмич – Говорил ведь, опрыскать нужно было.

Дед – Давай морковку подёргаем.

Внук – У-у-у, она ж у тебя дёрганая!

Поросенок – А почему эти томаты посеяны на разных грядках?

Домовой – Ну ты что, не знаешь? Томаты бывают женские и мужские. Здесь помидоры, а тут помидуры соответственно.

Кузьмич – Что это там поросёнок делает?

Внук – Надо было их в теплице посадить, а то град пойдёт, все помидоры в синяках будут.

Кузьмич – Эх ты, городской, какие же у помидор синяки? А вот собачку на ночь выпускать надо, а то все помидоры у синяков и без града окажутся.

Дед – Пойдем-ка ко мне в палисадник, там такие цветы растут, загляденье просто! Вот анютины глазки, у соседки взял, тут ромашки, хочешь погадать?

Внук – Да на ней уже кто-то погадал! (намёк на короткостриженного или лысого человека) А тут что посажено?

Кузьмич – Колокольчики, василёчки. Какие красавцы, пчёлки вас опыляют, они так размножаются, а запах!

Внук – Да уж!

Дед – Ты от компостной кучи отойди. Ты глянь, земляника-то уже усатая, тоже скоро размножаться будет.

Внук – А там что у тебя посеяно?

Дед – Да ветром надуло…

Внук – А разве так бывает?

Дед – Бывает, и не такое бывает!

Кузьмич – Ну сосед, пойдем баньку истопим, почаёвничаем.

(Уходят, напевая русскую народную песню)

ФИНАЛ

 

Пояснения к миниатюре МАЛЫЙ ОГОРОД

 

Укороченная КВН версия миниатюры БОЛЬШОЙ ОГОРОД. Участвуют 3 человека.

 

МАЛЫЙ ОГОРОД

 

Автор: Дмитрий Тронин (DS)

 

Дед –                                              Внук –

Кузьмич –

___________________________________________________

(На сцену выходят дед, его внук и Кузьмич)

Дед – Пойдём-ка, сейчас в огород, прополоть бы надо. (Подходят к огороду и пристально смотрят) Мать честная, сорняков-то сколько! Тут работы не на день. Овощей даже из-за них не видать. Ну что, прямо от сюда и начнём. (Спускаются в зрительный зал. Кузьмич идёт по одному проходу, а Дед с Внуком по другому проходу в зрительном зале) Внучок, сбегай-ка за инструментом, а то этот рядок уж больно страшной - крапива да репейник.

Внук – А что принести, лом что ли?

Дед – Зачем тебе лом?

Внук – Ты же сам сказал - окучивать надо!

Кузьмич – Это как же ты ломом будешь окучивать.

Внук – Да как, как, берёшь лом и окучиваешь, пока весь рядок не очистишь.

Дед – Эх, дуралей ты, кто ж так делает? Нужно ласково, пальчиками, и тебе приятно, и овощам хорошо.

Кузьмич – А лучше под самые корешки поглядеть, всю дрянь с корнями выдрать, тогда глядишь, картошка сама в рост пойдёт.

Кузьмич – Да, жара сегодня!

Дед – А ты саженцы-то поливал?

Кузьмич – Нет ещё, сейчас полью. (лезет в зрительный зал)

Дед – Ну и репа же у тебя!

Кузьмич – Да уродилась на славу.

Дед – Да нет, ты чего покусанный такой?

Кузьмич – Чего, чего пасека у меня тут рядом, пчёлы, правда, все розы мне мёдом обляпали. Ладно, пойду послизываю.

Дед – Вот запоминай, тут у меня капуста кольраби, цветная, белокочанная, о, гляди крупно кочанная. А тут место, видать, такое (Показываем на столы за которыми сидят члены жюри. У них на столах стоят настольные лампы. Над жюри подвешена рама с обрывками полиэтиленовой плёнки, которая символизирует теплицу) смотри как всё оборудовал, свет провёл, и тепло, и уютно. Правда, что доброе не садил, всё один хрен растёт.

Внук – Кузьмич, а почему эта грядка такая помятая.

Кузьмич – Что же это такое, снова ночью кто-то на тракторе гонял.

Дед – Да ты не серчай, в мой огород тоже воры повадились, малина у меня там.

Внук – Дед мне мать говорила, что меня в капусте нашли.

Дед – И что?

Внук – Так я вот подумал, в такой не мудрено!

Дед – Укроп, морковка, свёкла, свёкла тоже нынче уродилась. Слушай, Кузьмич, а ты зелень на зиму маринуешь, али солишь?

Кузьмич – Сначала на печке сушу, потом в банки закатываю. В пятилитровую то, лимон свеже - напечатанной зелени входит.

Дед – Да я тебе про капусту говорю!

Кузьмич – А я тебе про что?

Внук – А это что за сорняк?

Дед – А это, внучок, сжечь надобно – это конопля!

Внук – Да ты что, дед, у тебя ж целый рядок свободный. Эх, дедуля! Слушай, а почему эти томаты посеяны на разных грядках?

Дед – Ну ты что, не знаешь? Томаты бывают женские и мужские. Здесь помидоры, а тут помидуры соответственно.

Внук – Надо было их в теплице посадить, а то град пойдёт, все помидоры в синяках будут.

Кузьмич – Эх ты, городской, какие же у помидор синяки? А вот собачку на ночь выпускать надо, а то все помидоры у синяков и без града окажутся.

Дед – Пойдём - ка ко мне в палисадник, там такие цветы растут, загляденье просто! Вот анютины глазки, у соседки взял, тут ромашки, хочешь погадать?

Внук – Да на ней погадал уже кто-то! (намёк на короткостриженного или лысого человека) А тут что посажено?

Кузьмич – Колокольчики, василёчки. Какие красавцы,  а запах!

Внук – Да уж!

Дед – Ты от компостной кучи отойди. Ты глянь, земляника-то уже усатая, скоро размножаться будет.

Внук – А там что у тебя посеяно?

Дед – Там? Да ветром надуло…

Кузьмич – Ну сосед, пойдем баньку истопим, почаёвничаем, ведь как говорится у нас на Руси, сделал дело, пей смело.

Внук – Или пой?

Дед – А у нас одно другому не мешает!

(Уходят, напевая русскую народную песню)

 

ФИНАЛ

Если Вы готовы уже сейчас прислать на обсуждение и совместную доработку Ваши тексты, жду их по адресу dtronin@mail.ru

 

 

До новых встреч!

Дмитрий Тронин

     СТЭМ «DЕТИ STRONЦИЯ»


В избранное